Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 сентября 2019 г. N Ф04-2708/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
30 апреля 2019 г. |
Дело N А46-12195/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 30 апреля 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веревкина А.В.,
судей Аристовой Е.В., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3190/2019) Администрации Черлакского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 07.02.2019 по делу N А46-12195/2018 (судья Чернышев В.И.), по иску Администрации Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области к Администрации Черлакского муниципального района Омской области (ОГРН 1025502100172), при участии в деле в качестве третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, общества с ограниченной ответственностью "Союз-Агро", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Главного управления лесного хозяйства Омской области, об установлении факта образования земельных участков, признании права собственности на земельные участки,
при участии в судебном заседании:
представителя Администрации Черлакского муниципального района Омской области Сидорякина Ю.Н. по доверенности от 25.12.2017 сроком действия по 31.12.2019,
главы Администрации Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области Васягина А.А. по решению N 98 от 25.12.2015,
установил:
Администрация Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области (далее - Администрация сельского поселения, истец) обратилась в Арбитражный суд Омской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации Черлакского муниципального района Омской области (далее - Администрации муниципального района, ответчик), об установлении того, что земельные участки с кадастровыми номерами 55:31:0901701:29, 55:31:091703:24, сельскохозяйственного назначения, расположенные на территории Татарского сельского поселения, образованы из исходного земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:5491, общей площадью 12 505,8 га.; признании права муниципальной собственности за Татарским сельским поселением Черлакского муниципального района Омской области в счет 38 невостребованных долей по решениям Черлакского районного суда Омской области от 16.02.2018 N 2-32/2018 и от 25.05.2018 N 2-128/2018 на земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: 55:31:091701:29 площадью 207,8 га., 55:31:091703:24 площадью 129 га.
Определениями суда от 21.08.2018, 15.10.2018, 26.11.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области), общество с ограниченной ответственностью "Союз-Агро", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества в Омской области), Главное управление лесного хозяйства Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 07.02.2019 по делу N А46-12195/2018 исковые требования удовлетворены частично. Признано право муниципальной собственности за Татарским сельским поселением Черлакского муниципального района Омской области в счет невостребованных долей по решению Черлакского районного суда Омской области от 16.02.2018 N 2-32/2018 и от 25.05.2018 N 2-128/2018 на земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: 55:31:091703:24, 55:31:091701:29. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ответчик в жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы её податель указывает, что поскольку спорные земельные участки были сформированы, поставлены на кадастровый учет и вошли в фонд перераспределения до предоставления права органам местного самоуправления оформлять в муниципальную собственность земельные участки, выделенные в счет невостребованных земельных долей, право муниципальной собственности Администрации сельского поселения на невостребованные земельные доли возникло и зарегистрировано только в 2017 году и отсутствуют доказательства того, что спорные земельные участки сформированы за счет долей право собственности на которые возникло у Администрации сельского поселения, и при этом не проведена процедура выделения земельных участков в счет невостребованных земельных долей, следовательно удовлетворение судом требования о признании права собственности на спорные земельные участки за истцом не основано на нормах права. Земельный участок с кадастровым номером 55:31:000000:18, в состав которого входят спорные обособленные земельные участки является многоконтурным (наименование - единое землепользование), расположен на территориях Николаевского, Татарского, Краснооктябрьского сельских поселений Черлакского муниципального района Омской области. Обособленные части (контуры) не являются самостоятельными объектами недвижимости, не могут самостоятельно выступать в гражданском обороте, и являются лишь составной частью единого землепользования.
От Администрации муниципального района поступили письменные дополнения к апелляционной жалобе.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Администрация сельского поселения просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Омской области указало, что обособленные земельные участки, в том числе обозначенные кадастровыми номерами 55:31:0901701:29, 55:31:091703:24, входят в состав земельного участка с кадастровым номером 55:31:000000:18 (единое землепользование). Именно единое землепользование является самостоятельным объектом гражданских отношений. Для того, чтобы обособленный земельный участок стал самостоятельным объектом недвижимости необходимо пройти процедуру выдела, при этом вновь образованным земельным участкам присваиваются новые кадастровые номера. Распоряжение обособленными частями единого землепользования без прекращения единого землепользования или выделения из единого землепользования обособленных земельных участков неправомерно. Принятое судом первой инстанции решение затруднит его исполнение и приведет к необходимости обращения в суд с заявлением о разъяснении порядка и способа его исполнения.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения жалобы, явку своих представителей в заседание апелляционного суда не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации муниципального района поддержал требования апелляционной жалобы, глава Администрации сельского поселения высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на неё, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим изменению.
Как следует из материалов дела, в соответствии с проектом Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Омской области перераспределения земель совхоза "Татарский" Черлакского района Омской области, на основании Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в Российской Федерации "О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России", постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 "О порядке приватизации реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", постановлением главы Администрации Черлакского района Омской области от 16.12.1992 N 565-п "О предоставлении земель совхозу "Татарский" за совхозом "Татарский" на праве собственности закреплено 29 417 га. земель сельскохозяйственного назначения.
Решением Черлакского районного суда Омской области от 16.02.2018 по делу N 2-32/2018 за Татарским сельским поселением Черлакского муниципального района Омской области признанно право муниципальной собственности на 19 невостребованных земельных долей, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:5491, из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Татарского сельского поселения, общей площадью 389,5 га.
Решением Черлакского районного суда Омской области от 25.05.2018 N 2-128/2018 за Татарским сельским поселением Черлакского муниципального района Омской области признанно право муниципальной собственности на 19 невостребованных земельных долей, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:5491, из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Татарского сельского поселения, общей площадью 389,5 га.
04.04.2018 Управлением Росреестра по Омской области на основании решения Черлакского районного суда Омской области от 16.02.2018 по делу N 2-32/2018 зарегистрировано право собственности Татарского сельского поселения в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:5491, площадью 389,5 га.
06.07.2018 Управлением Росреестра по Омской области на основании решения Черлакского районного суда Омской области от 25.05.2018 N 2-128/2018 зарегистрировано право собственности Татарского сельского поселения в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:5491, площадью 389,5 га.
По запросу Администрации сельского поселения предоставлена информация о том, что в реестре собственности Администрации муниципального района, Министерства имущественных отношений Омской области, ТУ Росимущества в Омской области сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 55:31:091701:29 площадью 207,8 га. и 55:31:091703:24 площадью 129 га. отсутствуют.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Администрации сельского поселения в суд с настоящим иском.
Частичное удовлетворение исковых требований явилось причиной подачи Администрацией муниципального района апелляционной жалобы, при рассмотрении которой апелляционный суд учел следующее.
По смыслу статей 1, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 4 АПК РФ защите подлежит нарушенное или оспоренное право или законный интерес.
По смыслу статей 1, 11 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения. В соответствии со статьей 12 ГК РФ истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Однако этот выбор является правомерным и может быть поддержан судом только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Следовательно, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты. В противном случае право на заявленный иск в рамках данного конкретного дела у истца отсутствует.
Статья 2 АПК РФ определяет, что одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.
В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина, объединения граждан часть 1 статьи 4 АПК РФ устанавливает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 22.04.2010 N 548-О-О, от 17.06.2010 N 873-О-О, от 15.07.2010 N 1061-О-О, право на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не свидетельствует о возможности выбора гражданином по своему усмотрению того или иного способа и процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются федеральными законами.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и удостоверяются документами в порядке, установленном Федерального закона 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Согласно части 1 статьи 12.1 Закона N 101-ФЗ невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (пункт 2 статьи 12.1 Закона N 101-ФЗ).
Частями 3, 4 статьи 12.1 Закона N 101-ФЗ предусмотрена процедура признания невостребованных земельных долей: орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
В соответствии с частью 8 статьи 12.1 Закона N 101-ФЗ орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Как указано выше, решениями Черлакского районного суда Омской области от 16.02.2018 по делу N 2-32/2018, от 25.05.2018 N 2-128/2018 за Татарским сельским поселением Черлакского муниципального района Омской области признанно право муниципальной собственности на 38 невостребованных земельных долей, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:5491, из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Татарского сельского поселения, общей площадью 779 га. Управлением Росреестра по Омской области на основании указанных решений Черлакского районного суда Омской области от 25.05.2018 N 2-128/2018 зарегистрировано право собственности Татарского сельского поселения в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:5491, площадью 779 га.
Земельный участок с кадастровым номером 55:31:000000:18, в состав которого входят спорные обособленные земельные участки с кадастровыми номерами 55:31:0901701:29, 55:31:091703:24, является многоконтурным (единое землепользование), расположен на территориях Николаевского, Татарского, Краснооктябрьского сельских поселений Черлакского муниципального района Омской области.
Подателем жалобы справедливо указано на отсутствие в материалах дела доказательств того, что спорные земельные участки кадастровыми номерами 55:31:0901701:29, 55:31:091703:24, сформированы за счет невостребованных земельных долей право собственности на которые возникло у Администрации сельского поселения. При этом судом первой инстанции обоснованно отмечено, что материалы дела не содержат достаточных доказательств, позволяющих суду однозначно определить, что местоположение упомянутых в исковом заявлении земельных участков совпадает с местоположением земельного участка с кадастровым номером 55:31:000000:5491.
В соответствии со статей 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются как земельные участки, так и части земельных участков.
Согласно статье 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. При этом, исходя из положений статей 130 и 131 ГК РФ, земельные участки являются объектами недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации.
На основании статьи 1 Закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) представляет собой свод достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом N 218-ФЗ недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Законом N 218-ФЗ сведений (часть 2); под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом N 218-ФЗ сведений об объекте недвижимости (часть 7).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 и частью 1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ кадастр недвижимости является частью ЕГРН, в который вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости часть 2 названной статьи относит характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от 07.10.2015 N 305-КГ15-7535 по делу N А41-47432/2012, многоконтурным земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с действующим законодательством и представляют собой несколько замкнутых контуров. Часть земной поверхности в пределах отдельного контура границы многоконтурного земельного участка не является земельным участком (объектом недвижимости). Образование части земельного участка как объекта кадастрового учета производится по правилам учета изменений объекта недвижимости на основании межевого плана части земельного участка.
В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 22.12.2009 N 22409-ИМ/Д23 при предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости о ранее учтенных единых землепользованиях в соответствующем документе, приводится наименование ранее учтенного земельного участка ("единое землепользование") и его состав (количество, кадастровые номера входящих в состав ранее учтенного единого землепользования земельных участков, а также их наименования ("условные" или "обособленные" земельные участки).
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 55:31:000000:18, в состав которого входят спорные обособленные земельные участки с кадастровыми номерами 55:31:0901701:29, 55:31:091703:24, является многоконтурным (единое землепользование), расположен на территориях Николаевского, Татарского, Краснооктябрьского сельских поселений Черлакского муниципального района Омской области.
Доказательства прекращения единого землепользования или выделения из единого землепользования обособленных земельных участков, в материалы дела не представлены.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу, что наличие оснований, установленных действующим законодательством, возникновения права муниципальной собственности Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области на земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: 55:31:091701:29, 55:31:091703:24, входящие в состав многоконтурного (единое землепользование) земельного участка с кадастровым номером 55:31:000000:18, истцом не доказано.
При таких обстоятельствах, основания для частичного удовлетворения требований Администрации сельского поселения у суда первой инстанции отсутствовали.
Обстоятельства частичного отказа в удовлетворении исковых требований предметом апелляционного обжалования не являются. Каких-либо обоснованных доводов и возражений в данной части апелляционная жалоба и отзывы на неё не содержат, поэтому выводы суда в силу части 5 статьи 268 АПК РФ не подлежат переоценке судом апелляционной инстанции (пункт 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
В силу пункта 2 части 1 статьи 270 АПК РФ недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, является основанием для изменения решения суда.
Решение Арбитражного суда Омской области Омской области от 07.02.2019 по делу N А46-12195/2018 подлежит изменению, апелляционная жалоба Администрации муниципального района - удовлетворению.
Поскольку стороны в силу статьи 333.37. Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, суд апелляционной инстанции не распределяет в порядке статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 2 части 1 статьи 270, статьей 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 07.02.2019 по делу N А46-12195/2018 изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции.
В удовлетворении исковых требований Администрации Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области отказать в полном объеме.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А. В. Веревкин |
Судьи |
Е. В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.