город Томск |
|
18 января 2024 г. |
Дело N А45-25999/2023 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Павлюк Т.В., рассмотрев апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области (N 07АП-10230/23), на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 15.11.2023 по делу NА45-25999/2023 (судья Наумова Т.А) рассмотренное в порядке упрощенного производства, по заявлению Государственного автономного учреждения культуры Новосибирской области "СибирьКонцерт", г. Новосибирск (ИНН 5407121174), к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области, г. Новосибирск (ИНН 5406103101), об оспаривании решения N064S19230015925 от 06.07.2023, встречное заявление Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области к Государственному автономному учреждения культуры Новосибирской области "Сибирь-Концерт" о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений по форме ЕФС-1 за отчетный период "апрель 2022 года" в размере 9500 рублей,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
государственное автономное учреждение культуры Новосибирской области "Сибирь-Концерт" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области (далее - фонд, заинтересованное лицо) о признании недействительным решение от N 064S19230015925 от 06.07.2023.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 15.11.2023 требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
Заявитель в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения в порядке статьи 268 АПК РФ, апелляционный суд считает, что оснований для его отмены или изменения не имеется.
Как следует из материалов дела, Государственное автономное учреждение культуры Новосибирской области "СибирьКонцерт" зарегистрировано в качестве страхователя и плательщика страховых взносов (регистрационный N 064-001-101228).
Страхователь за отчетный период апрель 2022 года отчетность по форме ЕФС-1 представил 10.01.2023, в которой в подразделе 1.1 "Сведения о трудовой (иной) деятельности" содержатся сведения о кадровых мероприятиях "начало договора ГПХ"/"окончание договора ТПХ", на 19 застрахованных лиц, с нарушением установленного пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ срока.
По итогам проверки представленных сведений за апрель 2022 год отчётность по форме ЕФС-1 представленная 10.01.2023, Пенсионный Фонд вынесен акт от 29.03.2023 N 064S18230007472 и решение от 20.04.2023 N 064S19230009562 о привлечении к ответственности.
Решение Пенсионного фонда от 20.04.2023 N 064S19230009562 было обжаловано Учреждением в деле А45-19115/2023, в соответствии с которым суд удовлетворил заявление страхователя, признал недействительным решение от 20.04.2023 N064S19230009562 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в части начисления штрафа в размере 9 500 рублей, снизив его размер до 950 рублей.
Оплата штрафа была осуществлена 12.05.2023, на основании требования N 064S01230010007 от 05.05.2023, что подтверждается платёжным поручение N 690.
Страхователь поясняет в заявлении, что фактически представленные Учреждением сведения 10.01.2023 персонифицированного учета содержали неточности, в части указания даты прекращения договоров застрахованных лиц - 07 января 2023 года, который являлся нерабочим праздничным днем, и был ошибочно указан сотрудником Учреждения.
Тогда как фактически договоры ГПХ были прекращены и акты приема-передачи услуг были оформлены 09.01.2023 и подписаны 10.01.2023, т.е. в первый рабочий день после Новогодних праздников.
Исполняя обязанности, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, страхователь представил уточненные сведения 26.04.2023 в Пенсионный Фонд сведения по форме ЕФС-1 на 19 застрахованных лиц, в которой в подразделе 1.1 "Сведения о трудовой (иной) деятельности" содержатся сведения о кадровых мероприятиях "начало договора ГПХ"/"окончание договора ТПХ" уже с уточненной датой прекращения договора 10.01.2023 по тем же застрахованным лицам, что и в ранее предоставленной отчетности 10.01.2023.
Доводы при рассмотрении акта не были приняты Пенсионным Фондом и решением от 06.07.2023 N 064S19230015925 учреждение было привлечено к ответственности за нарушение сроков предоставления информации за отчетный период апрель 2022 года, в отношении тех же 19 сотрудников и назначено наказание в виде штрафа в размере 9 500,00 рублей.
По итогам проверки представленных сведений, Пенсионный Фонд пришло к выводу о том, что сведения представлены учреждением за пределами срока, установленного пенсионным законодательством, что отражено в акте от 13.06.2023 N 064S182300014288.
Решением Пенсионного Фонда от 06.07.2023 N 064S19230015925 страхователь привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 9500 рублей.
Не согласившись с решением Пенсионного Фонда и считая его незаконным, Государственное автономное учреждение культуры Новосибирской области "СибирьКонцерт" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Во встречном заявлении Фонд обратился с заявлением о взыскании санкций за несвоевременное представление сведений по форме ЕФС-1 за отчетный период "апрель 2022 года" в размере 9500 рублей по оспариваемому решению от 06.07.2023 N 064S19230015925.
Принимая решение, суд пришел к выводу об обоснованности первоначальных исковых требований.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Как следует из преамбулы Закона N 27-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Департамент является страхователем по данному виду страхования и согласно пункту 2 статьи 14 указанного Федерального закона обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения и документы:
- дату заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договора о передаче полномочий по управлению правами, заключенного с организацией по управлению правами на коллективной основе, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения, указанные в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения с застрахованным лицом соответствующего договора, а в случае прекращения договора не позднее рабочего дня, следующего за днем его прекращения.
Единая форма "Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)", а также Порядок ее заполнения утверждены Постановлением Правления ПФР от 31.10.2022 N 245п (далее - Порядок).
При направлении в СФР формы ЕФС-1 допускается представление отдельных разделов и подразделов в соответствии с законодательно установленными сроками. Титульный лист является обязательным для заполнения при представлении всех разделов и подразделов формы ЕФС-1.
В силу пункта 1.11 Порядка заполнение подраздела 1 разд. 1 "Сведения о трудовой (иной) деятельности, страховом стаже, заработной плате зарегистрированного лица (ЗЛ)" является обязательным при представлении подразделов 1.1, 1.2, 1.3 подраздела 1.
В соответствии с пунктом 1.4 Порядка сведения о трудовой деятельности работника заполняются в подразделе 1.1 подраздела 1 формы ЕФС-1 и представляются страхователями в территориальные органы СФР на всех зарегистрированных лиц, с которыми заключены или прекращены трудовые (служебные) отношения в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами и в отношении которых произведены другие кадровые изменения (в том числе отмена ранее произведенных мероприятий и другие).
В силу статьи 16 Закона N 27-ФЗ Фонд осуществляет контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 2.1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (за исключением сведений, предусмотренных подпунктом 4 пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ), к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Как следует из материалов дела, Учреждение по форме ЕФС-1 направило сведения 10.01.2023 (исходные сведения) и 26.04.2023 (уточненные сведения) в отношении тех же самых лиц и в отношении тех же самых договоров и обстоятельств их заключения и расторжения.
Учреждение уже было ранее привлечено к ответственности в связи с несвоевременным представлением сведений 10.01.2023.
По решению суда по делу А45-19115/2023 штрафные санкции снижены до 950 рублей.
Сведения 10.01.2023 были приняты, какие-либо уведомления об устранении ошибок не направлялись Пенсионным Фондом.
С учетом изложенного, следует согласиться, что в рассматриваемом судом случае, Учреждением, с учетом специфики осуществляемой деятельности представлена уточненная форма ЕФС-1 26.04.2023, аналогичная по обстоятельствам, основаниям и сведения о застрахованных лицах, в связи с чем, нарушения, вмененные страхователю, образуют состав одного правонарушения.
При этом как верно отмечено судом, страхователю по форме 26.04.2023 вменяется нарушение именно срока представления сведений, а не "представление недостоверных или неполных данных".
В связи с чем, как указано выше, за нарушение срока представления сведений Учреждение уже было привлечено к ответственности, что подтверждено в деле А45- 19115/2023, в данном случае имеет место повторное привлечение к финансовой публичной ответственности, что не соответствует требованиям Конституции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, основания для привлечения страхователя к ответственности в отношении несвоевременного представления сведений в отношении 19 застрахованных лиц представленных повторно 26.04.2023, не имелось.
Вопреки позиции Фонда, как указано в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
В ином случае страхователь был бы наказан за добросовестное поведение, связанное с исполнением предусмотренной законом обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах, что не отвечает принципу справедливости при привлечении к ответственности за неисполнение публично-правовой обязанности.
Суд апелляционной инстанции руководствуется правовым подходом, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, в соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях. При изложенных ранее обстоятельствах, по встречному исковому заявлению правомерно отказано, поскольку решение о привлечении к ответственности, как указано выше, не соответствует требованиям закона. В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется. Вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается, поскольку исходя из части 4 статьи 208 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 15.11.2023 по делу N А45-25999/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-25999/2023
Истец: Государственное Автономное Учреждение Культуры Новосибирской Области "Сибирь-Концерт"
Ответчик: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ