г. Санкт-Петербург |
|
30 апреля 2019 г. |
Дело N А56-132652/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Протас Н.И., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Федорова И.Д. по доверенности от 19.10.2017
от заинтересованного лица: Рав Ю.Д. по доверенности от 26.12.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7457/2019) ООО "ПИТЕРАВТО" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2019 по делу N А56-132652/2018 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению ООО "ПИТЕРАВТО"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
об оспаривании постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПИТЕРАВТО" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 24.09.2018 N Ю78-00-03-1409-18.
Решением суда от 25.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество обжаловало его в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд. По мнению подателя жалобы, судом не учтено, что дело об административном правонарушении возбуждено Управлением на основании материалов проверки, проведенной СПб ГКУ "Организатор перевозок" в отсутствие законных оснований для проведения проверки. Кроме того, Управлением допущены существенные процессуальные нарушения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель Управления их отклонил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 17.08.2018 в рамках проверочных мероприятий на предмет соблюдения обязательных требований в области перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок работниками СПб ГКУ "Организатор перевозок" совместно с сотрудниками ГИБДД проведена выборочная проверка транспортных средств, используемых Обществом для перевозки пассажиров и багажа.
В ходе проверки установлено, что Общество организовало перевозку пассажиров по маршруту К-118 транспортным средством (автобусом), эксплуатация которого запрещена. В нарушение пункта 7.2.1 Приложения N 8 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" установленные на транспортном средстве ремни безопасности имеют надрывы на лямках, видимые невооруженным глазом.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте межведомственной транспортной комиссии Санкт-Петербурга о результатах проверки транспортного обслуживания населения в Санкт-Петербурге от 17.08.2018 N С461. Постановлением государственного инспектора БДД ОГИБДД России по делу об административном правонарушении от 17.08.2019 водитель транспортного средства Шарипов Усмон привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.5 КоАП РФ. Правомерность привлечения к административной ответственности водителем не оспаривалась.
На основании материалов, переданных межведомственной транспортной комиссией, по факту отраженных в акте от 17.08.2018 N С461 нарушений Управлением в отношении Общества составлен протокол от 19.09.2018 NЮ78-00-03-0724-18 об административном правонарушении. Действия Общества квалифицированы по части 2 статьи 14.4 КоАП РФ.
Обществу вменено нарушение пункта 7.2.1 Приложения N 8 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", пунктов 3, 4, 24 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7 (далее - Правила обеспечения безопасности перевозок) и статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
По результатам рассмотрения протокола и иных материалов проверки заместителем руководителя Управления вынесено постановление от 24.09.2018 N Ю 78-00-03-1409-18 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Постановление оспорено Обществом в судебном порядке.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, пришел к выводу о неправомерности вынесенного по делу решения в силу следующего.
Частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса, в виде административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 7 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вреда имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 N 7 (далее - Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров) предусмотрено, что субъекты транспортной деятельности обязаны обеспечивать организацию и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов (пункт 3); к требованиям по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов субъектами транспортной деятельности относятся, в том числе, обеспечение соответствия транспортных средств, используемых в процессе эксплуатации, требованиям законодательства о техническом регулировании, обеспечение безопасных условий перевозок пассажиров и грузов (пункт 4); субъект транспортной деятельности обязан обеспечить безопасность транспортных средств, используемых для выполнения перевозок пассажиров и грузов в процессе эксплуатации (пункт 24).
Как следует из материалов дела, 17.08.2018 в ходе совместной проверки СПб ГКУ "Организатор перевозок" и сотрудниками ГИБДД транспортных средств, эксплуатируемых ООО "ПИТЕРАВТО", установлено, что ООО "ПИТЕРАВТО" организовало перевозку пассажиров по маршруту N К-118 транспортным средством не обеспечивающим безопасность перевозок пассажиров. В нарушение пункта 7.2.1 Приложения N 8 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" установленные на транспортном средстве ремни безопасности имеют надрывы на лямках, видимые невооруженным глазом.
Наличие технических неисправностей подтверждено актом межведомственной транспортной комиссии Санкт-Петербурга о результатах проверки транспортного обслуживания населения от 17.08.2018 N С461, постановлением 17.08.2018 по делу об административном правонарушении в отношении водителя Общества Шарипова Усмона.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в данном случае в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие оказание Обществом услуг по перевозке пассажиров указанным транспортным средством с выявленными техническими неисправностями, т.е. совершение действий, образующих объективную сторону вмененного Обществу правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ.
Из материалов фотофиксации усматривается, что в транспортном средстве отсутствуют пассажиры, то есть на момент выявления технических неисправностей услуги по перевозке пассажиров на данном транспортном средстве не оказывались. Достоверно установить, когда возникли перечисленные в акте 17.08.2018 N С461 технические неисправности и существовали ли указанные неисправности на момент выпуска автобуса на линию по путевому листу, не представляется возможным.
Путевой лист N А0981356 не является доказательством фактического осуществления услуг по перевозке, поскольку материалами дела зафиксировано отсутствие пассажиров в транспортном средстве Общества и, соответственно, потребителей услуги, что является необходимым условием для наступления ответственности по части 2 статье 14.4 КоАП РФ.
Более того, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что 17.08.2018 N С461, составленный Межведомственной транспортной комиссией Санкт-Петербурга о результатах проверки транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в Приморском районе Санкт-Петербурга, явившийся основанием для возбуждения дела об АП, при составлении которого не присутствовал представитель юридического лица, также не может являться допустимым доказательством оказания юридическим лицом услуги по перевозке ненадлежащего качества, иных доказательств административным органом в нарушение статьи 26.2 КоАП РФ не получено. Проверка фактов, сообщенных Межведомственной транспортной комиссией Санкт-Петербурга, Управлением не проводилась.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности административным органом факта оказания Обществом услуги ненадлежащего качества.
Недоказанность события и состава вмененного правонарушения в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении и основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
При таких обстоятельствах, заявленные Обществом требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению, постановление Управления подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2019 по делу N А56-132652/2018 отменить. Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу от 24.09.2018 N Ю78-00-03-1409-18.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.