Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 сентября 2019 г. N Ф07-9398/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
30 апреля 2019 г. |
Дело N А56-116447/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Кузьмин А.А. по доверенности от 15.11.2018
от заинтересованного лица: Сазонов Г.В. по доверенности от 21.09.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2975/2019) Товарищества собственников жилья "ПИТЕР" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2018 по делу N А56-116447/2018(судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению Товарищества собственников жилья "ПИТЕР"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания
установил:
Товарищество собственников жилья "Питер" (далее - Товарищество, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 12.07.2018 N 01/10012-р.
Решением суда от 30.12.2018 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, ТСЖ обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, признать незаконным и отменить оспариваемое предписание ГЖИ.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, Инспекция представила отзыв, в котором просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Товарищества доводы апелляционной жалобы поддержал. Представитель Инспекции против удовлетворения жалобы возражал по мотивам письменного отзыва.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 02.07.2018 N 01/1012-р в целях проверки обращения N01-13726/18-0-0 Инспекцией 04.07.2018 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Товариществом обязательных требований жилищного законодательства, в результате которой выявлено нарушение пункта 8.2 Приложения 5 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N961 от 09.11.2016 (далее - Правила N961), а именно: на элементе благоустройства (входная группа - арка многоквартирного лома) не обеспечено поддержание и сохранение архитектурно-градостроительного облика здания в соответствии с проектной документацией строительства, с проектами благоустройства: в арке дома оборудовано предприятие общественного питания - выполнена укладка половой плитки, стены арки зашиты отделочными материалами с поклейкой обоями, выполнено устройство подвесных потолков с люминисцентными лампами, установлено оборудование для приготовления пищи, холодильник, места для посетителей (столы, диваны), трубопроводы вентиляции из помещения кафе смонтированы на дворовом фасаде дома без получения задания и проекта благоустройства, согласованного с Комитетом по градостроительству и архитектуре, с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры при наличии зон охраны объектов культурного наследия, администрацией района Санкт-Петербурга в случае проектирования благоустройства на территории соответствующего района Санкт-Петербурга.
Товариществу выдано предписание от 12.07.2018 N 01/10012-р об устранении нарушения в срок до 27.09.2018 путем получения в соответствии с п. 2.2.8.6 Приложения N 3 Правил N961 задания и разработки проекта благоустройства, получения документов, подтверждающих приемку работ по размещению элементов благоустройства и их соответствие проекту, либо путем приведения арки дома в проектное состояние.
Общество оспорило предписание в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении МКД товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
В силу пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Пунктом 16 Правил N 491 предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества МКД обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора с управляющей организацией, либо товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении МКД) путем членства собственников помещений в указанных организациях.
Управление МКД по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ефимова, д. 1/14, литера А, осуществляется Товариществом на основании Устава, утвержденного решением общего собрания собственников помещений (протокол б/н от 12.12.2012 года), согласно которому ТСЖ приняло на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества данного многоквартирного дома.
В ходе проверки установлено, что на элементе благоустройства (входная группа - арка многоквартирного дома) не обеспечено поддержание и сохранение архитектурно-градостроительного облика здания в соответствии с проектной документацией строительства, с проектами благоустройства, а именно в арке дома оборудовано предприятие общественного питания - выполнена укладка половой плитки, стены арки зашиты отделочными материалами с поклейкой обоями, выполнено устройство подвесных потолков с люминесцентными лампами, установлено оборудование для приготовления пищи, холодильник, места для посетителей (столы, диваны), трубопроводы вентиляции из помещения кафе смонтированы на дворовом фасаде дома без получения задания и проекта благоустройства с Комитетом по градостроительству и архитектуре, Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры при наличии зон охраны объектов культурного наследия, администрацией района Санкт-Петербурга, в случае проектирования благоустройства на территории соответствующего района Санкт-Петербурга.
Пунктом 8.2 Приложения N 5 к Правилам N 961 установлено, что при осуществлении содержания фасадов обеспечивается:
поддержание технического состояния фасадов;
поддержание и сохранение архитектурно-градостроительного облика здания, сооружения в соответствии с проектной документацией строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, решением о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства, паспортом фасадов, проектами благоустройства.
Арка многоквартирного дома (входная группа) в силу пункта 2.1 Приложения N 2 к Правилам N 961 является конструктивным элементом благоустройства многоквартирного дома.
В силу пункта 2.3.5.1 Приложения N 3 к Правилам N 961 в отношении архитектурных деталей и конструктивных элементов фасадов требуется получение задания и разработка проекта благоустройства элементов благоустройства.
Согласование проекта благоустройства подлежит согласованию с Комитетом по государственному контролю (пункт 2.2.8.6.4 Приложения N 3 к Правилам N 961), использованию и охране памятников истории и культуры при наличии зон охраны объектов культурного наследия (пункт 2.2.8.6.1 Приложения N 3 к Правилам N 961), администрацией района Санкт-Петербурга, в случае проектирования благоустройства на территории соответствующего района Санкт-Петербурга (пункт 2.2.8.6.5 Приложения N 3 к Правилам N 961).
Какого-либо проекта благоустройства, согласованного с органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, предоставлено не было, тем самым Товариществом допущено нарушение пункта 8.2 Правил N 961.
Судом верно отклонен довод заявителя о том, что Товарищество не является надлежащим субъектом, которому подлежит выдача предписания ввиду того, что арочное пространство передано на основании договора аренды N ЕА-Д1 от 01.01.2017 ИП Бессоновой Е.П.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил N 961 настоящие правила обязательны для исполнения всеми физическими, юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом) путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации или путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 ЖК РФ.
В силу пункта 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Таким образом, именно ТСЖ является лицом ответственным за содержание общего имущества, а в данном случае за сохранение архитектурно-градостроительного облика здания в соответствии с проектной документацией на многоквартирный дом.
Как правомерно указал суд, факт передачи в аренду элемента благоустройства не освобождает ТСЖ от обязанности по поддержанию и сохранению архитектурно-градостроительного облика здания в соответствии с проектной документацией, в связи с чем выданное предписание законно и обоснованно.
Поскольку рассматриваемое предписание не возлагает на заявителя обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством, его нельзя признать незаконным и нарушающим его права и законные интересы.
Вопреки позиции ТСЖ, предписание выдано Инспекцией в соответствии с предоставленными полномочиями.
Частью 1 статьи 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, в частности, установленных жилищным законодательством требований к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20 ЖК РФ).
Из части 4.2 статьи 20 ЖК РФ следует, что основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), является, в том числе, поступление в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ установлено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица уполномоченного органа обязаны: выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда; принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Право Инспекции выдавать предписания юридическому лицу о прекращении, устранении выявленных нарушений обязательных требований, проведении мероприятий по обеспечению их соблюдения установлено вышеуказанными нормами законов.
Таким образом, оспариваемое предписание соответствует нормам законодательства, выдано Инспекцией в пределах предоставленных полномочий, в связи с чем оснований для признания его недействительным не имеется, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют конкретным обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2018 по делу N А56-116447/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.