Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 августа 2019 г. N Ф04-3385/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
29 апреля 2019 г. |
Дело N А45-45469/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Скачковой О.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (N 07АП-2907/2019) на решение от 15.02.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-45469/2018 по заявлению Администрации Карасукского района Новосибирской области (632868, г. Карасук, Новосибирская обл., Карасукский р-н, ул. Октябрьская, 39, ИНН: 5422110610 ОГРН: 1045480001841) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (630091, г. Новосибирск, Новосибирская обл., ул. Державина, 28, ИНН: 5406299278 ОГРН: 1045402545836), при участи в деле третьего лица: Федоткиной Е.А.,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Замостьян О.В., представитель по доверенности от 25.04.2019, паспорт; Гарнагина Т.А., представитель по доверенности от 25.04.2019, паспорт;
от заинтересованного лица: без участия (извещен);
от третьего лица: без участия (извещен);
УСТАНОВИЛ:
администрация Карасукского района Новосибирской области (далее по тексту - заявитель, администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, Управление, Росреестр) о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, связанных с оставлением без рассмотрения и подлежащим возврату документов, поданных на государственную регистрацию права на объект недвижимого имущества согласно уведомлению о возврате документов без рассмотрения от 23.11.2018 N 54/999/001/2018-71505 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления N 54/999/001/2018-71505 и документов, поданных администрацией Карасукского района Новосибирской области.
Решением суда от 15.02.2019 требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 АПК РФ, представитель в судебном заседании, доводы апелляционной жалобы отклонил, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу от третьего лица не поступил.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица, третьего лица, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Карасукского района Новосибирской области от 02.11.2017 N 3168-п утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Продажа земельных участков без проведения торгов" (далее по тексту - Административный регламент), пунктом 1.1 которого предусмотрено, что предметом регулирования административного регламента являются отношения, возникающие между администрацией и гражданами, юридическими лицами, обратившимися за приобретением в собственность за плату земельных участков, находящихся в собственности города Карасука Карасукского района Новосибирской области и Карасукского района Новосибирской области (далее - земельные участки), без проведения торгов.
Продажа земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов осуществляется в соответствии с положениями административного регламента.
Подпунктом 6 пункт 1.2 Административного регламента установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
18.09.2018 Федоткина Евгения Андреевна обратилась в администрацию Карасукского района Новосибирской области за предоставлением в собственность земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 54:08:010119:2018, местоположение: Новосибирская область, Карасукский район, город Карасук, улица Котовского, дом 91. Разрешенное использование данного земельного участка - жилая застройка, площадь 764 кв.м.
Постановлением от 27.09.2018 N 2729-п в собственность за плату Федоткиной Е.А. предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером: 54:08:010119:208, местоположение: Новосибирская область, Карасукский район, город Карасук, улица Котовского, 91, разрешенное использование: жилая застройка площадью 764 кв.м.
Указанным постановлением отделу аренды, приватизации и обеспечения доходов администрации Карасукского района Новосибирской области поручено подготовить договор купли-продажи и акт приема-передачи земельного участка, а также направить в соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы, в отношении указанного земельного участка.
27.09.2018 между Федоткиной Е.А. и администрацией заключен договор купли - продажи земельного участка на территории Карасукского района Новосибирской области, согласно которому в собственность передан земельный участок с кадастровым номером: 54:08:010119:208, местоположение: Новосибирская область, Карасукский район, город Карасук, улица Котовского, 91.
16.11.2018 Администрацией Карасукского района Новосибирской области в Управление Росреестра направлено заявление о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок и необходимые для регистрации документы в электронном виде.
Уведомлением от 23.11.2018 N 54/999/001/2018-71505 Управление Росреестра сообщило администрации о принятом решении о возврате заявления администрации Карасукского района Новосибирской области без рассмотрения в связи с отсутствием документа об оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу об их обоснованности.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с решением суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ (пункт 2 статьи 215 ГК РФ).
В силу частей 2, 3 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа местного самоуправления либо сделки с органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона.
За непредставление указанных в настоящей статье документов соответственно орган государственной власти, орган местного самоуправления и иные уполномоченные лица, указанные в настоящей статье, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 17 Закона N 218-ФЗ за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Законом или иными федеральными законами. В силу пункта 3 статьи 25 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.
Согласно подпункту 24 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества уплачивается государственная пошлина в размере 350 рублей.
Подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество юридических лиц установлена государственная пошлина в размере 22 000 руб. В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий. Из анализа изложенного следует, что администрация, как орган местного самоуправления, освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции признает правильными выводы суда первой инстанции о том, что пункт 3 статьи 25 Закона N 218-ФЗ не распространяются на случаи, когда за государственной регистрацией прав на недвижимое обращается орган государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, поскольку у него отсутствует обязанность по уплате государственной пошлины, и, соответственно, отсутствует обязанность по представлению документа об ее уплате в составе документов, представленных в Росреестр для государственной регистрации права.
Доводу Управления о том, что в спорных правоотношениях администрация выступает фактически представителем физического лица, поэтому государственная пошлина должна быть уплачена данной организацией, дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, основания для переоценки которой у апелляционного суда отсутствуют.
Ни нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, ни Закон N 218-ФЗ, ни иные законодательные акты Российской Федерации не предусматривают, что орган местного самоуправления вправе выступать законным представителем физического лица в правоотношениях, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество.
Согласно пункту 1 статьи 45, статьи 333.17 НК РФ, лицо, обратившееся за совершением юридически значимого действия, обязано самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. В случаях, подобных рассматриваемому, уплата государственной пошлины иным лицом за лицо, обратившееся за совершением юридически значимого действия, законом не предусмотрена.
Принимая во внимание вышеуказанные положения процессуального и материального права, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции также приходит к выводу о том, что оспариваемые действия по возврату документов не соответствуют Закону N 218-ФЗ и нарушают права и законные интересы заявителя как органа, уполномоченного на управление и распоряжение земельными участками, поскольку порождают правовую неопределенность в судьбе данного имущества.
Управление Росреестра в нарушении положений пункта 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ не доказало соответствия причин возврата документов нормам действующего законодательства.
При этом апелляционный суд учитывает выводы Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в Определении от 05.06.2017 N 304-КГ17-5989.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.02.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-45469/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.