город Ростов-на-Дону |
|
24 апреля 2019 г. |
дело N А53-26566/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.В. Ванина
судей Е.А. Маштаковой, Б.Т. Чотчаева
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т.М. Сурженко,
при участии:
от истца: представитель Лесняк А.С. по доверенности N 45 от 30.08.018, паспорт; представитель Евтушенко П.Г. по доверенности N 52 от 01.10.2018, паспорт;
от ответчика: представитель Зинченко А.И. по доверенности от 24.09.2017, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия "Азовводоканал"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 19.02.2019 по делу N А53-26566/2018
по иску муниципального предприятия "Азовводоканал"
к ответчику индивидуальному предпринимателю Таранушич Марине Петровне
о взыскании задолженности,
принятое в составе судьи Андриановой Ю.Ю.
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие "Азовводоканал" (далее - истец, предприятие, водоканал) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к индивидуальному предпринимателю Таранушич Марине Петровне (далее - ответчик, предприниматель) о взыскании платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации города Азова в размере 17 419 руб. 11 коп., платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения допустимой концентрации в размере 198 122 руб. 59 коп. за декабрь 2017 года, март - апрель 2018 года (с учетом уточнения исковых требований в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.02.2019 в иске отказано, с предприятия в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлину в размере 7 311 руб. Решение мотивировано нарушением истцом установленного Постановлением Правительства РФ от 21.06.2016 N 525 порядка отбора проб сточных вод, выразившемся в проведении отбора проб в отсутствие представителя ответчика, что лишает доказательной силы составленные истцом акты отбора проб сточных вод.
Предприятие обжаловало решение суда первой инстанции в порядке главы 34 АПК РФ, просило решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска. Апелляционная жалоба мотивирована следующим. Вывод суда о проведении отбора проб в отсутствие представителя ответчика не соответствует обстоятельствам дела, поскольку участвовавший в отборе проб Старцев А.В. в 2015 - 2017 годах неоднократно участвовал в таких отборах, что одобрялось впоследствии ответчиком. Кроме того, из акта сверки следует, что ответчиком были одобрены действия Старцева А.В. по участию непосредственно в отборе спорных проб. В силу изложенного вывод суда о нарушении истцом процедуры отбора проб сточных вод является необоснованным. Ответчик не сообщил истцу сведения о его представителе в отношениях с истцом; пункт 6.1 договора, в котором должны быть указаны соответствующие сведения, ответчиком не был заполнен, что свидетельствует о злоупотреблении ответчиком правом.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.03.2007 между предприятием (водоканал) и предпринимателем был (абонент) заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод N 2475, по которому водоканал осуществляет отпуск питьевой воды по водопроводным вводам диаметром 100 мм абоненту и его субабонентам согласно выданным техническим условиям (пункт 2.1 договора); прием сточных вод производится по канализационным выпускам диаметром 100 мм в канализацию водоканала от абонента и его субабонентов согласно выданным техническим условиям (пункт 2.2 договора).
По своей правовой природе спорный договор представляет собой единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, правоотношения из которого регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении). К отношениям сторон по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения применяются в соответствующих частях правила о договорах холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа договора (часть 2 статьи 15 Закона о водоснабжении). Спорные правоотношения регулируются также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644 ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о водоснабжении по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
В соответствии с пунктом 3.1.3 договора водоканал обязуется принимать сточные воды, соответствующие нормативным требованиям, в систему канализации водоканала от абонента в размере согласованного лимита в количестве по группам потребителей (приложения N N 1, 2).
В соответствии с пунктом 3.2.3 договора абонент обязуется не превышать допустимые концентрации загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в системы канализации г. Азова, установленные водоканалом при выдаче разрешения на сброс сточных вод в горколлектор.
В силу пункта 25 Правил N 644 абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом о водоснабжении, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Правилами N 644, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения. В соответствии с подпунктом "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований. В пункте 111 Правил N 644 указано, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения. Сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, по перечню согласно приложению N 2 и вещества, запрещенные к применению в Российской Федерации, в том числе ратифицированными Российской Федерацией международными нормативными правовыми актами. Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3 (пункты 113, 114 Правил N 644).
Согласно пункту 3.1.4 договора водоканал обязуется систематически, не реже 1 раза в 6 месяцев, контролировать качество сточных вод, отводимых абонентом и его субабонентами в канализацию водоканала, путем отбора проб. Отбор проб производится в любое время суток в присутствии представителя абонента или субабонента. Полученный результат отобранной пробы считается действительным до следующего отбора проб. В случае не предоставления абонентом или субабонентом представителя отобранная проба считается недействительной.
Как следует из материалов дела, в декабре 2017 года, марте и апреле 2018 года истцом были отобраны пробы сточных вод абонента, о чем составлены акты от 06.12.2017 N 250, от 15.03.2018 N 44, от 24.04.2018 N 98. Отобранные пробы были направлены истцом в лабораторию водоканала для проведения анализа; результаты анализа сточных вод зафиксированы в протоколах КХА от 12.12.2017 N 250, от 21.03.2018 N 44, от 03.05.2018 N 98.
Согласно протоколу КХА от 12.12.2017 N 250 в отобранных пробах стоков были обнаружены: взвешенные вещества в количестве 1 341 г/м3, БПК - в количестве 1 973,4 г/м3, общая минерализация - в количестве 8 242 г/м3, фосфор фосфатный - в количестве 5,34 г/м3.
Согласно протоколу КХА от 21.03.2018 N 44 в отобранных пробах стоков были обнаружены: взвешенные вещества в количестве 428 г/м3, БПК - в количестве 1 944,8 г/м3, общая минерализация - в количестве 8 958 г/м3, аммоний-ион - в количестве 67,81 г/м3, фосфор фосфатный - в количестве 4,22 г/м3, сульфиды - в количестве 0,372 г/м3.
Согласно протоколу КХА от 03.05.2018 N 98 в отобранных пробах стоков были обнаружены: БПК - в количестве 1 487,2 г/м3, общая минерализация - в количестве 4 968 г/м3.
Согласно Условиям приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения г. Азова, утв. постановлением Администрации г. Азова от 29.12.2015 N 2597 (далее - Условия N 2597) предельные концентрации указанных веществ в стоках составляют: взвешенные вещества - 306,452 г/м3, БПК - 211,875 г/м3, общая минерализация - 1 014 г/м3, фосфор фосфатный - 2,65 г/м3, аммоний-ион - 35,060 г/м3, сульфиды - 0,2 г/м3. Данный нормативный акт опубликован в официальном издании администрации города Азова "Азов официальный" N от 29.12.2015.
Таким образом, сброшенные в канализацию сточные воды в декабре 2017 года, марте и апреле 2018 года содержали загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные Условиями N 2597 допустимые концентрации.
Согласно подпункту "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Таким образом, законодатель установил три самостоятельных вида платежа: 1) плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод (или плата за превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ); 2) плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения; 3) плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Основание и порядок внесения первого платежа, вопросы нормирования и контроля приема (сброса) сточных вод регулируются Правилами N 167 (в части, не утратившей силу в связи с вступлением в силу Правил N 644 и не противоречащей указанным Правилам), постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310), условиями заключенного сторонами договора, а также нормативными актами органов местного самоуправления, устанавливающими нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и размер платы за превышение названных нормативов (в рассматриваемом случае такими нормативными актами являлись Постановление Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области" и Условия N 2597).
Ко второму виду платежа относятся разделы VI и VII Правил N 644 и нормативы, приведенные в приложении N 3 к Правилам N 644, установленные в соответствии с пунктом 114 названных правил, которые применяются в рамках регулирования правоотношений, связанных с предотвращением негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Третий вид платежа также определен разделами VI и VII Правил N 644 и нормативами, приведенными в приложении N 2 к Правилам N 644, установленными в соответствии с пунктом 113 данных правил и регулирующими правоотношения, связанные с внесением платежей при сбросе веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В предмет иска входят требования о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций (первый вид платежа) и платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (второй вид платежа).
Размер платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы водоотведения рассчитывается в соответствии с действующим законодательством. Размер платы Абонента в связи с нарушением Абонентом нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод рассчитывается в соответствии с требованиями Постановления Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области" (далее - Постановление N 348)
Условиями N 2597 утверждены перечень и нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в системы канализации города Азов.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 348 расчет платы за сброс загрязняющих веществ с превышением установленных ДК производится по формуле: П = (ФК - ДК) x Niлим x Qx 5 x Кэк x Кинд x Кком x 10.6, где ФК - фактическая концентрация загрязняющего вещества, мг/дм3; ДК - допустимая концентрация, утвержденная Условиями N 2597, мг/дм3; 5-пятикратный повышающий коэффициент к базовым нормативам платы за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов; П - плата за сброс загрязняющих веществ сверх норматива по каждому загрязняющему веществу, руб.; Q - расход сточных вод, м3; Niлим - базовый норматив платы за сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, в пределах установленных лимитов (руб./усл.т), I - загрязняющее вещество; Niлим = Уэ x Aj, Уэ = 35825,93 руб./усл.т - удельный экологический ущерб; Ai - показатель относительной опасности веществ, обратно пропорциональный величине ДК, в зависимости от подверженности загрязняющих веществ трансформации при очистке сточных вод. Ai = 1 / ДК1 Кннд - коэффициент индексации платы, показатель, характеризующий соотношение цен декабря к декабрю предыдущего долга согласно федеральному закону о федеральном бюджете на текущий финансовый год, по которому определена величина Уэ и расчетного периода, Кинд = 1; Кэк - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния водных объектов Ростовской области, учитывающий экологические факторы - природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. Для водоемов Ростовской области Кэк = 1,56.
Объемы стоков за каждый из спорных периодов (декабрь 2017 года - 786 м3, март 2018 года - 734 м3, апрель 2018 года - 858 м3) спорными не являются.
С учетом выявленных превышений допустимых концентраций загрязняющих веществ в стоках ответчика согласно протоколам КХА от 12.12.2017 N 250, от 21.03.2018 N 44, от 03.05.2018 N 98 истцом на основании Постановления N 348 рассчитана плата за сброс загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций за декабрь 2017 года в размере 10 534 руб. 19 коп., за март 2018 года в размере 4 307 руб. 24 коп., за апрель 2018 года в размере 2 577 руб. 68 коп.
Расчет соответствует формуле, установленной Постановлением N 348; примененные в расчетах показатели соответствуют сведениям о фактических концентрациях загрязняющих веществ в указанных выше протоколах. Основания для оценки указанных расчетов в качестве неправильных с точки зрения доводов ответчика отсутствуют. Согласно выраженному в решении Верховного Суда РФ от 25.06.2011 N ГКПИ/00-1448 правовому подходу повышенная плата за превышение нормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ не является штрафной санкцией, а представляет собой дифференцированный подход к определению размер тарифа за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, в силу чего в соответствии с правовой позицией, выраженной в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 26.03.2014 по делу N А53-9766/2013, плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ являются платежами за оказанные услуги, в силу чего они подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость.
Общий размер платы за сброс загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций в систему канализации за декабрь 2017 года, март и апрель 2018 года составляет 17 419 руб. 11 коп. (10 534 руб. 19 коп. + 4 307 руб. 24 коп. + 2 577 руб. 68 коп.).
В соответствии с пунктом 118 Правил N 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 данных правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены Правилами N 644. Согласно пункту 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123(1) и 130 данных правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 10 дней со дня выставления счета.
Согласно протоколу КХА от 12.12.2017 N 250 концентрация ХПК в отобранных пробах стоков составила 2 950 г/м3. Согласно протоколу КХА от 21.03.2018 N 44 концентрация ХПК в отобранных пробах стоков составила 3 000 г/м3. Согласно протоколу КХА от 03.05.2018 N 98 концентрация ХПК в отобранных пробах стоков составила 1 800 г/м3.
Приложением N 5 к Правилам N 644 определен Перечень максимальных допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения; данным приложением установлена предельная концентрация в сточных водах ХПК в размере 500 мг/дм3.
Как указано выше, объемы стоков за каждый из спорных периодов (декабрь 2017 года - 786 м3, март 2018 года - 734 м3, апрель 2018 года - 858 м3) спорными не являются.
С учетом выявленных превышений допустимых концентраций ХПК в стоках ответчика согласно протоколам КХА от 12.12.2017 N 250, от 21.03.2018 N 44, от 03.05.2018 N 98 истцом на основании пункта 123 Правил N 644 рассчитана плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за декабрь 2017 года в размере 66 710 руб. 95 коп., за март 2018 года в размере 81 731 руб. 41 коп., за апрель 2018 года в размере 49 680 руб. 23 коп.
Расчет соответствует формуле, установленной Правилами N 644; примененные в расчетах показатели соответствуют сведениям о фактических концентрациях загрязняющих веществ в указанных выше протоколах. Основания для оценки указанных расчетов в качестве неправильных с точки зрения доводов ответчика отсутствуют. В соответствии с правовой позицией, выраженной в определении Верховного Суда РФ от 25.08.2016 N 304-ЭС16-10540 по делу N А45-14910/2015, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является платой за услуги по гражданско-правовому договору, подлежит включению в выручку, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в соответствии со статьями 146, 154, 168 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общий размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за декабрь 2017 года, март и апрель 2018 года составляет 198 122 руб. 59 коп. (66 710 руб. 95 коп. + 81 731 руб. 41 коп. + 49 680 руб. 23 коп.).
Судом первой инстанции отказано в иске по основанию нарушения истцом порядка отбора спорных проб, что выразилось в проведении соответствующих отборов в отсутствие представителя ответчика, и, как следствие, что лишило составленные истцом акты отбора проб сточных вод доказательной силы.
При оценке довода апелляционной жалобы о необоснованности данного вывода апелляционный суд установил следующее.
Порядок отбора проб сточных определен Правилами осуществления контроля состава и свойств сточной воды, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525).
В соответствии с пунктом 18 Правил N 525 отбор проб сточных вод осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение. Отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в течение 15 минут после времени, указанного в уведомлении о проведении отбора проб сточных вод, пробы сточных вод отбираются без абонента (пункт 19 Правил N 525).
По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, в силу пункта 27 Правил N 525 составляет в 2-х экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении N 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом.
Как указано выше, отборы спорных проб были оформлены актами от 06.12.2017 N 250, от 15.03.2018 N 44, от 24.04.2018 N 98. Каждый из данных актов со стороны абонента подписан Старцевым А.В. с указанием должности "механик" (т.1, л.д. 75, 79, 83).
Судом первой инстанции сделан вывод об отсутствии у указанного лица полномочий представителя предпринимателя при отборе спорных проб; данный вывод основан на недоказанности существования трудовых правоотношений между Старцевым А.В. и предпринимателем.
Из пункта 1 статьи 182 ГК РФ следует, что полномочие представителя может быть основано на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, либо явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.).
Доказательства существования таких оснований в деле отсутствуют. Довод истца о том, что в 2015 - 2017 годах предприниматель оплачивала аналогичные спорным платежи по актам, подписанным Старцевым А.В., не позволяет достоверно установить, что полномочия данного лица при подписании спорных актов явствовали из обстановки, поскольку подписанные им акты за предшествующие периоды в деле отсутствуют, а представленные истцом платежные поручения на оплаты совершены не предпринимателем, а ООО "Производственная компания "АКОМП" (т.2, л.д. 60, 64, 65, 67).
Между тем, вывод суда первой инстанции об отсутствии у Старцева А.В. полномочий представителя предпринимателя при отборе спорных проб сделан без учета следующих обстоятельств.
Из материалов дела следует, что по результатам анализа проб, отбор которых был оформлен актами от 06.12.2017 N 250, от 15.03.2018 N 44, от 24.04.2018 N 98, истцом ответчику были выставлены счета: на оплату за сброс загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций N 130010 от 17.01.2018 за декабрь 2017 года на сумму 10 534 руб. 19 коп., (т.1, л.д. 72), N 3649 от 16.04.2018 за март 2018 года на сумму 4 307 руб. 24 коп. (т.2, л.д. 54), N 4972 от 14.05.2018 за апрель 2018 года на сумму 2 577 руб. 68 коп. (т.2, л.д. 56); на оплату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения N 130005 от 17.01.2017 за декабрь 2017 года на сумму 66 710 руб. 95 коп. (т.1, л.д. 73), N 3639 от 16.04.2018 за март 2018 года на сумму 81 731 руб. 41 коп. (т.2, л.д. 55), N 4965 от 14.05.2018 за апрель 2018 года на сумму 49 680 руб. 23 коп. (т.2, л.д. 57). В каждом из этих счетов содержится указание на соответствующий вид платежа, период взыскания, в силу чего их содержание позволяет определенно установить характер предъявленных к оплате сумм.
Все указанные счета отражены в акте сверки взаимных расчетов между предприятием и предпринимателем за период с января по декабрь 2018 года, итоговая задолженность по которому определена сторонами с учетом сумм указанных счетов (т.2, л.д. 53). Данный акт подписан лично предпринимателем без возражений, из чего следует, что при подписании данного акта у него отсутствовали сомнения в существовании документальных оснований соответствующих обязательств.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 183 ГК РФ при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии не одобрит данную сделку. Последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения.
В соответствии с пунктом 123 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" под последующим одобрением сделки представляемым, в частности, могут пониматься: письменное или устное одобрение независимо от того, кому оно адресовано; признание представляемым претензии контрагента; иные действия представляемого, свидетельствующие об одобрении сделки (например, полное или частичное принятие исполнения по оспариваемой сделке, полная или частичная уплата процентов по основному долгу, равно как и уплата неустойки и других сумм в связи с нарушением обязательства; реализация других прав и обязанностей по сделке, подписание уполномоченным на это лицом акта сверки задолженности); заключение, а равно одобрение другой сделки, которая обеспечивает первую или заключена во исполнение либо во изменение первой; просьба об отсрочке или рассрочке исполнения; акцепт инкассового поручения.
Таким образом, подписав без возражений акт сверки, в котором были указаны счета на оплату за сброс загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций и на оплату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, содержание которых позволяло определенно установить характер предъявленных к оплате сумм, в документальной основе которых лежали акты отбора проб от 06.12.2017 N 250, от 15.03.2018 N 44, от 24.04.2018 N 98, предприниматель одобрила действия Старцева А.В. по участию в соответствующих отборах проб.
Как указано выше, в соответствии с пунктом 2 статьи 183 ГК РФ последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения.
При таких обстоятельствах с ответчика в пользу истца подлежат взысканию плата за сброс загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций в систему канализации за декабрь 2017 года, март и апрель 2018 года в общем размере 17 419 руб. 11 коп., плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за декабрь 2017 года, март и апрель 2018 года в общем размере 198 122 руб. 59 коп.
В силу изложенного решение суда подлежит отмене как принятое при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела.
Размер подлежащей уплате в федеральный бюджет госпошлины по иску при цене иска в размере 215 541 руб. 70 коп. составляет 7 311 руб.
При принятии искового заявления истцу была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины.
Поскольку иск удовлетворен полностью, постольку в соответствии с правовым подходом, выраженным в пункте 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", на основании части 3 статьи 110 АПК РФ, с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по иску в размере 7 311 руб.
При принятии апелляционной жалобы истцу была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины.
Поскольку апелляционная жалоба истца удовлетворена, постольку в соответствии с правовым подходом, выраженным в пункте 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", на основании части 3 статьи 110 АПК РФ, с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб.
Таким образом, общий размер подлежащей взысканию с ответчика госпошлины по иску и апелляционной жалобе составляет 10 311 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.02.2019 по делу N А53-26566/2018 отменить. Принять новый судебный акт.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Таранушич Марины Петровны (ИНН 610103800097, ОГРНИП 307610105700021) в пользу муниципального предприятия "Азовводоканал" (ИНН 6140000097, ОГРН 1026101790846) плату за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации в размере 17 419 руб. 11 коп., плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в размере 198 122 руб. 59 коп.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Таранушич Марины Петровны (ИНН 610103800097, ОГРНИП 307610105700021) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску и апелляционной жалобе в размере 10 311 руб.
Постановление апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление апелляционного суда может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу настоящего постановления.
Председательствующий |
В.В. Ванин |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.