г. Саратов |
|
23 апреля 2019 г. |
Дело N А06-10159/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поливановой А.А.,
при участии в судебном заседании представителя Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Шналиевой Н.А., действующей на основании доверенности от 09.01.2019 N 2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 18 февраля 2019 года по делу N А06-10159/2018 (судья Ковальчук Т.А.)
по заявлению муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Олинская средняя общеобразовательная школа" (416425, Астраханская область, Лиманский район, с. Оля, ул. Школьная, д. 1А, ОГРН 1023001939795, ИНН 3007006423)
к Государственному учреждению - Астраханскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (414040, г. Астрахань, ул. Академика Королева, д. 46, ОГРН 1023000828058, ИНН 3015010945),
третье лицо: Министерство образования и науки Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Адмиралтейская, д. 21, ОГРН 1053000023262, ИНН 3015069057)
о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Астраханской области обратилось муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Олинская средняя общеобразовательная школа" (далее - МКОУ "Олинская СОШ", заявитель, страхователь) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Астраханское региональное отделение ФСС России, орган фонда социального страхования, Учреждение) от 13.09.2018 N 351 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления недоимки по страховым взносам в размере 13 242,99 руб., пени в размере 943,79 руб., штрафа в размере 2 648,59 руб.
Решением суда первой инстанции от 18 февраля 2019 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным решение ГУ - Астраханского регионального отделения ФСС России от 13.09.2018 N 351 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления недоимки по страховым взносам в размере 13 242,99 руб., пени в размере 943,79 руб., штрафа в размере 2 648,59 руб.
Кроме того, с Учреждения в пользу заявителя взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Орган фонда социального страхования не согласился с принятым судебным актом и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
МКОУ "Олинская СОШ", Министерство образования и науки Астраханской области явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей данных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, ГУ - Астраханским региональным отделением ФСС России проведена выездная проверка МКОУ "Олинская СОШ" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, по результатам которой составлен акт от 20.08.2018 N 375
В ходе проверки Учреждением установлено занижение обществом облагаемой базы для начисления страховых взносов за проверяемый период на величину расходов по договорам об оказании медицинских услуг работникам, заключаемым на срок, менее одного года.
13.09.2018 по результатам рассмотрения материалов проверки ГУ - Астраханским региональным отделением ФСС России принято решение N 351, которым МКОУ "Олинская СОШ" привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 2 656,01 руб. Кроме того, данным решением МКОУ "Олинская СОШ" доначислены страховые взносы в размере 13 280,07 руб., начислены пени в сумме 943,79 руб.
Полагая, что решение органа фонда социального страхования от 13.09.2018 N 351 является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, МКОУ "Олинская СОШ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, основывался на том, что выплаты на проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) не являются доходами, полученными в рамках трудовых отношений с заявителем, не подлежат учету при определении облагаемой базы для начисления страховых взносов.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции ошибочными.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В ходе проверки органом фонда социального страхования установлено, что в целях организации обязательных медицинских осмотров для работников МКОУ "Олинская СОШ" заключены договоры с медицинскими организациями: договор по проведению медицинского осмотра от 28.05.2015 N 117 с ГБУЗ АО "Лиманская районная больница" (общая стоимость услуг - 53 902 руб., срок действия - до 31.12.2015), договор на предоставление платных медицинских услуг от 01.06.2015 N 386 с ГБУЗ АО "Областная клиническая психиатрическая больница" (общая стоимость услуг - 32 472 руб., срок действия - до 31.12.2015), договор по проведению медицинского осмотра от 08.06.2015 N 118 с ГБУЗ АО "Лиманская районная больница" (общая стоимость услуг - 59 560 руб., срок действия - до 31.12.2015), договор по проведению медицинского осмотра от 08.06.2015 N 119 с ГБУЗ АО "Лиманская районная больница" (общая стоимость услуг - 98 280 руб., срок действия - до 31.12.2015), договор по проведению медицинского осмотра от 01.07.2016 N 89 с ГБУЗ АО "Лиманская районная больница" (общая стоимость услуг - 85 995 руб., срок действия - до 31.12.2016), договор по проведению медицинского осмотра от 01.07.2016 N 90 с ГБУЗ АО "Лиманская районная больница" (общая стоимость услуг - 99 217 руб., срок действия - до 31.12.2016), договор по проведению медицинского осмотра от 01.07.2016 N 91 (общая стоимость услуг - 25 784 руб., срок действия - до 31.12.2016).
При формировании базы для начисления страховых взносов страхователь не учел расходы на оплату прохождения работниками медицинского осмотра по указанным договорам, что, по мнению органа фонда социального страхования, привело к занижению базы для начисления страховых взносов за 2015-2016 годы на 456 655 руб.
Суд первой инстанции признал данные выводы ГУ - Астраханского регионального отделения ФСС России ошибочными.
Апелляционная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
Абзацем 2 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому плательщиком страховых взносов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц, суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, а также суммы пенсионных взносов плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.
Следовательно, в целях освобождения от уплаты страховых взносов должны одновременно соблюдаться следующие требования: договор на оказание медицинских услуг должен быть заключен на срок не менее года и договор должен быть заключен с медицинской организацией, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Срок действия договоров на проведение медицинского осмотра, заключенных МКОУ "Олинская СОШ" с ГБУЗ АО "Лиманская районная больница", ГБУЗ АО "Областная клиническая психиатрическая больница", составлял менее одного года.
Таким образом, условие для освобождения от обложения страховыми взносами сумм платежей (взносов) страхователя по договорам на оказание медицинских услуг, предусмотренное пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, заявителем не соблюдено, в связи с чем орган фонда социального страхования пришел к верному выводу о том, что соответствующие расходы подлежали учету при формировании базы для начисления страховых взносов за 2015-2016 годы.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2016 N 308-КГ15-18034, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 06 февраля 2019 года по делу N А06-4814/2018.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных МКОУ "Олинская СОШ" требований.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 18 февраля 2019 года по делу N А06-10159/2018 отменить.
Принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Олинская средняя общеобразовательная школа" отказать.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.