Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20 августа 2019 г. N Ф06-49522/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
29 апреля 2019 г. |
Дело N А65-34967/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Засыпкиной Т.С., Лихоманенко О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от Федерального бюджетного учреждения "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" - Федоровичева А.Ю., доверенность от 15.04.2019 г., Сальманова Д.Н., доверенность от 14.12.2018 г.,
другие представители не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промресурс" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 марта 2019 года по делу N А65-34967/2018 (судья Хамидуллина Л.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Промресурс",
к ФБУ "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей", в лице филиала - Казанского района водных путей и судоходства,
- о признании действия (бездействие) ФБУ "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей"
- обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Промресурс" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Федеральному бюджетному учреждению "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" в лице филиала - Казанского района водных путей и судоходства о признании действия (бездействие) ФБУ "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей", выраженного в отказе предоставить информацию о судовом ходе на интервале 1385,0-1395,0 км. (Атлас ЕГС ЕЧ РФ, том 6, часть 1, изд.2006 г.), а именно: составе и координатах навигационной обстановки, координатах оси судового хода и его гарантированных габаритах на данном участке пути незаконными и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, а именно: обязать ФБУ "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" предоставить информацию о судовом ходе на интервале 1385,0-1395,0 км. (Атлас ЕГС ЕЧ РФ, том 6, часть 1, изд.2006 г.): о составе и координатах навигационной обстановки, координатах оси судового хода и его гарантированных габаритах на данном участке пути.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 марта 2019 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Промресурс" просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв ФБУ "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей", в лице филиала - Казанского района водных путей и судоходства на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители ФБУ "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей", в лице филиала - Казанского района водных путей и судоходства, считая решение суда верным, просили в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Общество с ограниченной ответственностью "Промресурс" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявитель, одним из основных видов деятельности которого является добыча общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации, 27.09.2018 обратился в Казанский район водных путей и судоходства с заявлением о предоставлении ему информации о судовом ходе на интервале 1385,0-1395,0 км. (Атлас ЕГС ЕЧ РФ, том 6, часть 1, изд.2006 г.): о составе и координатах навигационной обстановки, координатах оси судового хода и его гарантированных габаритах на данном участке пути для построения плана русловой съемки (исх.N 143 от 26.09.2018).
В ответ на указанный запрос ответчик письмом от 26.10.2018 N 1-1/753 представил заявителю информацию о гарантированных габаритах судового хода на участке 1385,0-1395,0 км р. Кама по Атласу ЕГС ЕЧ РФ т.6 ч.1 изд. 2006 года в соответствии с Приложением N 2 к распоряжению Росморречфлота от 15.12.2017 N ВО-344-р, согласно которой ширина - 200 м., глубина - 400 м., радиус закругления - 1 500 м. Состав навигационного оборудования в соответствии с Атласом ЕГС ЕЧ РФ т.6 ч.1 изд. 2006 года. Одновременно в своем ответе Казанский район водных путей и судоходства разъяснил заявителю, что для получения дополнительных сведений Учреждению необходимо выполнить определенный вид работ, который осуществляется им на платной основе - путевые изыскательские работы на внутренних водных путях.
Посчитав, что указанным письмом ответчик фактически отказал заявителю в предоставлении информации о судовом ходе на интервале 1385,0-1395,0 км. (Атлас ЕГС ЕЧ РФ, том 6, часть 1, изд.2006 г.), а именно: составе и координатах навигационной обстановки, координатах оси судового хода и его гарантированных габаритах на данном участке пути, последний обратился в суд с настоящим заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно ст.2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Часть 3 этой же статьи названного Закона предусматривает, что рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Согласно ст.3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) администрация бассейна внутренних водных путей - организация, созданная в форме государственного бюджетного учреждения и осуществляющая в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей, государственный портовый контроль и иные функции, определенные в соответствии с настоящим Кодексом
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 8 КВВТ РФ содержание внутренних водных путей, заключающееся в содержании судовых ходов (в том числе проведение путевых работ и осуществление навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов), проведении работ по устройству и содержанию рейдов в портах общего пользования и подходов к причалам общего пользования, содержании судов технического флота (судов, предназначенных для выполнения путевых, навигационно-гидрографических, вспомогательных работ и других связанных с содержанием судовых ходов работ), содержании инфраструктуры внутренних водных путей, организация технологической связи организаций внутреннего водного транспорта осуществляются за счет средств федерального бюджета, доходов от собственной деятельности, а также из других не запрещенных законом источников.
Статья 34 КВВТ устанавливает, что Администрация бассейна внутренних водных путей для обеспечения безопасности судоходства осуществляет в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей.
Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 года N 623 утвержден Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта (далее - Технический регламент), который устанавливает обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности объектов технического регулирования, направленные на достижение предусмотренных настоящим техническим регламентом целей, требования к маркировке и правила ее нанесения, а также правила идентификации объектов регулирования.
В соответствии с пунктом 418 Технического регламента (глубина, ширина и радиус закругления его оси) и судоходной обстановки устанавливаются Федеральным агентством морского и речного транспорта. Гарантированные габариты судового хода и выставление знаков судоходной обстановки обеспечивают организации, находящиеся в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта.
Данные о границах участка водного пути, результатах промеров габаритов судового хода, выполненных тральных, дноуглубительных и дноочистительных работах, транспортных происшествиях, установленных габаритах пути, а также схема расстановки знаков судоходной обстановки доводятся до сведения судовладельцев организациями, находящимися в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта (пункт 442 Технического регламента).
ФБУ "Администрация Волжского бассейна" в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 1748-р является подведомственным Федеральному агентству морского и речного транспорта федеральным бюджетным учреждением и осуществляет функции администрации Волжского бассейна внутренних водных путей по выполнению государственных работ и оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта в соответствии с КВВТ РФ и законодательством Российской Федерации в области внутреннего водного транспорта.
Учредителем ФБУ "Администрация Волжского бассейна" является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя осуществляет Федеральное агентство морского и речного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации. ФБУ "Администрация Волжского бассейна" имеет в своем составе филиалы, не являющиеся юридическими лицами и действующие на основании Положений, согласованных с Росморречфлотом.
ФБУ "Администрация Волжского бассейна" создано в результате преобразования Государственного предприятия "Водные пути Волжского бассейна" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1995 N 12 и действует на основании Устава, утвержденного распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 20.02.2013 N АД-46-р, в приложении к которому указан Казанский район водных путей и судоходства.
ФБУ "Администрация Волжского бассейна" осуществляет свои полномочия в Волжском бассейне внутренних водных путей.
Целями деятельности ФБУ "Администрация Волжского бассейна" являются:
1) эксплуатация и развитие внутренних водных путей и гидротехнических сооружений;
2) обеспечение судоходства на внутренних водных путях, безопасности судоходных гидротехнических сооружений.
ФБУ "Администрация Волжского бассейна" осуществляет основные виды деятельности, предусмотренные Уставом, имеет право осуществлять определенную Уставом приносящую доход деятельность, служащую достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям.
Главой 3 Устава ФБУ "Администрация Волжского бассейна" определен перечень работ и услуг, осуществляемых за счет средств бюджета, услуг предоставляемых на платной основе и услуг и перечень видов деятельности осуществляемых Администрацией на возмездной основе.
В соответствии с пунктом 3.2.1. Устава, установленными целями деятельности и/или утвержденными Федеральным агентством морского и речного транспорта государственными заданиями ФБУ "Администрация Волжского бассейна" осуществляет следующие виды деятельности:
1) навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов и путевые работы на внутренних водных путях;
2) содержание судоходных гидротехнических сооружений и пропуск судов и плавучих объектов через судоходные гидротехнические сооружения;
3) государственный портовый контроль;
4) осуществление мероприятий по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, находящихся в оперативном управлении у ФБУ "Администрация Волжского бассейна";
5) государственную регистрацию судов в Государственном судовом реестре, реестре арендованных иностранных судов, реестре строящихся судов;
6) выдачу удостоверений личности моряка;
7) организация мероприятий по обеспечению мобилизационной подготовки в ФБУ "Администрация Волжского бассейна" и организациях внутреннего водного транспорта, проведение в Администрации мероприятий по гражданской обороне, защите государственной тайны и конфиденциальных сведений, безопасности шифровальной службы;
8) согласование названий судов внутреннего водного транспорта при регистрации их в государственном судовом реестре;
9) дипломирование лиц командного состава судов и членов экипажей спортивных парусных судов;
10) выдача лоцманских удостоверений о праве лоцманской проводки судов;
11) организация проведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов речного транспорта;
12) выявление и учет бесхозяйных судов установление их владельцев;
13) выдача свидетельств о минимальном составе судна.
Согласно подпункту 1 пункта 3.4. Устава проведение изыскательских работ на внутренних водных путях РФ, осуществляемых сверх параметров, установленных Госзаданием, относится к видам деятельности, осуществляемым ФБУ "Администрация Волжского бассейна" на возмездной основе.
Из представленного в материалы дела ответа от 26.10.2018 N 1-1/753 на запрос заявителя следует, что последнему была предоставлена именно та информация, на получение которой на безвозмездной основе имеют право хозяйствующие субъекты в соответствии с пунктом 442 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта и положениями Устава ФБУ "Администрация Волжского бассейна". В частности, были сообщены гарантированные габариты судового хода на участке 1385,0-1395,0 км. р. Кама по Атласу ЕГС ЕЧ РФ т.6 ч.1 изд. 2006 года; состав навигационного оборудования указан в соответствии с Атласом ЕГС ЕЧ РФ т. 6 ч. 1 изд. 2006 года.
При этом в соответствии с пунктом 442 Технического регламента данные о границах участка водного пути, результатах промеров габаритов судового хода, выполненных тральных, дноуглубительных и дноочистительных работах, транспортных происшествиях, установленных габаритах пути публикуются в открытом доступе и регулярно обновляются на официальном сайте ФБУ "Администрация Волжского бассейна" - волгаводпуть.рф.
Схема расстановки знаков судоходной обстановки доводится до сведения судовладельцев путем издания Атласов ЕГС ЕЧ РФ, карт рек и выпуском корректуры к ним не менее 3 раз в год.
Вместе с тем, в указанном письме ответчик указал на возможность предоставления сведений о координатах навигационной обстановки и оси судового хода, однако отметил, что данные сведения могут быть получены заявителем только в результате выполнения работ на договорной основе за определенную плату, поскольку в соответствии с Государственным заданием выполнение изыскательских работ для нужд заявителя не заложено.
Суд первой инстанции правомерно посчитал обозначенную позицию ответчика обоснованной, поскольку Администрация, являющаяся бюджетным учреждением, не вправе выполнять работы, на осуществление которых требуются дополнительные затраты, не заложенные на их выполнение в соответствии с Госзаданием и бюджетом.
Боле того, представитель ответчика в судебном заседании суда первой инстанции указал, что данные виды работ и, соответственно, полученные в результате их проведения сведения на безвозмездной основе не предоставляются никому из хозяйствующих субъектов, отметив также, что сам заявитель неоднократно ранее обращался в Учреждение о выполнении путевых работ на договорной основе. Представитель заявителя данный факт подтвердил, однако указал, что считает возможным получить у ответчика сведения безвозмездно, поскольку последнему они известны без проведения каких-либо работ.
Между тем, данное заявление основано лишь на предположениях заявителя, какие-либо документальные подтверждения сказанному последним не представлены, а из приведенных норм действующего законодательства, и Устава ФБУ "Администрация Волжского бассейна", регламентирующего деятельность ответчика, не усматривается предоставление испрашиваемых заявителем сведений в части координат навигационной обстановки и оси судового хода на безвозмездной основе. Учреждение, в своем письме от 26.10.2018 N 1-1/753 сообщило заявителю именно тот объем информации, которая у него имелась и за предоставление которой не требуются дополнительные расходы и затраты.
Утверждения заявителя со ссылкой на статью 10 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что Учреждением умышленно создаются препятствия для осуществления Обществом своих гражданских прав, суд первой инстанции обоснованно посчитал бездоказательными.
С учетом указанных норм действующего законодательства суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания незаконными действий ответчика, выраженных в отказе сообщить бесплатно информацию о координатах навигационной обстановки и оси судового хода, предоставление которой возможно только в результате проведения дополнительных работ на договорной основе.
Кроме того, необходимо отметить следующее.
В заявлении, с которым общество обратилось к ответчику, а также в ходе судебного разбирательства суда первой инстанции, заявитель ссылался на подпункт "д" пункта 4 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации N 55 от 09.02.2018 "Об утверждении Порядка согласования добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации" (далее - Порядок), в соответствии с которым для получения решения о согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации заявитель должен предоставить заявление, к которому должен быть приложен план русловой съемки части внутреннего водного пути с указанием на нем контура подсчета запасов, границ горного отвода и блоков разработки, судового хода и подходов к месторождению.
Планы русловых съемок части внутреннего водного пути - это конечный материал камеральной обработки данных русловых изысканий, которые необходимо выполнить.
Указанный Порядок устанавливает процедуру согласования администрацией бассейна внутренних водных путей добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации, планируемой к проведению в границах соответствующего бассейна внутренних водных путей.
Проведение русловой съемки возможно только на договорной основе за определенную плату.
Именно об этом ответчик указал в своем письме, отметив, что поскольку, в Госзадании ФБУ "Администрация Волжского бассейна" русловые изыскания для нужд ООО "Промресурс" не заложены, данные работы могут быть выполнены на возмездной основе.
В рассматриваемом деле заявитель указывает на обязанность административного органа предоставить информацию безвозмездно, ссылаясь на нормы Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
Ответчик в порядке, установленном названным Федеральным законом, ответ на обращение заявителя, изложенный в письме от 26.10.2018 N 1-1/753, предоставил последнему бесплатно.
В связи с чем, заявитель, ссылаясь на указанный Федеральный закон N 59-ФЗ, либо неверно трактует его положения, либо добросовестно заблуждается относительно того, какие ответы на обращения предоставляются государственными органами и органами местного самоуправления, а также организациями, на которые возложено осуществление публично значимых функций, бесплатно.
Доводы заявителя строятся на том, что в рамках Федерального закона N 59-ФЗ, любое юридическое лицо или гражданин могут обратиться в уполномоченный орган за получением какой-либо информации, и она должна быть предоставлена такому лицу в обязательном порядке и бесплатно.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что в данном случае ссылка на Федеральный закон N 59-ФЗ не уместна, поскольку речь в данном случае идет не о том, что ответчик потребовал какие-либо денежные средства за рассмотрение письменного обращения организации.
С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 марта 2019 года по делу N А65-34967/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.