Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 28 августа 2019 г. N Ф10-3665/19 настоящее постановление оставлено без изменения
30 апреля 2019 г. |
Дело N А84-1411/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 30 апреля 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Приваловой А.В.,
Омельченко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лесик А.В.,
при участии: представителя публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" - Дзюбана Геннадия Викторовича, доверенность от 28.12.2018 N 543; представителя Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю - Старикова Сергея Сергеевича, доверенность от 21.01.2019 б/н;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" на дополнительное решение Арбитражного суда города Севастополя от 08 ноября 2018 года по делу N А84-1411/2018 (судья Минько О.В.), принятое по заявлению Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" (ул. Гидрографическая, д.1, г. Севастополь, 299003) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю (ул. Кечкеметская, д. 198, г. Симферополь, Республика Крым, 295022) в рамках рассмотрения спора о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
публичное акционерное общество по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю (далее - административный орган), согласно которого, с учетом уточненных требований, в окончательном варианте просило: 1) признать незаконным и отменить постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю Лапиной Е.А. N 20/04/2018-11-34/Ю-1 от 20.04.2018 о признании виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000,00 рублей; 2) признать предписание об устранении нарушений законодательства N 5/С-П/2018 от 19.02.2018 недействительным.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 19.10.2018, требование публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз", касающееся постановления, было удовлетворено; постановление по делу об административном правонарушении N 20/04/2018-11-34/Ю-1 от 20.04.2018 вынесенное Межрегиональным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю о признании Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 200000,00 рублей, было признано незаконным и отменено.
Дополнительным решением Арбитражного суда города Севастополя от 08.11.2018, публичному акционерному обществу по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" в восстановлении срока на подачу заявления о признании недействительным предписания, было отказано; в связи с чем, в удовлетворении требования публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" о признании недействительным предписания об устранении нарушений законодательства N 5/С-П/2018 от 19.02.2018, было отказано.
Не согласившись с дополнительным решением Арбитражного суда города Севастополя от 08.11.2018, публичное акционерное общество по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить дополнительное решение Арбитражного суда Республики Крым от 08.11.2018 и принять по делу новый судебный акт, которым восстановить Обществу срок на подачу заявления о признании недействительным предписания и признать недействительным предписание Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю об устранении нарушений законодательства от 19.02.2018 N 5/С-П/2018. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что суд первой инстанции безосновательно отказал Обществу в восстановлении срока на подачу заявления о признании недействительным предписания. Также апеллянт указывает на то, что обжалованное предписание не отвечает принципу исполнимости, чем нарушает права и законные интересы ПАО "Севастопольгаз".
Представитель публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить дополнительное решение Арбитражного суда Республики Крым от 08.11.2018 и принять по делу новый судебный акт, которым восстановить Обществу срок на подачу заявления о признании недействительным предписания и признать недействительным предписание Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю об устранении нарушений законодательства от 19.02.2018 N 5/С-П/2018.
Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить дополнительное решение Арбитражного суда Республики Крым от 08.11.2018 без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность дополнительного решения от 08 ноября 2018 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что в ходе рассмотрения обращений гр. Бобровской Н.Ф. от 21.12.2017 и 20.12.2017, был выявлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности ПАО "Севастопольгаз", а именно не обеспечивается исправное и безопасное состояние сети газораспределения: в охранной зоне газопровода высокого давления Ду-400, расположенного по адресу: г. Севастополь, ТСН "Куликово поле", в районе участков N N 8, 10, 13 установлен факт нахождения капитального строения, что является нарушением пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункта 14 (е) Правил охраны газораспределительных сетей (Постановление Правительства РФ от 20.11.2000 N 878), о чем 19.02.2018, уполномоченными лицами Ростехнадзора, был составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), юридического лица ПАО "Севастопольгаз" N 5/С-А/2018.
19.02.2018 административным органом было вынесено предписание об устранении нарушений законодательства N 5/С-П/2018, из которого следует, что установлены следующие нарушения: не обеспечивается исправное и безопасное состояние сети газораспределения, а именно: в охранной зоне газопровода высокого давления Ду-400, расположенного по адресу г. Севастополь, ТСН "Куликово поле", в районе участков N N 8, 10, 13 возведено капитальное строение. Обществу было предписано в срок до 05.08.2018 устранить выявленные нарушения. Заявитель был предупрежден об административной ответственности по статье 19.5 КоАП Российской Федерации за неисполнение данного предписания в срок до 05.08.2018, которое было получено уполномоченным лицом 19.02.2018.
Уведомлением от 19.02.2018 N 11/1301, административный орган уведомил Общество о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, которое было получено уполномоченным лицом 19.02.2018.
Уведомлением от 06.03.2018 N б/н, административный орган уведомил Общество о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
30.03.2018 ПАО "Севастопольгаз" в адрес Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю было направлено ходатайство об отложении рассмотрения вопроса о составлении протокола об административном правонарушении на более позднюю дату.
Уведомлением от 30.03.2018 N б/н, административный орган уведомил Общество о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В дальнейшем, 09.04.2018 усмотрев в действиях Общества наличие признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьей 9.1 КоАП РФ, в отсутствие законного представителя Общества, государственным инспектором Севастопольского территориального отдела Крымского управления Ростехнадзора, Кравченко А.В., в отношении ПАО "Севастопольгаз", был составлен протокол об административном правонарушении N 09/04/2018-11-34/Ю-1.
09.04.2018 административным органом было вынесено определение о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
20.04.2018 заместителем руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю, Лапиной Е.А., в присутствии законного представителя по доверенности Общества, Дзюбана Г.В., было вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 20/04/2018-11-34/Ю-1, которым ПАО "Севастопольгаз" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000,00 рублей.
Не согласившись с предписанием об устранении нарушений законодательства от 19.02.2018 N 5/С-П/2018, ПАО "Севастопольгаз" обратилось в суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого дополнительным решением было отказано, в связи с не восстановлением судом Обществу срока на его обжалование.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, в связи с неправильным применением им норм процессуального и материального права, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции, изучив представленные Общество в дело документы, установил, что ходатайство публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" о восстановлении срок на подачу заявления о признании недействительным предписания, подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Частью 1 статьи 117 АПК РФ установлено, что процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Согласно абзацу 2 пункта 3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
При этом, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.
Оценка уважительности причин, повлекших за собой пропуск срока, осуществляется судом, рассматривающим спор.
Из материалов дел следует, что с актом проверки от 19.02.2018 N 5/С-А/2018, был ознакомлен лично генеральный директор ПАО "Севастопольгаз", Бондаренко Игорь Владимирович, он же и получил копию акта проверки, что подтверждается его подписью.
Кроме того, копия предписания об устранении нарушений законодательства N 5/С-П/2018 от 19.02.2018, также была получена лично генеральным директором ПАО "Севастопольгаз", Бондаренко Игорем Владимировичем, что подтверждается его подписью.
Вместе с тем, уже 26.02.2018 с Бондаренко И.В. был расторгнут служебный контракт, что подтверждается приказом председателя наблюдательного совета ПАО "Севастопольгаз", Окуненко И.В., от 26.02.2018 N 41-п, представленным Обществом в дело.
При этом, из пояснений представителя Общества следует, что до момента прекращения трудовых отношений, генеральным директором ПАО "Севастопольгаз", Бондаренко И.В., предписание об устранении нарушений законодательства от 19.02.2018 N 5/С-П/2018, на исполнение поручено не было, о чем Обществу стало известно лишь 07.08.2018, при ознакомлении с распоряжением врио руководителя Крымского управления Ростехнадзора от 31.07.2018 N 253.
При этом, назначенный 27.02.2018 приказом N 42-п новый генеральный директор ПАО "Севастопольгаз", Козлов Марат Сергеевич, по утверждению Общества о получении вышеуказанного предписания осведомлен не был.
Соответственно, следует признать факт того, что в результате не передачи на исполнение, лично полученного Бондаренко И.В. предписания N 5/С-П/2018, ПАО "Севастопольгаз" был пропущен срок на подачу заявления о признании недействительным предписания, причина пропуска которого, признается судом апелляционной инстанции уважительной и, соответственно, срок восстанавливается.
Что касается требования ПАО "Севастопольгаз" о признании оспариваемого им предписания об устранении нарушений законодательства N 5/С-П/2018 от 19.02.2018 недействительным, то оно также подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Из содержания предписания от 19.02.2018 N 5/С-П/2018 следует, что ПАО "Севастопольгаз" необходимо устранить следующие замечания: не обеспечивается исправное и безопасное состояние сети газораспределения, а именно: в охранной зоне газопровода высокого давления Ду-400, расположенного по адресу г. Севастополь, ТСН "Куликово поле", в районе участков N N 8, 10, 13 установлено капитальное строение.
В качестве события противоправного деяния, Обществу вменено нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", подпункта "а" пункта 14 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878 (далее - Правила N 878), выразившееся в не обеспечении Обществом исправного и безопасного состояние сети газораспределения, а именно: в охранной зоне газопровода высокого давления Ду- 400 в районе участков N 8, 10, 13 установлено капитальное строение, расположенного по адресу: г. Севастополь, ТСН "Куликово поле".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 14 Правил N 878, на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения.
Согласно пункта Правил N 878, настоящие Правила действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность.
В силу пункта 17 Правил N 878, утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки, указанных в пунктах 14, 15 и 16, производятся на основании заявления об утверждении границ охранной зоны газораспределительных сетей и сведений о границах охранной зоны газораспределительных сетей, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков - для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами - для существующих газораспределительных сетей.
Пунктом 18 Правил N 878 установлено, что решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении границы охранной зоны и наложении ограничений (обременений) на входящие в нее земельные участки является основанием для проведения кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учету с присвоением учетных кадастровых номеров в Едином государственном реестре земель и государственной регистрации обременений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Указанные в пунктах 14, 15 и 16 настоящих Правил ограничения (обременения) подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 21 Правил N 878).
Из содержания вышеприведенных требований Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878, следует, что обязанность по соблюдению ограничений, установленных подпунктом "а" пункта 14 Правил N 878 возложена именно на собственников, владельцев или пользователей земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо лиц, осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
в
о
Р
к
п
Ti
ф
Т]
у]
в<
И1
П]
к<
Сс
(л
ЯБ
az
ЛБ
за
щ
ус
ис предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) муниципального контроля" (далее Закон N 294-ФЗ), в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
По смыслу названных норм предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно. Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.
Соответственно, следует признать факт того, что предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований, соблюдение которых, обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть нормативно обоснованы и реально исполнимы.
Кроме того, из содержания предписания следует, что административный орган не указал о конкретных действиях, которые обязано совершить ПАО "Севастопольгаз" при исполнении обжалованного предписания.
Соответственно, указанные в предписании сведения не позволили фактически определить перечень действий, подлежащих выполнению обязанным лицом в установленный срок; в оспариваемом предписании не содержатся конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить ПАО "Севастопольгаз", и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленных нарушений.
Также, место совершения административного правонарушения, где установлено капитальное строение, должным образом не описано, сведения о земельном участке и владельце земельного участка отсутствуют, что из себя представляет капитальное строение, где конкретно оно расположено, на каком расстоянии от газопровода, установлена ли охранная зона газопровода и сколько метров она занимает, содержатся ли зарегистрированные сведения об этом в государственное кадастровом учете, что предусмотрено положениями пунктов 17, 18, 21 Правил N 878, ни в протоколе, ни в постановлении административным органом отражено не было. Предмет административного правонарушения административным органом не идентифицирован и не определен. В деле отсутствуют документы, содержащие информацию о характеристиках и месторасположении объекта в границах охранной зоны газопровода.
В свою очередь, согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, в частности обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона N 69-ФЗ от 31.03.1999 "О газоснабжении в Российской Федерации", на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникши на них аварий, катастроф.
В соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее - ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города федерального значения Севастополя признаются правом собственности города Севастополя;
Постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 N 883-ПП было утверждено положение о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, согласно пункта 4, которого, определены полномочия Департамента, в том числе осуществление от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя.
Соответственно, следует признать факт того, что право собственности на имущество, в отношении которого ПАО "Севастопольгаз" заключены договоры на его использование, принадлежат Правительству Севастополя. В этой связи, в целях оформления правоустанавливающих документов на сети газораспределения, Правительство Севастополя, как собственник указанного имущества, вправе проводить кадастровые работы в отношении данного имущества и зарегистрировать право государственной собственности на него.
В связи с отсутствием государственной регистрации права собственности на имущество (газопроводы), невозможна и государственная регистрация ограничений и обременений земельных участков, входящих в охранные зоны газопроводов. Следовательно, ПАО "Севастопольгаз" не имеет законных оснований для принятия конкретных мер по недопущению нарушений закона в границах охранных зон газопроводов, а также устранению их причин и условий им способствующих.
Кроме того, судом апелляционной инстанции учтено, что решением Арбитражного суда города Севастополя от 19.10.2018, требование публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз", было удовлетворено; постановление по делу об административном правонарушении N 20/04/2018-11-34/Ю-1 от 20.04.2018 вынесенное Межрегиональным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю, о признании Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 200000,00 рублей, было признано незаконным и отменено.
В своем решении суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии состава и события вмененного ПАО "Севастопольгаз" административного правонарушения.
На основании вышеизложенного коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что оспоренное предписание не отвечает принципу исполнимости, чем нарушает права и законные интересы ПАО "Севастопольгаз", таким образом, подлежит признанию недействительным.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 2 ст. 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
дополнительное решение Арбитражного суда города Севастополя от 08 ноября 2018 года по делу N А84-1411/2018 отменить.
Восстановить публичному акционерному обществу по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" срок на подачу заявления о признании недействительным предписания.
Признать недействительным Предписание Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю об устранении нарушений законодательства от 19.02.2018 N 5/С-П/2018.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1411/2018
Истец: ПАО по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз"
Третье лицо: МРУ Ростехнадзора по РК и городу Севастополю
Хронология рассмотрения дела:
28.08.2019 Определение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-1411/18
28.08.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3665/19
30.04.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3564/18
08.11.2018 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-1411/18
19.10.2018 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-1411/18
17.08.2018 Определение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-1411/18