город Ростов-на-Дону |
|
30 апреля 2019 г. |
дело N А53-35745/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Абраменко Р.А.
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудо В.А.
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: представитель Колясникова Ю.С. по доверенности от 09.01.2019
от третьего лица: представитель Григорян Г.А. по доверенности от 06.12.2018.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 13.03.2019 по делу N А53-35745/2018
по иску товарищества собственников жилья "ЮТУ" (ИНН 3436109636, ОГРН 1083453000630)
к ответчику Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1026103739892, ИНН 6165035060)
при участии третьего лица - Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284)
о взыскании задолженности,
принятое судьей Корхом С.Э.,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "ЮТУ" (далее - истец, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, учреждение) о взыскании 144 542,09 руб. задолженности по оплате за содержание и обслуживание, отопление, вывоз мусора и ОДН по воде и электроэнергии по домам N 19 Г, N 19 Ж, N 19 Б по ул. Некрасова, г. Камышин (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 13 марта 2019 года с Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в пользу товарищества собственников жилья "ЮТУ" взыскано 144 542,09 руб. задолженности по оплате за содержание и обслуживание, отопление, вывоз мусора и ОДН по воде и электроэнергии по домам N 19 Г, N 19 Ж, N 19 Б по ул. Некрасова, г. Камышин, в т.ч. 53 051,25 руб. задолженности по за содержание и обслуживание, 1 612,56 руб. задолженности по ХВС и электроэнергии на ОДН, 11 096,22 руб. задолженности за вывоз мусора, 78 782,06 руб. задолженности за отопление, 535 руб. в возмещение затрат на ксерокопирование, 470,30 руб. почтовых расходов, а также 2 000 руб. в возмещение расходов на уплату государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение суда первой инстанции отменить. В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России не является собственником квартир, задолженность за управление и содержание которых просил взыскать истец. Доказательств заключения между истцом и ответчиком договора управления не представлено. Ответчик ссылается на Порядок обеспечения эксплуатации жилых помещений, возводимых по планам собственного строительства Министерства обороны РФ и приобретенных по заключенным государственным контрактам, во исполнение приказа Министра обороны РФ от 18.11.2010 г. N 1550, утвержденный 15.12.2010 г., согласно которому выбранная управляющая компания должна заключить договоры управления многоквартирными домами с управляющей организацией Министерства обороны РФ - ООО "Главное управление жилищным фондом". Указанная организация осуществляет обслуживание объектов недвижимости, закрепленных за Вооружёнными Силами РФ на основании договора управления жилищным фондом. В связи с чем, ТСЖ "ЮТУ" следовало заключить договор управления с ООО "ГУ ЖФ", чего сделано не было. ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России финансируется из федерального бюджета и других источников финансирования не имеет, денежные средства для оплаты услуг истца главным распорядителем средств федерального бюджета ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России не выделялись, основания к оплате услуг истца у учреждения отсутствовали.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, которую просил удовлетворить, отменив решение суда первой инстанции.
Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, которую просил удовлетворить с учетом представленного отзыва.
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвовавших в судебном заседании лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, товарищество собственников жилья "ЮТУ" осуществляет управление жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирных домах N 19Б, N 19Г, N19Д и 19Ж по улице Некрасова г. Камышина Волгоградской области, в связи с чем осуществляет эксплуатацию, содержание и ремонт общего имущества данных многоквартирных домов и организует от имени жителей предоставление коммунальных услуг путем заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров предоставления коммунальных услуг (теплоснабжения, холодного и горячего снабжения и т. д.).
Решением общего собрания собственников помещений вышеуказанных многоквартирных жилых домов от 13.03.2008 г. (протокол N 1) выбран способ управления домами управляющей организацией - ТСЖ "ЮТУ".
По государственному контракту N 181109/1 от 18.11.2009 г. купли-продажи квартир для нужд Министерства обороны Российской Федерации, заключенному между Министерством обороны РФ и ООО "Компания "Жилстрой" г. Камышин, в собственность Министерства обороны перешло 32 квартиры, из них: в жилом доме по адресу: г. Камышин, ул. Некрасова дом 19Б - 12 квартир; в жилом доме по адресу: г. Камышин, ул. Некрасова дом 19Г - 9 квартир; в жилом доме по адресу: г. Камышин, ул. Некрасова дом 19Ж - 11 квартир.
С 28 декабря 2009 года на указанные квартиры зарегистрировано право собственности Минобороны РФ.
С 20 мая 2010 года было зарегистрировано право оперативного управления на данные квартиры за ФГУ "Камышинская квартирно-эксплуатационная часть района" МО РФ. Приказом Министра Обороны РФ N 1871 от 17.12.2010 г. ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ (далее - ФГУ 1 "Северо-Кавказское ТУИО") было реорганизовало путём присоединения к нему ФГУ "Камышинская квартирно-эксплуатационная часть района" МО РФ. Таким образом, ФГУ "Северо-Кавказское ТУИО" является правопреемником ФГУ "Камышинская квартирно-эксплуатационная часть района" МО РФ.
Распределением служебных квартир занимается Волгоградское Отделение ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации, на основании договора социального найма жилого помещения военнослужащим распределяется квартира, а при перемещении по службе военнослужащий освобождает служебное жильё. В результате несвоевременного распределения жилья другим военнослужащим квартиры долгое время не были заселены, что привело к образованию задолженности по оплате коммунальных услуг и содержанию жилья.
21 декабря 2012 года заключен договор N 1255 найма служебного жилого помещения - квартиры N 13 дома N 19Ж; 25 января 2017 г. был составлен акт приёма-передачи жилого помещения N 13 "Ж" в связи с перемещением по службе нанимателя квартиры.
21 ноября 2012 года заключен договор N 1015 найма служебного жилого помещения - квартиры N 5 дома N 19Ж; 19 августа 2016 г. был составлен акт приёма-передачи жилого помещения N 5 "Ж" в связи с перемещением по службе нанимателя квартиры.
7 ноября 2012 года заключен договор N 946 найма служебного жилого помещения -квартиры N 16 дома N 19Ж; 8 августа 2017 г. был составлен акт приёма-передачи жилого помещения N 16 "Ж" в связи с перемещением по службе нанимателя квартиры.
3 марта 2016 года заключен договор N ЮРУЖО-15/863-2016 найма служебного жилого помещения - квартиры N 1 дома N 19Ж; 29 июня 2017 г. был составлен акт приёма-передачи жилого помещения N 1 "Ж" в связи с перемещением по службе нанимателя квартиры.
8 ноября 2012 года заключен договор N 953 найма служебного жилого помещения - квартиры N 20 дома N 19Б; 30 марта 2017 г. был составлен акт приёма-передачи жилого помещения N 20 "Б" в связи с перемещением по службе нанимателя квартиры.
18 февраля 2013 г. заключен договор N 020/ОВ найма служебного жилого помещения - квартиры N 4 дома N 19Б; 16 августа 2018 г. был составлен акт приёма-передачи жилого помещения N 4 "Б" в связи с перемещением по службе нанимателя квартиры.
Квартира N 1 дома N 19Б за период времени сентябрь 2015 г. по 17 сентября 2018 г. была не заселена.
6 ноября 2012 года заключен договор N 932 найма служебного жилого помещения - квартиры N 13 дома N 19Г; 15 июля 2016 г. был составлен акт приёма-передачи жилого помещения N 13 "Г" в связи с перемещением по службе нанимателя квартиры.
4 апреля 2013 г. заключен договор N 034/ОВ служебного жилого помещения - квартиры N 20 дома N 19Г; 8 июня 2016 г. был составлен акт приёма-передачи жилого помещения N 20 "Г" в связи с перемещением по службе нанимателя квартиры.
6 марта 2014 г. заключен договор N 116/ОВ найма служебного жилого помещения - квартира N 4 дома N 19Г; 23 августа 2018 г. был составлен акт приёма-передачи жилого помещения N 4 "Г" в связи с увольнением нанимателя квартиры.
Указанные квартиры были распределены в следующий период: дом 19 "Б" кв.N 20 - заключен договор найма служебного помещения "ЮРУЖО-15/123-2017 от 21 августа 2017 г.
Дом 19 "Б" кв.N 1 - заключен договор найма служебного помещения "ЮРУЖО - 15/169-2018 от 17 сентября 2018 г.
Дом 19 "Г" кв.N 20 - заключен договор найма служебного помещения "ЮРУЖО-15/2975-2016 от 12 сентября 2016 г.; расторгнут договор 24.02.2017 г. на основании выписки из приказа командира войсковой части 74507 в связи с увольнением военнослужащего.
Дом 19 "Г" кв.N 13 - заключен договор найма служебного помещения "ЮРУЖО-15/3281-2016 от 28 октября 2016 г.
Дом 19 "Ж" кв.N 13 - заключен договор найма служебного помещения "ЮРУЖО-15/36-2017 от 27 марта 2017 г.
Дом: 19 "Ж" кв.N 1 - заключен договор найма служебного помещения "ЮРУЖО-15/171-2017 от 27 октября 2017 г.
Дом 19 "Ж" кв.N 5 - заключен договор найма служебного помещения "ЮРУЖО-15/3286-2016 от 7 ноября 2016 г.
Дом 19 "Ж" кв.N 16 - заключен договор найма служебного помещения "ЮРУЖО-15/185-2017 от 16 ноября 2017 г.
На 30 сентября остаются не заселенными квартиры N 4, 20 дом 19 "Г", и кв.N 4 дом 19 "Б".
С момента заключения договоров счета на содержание жилья и пользование коммунальными услугами выставляются непосредственно нанимателям жилых помещений на общих основаниях, обязанность по оплате коммунальных платежей и платежей по содержанию жилья в период с 01 сентября 2015 года до дат заключения договоров несет собственник жилых помещений - Российская Федерация в лице Министерства Обороны РФ.
Как указывает ответчик, задолженность по оплате за содержание и обслуживание, отопление, вывоз мусора и ОДН по воде и электроэнергии по домам N 19 Г, N 19 Ж, N 19 Б по ул. Некрасова, г. Камышин составляет 144 542,09 руб.
В адрес ответчика была направлена претензия, которая оставлена без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения товарищества в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В соответствии с частью 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Решением общего собрания собственников помещений вышеуказанных многоквартирных жилых домов от 13.03.2008 г. (протокол N 1) выбран способ управления домами управляющей организацией - ТСЖ "ЮТУ".
Ссылка Министерства обороны РФ в отзыве на апелляционную жалобу на то, что в собрании, проведенном 13.03.2008, принимали участие организации и граждане, не подтвердившие свой статус собственников в спорном МКД, подлежит отклонению.
Собрание собственников помещений, оформленное в виде протокола от 13.03.2008, не оспорено в установленном законом порядке, в связи с чем в рамках заявленных предмета и основания иска оценка легитимности принятых решений не может быть дана.
Нормы ЖК РФ правом на оспаривание решений общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме наделяют только органы государственного жилищного надзора (п. 6 ст. 20) или собственников жилых помещений в этом доме (п. 6 ст. 46).
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что кто-либо из собственников жилых помещений в многоквартирном доме обращался с иском об оспаривании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и, что данное решение было признано судом недействительным.
Поскольку решения общего собрания от 13.03.2008, оформленные соответствующим протоколом, собственниками помещений не оспорены в установленном законом порядке, не признаны недействительными, то в силу пункта 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации являются обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех, которые не участвовали в голосовании.
Между тем, договор управления в письменной форме между сторонами не заключен, что не является препятствием для взыскания спорных платежей.
В соответствии с п. 12 Постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" наниматели и собственники обязаны вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме независимо от факта пользования общим имуществом, например лифтом. Отсутствие письменного договора управления у собственника с управляющей организацией не освобождает его от внесения платы за содержание общего имущества (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 36, пункт 2 части 1 и пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 158, часть 1 статьи 162 ЖК РФ).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 6.1. ст. 155 ЖК РФ в случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится лицами, указанными в пунктах 1 - 5 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ и ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В силу ч. 1, ч. 2 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Как установлено ст. 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ право оперативного управления за ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону зарегистрировано 01.08.2016 г.
Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Верховный Суд Российской Федерации в Определении N 304-ЭС15-6285 от 13.10.2015 г. по делу N А70-5139/2014 сославшись на ст. 249 Гражданского кодекса РФ, ст. 36,39, часть 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации указал, что именно собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы на содержание общего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса).
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Статьями 296, 298 Гражданского кодекса, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Учитывая позицию Верховного Суда Российской Федерации, согласно которой, обязанность вносить оплату за содержание общего имущества и коммунальные услуги у субъекта, обладающего имуществом на праве оперативного управления возникает с момента регистрации права оперативного управления, а также тот факт, что право оперативного управления ФГКУ "СК ТУИО" зарегистрировано за ним, ФГКУ является лицом, обязанным вносить соответствующие платежи.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России не является собственником квартир, задолженность за управление и содержание которых просил взыскать истец; что доказательств заключения между истцом и ответчиком договора управления не представлено, подлежат отклонению.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество (пункт 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса и пунктов 16, 30 Правил, собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания, по которому управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (статья 162 Жилищного кодекса).
Таким образом, собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества, независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Указанный правовой подход закреплен в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 г. N 4910/10.
В силу части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма, нанимателя или арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора.
В соответствии с ч.3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
По смыслу частей 4, 6 и 6.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги соответствующему исполнителю коммунальных услуг, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 названной статьи, предусматривающего возможность внесения коммунальных платежей непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, расчет платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме представляет собой простую арифметическую операцию умножения суммы тарифа на площадь помещения и соответствующего числа месяцев. Так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей компании и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещения.
В соответствии с п. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
взнос на капитальный ремонт;
плату за коммунальные услуги.
Пунктами 3,4 ст. 154 ЖК РФ установлено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истцом в расчете учтены периоды передачи спорных помещений по договорам социального найма, а также даты регистрации права оперативного управления, ответчик подтвердил арифметическую правильность расчет истца.
Расчет задолженности судом проверен, признан судом арифметически и методологически верным.
С учетом изложенного, довод отзыва Министерства обороны РФ о том, что задолженность на холодное водоснабжение и электроэнергию в размере 1 612, 57 руб. должны входить в тариф на содержание мест общего пользования, подлежит отклонению.
Ссылки ответчика на Порядок обеспечения эксплуатации жилых помещений, возводимых по планам собственного строительства Министерства обороны РФ и приобретенных по заключенным государственным контрактам, во исполнение приказа Министра обороны РФ от 18.11.2010 г. N 1550, утвержденный 15.12.2010 г., согласно которому выбранная управляющая компания должна заключить договоры управления многоквартирными домами с управляющей организацией Министерства обороны РФ - ООО "Главное управление жилищным фондом", которая осуществляет обслуживание объектов недвижимости, закрепленных за Вооружёнными Силами РФ на основании договора управления жилищным фондом, в связи с чем ТСЖ "ЮТУ" следовало заключить договор управления с ООО "ГУ ЖФ", чего сделано не было, не влияет на обязательство ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации по оплате за содержание и обслуживание, отопление, вывоз мусора и ОДН по воде и электроэнергии по домам N 19 Г, N 19 Ж, N 19 Б по ул. Некрасова, г. Камышин, в части помещений, находящихся у него в оперативном управлении.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Поскольку доказательств оплаты задолженности в размере 144 542,09 руб. либо доказательств прекращения данной обязанности иным предусмотренным законом способом ответчиком в материалы дела не представлено, постольку с ответчика в пользу истца судом первой инстанции была правомерно взыскана сумма долга в указанном размере.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.03.2019 по делу N А53-35745/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Абраменко |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.