23 апреля 2019 г. |
Дело N А83-16039/2018 |
Судья Яковлев А.С., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.12.2018 по делу N А83-16039/2018 (судья Лукачев С.О.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым к муниципальному унитарному предприятию городского поселения Щелкино "Щелкино Азов" о взыскании задолженности по финансовым санкциям в размере 500,00 руб.,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к муниципальному унитарному предприятию городского поселения Щелкино "Щелкино Азов" с заявлением о взыскании финансовых санкций в размере 500,00 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 10.10.2018 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24.12.2019 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Заявитель апелляционной жалобы считает решение суда первой инстанции незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на то, что действия муниципального унитарного предприятия городского поселения Щелкино "Щелкино Азов" следует квалифицировать как несвоевременное представление сведений на 1 сотрудника, поскольку страхователем представлены дополнительные сведения после получения уведомления об обнаружении ошибки в ранее представленных сведениях.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2019 апелляционная жалоба принята к производству. Жалоба рассмотрена в порядке ст.272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба, информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещены арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, 06.06.2018 муниципальное унитарное предприятие городского поселения Щелкино "Щелкино Азов" представило в пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М "дополняющая" на 1 застрахованное лицо за июнь 2017 года, которое не было включено в исходную форму.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа.
По результатам проверки дополнительно предоставленных сведений, пенсионный фонд пришел к выводу о предоставлении муниципальным унитарным предприятием городского поселения Щелкино "Щелкино Азов" сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2017 года с нарушением установленных сроков, о чем был составлен Акт о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 091S18180010261 от 13.06.2018.
На основании Акта от 13.06.2018 Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым вынесено решение от 11.07.2018 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 091S19180011760 за несвоевременное предоставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2017 года в виде штрафа в размере 500,00 рублей.
01.08.2018 Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым вынесено требование об уплате финансовой санкции N 091S01180017815 в сумме 500,00 рублей на основании решения N 091S19180011760 от 11.07.2018, при этом срок уплаты установлен до 21.08.2018.
Ввиду неисполнения муниципальным унитарным предприятием городского поселения Щелкино "Щелкино Азов" названного решения в добровольном порядке, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым обратилось в суд с данным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае у Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым отсутствовали правовые основания для привлечения муниципального унитарного предприятия городского поселения Щелкино "Щелкино Азов" к ответственности, установленной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8, статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено применение финансовых санкций к страхователю в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 указанного Федерального закона.
Статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет страхователю право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах.
Пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, действующей на момент представления корректирующих сведений, установлено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (пункт 39 Инструкции).
Пунктом 39 Инструкции также установлено, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Такой подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном устранении допущенных ошибок и поддерживать более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда.
Судом установлено, что муниципальное унитарное предприятие городского поселения Щелкино "Щелкино Азов" самостоятельно обнаружило ошибку и воспользовавшись правом уточнять и дополнять ранее поданные сведения (ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ) представило в пенсионный фонд дополняющую форму СЗВ-М за июнь 2017 года в отношении одного застрахованного лица 06.06.2018, при том, что исходная форма СЗВ-М представлена 12.07.2017, т.е. в установленный законом срок, что не оспаривается сторонами.
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Самостоятельное устранение страхователем ошибок в форме СЗВ-М и подачу такого уточнения после установленного срока (в том числе дополняющих сведений о лицах, которые ранее не были включены в форму) следует квалифицировать как внесение дополнений (исправлений) в установленную форму, что не образует состав правонарушения, предусмотренный ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Определениях Верховного Суда РФ от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 по делу N А04-5748/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700 по делу N А04-5751/2017, от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым.
Довод заявителя жалобы о том, что страхователем представлены дополнительные сведения после получения уведомления об обнаружении ошибки, подлежит отклонению, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие направление соответствующего уведомления страхователю, а также нарушение последним установленного срока исправления недостатков.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.
Апелляционным судом установлено, что к апелляционной жалобе заявителем приложены дополнительные документы: копия отчета по форме СЗВ-М за июнь 2017 года (исходная форма), копия отчета по форме СЗВ-М за июнь 2017 года (дополняющая форма), уведомление об устранении ошибок, копия годового отчета по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год.
В силу разъяснений, приведенных в пункте 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", арбитражным судом при рассмотрении апелляционной жалобы могут быть приняты дополнительные доказательства только в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 5 части 4 статьи 270 АПК РФ (часть 2 статьи 272.1 АПК РФ).
Поскольку оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, апелляционным судом не установлено, документы, приложенные к апелляционной жалобе, подлежат возвращению Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.12.2018 по делу N А83-16039/2018 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым - без удовлетворения.
В соответствии с п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о ее распределении судом не рассматривается.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 АПК РФ постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.12.2018 по делу N А83-16039/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.С. Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.