Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 1 августа 2019 г. N Ф06-49238/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
25 апреля 2019 г. |
Дело N А65-18102/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Филипповой Е.Г., Лихоманенко О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС Центр" - Кадыров И.Э. (доверенность от 08.05.2018), Комаров М.В. (доверенность от 22.06.2016),
от общества с ограниченной ответственностью "ТАИФ-НК АЗС" - Полунина А.Э. (доверенность от 25.12.2018),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Дубровина Е.О. (доверенность от 29.12.2018),
от ГБУ "Управление по обеспечению рационального использования и качества топливноэнергетических ресурсов в РТ" - представитель не явился, извещено,
от акционерного общества "Танеко"- представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.01.2019 по делу N А65-18102/2018 (судья Насыров А.Р.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС Центр", г.Альметьевск,
общества с ограниченной ответственностью "ТАИФ-НК АЗС", г.Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань (ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714),
третьи лица: ГБУ "Управление по обеспечению рационального использования и качества топливноэнергетических ресурсов в РТ", АО "Танеко",
о признании недействительным решения от 20.03.2018 по делу N 05- 217/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС Центр" (далее - ООО "Татнефть-АЗС Центр") и общество с ограниченной ответственностью "ТАИФ-НК АЗС" (далее - ООО "ТАИФ-НК АЗС") обратились в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган) о признании недействительным (незаконным) решения от 20.03.2018 по делу N 05-217/2017.
Определением от 14.01.2019 судья Хамитов З.Н. передал дело N А65-39130/2018 для решения вопроса об объединении и совместного рассмотрения с арбитражным делом N А65-18102/2018.
Определением от 14.01.2019 судья Хафизов И.А. передал дело N А65-38214/2018 для решения вопроса об объединении и совместного рассмотрения с арбитражным делом N А65-18102/2018.
Поскольку постановления от 20.11.2018 о наложении на заявителей административного штрафа по делам об административных правонарушениях N А05-1206/2018 и N А05-1207/2018 вынесены на основании указанного выше решения от 20.03.2018 по делу N 05-217/2017 и в них участвуют одни и те же лица, арбитражный суд в соответствии с частью 2 статьи 130 АПК РФ объединил указанные выше дела в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу номера А65-18102/2018.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.01.2019 заявленные требования удовлетворены. Решение антимонопольного органа от 20.03.2018 по делу N 05-217/2017 признано незаконным, а также признаны незаконными и отменены постановления от 20.11.2018 о наложении на ООО "ТАИФ-НК АЗС" штрафа по делу об административном правонарушении N А05-1207/2018 и о наложении на ООО "Татнефть-АЗС Центр" штрафа по делу об административном правонарушении N А05-1206/2018. Кроме того, на антимонопольный орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей.
Не согласившись с выводами суда, антимонопольный орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что антимонопольный орган рассматривал факт наличия конкретных АЗС с конкретными повышениями отпускных цен.
В данном случае антимонопольным органом рассматривался период начала реализации зимнего дизельного топлива, соответственно, повышение цен устанавливалось на тех АЗС, на которых начиналась его непосредственная реализация.
Основным доводом антимонопольного органа является отсутствие сопоставимого роста цен реализации с закупочными ценами.
Заявители приобретают топливо по ценам ниже сложившихся на рынке.
О действии заявителей по соглашению при установлении розничных цен реализации зимнего дизельного топлива свидетельствует факт синхронного понижения соответствующих цен, которое произошло на АЗС обоих заявителей по делу 22-23 ноября 2017 года.
Несоблюдение формы гражданско-правового договора не может расцениваться как свидетельство отсутствия недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения.
Материалами дела в настоящем случае подтверждается сговор заявителей.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители заявителей считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзывах.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в антимонопольный орган поступило обращение Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения Республики Татарстан по факту состояния дел в розничном сегменте топливного рынка Республики, в том числе необоснованного роста цен на нефтепродукты заводами-изготовителями, диспаритет установления оптовых и розничных цен на бензин, дизельное топливо на территории Республики Татарстан.
В ходе рассмотрения обращения установлено, что на территории Республики Татарстан расположены 720 автозаправочных станций, реализацию автомобильного топлива через АЗС в Республике Татарстан осуществляют более 160 хозяйствующих субъектов и индивидуальных предпринимателей. Наиболее крупными в 2017 году хозяйствующими субъектами на товарном рынке, реализующими дизельное топливо, являются ООО "ТАИФ-НК АЗС", ООО "Татнефть-АЗС Центр", ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" и ООО "АЗС-Ирбис".
Исследовав динамику изменения оптовых цен на дизельное топливо на заводах-производителях в 2017 году, антимонопольный орган установил, что оптовые цены на дизельное топливо на заводах-производителях компаний "ТАИФ" и "ТАТНЕФТЬ" выше оптовых цен на дизельное топливо Уфимского НПЗ, средних цен на НПЗ России, (сведения с сайта NGE - независимая торговая площадка по нефтепродуктам в России и СНГ), цен Санкт-Петербургской Международной товарно-сырьевой биржи.
Установление высоких оптовых отпускных цен на заводах-производителях компаний "ТАИФ" и "ТАТНЕФТЬ" стало причиной повышения розничных цен на зимнее дизельное топливо в ноябре 2017 г. автозаправочными станциями, входящими в указанные вертикально-интегрированные нефтяные компании - ООО "Татнефть-АЗС Центр" и ООО "ТАИФ-НК АЗС".
Согласно результатам проведенного мониторинга, представленного ГБУ "Управление рационального использования ТЭР" (исх. N 01-1210 от 21.11.2017), средние розничные цены на дизельное топливо (зимнее) по Приволжскому Федеральному округу на 14.11.2017 составляют 38,88 руб. за литр, а средние розничные цены на дизельное топливо (зимнее) по Республике Татарстан на 14.11.2017 составляют 39,50 руб. за литр.
В целях выяснения фактического положения дел на рынке реализации дизельного топлива в адрес ГБУ "Управление рационального использования ТЭР" был направлен запрос информации и документов.
В соответствии с представленными ГБУ "Управление рационального использования ТЭР" данными в ноябре 2017 г. на автозаправочных станциях в Республике Татарстан был выявлен факт повышения автозаправочными станциями ООО "Татнефть-АЗС Центр" и ООО "ТАИФ-НК АЗС" розничных цен на зимнее дизельное топливо с 39,50 руб. за литр (средние розничные цены на дизельное топливо (зимнее) по Республике Татарстан, установлены по итогам мониторинга) до 41,00 руб. за литр, названное повышение цены на топливо составило 1,50 руб. за литр.
При этом 17.11.2017 ГБУ "Управление рационального использования ТЭР" в ответ на обращения ООО "Татнефть-АЗС Центр" и ООО "ТАИФ-НК АЗС" о необходимости повышения розничных цен на зимнее дизельное топливо указало, что в настоящее время рассмотрение вопроса повышения розничных цен на зимнее дизельное топливо будет преждевременным.
На основании вышеизложенного антимонопольный орган пришел к выводу о том, что в действиях ООО "ТАИФ-НК АЗС" и ООО "Татнефть-АЗС Центр", осуществляющих продажу товаров на одном товарном рынке, выявлены обстоятельства, свидетельствующие о заключении и участии в соглашении, которое привело или могло привести к установлению или поддержанию цен на розничную реализацию дизельного топлива.
27.11.2017 антимонопольный орган издал приказ N 01/548-к о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО "ТАИФ-НК АЗС" (ИНН 1639028805) и ООО "Татнефть-АЗС Центр" (ИНН 1644040195) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
20.03.2018 антимонопольным органом по результатам рассмотрения дела было принято решение N 05-217/2017, в соответствии с которым:
1. ООО "ТАИФ-НК АЗС" и ООО "Татнефть-АЗС Центр" признаны нарушившими требования пункта 1 части 1 статьи 11 Закона N 135-ФЗ, что выразилось в достижении соглашения между хозяйствующими субъектами, которое привело или могло привести к установлению или поддержанию цен на розничную реализацию дизельного топлива;
2. имеющиеся материалы передать должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении;
3. выделено в отдельное производство дело в отношении ОАО "ТАИФ-НК", ПАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина" и АО "ТАНЕКО" по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона N 135-ФЗ, выразившегося в достижения соглашения между хозяйствующими субъектами, которое привело к установлению и поддержанию цен на оптовом рынке дизельного топлива.
4. основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Установленный факт нарушения антимонопольного законодательства явился основанием для возбуждения дел об административных правонарушениях, составления протоколов об административных правонарушениях от 06.09.2018 N N А05-1206/2018 и А05-1207/2018, а также для вынесения постановлений о наложении на заявителей штрафа от 20.11.2018 по делам об административных правонарушениях N А05-1206/2018, N А05-1207/2018, предусмотренных частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителей в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона N 135-ФЗ целями названного закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
В силу пункта 1 части 1 статьи 11 Закона N 135-ФЗ признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.
В свою очередь, пунктом 1 части 1 статьи 11.1 Закона N 135-ФЗ запрещены согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такие согласованные действия приводят к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.
Таким образом, при картеле имеется соглашение в определенной форме (устной или письменной), последствия совершения которого соответствуют признакам, обозначенным в частях 1 - 4 статьи 11 Закона N 135-ФЗ. Картель заключается между самими хозяйствующими субъектами-конкурентами (осуществляющими деятельность в пределах одного рынка товаров или услуг) и подразумевает прямое (непосредственное) открытое согласование ими действий при отсутствии у них в отношении друг друга властных правомочий, определяющих модель их экономического поведения на рынке.
При согласованных действиях соглашение, как юридический факт, между хозяйствующими субъектами отсутствует, но имеет место их параллельное поведение, соответствующее признакам, регламентированным частью 1 статьи 8 Закона N 135-ФЗ, а также (в некоторых случаях) приводящим к последствиям, установленным частями 1 - 4 статьи 11.1 Закона N 135-ФЗ.
Соответственно, обязательным элементом предмета доказывания антиконкурентных соглашений должно выступать наличие самого соглашения, которое может быть заключено только при наличии контактов между хозяйствующими субъектами. Отсутствие контактов или невозможность их подтверждения скорее будет свидетельствовать о согласованных действиях.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 04.10.2016 по делу N А65-20903/2015.
В рассматриваемом случае антимонопольный орган по результатам рассмотрения дела N 05-217/2017 пришел к выводу о том, что между ООО "ТАИФ-НК АЗС" и ООО "Татнефть АЗС Центр" было достигнуто соглашение по увеличению розничной цены на зимнее дизельное топливо на территории Республики Татарстан до уровня 41,00 руб./л.
Доказательствами заключения такого соглашения, по мнению антимонопольного органа, выступают следующие действия ООО "ТАИФ-НК АЗС" и ООО "Татнефть АЗС Центр":
1. одновременное направление ООО "ТАИФ-НК АЗС" и ООО "Татнефть-АЗС Центр" писем в адрес ГБУ "Управление рационального использования ТЭР" 14.11.2017, содержащие одинаковые предложения об установлении розничных цен на автозаправочных станциях до уровня 38,50 руб./л на межсезонное дизельное топливо и до 41,50 руб./л на зимнее дизельное топливо;
2. синхронные действия ООО "ТАИФ-НК АЗС" и ООО "Татнефть-АЗС Центр" по относительно одновременному повышению розничных цен на дизельное топливо являются следствием умышленных целенаправленных действий по одновременному повышению и поддержанию уровня цен;
3. установление заявителями повышения цены на зимнее дизельное топливо до уровня 41,00 руб./л и выше;
4. иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на товарном рынке, в указанный период аналогичного повышения розничной цены на зимнее дизельное топливо не установлено;
5. повышение цен на зимнее дизельное топливо не вызвано объективными причинами.
Однако данные обстоятельства не свидетельствуют о заключении ООО "ТАИФ-НК АЗС" и ООО "Татнефть-АЗС Центр" антиконкурентного соглашения, которое привело или могло привести к установлению или поддержанию цен на зимнее дизельное топливо.
Как указывает сам антимонопольный орган, иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на товарном рынке, в указанный период аналогичного повышения розничной цены на зимнее дизельное топливо не производилось. То есть повышение цены на дизельное зимнее топливо произошло только на АЗС, подконтрольных заявителям.
Следовательно, потребители имели возможность приобретать такое топливо по другой цене у других хозяйствующих субъектов.
Арбитражный апелляционный суд считает, что антимонопольный орган не доказал, что между ООО "ТАИФ-НК АЗС" и ООО "Татнефть-АЗС Центр" заключено соглашение, ограничивающее конкуренцию на соответствующем товарном рынке.
Так, антимонопольным органом было установлено, что на территории Республики Татарстан находятся два нефтеперерабатывающих завода ОАО "ТАИФ-НК" и АО "ТАНЕКО" (входит в группу компаний "Татнефть"), осуществляющие производство и оптовую реализацию дизельного топлива. Дизельное топливо реализуется непосредственно на основании заключенных договоров, через Санкт-Петербургскую Международную товарно-сырьевую биржу и электронную торговую площадку Onlinecontract.
В 2017 году ОАО "ТАИФ-НК" было реализовано 2 201 847 тонн дизельного топлива (в 2016 году - 1 819 804 тонн). 20% из общего объема приходится на Республику Татарстан, из них - 26 668,88 тонн (6,07%) было продано через электронную торговую площадку Onlinecontract по средним оптовым ценам 39 200 руб./тн и 7 703,72 тн (1,75%) через СПбМТСБ по средней цене 40 007 руб./тн.
Доля оптовой продажи зимнего дизельного топлива ОАО "ТАИФ-НК" составляет 19% от общего объема реализованного дизельного топлива на территории Республики Татарстан.
В таблице N 2 оспариваемого решения указаны основные оптовые покупатели зимнего дизельного топлива ОАО "ТАИФ-НК", доли и средняя стоимость рассчитана за 11 месяцев 2017 года. В ноябре 2017 года ОАО "ТАИФ-НК" реализовывало зимнее дизельное топливо указанным организациям по цене 43 160 руб./тн.
Антимонопольный орган также установил, что ООО "ТАИФ-НК АЗС" приобретало дизельное топливо у ОАО "ТАИФ-НК". В октябре 2017 года летнее и межсезонное дизельное топливо приобретено в количестве 8 045 тн по цене 40 860 руб./тн, а зимнее - в количестве 1 058 тн по цене 43 160 руб./тн. В ноябре 2017 года межсезонное дизельное топливо приобретено в объеме 4 933 тн по цене 41 660 руб./тн, зимнее - 277 тн по цене 43 160 руб./тн и 3 620 тн по цене 42 660 руб./тн.
Согласно письменным пояснениям ООО "ТАИФ-НК АЗС", данным в рамках рассмотрения дела N 05-217/2017, зимнее дизельное топливо в октябре-ноябре 2017 года реализовывалось как альтернативное топливо для клиентов, следующих в северные регионы Российской Федерации. Около 40 автозаправочных станций осуществляли продажу зимнего дизельного топлива в данный период. На всех автозаправочных станциях ООО "ТАИФ-НК АЗС" на территории Республики Татарстан осуществлялась розничная торговля дизельным топливом летнего и межсезонного по цене 37,50 руб. за литр.
Исходя из представленных данных реализации дизельного топлива, на автозаправочных станциях ООО "ТАИФ-НК АЗС" в период с 01.11.2017 по 30.11.2017 на территории Республики Татарстан средние цены продажи дизельного топлива, с учетом всех скидок, зафиксированы на уровне 36,39 руб./л.
Между тем в оспариваемом решении антимонопольный орган указал, что на автозаправочных станциях N N 106, 118, 127, 215, 232, 319, 507 и 721 были зафиксированы максимальные средние розничные цены, с учетом всех скидок, - 41,00 руб./л. Так, на автозаправочных станциях N 106, N 127 и N 507 с 01.11.2017 и в течение 21 дня были удержаны максимальные розничные цены на дизельное топливо.
Также в рамках рассмотрения антимонопольного дела АО "ТАНЕКО" были даны пояснения, из которых следует, что данное общество осуществляет переработку нефти по давальческой схеме, в которой ПАО "Татнефть им. В.Д. Шашина" является поставщиком сырья, потребителем услуг по переработке нефти, собственником производимой продукции, а также осуществляет ее реализацию. То есть АО "ТАНЕКО" реализует дизельное топливо на территории Республики Татарстан только в адрес ПАО "Татнефть им. В.Д. Шашина".
Из оспариваемого решения антимонопольного органа следует, что объем оптового реализованного зимнего дизельного топлива ПАО "Татнефть им. В.Д. Шашина" в 2017 года составил 16 % от общего объема оптовых продаж дизельного топлива. Оптовыми покупателями зимнего дизельного топлива ПАО "Татнефть им. В.Д. Шашина" являются более 30 хозяйствующих субъектов, основными из которых являются ООО "Татнефть-АЗС Центр", ООО "Октан-Ресурс" и ООО "ТК "ТранзитСити". Средняя стоимость зимнего дизельного топлива, реализованного в 2017 году ООО "Татнефть-АЗС Центр", составила 39 500 руб./тн. При этом антимонопольным органом установлено, что в октябре 2017 года максимальные цены реализации зимнего дизельного топлива ПАО "Татнефть им. В.Д. Шашина" были на уровне 42 327 руб./тн, в ноябре 2017 года - 45 000 руб./тн.
На основании указанных обстоятельств антимонопольный орган пришел к выводу о том, что основным критерием повышения розничных цен в рассматриваемый период не может являться рост оптовых цен, поскольку АО "ТАНЕКО" зимнее дизельное топливо с февраля по декабрь 2017 года не реализовывало.
Однако данный вывод антимонопольного органа суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельным, поскольку антимонопольным органом дана неверная оценка обстоятельствам дела и неправильно истолковано письмо АО "ТАНЕКО". Из пояснений АО "ТАНЕКО" следует, что за период октябрь-ноябрь 2017 года реализация зимнего дизельного топлива не осуществлялось, но в то же время общество осуществляло переработку нефти по давальческой схеме, то есть ОАО "Татнефть" поставляло в адрес АО "ТАНЕКО" сырье, а АО "ТАНЕКО", в свою очередь, перерабатывало сырье и получало вознаграждение. Данное обстоятельство подтверждается письмом АО "ТАНЕКО" N 119/ТАЦ/Ю от 05.12.2018. Кроме того, данное обстоятельство не опровергнуто антимонопольным органом надлежащими доказательствами.
При этом при вынесении оспариваемого решения антимонопольный орган не учел тот факт, что цена на зимнее дизельное топливо "ТАНЕКО" в размере 41 руб. 50 коп. за литр действовала не весь ноябрь 2017 года, а лишь с 1 по 8 ноября, с 9 по 21 ноября цена на это топливо составляла 41 руб. за литр, а в период в 21 по 30 ноября 2017 г. - 39 руб. 50 коп. за литр.
Следовательно, антимонопольный орган не опроверг тот факт, что повышение розничных цен в рассматриваемый период могло являться следствием роста оптовых цен.
По мнению антимонопольного органа, одним из доказательств заключения антиконкурентного соглашения между ООО "ТАИФ-НК АЗС" и ООО "Татнефть-АЗС Центр" явилось одновременное направление указанными лицами писем в адрес ГБУ "Управление рационального использования ТЭР", содержащих одинаковые предложения об установлении розничных цен на автозаправочных станциях до уровня 38,50 руб./л на межсезонное дизельное топливо и до 41,50 руб./л на зимнее дизельное топливо.
Однако данное обстоятельство является лишь следствием желания хозяйствующих субъектов извлечь прибыль, действуя в рамках законодательства, регулирующего ценообразование на нефтепродукты.
При этом арбитражный апелляционный суд принимает во внимание тот факт, что повышение цен на дизельное топливо со стороны ООО "ТАИФ-НК АЗС" началось с 23.10.2017 до 41 руб./л, со стороны ООО "Татнефть-АЗС Центр" - с 26.10.2017 до 41,5 руб./л, а письмо в адрес ГБУ "Управление рационального использования ТЭР" было направлено 14.11.2017, то есть после повышения цен на дизельное топливо. То есть одновременное направление указанными лицами писем в адрес ГБУ "Управление рационального использования ТЭР", содержащих одинаковые предложения об установлении розничных цен на автозаправочных станциях до уровня 38,50 руб./л на межсезонное дизельное топливо и до 41,50 руб./л на зимнее дизельное топливо, не может свидетельствовать о наличии между указанными субъектами антиконкурентного соглашения.
Судом первой инстанции также установлено, что повышение цен на дизельное топливо произошло не на всех АЗС заявителей. Данное обстоятельство антимонопольным органом не опровергнуто надлежащими доказательствами.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены ссылки антимонопольного органа на закупочные цены и цены реализации дизельного топлива ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" и ООО "АЗС-Ирбис", поскольку данные хозяйствующие субъекты реализуют дизельное топливо нескольких видов, включая несколько видов зимнего ДТ, а антимонопольный орган в оспариваемом решении не уточняет о каком топливе идет речь в запрашиваемой информации и предоставленном ответе указанных организаций.
Антимонопольный орган в оспариваемом решении проводит сравнение цен на топливо в марте 2017 года с ценами октября-ноября 2017 года. При этом антимонопольный орган не обосновал, каким образом проведенный анализ свидетельствует о заключении заявителями антиконкурентного соглашения и о нарушении ими пункта 1 части 1 статьи 11 Закона N 135-ФЗ.
Проведенный антимонопольным органом сравнительный анализ полученных данных по ценам и срокам показывает, что в нем к установлению цен относительно синхронно в интервале 3 (три) дня можно отнести лишь 1 (один) эпизод повышения цен 23.10.2017 и 26.10.2017, иных фактов совершения антиконкурентных действий в интервале относительно синхронно, а также доказательств поддержания таких цен, в оспариваемом решении не приведено.
Таким образом, указанные антимонопольным органом обстоятельства не свидетельствуют о заключении ООО "ТАИФ-НК АЗС" и ООО "Татнефть-АЗС Центр" соглашения об установлении цен на зимнее дизельное топливо.
Арбитражный апелляционный суд считает, что повышение цен реализации на топливо отдельными хозяйствующими субъектами на своих АЗС не может безусловно свидетельствовать о наличии нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона N 135-ФЗ.
Доводы антимонопольного органа о том, что им рассматривался период начала реализации зимнего дизельного топлива и, соответственно, повышение цен устанавливалось на тех АЗС, на которых начиналась его непосредственная реализация, арбитражным апелляционным судом не принимаются во внимание, поскольку повышение цен на отдельных АЗС не свидетельствует об установлении цен на соответствующей территории и о наличии ограничения конкуренции.
Не принимается во внимание и довод антимонопольного органа о том, что в рассматриваемом случае отсутствует сопоставимый рост цен реализации с закупочными ценами, поскольку данное обстоятельство не является квалифицирующим признаком нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона N 135-ФЗ. Кроме того, повышение розничных цен на топливо зависит от многих обстоятельств, а не только от повышения оптовых цен на такое топливо.
Также отклоняется довод антимонопольного органа о том, что заявители приобретают топливо по ценам ниже цен, сложившихся на рынке, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о заключении между заявителями соглашения об установлении розничных цен на дизельное топливо. Данное обстоятельство может свидетельствовать только о получаемой заявителями прибыли.
Последующее понижение соответствующих цен на дизельное топливо, которое произошло на АСЗ обоих заявителей, также не свидетельствует о заключении ими антиконкурентного соглашения по установлению розничных цен.
Повышение оптовых цен производителями дизельного топлива также не свидетельствует о заключении заявителями антиконкурентного соглашения.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в действиях ООО "ТАИФ-НК АЗС" и ООО "Татнефть-АЗС Центр" отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Закона N 135-ФЗ.
Следовательно, оспариваемое решение антимонопольного органа обоснованно признано незаконным.
Частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заключение хозяйствующим субъектом соглашения, признаваемого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации картелем, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, либо участие в нем.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит факт наличия события административного правонарушения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Поскольку в рассматриваемом случае судом установлено отсутствие в действиях ООО "ТАИФ-НК АЗС" и ООО "Татнефть-АЗС Центр" нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 11 Закона N 135-ФЗ и, соответственно, события вменяемого заявителям правонарушения, то суд первой инстанции обоснованно признал незаконными и отменил постановления антимонопольного органа по делам N А05-1206/2018 и N А05-1207/2018 о привлечении заявителей (ООО "ТАИФ-НК АЗС" и ООО "Татнефть-АЗС Центр") к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителей, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.01.2019 по делу N А65-18102/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.