г. Санкт-Петербург |
|
24 апреля 2019 г. |
Дело N А56-164734/2018 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Фуркало О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8986/2019) товарищества собственников жилья "Победа" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2019 по делу N А56-164734/2018 (судья Лебедева И.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое
по заявлению товарищества собственников жилья "Победа"
заинтересованное лицо: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления
установил:
Товарищество собственников жилья "Победа" (далее - заявитель, ТСЖ "Победа") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ Санкт-Петербурга) от 05.12.2018 по делу об административном правонарушении N 2583/18, в соответствии с которым ТСЖ привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными главой 29 Кодекса (часть 1 статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2019 (в виде резолютивной части) в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции ТСЖ "Победа" обратилось с апелляционной жалобой, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Доводы подателя апелляционной жалобы сводятся к следующему. Состав административного правонарушения отсутствует. Штраф в размер 40 000 руб. является существенным нарушением прав собственников жилья, т.к. возлагается в конечном итоге на расходы собственников помещений и членов их семьи. Судом первой инстанции нарушены нормы процессуального законодательства, суд не выносил определение, в котором бы указывал на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства, не устанавливал никаких сроков в соответствии с пунктом 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От заинтересованного лица поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, в котором он просит в ее удовлетворении отказать.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" без проведения судебного заседания, без вызова сторон.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены ввиду следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в результате проведенной 05.12.2018 на основании Распоряжения N 02/15206-р от 03.10.2018 проверки по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Костылева, д. 1/38, ул. Восстания, д. 30/7, Литейный пр., д. 18, заместителем начальника Инспекции - заместителем главного государственного жилищного инспектора Санкт-Петербурга Матюхиным В.В. выявлены нарушения требований "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила), а именно:
- ТСЖ "Победа" не представлен договор со специализированной организацией по обслуживанию вентиляционных каналов в МКД, т.е. нарушен п.5.5.12, п.5.5.6 Правил;
- допущено образование сквозной щели в кирпичной кладке ограждающей стены балкона в квартире N 93 (второй уровень), т.е. нарушен п.4.2.3.1 Правил;
По результатам проверки составлен Акт проверки N 02/15206-Р от 05.10.2018 с приложением фотофиксации.
В отношении заявителя составлен протокол N 02/15206-Р об административном правонарушении.
Постановлением от 05.12.2018 N 2558/18 ТСЖ "Победа" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 40 000 руб.
Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления, ТСЖ "Победа" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Управление товариществом собственников жилья является одним из способов управления, предусмотренных частью 2 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 данной статьи 161 Жилищного кодекса РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Товарищество собственников жилья в соответствии с пунктом 4 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации должно обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
Управление многоквартирным домом по адресу: г. Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Костылева. д. 18 осуществляется на основании Устава, утвержденного протоколом общего собрания членов товарищества N 2/08 от 30.12.2008 г., согласно которому ТСЖ приняло на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества данного многоквартирного дома.
Согласно пункту 2.1 Устава ТСЖ создается для совместного управления собственниками помещений комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса согласно существующим нормативам, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
По пункту 3.1.1 Устава ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договоры управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
По пункту 3.5.3 Устава заявитель обеспечивает надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила 491).
Пунктами "а", "в" пункта 11 Правил установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
В соответствии с пунктом 13 Правил 491 осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья.
Согласно части 3 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (далее - минимальный Перечень 290) к работам, выполняемые для надлежащего содержания стен многоквартирных домов относится в том числе: выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, признаков потери несущей способности. наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств; выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней; в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.
Вместе с тем, в ходе проведения проверки были выявлены нарушения пунктов 4.2.3.1, 5.5.6, 5.5.12 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила), которые устанавливают правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, то есть определяют требования, порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
Указанные Правила изданы в целях обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Административная ответственность за нарушение требований Правил предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, в отношении лиц, ответственных за содержание жилых домов и (или) жилых помещений за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Событие правонарушения было установлено Актом проверки N 02/15206-р от 05.10.2018 (далее - Акт проверки), протоколом об административном правонарушении N 02/15206-р от 16.11.2018 и постановлением Инспекции об административном правонарушении N 2583/18 от 05.12.2018.
Объективная сторона правонарушений выразилась в нарушении требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, в части неудовлетворительной организации по обслуживанию жилищного фонда.
Анализ вышеизложенных правовых норм позволяет сделать вывод, что на ТСЖ возложены обязанности по обеспечению надлежащего содержания и ремонта жилищного фонда, что подразумевает неукоснительное выполнение требований законодательства в данной сфере.
Таким образом, ТСЖ является лицом, ответственным за нормальную эксплуатацию жилого дома, содержание общего имущества и предоставление жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с установленными требованиями законодательства
Учитывая изложенное, именно на заявителе, как организации, уполномоченной собственниками на содержание общего имущества многоквартирного дома, лежит обязанность проводить мероприятия по надлежащему содержанию и эксплуатации общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Довод заявителя в том, что наложение административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб. является существенным нарушением прав собственников жилья, несостоятелен и подлежит отклонению по следующим основаниям.
При рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления должностным лицом учитывается характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение заявителя, а также смягчающие и отягчающие обстоятельства, в связи с чем наложен штраф предусмотренный санкцией инкриминируемой статьи.
Данное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. не может ставиться в прямую зависимость со способностью товарищества в добровольном порядке устранять выявленные нарушения и ограничивать её.
Расходы связанные с выполнением обязательств, указанных в Уставе товарищества по управлению многоквартирным домом за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного должны были быть предусмотрены заявителем.
До рассмотрения и в ходе рассмотрения дела объективных причин невозможности соблюдения Правил N 170 и обстоятельств, препятствующих осуществлению надлежащей эксплуатации многоквартирного дома, расположенного по вышеуказанному адресу, установлено не было. ТСЖ было обязано и у него имелась возможность выполнить требования законодательства.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, при возбуждении и ведении административного производства, ТСЖ в материалы дела не представлено.
При производстве по делу об административном правонарушении и в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, оснований применения статьи 4.1.1 КоАП РФ с учетом положений части 2 статьи 3.4. КоАП РФ не установлено.
Таким образом, в действиях ТСЖ усматривается состав правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, а именно нарушение правил содержания и ремонта жилых домов.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 рублей подлежит возврату товариществу собственников жилья "Победа", поскольку подача апелляционной жалобы по делам об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
В соответствии с частью 5 статьи 15, частью 1 статьи 177 и частью 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебный акт, выполненный в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2019 по делу N А56-164734/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Победа" из Федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей по платежному поручению от N 90 от 20.03.2019.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Фуркало |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.