Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 31 июля 2019 г. N Ф10-2888/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Севастополь |
|
29 апреля 2019 г. |
Дело N А83-140/2019 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Котляровой Е.Л.
судей Калашниковой К.Г., Оликовой Л.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стефаненко Ю.В.,
в присутствии в судебном заседании: конкурсный управляющий Кущик Артем Анатольевич, личность удостоверена на основании паспорта гражданина Российской Федерации; от Совета Министров Республики Кнрым - Володькин С.А. - по доверенности от 10.05.2016 N 1/01-48/2209;
рассмотрев апелляционную жалобу конкурсного управляющего Кущик Артема Анатольевича на определение Арбитражного суда Республики Крым от 18 февраля 2019 года по делу N А83-140/2009 (судья Ловягина Ю.Ю.)
по заявлению конкурсного управляющего Кущик Артема Анатольевича
к Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымуголь" Качарава Абико Миронович Министерству топлива и энергетики Республики Крым Совету министров Республики Крым
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - индивидуальный предприниматель Коломейцев Юрий Николаевич
о признании сделок недействительными и понуждении к совершению определенных действий в рамках дела N А83-140/2009
по заявлению Республиканского предприятия "Феодосийское межрайтопливо" о признании его несостоятельным (банкротом),
УСТАНОВИЛ:
Конкурсный управляющий конкурсного управляющего Кущик А.А., с учетом уточнения заявления, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), обратился с заявлением в Арбитражный суд Республики Крым в рамках дела о признании его несостоятельным (банкротом) по заявлению Республиканского предприятия "Феодосийское межрайтопливо" просил:
1. Признать недействительной (ничтожной) сделку, совершенную на основании абзаца 3 пункта 1 и абзаца 3 пункта 2 Распоряжения Совета министров Республики Крым от 09.12.2014 года N 1322-р "О ликвидации республиканских предприятий "Евпаторийское "Межрайтопливо", "Джанкойское "Межрайтопливо", "Феодосийское "Межрайтопливо", "Керченское "Межрайтопливо", по прекращению деятельности (ликвидации) Республиканского предприятия "Феодосийское "Межрайтопливо".
2. Обязать Совет министров Республики Крым разработать и утвердить Устав Республиканского предприятия "Феодосийское "Межрайтопливо" (код ЕГРПОУ 01885162), в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
3. Признать недействительной (ничтожной) сделку, совершенную на основании абзаца 3 пункта 1 и абзаца 3 пункта 2 Распоряжения Совета министров Республики Крым от 09.12.2014 года N 1322-р "О ликвидации республиканских предприятий "Евпаторийское "Межрайтопливо", "Джанкойское "Межрайтопливо", "Феодосийское "Межрайтопливо", "Керченское "Межрайтопливо", абзаца 3 пункта 1.1 Распоряжения Совета министров Республики Крым от 11.03.2015 N 198-р "О закреплении имущества" и Распоряжения Совета министров Республики Крым от 25.04.2017 N 456-р "О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.03.2015 N 198-р и о вопросах управления имуществом Республики Крым", Приказа Министерства топлива и энергетики Республики Крым от 16.03.2015 N 35 "О вопросах управления имуществом за ГУП РК "Крымуголь" и оформленную двумя актами приема-передачи от 07.04.2015 и двумя актами приема-передачи от 16.04.2015, по прекращению права хозяйственного ведения Республиканского предприятия "Феодосийское "Межрайтопливо" на имущество Республики Крым поименованное в приложение N 1 к Распоряжению Совета министров Республики Крым от 25.04.2017 N 456-р "О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.03.2015 N 198-р и о вопросах управления имуществом Республики Крым".
4. Возвратить в конкурсную массу должника недвижимое имущество путем истребования его от ГУП РК "Крымуголь".
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 18 февраля 2019 года отказано в удовлетворении заявления конкурсного управляющего Кущик А.А. о конкурсного управляющего Кущик А.А. о признании сделок недействительными и понуждении к совершению определенных действий.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 18.02.2018 принят отказ конкурсного управляющего Кущик А.А от части заявленных требований. Прекращено производство по заявлению, в части требований о признании незаконными действий руководителя РП "Феодосийской "Межрайтопливо" Качаравы А.М. по передачи во владение недвижимого имущества; признании незаконными действий органа управления РП "Феодосийской "Межрайотопливо" - Министерства топлива и энергетики Республики Крым по передачи во владение недвижимого имущества.
Не согласившись с вынесенным определением суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований, конкурсный управляющий Кущик А.А. обратился с апелляционной жалобой в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд, в которой просит определение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым заявление конкурсного управляющего удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято при неправильном применении норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств дела.
Так, заявитель апелляционной жалобы указывает, что при переходе права собственности на государственное предприятие как имущественный комплекс, в силу статьи 300 ГК РФ, предприятие сохраняет право хозяйственного ведения, смена собственника имущества на Совет Министров Республики Крым в составе Российской Федерации и органа управления, не означает для должника прекращения права хозяйственного ведения имуществом.
Также, конкурсный управляющий указывает, что суд не дал надлежащий оценки вопросу законности изъятия имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения. Такая сделка, совершенная с нарушением запрета или ограничения распоряжения имуществом, вытекающих из закона, в том числе Закона о банкротстве, ничтожна. Кроме того указывает, что иного имущества, кроме выбывшего с хозяйственного ведения, у должника не имеется, Поскольку дело о банкротстве должника было возбуждено еще в Хозяйственном суде АРК и продолжено по нормам ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)",органы управления без согласия распорядителя имущества не могут принимать решения о ликвидации должника. Полагает, что Советом министров Республики Крым и Министерством топлива и энергетики Республики Крым неправомерно принято решение о ликвидации должника, а также Совет министров Республики Крым обязан разработать и утвердить устав Республиканского предприятия "Феодосийское "Межрайтопливо", в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. В связи с чем, просит признать недействительной (ничтожной) сделку по прекращению права хозяйственного ведения на основании п.1,3 ст.61.1 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" как сделки совершенные за счет имущества должника в соответствии со статьями ГК РФ и применить последствия признания сделки недействительной в виде возврата имущества в конкурсную массу.
Заявитель апелляционной жалобы обозначил, что требования конкурсного управляющего Кущик А.А. к Совету министров Республики Крым о понуждении привести учредительные документы должника в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации являются обоснованными, так как в данном случае это является обязанностью конкурсного управляющего, а не Совета министров Республики Крым.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2019 года апелляционная жалоба арбитражного управляющего Кущик А.А. принята к производству и назначено к рассмотрению.
От индивидуального предпринимателя Коломейцева Ю.Н. 03.04.2019 поступили пояснения по апелляционной жалобе, в которых поддержал доводы жалобы, указал, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а требования конкурсного управляющего РП "Феодосийское "Межрайтопливо" удовлетворению, просит рассмотреть апелляционную жалобу. в его отсутствие.
15 апреля 2019 года в судебное заседание явился арбитражный управляющий Кущик Артем Анатольевич, указал, что поддерживает доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Совет Министров РК представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой указал, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, о том, что требования конкурсного управляющего Кущик А.А. к Совету министров Республики Крым о понуждении привести учредительные документы должника в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации являются необоснованными, так как приведение учредительных документов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в данном случаи является обязанностью конкурсного управляющего, а не Совета министров Республики Крым. Просил принятое Арбитражным судом Республики Крым определение от 18.02.2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Совета Министров РК в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Представители ГУП РК "Крымуголь", Министерства топлива и энергетики Республики Крым, Качарав А.М., индивидуальный предприниматель Коломейцев Ю.Н. в судебное заседание не явились, о дате и месте проведения судебного заседания были оповещены должным образом.
Кроме того, суд в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 121 АПК РФ разместил информацию о совершении процессуальных действий по делу на сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет (http://21aas.arbitr.ru/).
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 22 апреля 2019 года.
Законность определения Арбитражного суда Республики Крым проверена Двадцать первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272 АПК РФ. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения определения суда исходя из нижеследующего.
Из материалов дела усматривается, что Республиканское предприятие "Феодосийское "Межрайтопливо" было зарегистрировано 10.10.1997 года.
Согласно Постановлению Верховной Рады Автономной Республики Крым от 15.03.2000 N 982-2/2000 "О составе имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым" Республиканское предприятие "Феодосийское "Межрайтопливо" являлось имуществом, принадлежащим Автономной Республике Крым.
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, ратифицированный Федеральным законом от 21.03.2014 N6-ФКЗ "Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ).
Государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего Постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым "О независимости Крыма" от 17 марта 2014 года N 1745-6/14 предусмотрено, что все учреждения, предприятия и иные организации, учрежденные Украиной или с ее участием на территории Крыма, становятся учреждениями, предприятиями и иными организациями, учрежденными Республикой Крым.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Государственного Совета Республики Крым "О вопросах управления собственностью Республики Крым" от 30 апреля 2014 года N 2085-6/14 (с изменениями и дополнениями), до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, все государственное имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, а также движимое и недвижимое имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению, учитывается как собственность Республики Крым.
09.12.2014 года Совет министров Республики Крым, руководствуясь предоставленными полномочиями, принял распоряжение N 1322-р о ликвидации республиканских предприятий, в том числе, РП "Феодосийское "Межрайтопливо".
Впоследствии 11.03.2015 Совет министров Республики Крым так же принял распоряжение N 198 -р "О закреплении имущества", распоряжение от 25.04.2017 N 456-р "О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.03.2015 N 198-р и о вопросах управления имуществом Республики Крым", которым закрепил за ГУП "Крымуголь" на праве хозяйственного ведения недвижимое и движимое имущество РП "Феодосийское "Межрайтопливо".
Министерства топлива и энергетики Республики Крым был издан соответствующий приказ от 16.03.2015 N 35 "О вопросах управления имуществом за ГУП РК "Крымуголь".
Приложением к распоряжению Совета министров Республики Крым от 11.03.2015 N 198-р определен перечень имущества, закрепляемого на праве хозяйственного ведения за ГУПРК "Крымуголь", состоящий из 18 пунктов. Актами приема-передачи от 07.04.2015 г. (2 акта) и от 16.04.2015 г. (2 акта) имущество передано ГУП РК "Крымуголь".
В производстве Хозяйственного суда АРК находилось дело о банкротстве РП "Феодосийское "Межрайтопливо", указанному делу в последствии был присвоен номер А83-140/2009 и продолжено рассмотрение Арбитражным судом Республики Крым по нормам Федерального Закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 26.10.2015 в отношении Республиканского предприятия "Феодосийское Межрайтопливо введена процедура внешнего управления.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 02.07.2018 Республиканское предприятие "Феодосийское "Межрайтопливо" признано несостоятельным (банкротом), открыта процедура конкурсное производства, конкурсным управляющим утвержден Кущик А.А.
Полагая, что действия Совета министров Республики Крым по закреплению имущества на праве оперативного управления за ГУПРК "Крымуголь" о передаче имущества должника являются незаконными, нарушающими законодательный запрет на прекращения права хозяйственного ведения имуществом, принятие решения о ликвидации предприятия, в период нахождения последнего в процедуре банкротства, внешний управляющий (в последствии конкурсный) Республиканского предприятия "Феодосийское "Межрайтопливо", обратился в суд с заявлением о признании действий недействительной (ничтожной) сделкой по основаниям, предусмотренными п. 1,3 ст. 61.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признания его банкротом".
Отказывая в удовлетворении требований конкурсного управляющего, суд исходил из отсутствия доказательств незаконности действий собственника по принятию решений и распоряжению имуществом и совершения действий в нарушение действующего законодательства Российской Федерации.
По мнению суда апелляционной инстанции, указанный вывод суда соответствует положениям законодательства и материалам дела.
В силу статьи 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны (п. 1 и п. 2 ст. 154 ГК РФ).
Так, в п. 51 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что односторонней считается сделка, согласно п. 2 ст. 154 ГК РФ, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. Если односторонняя сделка совершена, когда законом, иным правовым актом или соглашением сторон совершение не предусмотрено или не соблюдены требования к ее совершению, то по общему правилу такая сделка не влечет юридических последствий, на которые она была направлена.
Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Статьей 168 ГК РФ предусмотрено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии со статьями 61.1, 61.9 Закона о банкротстве внешний (конкурсный) управляющий вправе от имени должника предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником, в том числе по общим основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, а также по основаниям и в порядке, которые указаны в настоящем Федеральном законе.
В частности в п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что, в силу п. 3 ст. 61.1 Закона о банкротстве под сделками, которые могут оспариваться по правилам главы III.1 этого Закона, понимаются, в том числе действия, направленные на исполнение обязательств и обязанностей, возникающих в соответствии с гражданским, трудовым, семейным законодательством, законодательством о налогах и сборах, таможенным законодательством Российской Федерации, процессуальным законодательством Российской Федерации и другими отраслями законодательства Российской Федерации, а также действия, совершенные во исполнение судебных актов или правовых актов иных органов государственной власти.
Как обоснованно отмечено судом, в рассматриваемом споре внешний управляющий обжалует одностороннее действие Совета министров Республики Крым о принятии распоряжения о ликвидации и закреплении имущества, на основании изданных распоряжений.
Правовая позиция о возможности оспаривания односторонней сделки должника или иного лица, совершенной за счет должника, равно как и действия, направленные на прекращение обязательств, изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2015 N 308-ЭС15-11405.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, внешний управляющий Республиканского предприятия "Феодосийское "Межрайтопливо" указал, что односторонняя сделка ничтожна в силу положений ст. 168 ГК РФ, и оспорима, в силу ст. 174,1 ГК, поскольку действия, совершенные ответчиком, направлены на безвозмездное изъятие у должника объектов недвижимости, тогда как на момент принятия Советом министров Республики Крым распоряжений от 09.12.2014 года N 1322-р, 11.03.2015 N 198-р о передачи имущества ГУП РК "Крымуголь", в нарушении статей 214, 299 ГК РФ, п.1 ст. 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признания его банкротом" действия должны совершаться исключительно по согласованию с распорядителем имущества.
Республиканское предприятие "Феодосийское "Межрайтопливо" (код ЕГРПОУ 01885162) владело спорным имуществом на праве полного хозяйственного ведения.
Как следует из материалов дела, согласно пункту 4.1 Устава предприятия должника имущество принадлежащего Автономной Республики Крым и закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения (т. 4, л.д. 112-118).
Так, в постановлении Государственного Совета Республики Крым "О независимости Крыма" от 17.03.2014 N 1745-6/14 предусмотрено, что все учреждения, предприятия и иные организации, учрежденные Украиной или с ее участием на территории Крыма, становятся учреждениями, предприятиями и иными организациями, учрежденными Республикой Крым. Государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего Постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым.
В соответствии с п. 1 Постановления Государственного Совета Республики Крым "О вопросах управления собственностью Республики Крым" от 30.04.2014 N 2085-6/14 (с изменениями и дополнениями), до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, все государственное имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, а также движимое и недвижимое имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению, учитывается как собственность Республики Крым.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 14.05.2014 года N 89 "О вопросах имущества, находящегося в собственности Республики Крым" установлен состав подлежащего учёту имущества, находящегося в собственности Республики Крым и порядок внесения в реестр имущества Республики Крым.
В соответствии с пунктом 2 раздела 2 данного постановления, основания для включения информации об имуществе в Реестр являлось, в том числе Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 15.03.2000 N 982-2/2000.
Советом министров Республики Крым было издано распоряжение от 09.12.2014 года N 1322-р в рамках своих полномочий и, как следствие, передача имущества ГУП РК "Крымуголь" по распоряжению от 11.03.2015 N 198-р "О закреплении имущества".
Таким образом, судом первой инстанции правомерно указано, что право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости прекращается у прежнего правообладателя и возникают у Республики Крым.
Коллегия судей полагает правильным утверждение суда первой инстанции относительно того, что право собственности на движимое и недвижимое имущество РП "Феодосийское "Межрайтопливо" у предыдущего правообладателя прекратилось в связи со сменой собственника имущества, собственником является Республика Крым.
В подтверждение чего в материалы дела представлены Свидетельство о государственной регистрации права от 06.04.2016 года с указанием на субъект права: Республика Крым, вид права: собственность (т. 4, л.д. 65-85).
В соответствии со статьей 81 Конституции Республики Крым Совет министров Республики Крым является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Республики Крым.
Согласно статье 84 Конституции Республики Крым Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издаёт постановления и распоряжения. Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Республике Крым.
Частью 3 статьи 2 Закона Республики Крым от 08 августа 2014 года N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым" определены полномочия Совета министров Республики Крым в сфере управления и распоряжения имуществом Республики Крым, в частности, управление и распоряжение имуществом Республики Крым в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Крым, а также управляет федеральной собственностью, переданной Республике Крым в управление в соответствии с федеральным законодательством; издание в пределах своих полномочий постановлений и распоряжений по вопросам управления и распоряжения имуществом Республики Крым; осуществление функций и полномочий собственника имущества Республики Крым в порядке и пределах, определенных федеральным законодательством, данным Законом и законодательством Республики Крым; принятие решения о закреплении имущества Республики Крым на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за предприятиями и учреждениями, за исключением случаев, установленных пунктом 9 части 2 данной статьи.
Как было указано 09.12.2014 года Совет министров Республики Крым, руководствуясь предоставленными полномочиями, принял распоряжение N 1322-р о ликвидации республиканских предприятий, в том числе, "Феодосийское "Межрайтопливо".
11 марта 2015 года Совет министров Республики Крым так же принял распоряжение N 198 -р "О закреплении имущества", которым закрепил за ГУП "Крымуголь" на праве хозяйственного ведения недвижимое и движимое имущество РП "Феодосийское "Межрайтопливо". Приложением к распоряжению Совета министров Республики Крым от 11.03.2015 N 198-р определен перечень имущества, закрепляемого на праве хозяйственного ведения за ГУПРК "Крымуголь", состоящий из 18 пунктов. Актами приема-передачи от 07.04.2015 г. (2 акта) и от 16.04.2015 г. (2 акта) имущество передано ГУП РК "Крымуголь".
В соответствии с частью первой статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие передачу права хозяйственного ведения или право оперативного управления спорным имуществом Республиканскому Предприятию "Феодосийское "Межрайтопливо".
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что сделка по прекращению права хозяйственного ведения РП "Феодосийское "Межрайтопливо" на имущество Республики Крым поименованное в приложение N 1 к Распоряжению Совета министров Республики Крым от 25.04.2017 N 456-р "О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.03.2015 N 198-р и о вопросах управления имуществом Республики Крым" должна быть признана недействительным.
Коллегия судей полагает, что довод заявителя апелляционной жалобы не состоятелен, в том числе ч. 1 ст. 174.1 ГК РФ, поскольку право Совета министров Республики Крым распоряжаться имуществом Республики Крым вытекает из специального нормативно-правового регулирования публично-правовых отношений, как было указано выше.
Таким образом, отсутствуют основания для удовлетворения требований о понуждении возвратить спорное недвижимое имущество в конкурсную массу должника.
В части требований о признании недействительной (ничтожной) сделки совершенной на основании абзаца 3 пункта 1 и абзаца 3 пункта 2 Распоряжения Совета министров Республики Крым от 09.12.2014 года N 1322-р о ликвидации республиканских предприятий, в том числе по прекращению деятельности (ликвидации) РП "Феодосийское "Межрайтопливо" необходимо отметить следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.06.2015 N 154-ФЗ "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 154-ФЗ) в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении указанного в части 1 настоящей статьи должника не введена процедура, применяемая в деле о банкротстве в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", не позднее чем через тридцать дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Арбитражным судом Республики Крым или Арбитражным судом города Севастополя, которым в установленном Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 154-ФЗ "О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядке передано соответствующее дело о банкротстве (далее -арбитражный суд), выносится определение о назначении судебного заседания по рассмотрению вопроса о принятии решения о применении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
С даты вынесения арбитражным судом в соответствии с частью 5 настоящей статьи определения или принятия решения о применении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве, дальнейшее рассмотрение дела о банкротстве осуществляется по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (часть 6 ст. 1 Закон N 154-ФЗ).
Статьей 64 Закона о банкротстве предусмотрено, что органы управления должника не вправе принимать решения о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника.
Определением Арбитражного суда Республики Крым суда от 26.10.2015 в отношении должника введена процедура внешнего управления.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое распоряжение было принято Советом министров Республики Крым 09.12.2014, то есть, до даты введения процедуры внешнего управления, а потому, ссылки заявителя апелляционной жалобы на положения Закона о банкротстве и Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" не состоятельны. При этом, суд первой инстанции обратил внимание, что конкурсным управляющим не приведены доказательства наступления негативных последствий от принятия спорного распоряжения, доказательств его выполнения в материалы дела не представлены.
Коллегия судей считает обоснованным отказ суда первой инстанции в удовлетворении требований об обязании Совета министров Республики Крым в кратчайшие сроки разработать и утвердить устав Республиканского предприятия "Феодосийское "Межрайтопливо" в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Частью 3 статьи 2 Закона Республики Крым от 08.08.2014 N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым" определены полномочия Совета министров Республики Крым в сфере управления и распоряжения имуществом Республики Крым, а именно: принимает решения об учреждении, реорганизации и ликвидации предприятий и учреждений, утверждает их уставы.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (пункт 1 статьи 8 Закона N 161-ФЗ). Согласно пункту 2 статьи 9 Закона N 161-ФЗ уставы унитарных предприятий утверждаются уполномоченными государственными органами Российской Федерации, государственными органами субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 113 ГК Российской Федерации учредительным документом унитарного предприятия является устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
Согласно части 16 статьи 1 Федерального закона от 29.06.2015 N 154-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу Закона N 154-ФЗ сведения о должнике-юридическом лице не внесены в единый государственный реестр юридических лиц, арбитражный управляющий, утверждённый арбитражным судом в деле о банкротстве должника в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", обязан обратиться с заявлением о внесении сведений о должнике -юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц не ранее даты введения арбитражным судом в соответствии с частью 5 статьи 1 Закона N 154-ФЗ процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и не позднее окончания соответствующей процедуры. Решение о внесении изменений в учредительные документы должника или иные решения, являющиеся основанием для внесения данных изменений, в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации учредительных документов должника принимаются первым собранием кредиторов.
Предусмотренные частью 16 статьи 1 Закона N 154-ФЗ процедуры осуществляются по правилам статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 52-ФЗ). В соответствии с пунктом 4 статьи 19 Закона N 52-ФЗ внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений об указанных в пункте 1 статьи 19 Закона N 52-ФЗ юридических лицах осуществляется по правилам регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, которые установлены Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее-Закон N129-ФЗ) и федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, с учётом особенностей, предусмотренных статьёй 19 Закона N 52-ФЗ.26.04.2016 собранием кредиторов РП "Феодосийское "Межрайтопливо" было принято решение привести учредительные документы должника в соответствии с законодательством Российской Федерации, поручено внешнему управляющему Олифирову В.И. и подписать необходимые документы.
Учредительные документы РП "Феодосийское "Межрайтопливо" не были приведены в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации. Соответствующих доказательств заявитель апелляционной жалобы не представил.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности и обоснованности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Оснований для отмены определения суда первой инстанции, предусмотренных частью четвертой статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии с пунктом 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
1. Определение Арбитражного суда Республики Крым от 18 февраля 2019 года по делу N А83-140/2019 оставить без изменения.
2. Апелляционную жалобу конкурсного управляющего Кущик Артема Анатольевича на определение Арбитражного суда Республики Крым от 18 февраля 2019 года по делу N А83-140/2019 оставить без удовлетворения.
3. Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Л. Котлярова |
Судьи |
К.Г. Калашникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.