Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 29 июля 2019 г. N Ф05-11732/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
6 мая 2019 г. |
дело N А40-268932/18 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22.04.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.05.2019.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной антимонопольной службы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.02.2019
по делу N А40-268932/18, принятое судьей Полукаровым А.В.
по заявлению ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства" (ОГРН 1026700922555)
к Федеральной антимонопольной службе (ОГРН 1047796269663)
третьи лица: ООО ТК "Руслан-1" (ОГРН 1067746552851), АО "ЭТС" (ОГРН 1087746762597)
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Алексеев В.И. удостоверение;
от заинтересованного лица - Челидзе М.Е. по доверенности от 10.09.2018, Смыслова О.М. по доверенности от 13.03.2019;
от третьих лиц - не явились, извещены;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.02.2019 признано недействительным решение Федеральной антимонопольной службы о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 01.11.2018 N 18/44/105/1555.
Антимонопольный орган, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьих лиц в деле участвуют ООО ТК "Руслан-1", АО "ЭТС".
В судебном заседании представители заявителя и антимонопольного органа поддержали свои доводы и возражения.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в антимонопольный орган поступила жалоба ООО ТК "Руслан-1" на действия аукционной комиссии ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства" (аукционная комиссия) при проведении АО "АТС" (оператор электронной площадки), ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства" (заказчик), аукционной комиссией электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капительному ремонту автомобильной дороги А-240 Брянск-Новозыбков-граница с Ресбубликой Белоруссия км 123+000 км. 138-000 в Брянской области; капительный ремонт автомобильной дороги А-240 Брянск-Новозыбков - граница в Республикой Белоруссия км 138-000 км. 150+000 в Брянской области.
Решением Комиссии Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере 01.11.2018 по делу N 18/44/105/1555 жалоба ООО ТК "Руслан-1" признана обоснованной, в действиях заказчика признаны нарушения п. 7 ст. 42, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в действиях аукционной комиссии признано нарушение ч. 5 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ; заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе; материалы дела от 01.11.2018 N 18/44/105/1555 по нарушениям, указанным в п. 1 мотивировочной части настоящего решения, переданы должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Заявитель полагая, что указанное решение является незаконным и необоснованным и нарушающим права и законные интересы учреждения в сфере экономической деятельности, обратился в суд с настоящим заявлением, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств и правовых оснований.
Рассмотрев повторно материалы дела, выслушав представителей антимонопольного органа и заявителя, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что 07.09.2017 ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) опубликовано извещение N 00337100016518000079 электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги А-240 Брянск-Новозыбков - граница с Республикой Белоруссия км 123+000- км 138+000 в Брянской области; капитальный ремонт автомобильной дороги А-240 Брянск - Новозыбков - граница с Республикой Белоруссия км 138+000 - км 150+000 в Брянской области (аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляла 1.506.979.608 руб.
Заказчиком по указанному аукциону выступало - ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства".
Срок окончания приема заявок на участие в аукционе согласно извещению о проведении открытого аукциона - 24.09.2018.
Спорные правоотношения регулируются положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ информация, предусмотренная названным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. ч. 3-6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 6 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3-5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В части 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в документации о закупке.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, описание объекта закупки должно носить объективный характер и включать в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, исключая случаи отсутствия другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В силу ч. 3 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ не предусматривает ограничений по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющимся значимыми для заказчика, не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам, а, значит, заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.
Подобный правовой подход закреплен в п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, согласно которому по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В дорожном хозяйстве при капитальном ремонте автомобильных дорог объектом закупки являются выполнение работ по устройству ряда конструктивных слоев дорожной одежды автомобильной дороги. Для обеспечения выполнения работ с надлежащим качеством необходимо указать конкретные исчерпывающие характеристики (требования) к конструктивным слоям, выполнение которых и является предметом закупки.
В Российской Федерации конструктивные слои дорожной одежды автомобильных дорог имеют наименование и их свойства характеризуются в соответствии с действующими нормативными документами - стандартами (ГОСТ).
Материалы, входящие в состав того или иного конструктивного слоя дорожной одежды, также имеют собственные нормативные документы, в которых определены их основные свойства (например, стабилизирующая добавка; щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь - требования к ним установлены в ГОСТ 8267-93.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.10.2018 N 47-Э (N 0337100016518000079-1-2) участнику закупки с порядковым номером заявки N 2 отказано в допуске к участию в аукционе в связи с тем, что Заявителем по пункту N 25 (капитальный ремонт автомобильной дороги А-240 Брянск-Новозыбков - граница с Республикой Белоруссия км 123+000- км 138+000 в Брянской области) и по п. N 21 (Капитальный ремонт автомобильной дороги А-240 Брянск -Новозыбков - граница с Республикой Белоруссия км 138+000 - км 150+000 в Брянской области) представлены недостоверные сведения в отношении значения показателя фракции товара "Щебень из горных пород ГОСТ 8267-93".
Пунктами N 25 "Раздел документации об аукционе N ХШ ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ДОКУМЕНТАЦИИ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ. Требования к показателям товаров (материалов), используемых при выполнении работ - Капитальный ремонт автомобильной дороги А-240 Брянск - Новозыбков - граница с Республикой Белоруссия км 123+000 - км 138+000 в Брянской области" и N 21 "Раздел документации об аукционе NХШ ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ДОКУМЕНТАЦИИ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ. Требования к показателям товаров (материалов), используемых при выполнении работ - капитальный ремонт автомобильной дороги А-240 Брянск - Новозыбков - граница с Республикой Белоруссия км 138+000 - км 150+000 в Брянской области" документации об Аукционе к товару "Щебень из горных пород ГОСТ 8267-93" установлены следующие требования: "Фракция:** от 80(70) до 120 мм. Марка по дробимости щебня: должна быть не ниже 600. Морозостойкость щебня: не должна быть менее F50.". Указанные требования установлены в соответствии с действующим ГОСТ с учетом потребностей Заказчика.
Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в аукционе (Раздел документации об аукционе XIV. Инструкция по заполнению заявки участником закупки), представленные участником закупки значения показателей товаров (материалов), а также любые другие сведения в отношении товаров, не должны допускать разночтения и (или) двусмысленного толкования.
Для показателей, отмеченных символом "**", участник закупки представляет в заявке сведения о конкретных показателях товаров (материалов) в форме диапазона возможных значений показателя.
Кроме того, 21.09.2018 в единой информационной системе заказчиком размещены разъяснения (исх. N 3727 от 21.09.2018) положений документации об электронном аукционе от 21.09.2018 N РД1 (Основание: Запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе), которыми даны следующие разъяснения: п. 3 "вопрос: В п. 25 Фракция:** от 80(70) до 120 мм. - необходимо указать диапазон значений. Какой символ должен использовать участник для указания диапазона значений?
Ответ: по данному запросу заказчик разъясняет следующее:
Требования к символам, используемым участниками, не установлены. Представленные участником закупки значения показателей товаров (материалов), а также любые другие сведения в отношении товаров, не должны допускать разночтения и (или) двусмысленного толкования";
Пункт 4 "вопрос: В п. 25 Фракция:** от 80(70) до 120 мм., что означает символ (): 80(70) - участник должен выбрать нижнюю границу между 80 и 70?
Ответ: по данному запросу заказчик разъясняет следующее:
Значение нижней границы "80(70)" указано в соответствии с ГОСТ 8267-93.".
ГОСТ 8267-93 установлено:
Пункт 4.2.1 щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм.
По согласованию изготовителя с потребителем выпускают щебень и гравий в виде других смесей, составленных из отдельных фракций, а также фракций от 80(70) до 120 мм, св. 120 до 150 мм.
Пункт 4.2.2 Полные остатки на контрольных ситах при рассеве щебня и гравия фракций от 5(3) до 10 мм, св. 10 до 15 мм, св. 10 до 20 мм, св. 15 до 20 мм, св. 20 до 40 мм, св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм должны соответствовать указанным в таблице 1, где d и D - наименьшие и наибольшие номинальные размеры зерен.
Пункт 4.2.3 Для щебня и гравия фракций св. 80(70) до 120 мм и св. 120 до 150 мм, а также для смеси фракций, выпускаемых по согласованию изготовителя с потребителем, полные остатки на контрольных ситах диаметром d, D, 1,25D должны удовлетворять указанным в аукционной документации, а соотношение фракций в смесях устанавливают по согласованию изготовителя с потребителем в соответствии с нормативными документами на применение этих смесей для строительных работ.
Из указанного следует, что для фракции от 80(70) до 120 мм диаметр отверстий контрольных сит соответствует: d - 80(70), 0.5(d+D) - 100(95) мм, D - 120, 1.25D - 150. Таким образом, фракция щебня соответствующая требованиям ГОСТ 8267-93 и потребностям заказчика должна быть от 80(70) до 120 мм и не может быть "от **81... 120 мм", так как в соответствии с ГОСТ 8267-93 такой выпуск щебня не допускается.
ООО ТК "Руслан-1" в составе заявки на участие в аукционе по п. п. 25 и N 21 в отношении фракции щебня указано следующее: "Фракция щебня от **81... 120 мм".
Такая фракция не соответствует требованиям ГОСТ 8267-93 и потребностям заказчика по основаниям приведенным выше.
Следовательно, Единая комиссия заказчика приняла обоснованное решение о предоставлении участником закупки недостоверной информации в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере закупок и строго руководствуясь ч. 5 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Более того, ООО ТК "Руслан-1" в своей жалобе указывает, что данный показатель содержится в сведениях из Декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза, в которой указано полное наименование продукции - щебень фракции св. 80 до 120 мм из изверженных горных пород, карьер "Сухой-2".
Однако предложение ООО ТК "Руслан-1" не соответствует наименованию продукции указанной в такой декларации.
Между тем, Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок не нашла различий между требованиями к фракции щебня по ГОСТ, аукционной документации и информацией, предоставленной в составе заявки ООО ТК "Руслан-1", в связи с чем сделала необоснованное заключение о возможности предоставления участниками закупки иных значений данного показателя, не учтя при этом обязанность участника закупки не указывать в составе подаваемой участником закупки заявки сведения, которые допускают разночтение и (или) двусмысленное толкование.
Кроме того, Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрела и вынесла решение в отношении обжалуемых действий Единой комиссии Заказчика по пункту N 25 (Капитальный ремонт автомобильной дороги А-240 Брянск-Новозыбков -граница с Республикой Белоруссия км 123+000 - км 138+000 в Брянской области), но при этом в отношении обжалуемого решения Единой комиссии Заказчика по пункту N 21 (Капитальный ремонт автомобильной дороги А-240 Брянск - Новозыбков - граница с Республикой Белоруссия км 138+000 - км 150+000 в Брянской области) Комиссия по контролю в сфере закупок ФАС России нарушений не выявила.
Таким образом, вывод Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок о нарушении Единой комиссией заказчика требований ч. 5 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ является необоснованным.
В оспариваемом решении комиссия пришла к выводу о нарушении заказчиком при утверждении аукционной документации п. 7 ст. 42, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Частью 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, предусмотренную ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 7 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
В извещении о проведении аукциона, размещенном в Единой информационной системе 07.09.2018 установлено, что порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке установлен в документации об аукционе.
Пунктом 12.4 документации об аукционе установлен следующий порядок внесения денежных средств для обеспечения заявки на участие в аукционе, а именно: "Денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупки на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок перечисления денежных средств, режим использования специального счета, порядок и сроки возврата денежных средств определены статьей 44 Закона".
Данный порядок установлен в строгом соответствии с требованиями ч. 10 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в действующей (актуальной) редакции на дату размещения закупки. Данная норма введена в действие Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п. 22 ст. 1 Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ) и вступает в силу с 1 июля 2018 года (исключения положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу, к предмету спора не относятся).
Кроме того, ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ установлено следующее: "По 30 июня 2018 года включительно при проведении электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок в порядке, действовавшем до 1 июля 2018 года. При этом блокирование, прекращение блокирования указанных денежных средств осуществляются на лицевых счетах участников закупок, которые открыты на счете оператора электронной площадки для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок".
Ссылка комиссии в решении на постановление Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656 не обоснована, так как данное постановление не изменяет требования к содержанию извещения и документации об аукционе, более того, ни в одном из перечисленных законодательных актов не содержится прямого либо косвенного требования на указание порядка внесения денежных средств для обеспечения заявки на участие в аукционе отличную от изложенной в аукционной документации в соответствии с ч. 10 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
С учетом того, что извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС 07.09.2018, к данной закупке применяются нормы права действующие на указанную дату, а, следовательно, должны применяться действующие нормы права - редакция Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ от 14.08.2018 N 47.
Однако Перечень уполномоченных банков утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.07.2018 N 1451-р; Перечень операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Законом о контрактной системе, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 N 1447-р; требования к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета также утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2018 N 662.
Таким образом, уполномоченные банки, перечень которых утвержден распоряжением N 1451-р, вправе вести деятельность по открытию специальных счетов участникам закупок с целью обеспечения участия в закупках.
Следовательно, в соответствии с требованиями ч. 10 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ участники закупок могут начинать работу по открытию специальных счетов в банках, согласно перечню, утвержденному распоряжением N 1451-р.
На основании вышеизложенного арбитражный суд пришел к правомерному выводу об отсутствии в действиях заказчика нарушения п. 7 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их
должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом ст. 13 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 3.1 Устава ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства", утвержденного приказом Федерального дорожного агентства от 24.08.2015 N 801, целями деятельности Учреждения в том числе являются: реализация на территории Российской Федерации государственной политики в области дорожного хозяйства; обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, сохранение, а также улучшение их транспортно-эксплуатационного состояния, повышение пропускной способности; обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства.
Частью 2 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 3 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. ч. 3-6 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Требования заказчика о необходимости указания в составе первых частей заявок конкретных значений используемых при выполнении работ товаров либо их компонентов установлены в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в соответствии со стандартными показателями, установленными ГОСТ, обоснованы повышенными требованиями к качественным характеристикам строительных материалов и конструкций (товаров), которые обусловлены сложными климатическими (повышенное количество циклов замораживания - оттаивания) и грунтово-геологическими (наличие слабых переувлажненных грунтов в основании дорожной конструкции) условиями Центрального региона, а также повышенной интенсивностью и грузонапряженностью автомобильного движения. Требования к показателям качественных характеристик строительных материалов и конструкций (товаров) определены на основании многолетнего опыта строительства и ремонта автомобильных дорог в Центральном регионе и в конечном итоге направлены на достижение поставленных целей и надлежащего качества результатов выполненных работ, в том числе обеспечения безопасности неограниченного круга лиц при организации дорожного движения.
В дорожном хозяйстве при ремонте автомобильных дорог объектом закупки являются выполнение работ по устройству ряда конструктивных слоев дорожной одежды автомобильной дороги. Для обеспечения выполнения работ с надлежащим качеством необходимо указать конкретные исчерпывающие характеристики (требования) к конструктивным слоям, выполнение которых и является предметом закупки. В Российской Федерации конструктивные слои дорожной одежды автомобильных дорог имеют наименование и их свойства характеризуются в соответствии с действующими нормативными документами - стандартами (ГОСТ). Материалы, входящие в состав того или иного конструктивного слоя дорожной одежды, также имеют собственные нормативные документы, в которых определены их основные свойства.
В аукционной документации должны содержаться требования к конкретному товару (материалу) применяемому при выполнении работ по предмету закупки. Необходимо произвести идентификацию продукции, которую заказчик хочет получить в результате закупки и включить необходимые и достаточные требования к ней в аукционную документацию.
В тоже время заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с проведением ремонтных работ автомобильной дороги и обусловленной ее спецификой.
При этом инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе документации об аукционе содержит порядок заполнения заявки на участие в аукционе в части указания значений конкретных показателей и позволяет участникам закупки оформить заявку на участие в аукционе надлежащим образом в соответствии с требованиями документации об аукционе.
Таким образом, включение в документацию об аукционе детализированных требований к товару не противоречит действующему законодательству, запрещено только установление таких требований, которые ограничивают конкуренцию. Какого-либо перечня таких требований, описания либо критериев, позволяющих однозначно квалифицировать включенные в документацию о закупке требования как ограничивающие конкуренцию, в законодательстве не содержится. Следовательно, в случае если заказчик в документации об аукционе установил конкретные требования к товару, предусмотренные Законом о контрактной системе, то антимонопольный орган обязан был оценить фактические обстоятельства, при которых были установлены требования к товару, и доказательства того, какие конкретизирующие требования к товару повлекли ограничение конкуренции.
Законодательство не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности и не обязывает заказчика в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Требования, установленные заказчиком к товару, разрабатывались ведущими специалистами в области дорожного строительства, обусловлены объективными потребностями заказчика, направлены на выполнение высококвалифицированных работ, повышение безопасности дорожного движения и снижение риска травматизма, гибели участников дорожного движения и их имущества. Нельзя называть излишними требованиями, которые влекут улучшение качества результата работ и, как следствие, улучшение надлежащего обеспечения безопасности неопределенного круга лиц, осуществляющих движение по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации жизнь и здоровье гражданина - высшая ценность государства.
Установление указанных требований не противоречит нормам законодательства.
Доказательств, что установленные конкретные технические параметры товаров привели к ограничению количества участников закупки, создали одним участникам преимущество перед другими и являлись непреодолимыми для некоторых участников закупки, не представлено.
При этом, уменьшение числа участников закупки в результате предъявления указанных выше требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, так как такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии в действиях заказчика при утверждении аукционной документации нарушений п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий,архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено Градостроительным кодексом Российской Федерации
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом документом, подтверждающим возможность выполнения указанных видов работ с 01.07.2017 г. является выписка из реестра членов саморегулируемой организации.
Согласно ч. 4 ст. 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Пунктом 16.1 документации об аукционе установлено, что участник во второй части заявки на участие в аукционе обязан представить, в том числе "действующую на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе выписку из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58 (в соответствии с ч. 4 ст. 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации)".
Таким образом, ссылаясь на ст. 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации и приказ Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации", содержащую требование о сроке действия выписки из реестра членов СРО, заказчик не нарушает положения ч. 5 ст. 66 Федерального закона о контрактной системе.
Нарушения требований ч. 6 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ со стороны заказчика, отсутствуют.
Таким образом, оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Решение ФАС России от 01.11.2018 по делу N 18/44/105/1555 о нарушении законодательства об осуществлении закупок не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, требования заявителя судом первой инстанции правомерно удовлетворены по основаниям, предусмотренным ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, обжалуемое решение суда соответствует нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.02.2019 по делу N А40-268932/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-268932/2018
Истец: ФКУ Управление автомобильной магистрали Москва-Бобуйск Федерального дорожного агентства
Ответчик: Федеральная антимонопольная служба (ФАС России)
Третье лицо: АО Оператор электронной площадки - Электронные торговые системы, ООО ТК "Руслан-1"
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11732/19
06.05.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-15310/19
06.02.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-268932/18
14.11.2018 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-268932/18