Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12 августа 2019 г. N Ф05-12892/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
06 мая 2019 г. |
Дело N А41-76707/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей: Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем: Алибековой Д.Э.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя по делу - ОАО "Раменское ДРСУ" - Егоров А.В. по доверенности от 05.03.2019,
от заинтересованного лица по делу - Министерства имущественных отношений МО - Воловик А.Ю. по доверенности N 227 от 18.04.2019,
от третьего лица по делу - АО "Мособлдорремстрой" - Логинов М.В. по доверенности N 610 от 07.12.2018,
от третьего лица по делу - ГУП МО "Учхоз Леоновское" - Животягина К. по доверенности от 08.08.2018, Тырышкина Н.Е. по доверенности от 24.07.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы АО "Мособлдорремстрой" и ОАО "Раменское ДРСУ" на решение Арбитражного суда Московской области от 08.02.2019 по делу N А41-76707/18, принятое судьей Анисимовой О.В., по заявлению ОАО "Раменское ДРСУ" к Министерству имущественных отношений МО, третьи лица: АО "Мособлдорремстрой", ГУП МО "Учхоз Леоновское" о признании незаконным решения, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Раменское дорожное ремонтно-строительное управление" (далее - ОАО "Раменское ДРСУ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Министерству имущественных отношений Московской области (далее - Минмособлимущество, министерство, заинтересованное лицо) с заявленными требованиями (уточненными в порядке ст. 49 АПК РФ):
- признать незаконным отказ Минмособлимущества выраженный в письме от 26.07.2018 N 13исх-15857 о выкупе недвижимого имущества;
- обязать Минмособлимущество принять решение о продаже следующих объектов недвижимого имущества: нежилое здание - административный корпус площадью 729,1 кв.м. по адресу Московская область г.Раменское ул.Михалевича д. 53а, кадастровый номер 50:23:0000000:54801; гаражи площадью 2011,6 кв.м. по адресу Московская область г.Раменское ул.Михалевича д. 53а кадастровый номер 50:23:0000000:54800; нежилое здание - трансформаторная подстанция площадью 43,6 кв.м. по адресу Московская область Раменский район, сп Сафоновское, вблизи д.Сафоново, кадастровый номер 50:23:0020227:705; нежилое здание - склад минерального порошка площадью 22,4 кв.м. по адресу Московская область Раменский район, сп Сафоновское, вблизи д.Сафоново, кадастровый номер 50:23:0020227:781; нежилое здание - служебно-бытовой корпус площадью 123,9 кв.м. по адресу Московская область Раменский район, сп Сафоновское, вблизи д.Сафоново, кадастровый номер 50:23:0020227:880; подштабельная галерея по адресу Московская область Раменский район, сп Сафоновское, вблизи д.Сафоново, кадастровый номер 50:23:0020227:827; нежилое здание - битумохранилище площадью 446,5 кв.м. по адресу Московская область Раменский район, сп Сафоновское, вблизи д.Сафоново, кадастровый номер 50:23:0020227:828; нежилое здание - бытовой корпус, площадью 130,9 кв.м. по адресу Московская область Раменский район, сп Сафоновское, вблизи д.Сафоново, кадастровый номер 50:23:0020227:703; нежилое здание - газораспределительный пункт площадью 13,4 кв.м. по адресу Московская область Раменский район, сп Сафоновское, вблизи д.Сафоново, кадастровый номер 50:23:0020227:735; нежилое здание - основное строение площадью 1023,4 кв.м. по адресу Московская область г.Жуковский ул. Гарнаева д. 23, кадастровый номер 50:52:0010304:110; нежилое здание - основное строение площадью 5,8 кв.м. по адресу Московская область г.Жуковский ул. Гарнаева д. 23, кадастровый номер 50:23:0000000:20101.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "Мособлдорремстрой" и ОАО "Раменское ДРСУ" не согласились с выводами суда, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобах.
В судебном заседании представители ОАО "Раменское ДРСУ" и АО "Мособлдорремстрой", поддержали доводы апелляционных жалоб, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционные жалобы удовлетворить.
Представители Министерства имущественных отношений МО и ГУП МО "Учхоз Леоновское" возражали против удовлетворения апелляционных жалоб, просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, 11.10.1990 что между Территориальным производственным объединением жилищно-коммунального хозяйства Московской области (арендодатель) и трудовым коллективом треста "Мособлдорремстрой" (арендатор) был заключен договор аренды имущества и средств предприятия (основных фондов и оборотных средств) (л.д.13 т.1).
Имущество передано по акту передачи в аренду (приложение N 1 к договору аренды) (л.д.19 т.1).
25.01.1991 между Территориальным производственным объединением жилищно-коммунального хозяйства Московской области (арендодатель) и трудовым коллективом треста "Мособлдорремстрой" (арендатор) заключено дополнительное соглашение к договору аренды, в соответствии с п. 1 и п. 2 которого арендатор вправе выкупить взятое в аренду имущество полностью или частично в срок до 1 года с момента уведомления об этом арендодателя.
Первоначальный взнос за выкупаемую часть имущества должен составлять не менее 30% стоимости выкупаемой части (л.д.22 т.1).
25.01.1993 в договор аренды внесены дополнения и изменения, согласно которым арендодателем имущества по договору стал являться Комитет по управлению имуществом Московской области, арендатором - Арендное предприятие "Мособлдорремстрой", изменен ряд иных условий договора (л.д.24 т.1).
21.07.1994 между сторонами заключено дополнительное соглашение к договору аренды имущества АП "Мособлдоррестрой", которым условия договора приведены в соответствие с действовавшим на тот момент законодательством, срок аренды установлен до 2005 года (п. 3.2), указано, что имущество является государственной собственностью (п. 2.4) и предоставляется арендатору во временное пользование для самостоятельного осуществления работ по ремонту, строительству и содержанию дорог (п. 3.1), определены размер и порядок внесения арендной платы (раздел 4 допсоглашения) (л.д.27 -36 т.1).
В течение 1995-1999 годов в договор аренды вносились изменения в отношении размера и порядка внесения арендной платы (л.д.37-39 т.1).
23.05.2000 заключено дополнительное соглашение к договору аренды, в связи с преобразованием АП "Мособлдорремстрой" в ОАО "Мособлдорремстрой" и дальнейшей его реорганизацией в форме выделения и перехода прав и обязанностей к ОАО "Раменское ДРСУ" в отношении имущества выделенного в пределах его доли по разделительному балансу в соответствии с Указом Президента РФ от 14.10.1992 N 1230 "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий сданного в аренду", ОАО "Раменское ДРСУ" является правопреемником арендатора в отношении имущества выделенного в пределах его доли по разделительному балансу.
Указанным допсоглашением установлено, что арендодателем по договору аренды является КУИ Московской области, арендатором ОАО "Раменское ДРСУ"; арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду имущественный комплекс по балансу на 01.12.1999 общей балансовой стоимостью 17928500 руб. согласно приложениями 1а и 1б; оборотные средства (кроме заемных) включая финансовые активы в сумме 200000 руб. передаются на условиях выкупа в течение срока аренды по фактической стоимости равными долями (л.д.40-45 т.1).
22.07.2018 ОАО "Раменское ДРСУ" обратилось в Минмособлимущество с заявлением N 153 о выкупе имущества, арендованного по договору аренды с учетом дополнительных соглашений к нему, указывая следующее имущество:
- по адресу г.Раменское ул.Михалевича д. 53А: административный корпус лит. А, гаражи лит. Б;
- по адресу Раменский район сп Сафоновское вблизи д. Сафоново: битумохранилище лит. Г7, бытовой корпус лит. Б, газораспределительный пункт лит. Г19, подштабельная галерея лит. Г6, склад минерального порошка лит. Г4, служебно-бытовой корпус лит. А, трансформаторная подстанция лит. Г16;
- по адресу г.Жуковский ул. Гарнаева д. 23: гаражно-административное здание лит. А, А1, Г, Г1, проходная (прорабская будка) лит. Б (л.д.67 т.1).
Письмом от 26.07.2018 N 13исх-15857 министерство отказало в выкупе данного имущества, указав, что по условиям договора выкуплены могут быть только оборотные средства, а объекты недвижимого имущества относятся к основным производственным фондам и выкупу не подлежат (л.д.69 -70 т.1).
Не согласившись с отказом, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу п. 1 ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Статьей 624 ГК РФ установлено, что в законе или договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены (п. 1).
Если условие о выкупе арендованного имущества не предусмотрено в договоре аренды, оно может быть установлено дополнительным соглашением сторон, которые при этом вправе договориться о зачете ранее выплаченной арендной платы в выкупную цену (п. 2 ст. 624 ГК РФ).
В обоснование права на выкуп арендованного имущества заявитель ссылается на положения Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 1 Закона N 178-ФЗ под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Согласно ч. 12 ст. 43 Закона N 178-ФЗ в случае заключения договора аренды с правом выкупа до вступления в силу настоящего Федерального закона выкуп государственного и муниципального имущества осуществляется на основании заявления арендатора такого имущества в:
1) сроки, установленные договором аренды с правом выкупа, если в нем содержатся условия о размере выкупа, сроках и порядке его внесения;
2) течение шести месяцев с даты вступления в силу настоящего Федерального закона, если договор аренды с правом выкупа не содержит условий о размере выкупа, сроках и порядке его уплаты посредством: внесения арендуемого государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, созданного совместно с арендатором с предоставлением последнему права первоочередного приобретения акций указанного общества, если рыночная стоимость арендованного имущества на дату подачи заявления составляет свыше 10 тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда. Порядок определения стоимости указанных акций, сроки и порядок их оплаты определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом; заключения дополнительного соглашения, предусматривающего условия о размере выкупа, сроках и порядке его внесения, если рыночная стоимость арендуемого имущества на дату подачи заявления составляет 10 тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда и ниже.
Федеральным законом от 21.07.1997 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (утратили силу), на которые ссылается заявитель, также предусмотрено, что приватизация сданного в аренду в соответствии с договором аренды с правом выкупа имущества государственного или муниципального унитарного предприятия осуществляется в соответствии с договором аренды с правом выкупа, если размер выкупа, сроки и порядок его внесения, а также иные условия установлены указанным договором.
Пунктом 1.6 договора аренды от 11.10.1990 предусмотрено право выкупа арендатором переданного в аренду имущества до истечения срока службы имущества (л.д.13 т.1).
Пунктом 1 допсоглашения от 25.01.1991 к договору стороны установили, что арендатор вправе выкупить взятое в аренду имущество полностью или частично в срок до 1 года с момента уведомления об этом арендодателя (л.д.22 т.1).
Впоследствии, в допсоглашении от 22.07.1994 к договору в пунктах 2.2, 2.3 стороны установили перечень и стоимость (с учетом переоценки) переданного в аренду имущества, и предусмотрели, что на условиях выкупа передаются оборотные средства, включая финансовые активы (л.д.28 т.1).
Согласно допсоглашению от 23.05.2000 (п. 3), п. 2.3 допсоглашения от 22.07.1994 изложен в следующей редакции "Оборотные средства (кроме заемных), включая финансовые активы в сумме 200000 руб., передаются на условиях выкупа в течение срока аренды по фактической стоимости равными долями" (л.д.40 т.1).
Иных изменений в договор аренды в отношении права выкупа арендатором арендованного имущества сторонами не вносилось, доказательств об обратном в дело не представлено.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что возможность выкупа была предусмотрена только в договоре в редакции допсоглашения от 1991 года.
Затем стороны изменили данное условие, предусмотрев в договоре возможность выкупа только оборотных средств.
В силу п. 1 ст. 453 ГК РФ при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде.
Также обоснованным является вывод суда первой инстанции, что заявление подано обществом о выкупе объектов недвижимого имущества, не являющихся оборотными средствами, возможность выкупа которых договором, с учетом внесенных в него изменений, не предусмотрена. При этом, вышеуказанные нормы законов предоставляют право на выкуп только того имущества, возможность выкупа которого установлена условиями договора аренды, включая размер выкупа, сроки и порядок его внесения.
При данных обстоятельствах, отказ Минмособлимущества в выкупе арендованного заявителем имущества согласно перечню соответствует закону.
Доводя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с действовавшим в начале 1990-х годов законодательством, регулирующим отношения в сфере аренды государственного имущества (ст. 10 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде (утв. ВС СССР 23.11.1989 N 810-1), п. 6 Указа Президента Российской Федерации от 14.10.1992 N 1230 "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду"), а также в соответствии с положениям ныне действующего п. 12 ст. 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" арендатор государственного имущества имеет право на выкуп арендованного имущества на условиях, определенных договором аренды
11.10.1990 между трудовым коллективом треста "Мособлдорремстрой" (арендатор) и территориальным производственным объединением жилищно-коммунального хозяйства Московской области (арендодатель) был заключен договор аренды имущества и средств государственного предприятия (далее - договор аренды, договор).
Пункт 1.6 договора аренды содержал следующее положение: "Арендатору предоставляется право выкупа переданного в аренду имущества до истечения срока службы имущества". Положения, предусматривающие условия, порядок и сроки реализации арендатором права выкупа, в договоре аренды отсутствовали.
Впоследствии в договор неоднократно вносились различные изменения (оформлялись подписанием сторонами дополнительных соглашений). Соответственно, после каждого изменения договор продолжал действовать, но уже в новой измененной редакции.
Согласно п. 1 ст. 453 ГК РФ при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде. При этом обязательства сторон считаются измененными с момента заключения соглашения сторон об изменении договора (п. 3 ст. 453 ГК РФ)
25.01.1991 дополнительным соглашением стороны внесли изменения в договор аренды, дополнив его изначально отсутствовавшими положениями об условиях, порядке и сроках выкупа арендованного имущества:
- арендатору предоставлялось право выкупить взятое в аренду имущество полностью или частично;
- арендатор мог воспользоваться правом выкупа в срок до одного года с момента уведомления об этом арендодателя;
- первоначальный взнос за выкупаемую часть имущества должен был составлять не менее 30 % стоимости выкупаемой части;
- оценочная стоимость выкупаемого имущества должны была определяться на момент заключения договора;
- взаимоотношения сторон после выкупа должны были определяться в договоре купли- продажи.
Таким образом, с 25.01.1991 договор аренды действовал в измененном виде, то есть в* новой редакции, содержащей как положение о наличии у арендатора права выкупа арендованного имущества (п. 1.6 договора аренды), так и положения об условиях, порядке и сроках реализации данного права (дополнительное соглашение от 25.01.1991).
22.07.1994 очередным дополнительным соглашением в договор аренды в редакции от 25.01.1991 были внесены ряд изменений, касавшихся наименования сторон договора, предмета договора, права арендатора на выкуп арендованного имущества, арендной платы, прав и обязанностей сторон и пр.
В положения договора о праве арендатора на выкуп арендованного имущества были внесены следующие изменения:
- на условиях выкупа арендатору могли быть переданы лишь оборотные средства (кроме заемных), включая финансовые активы в сумме 2 900 млн. рублей;
- выкуп мог быть осуществлен в течение всего срока действия аренды (в ранее действовавшей редакции договора аренды был предусмотрен годичный срок с момента уведомления арендодателя);
- размер выкупной цены должен был определяться по фактической стоимости выкупаемого имущества (в ранее действовавшей редакции в качестве выкупной устанавливалась оценочная стоимость выкупаемого имущества на момент заключения договора аренды, т.е. на 11.10.1990);
- оплата должна была производиться равными долями (в ранее действовавшей редакции было предусмотрено требование об уплате первоначального взноса в размере 30 % стоимости выкупаемого имущества).
Факт заключения дополнительного соглашения от 22.07.1994 свидетельствовал о том, что договор вновь был изменен и продолжил свое действие в новой редакции - в редакции дополнительного соглашения от 22.07.1994.
Изменения в части права выкупа, внесенные в договор аренды 22.07.1994, затрагивали не отдельные условия реализации указанного права, а представляли собой полную замену ранее действовавших положений, предусмотренных в договоре аренды в редакции от 25.01.1991, на новые. Каких-либо оговорок, касающихся распространения новых положений о праве выкупа лишь на оборотные средства и финансовые активы, при одновременном сохранении ранее действовавших условий на все остальное арендуемое имущество в дополнительном соглашении от 22.07.1994 не содержится.
23.05.2000 заключено очередное дополнительное соглашение.
Внесенные в договор аренды изменения касались следующих моментов:
- наименования и реквизитов арендатора (в качестве такового было указано ОАО "Раменское ДРСУ");
- права арендатора на выкуп (изменена сумма финансовых активов с 2 900 млн. рублей, предусмотренных в редакции договора аренды от 22.07.1994, на 200 000 рублей);
- арендной платы.
Подписание 23.05.2000 года дополнительного соглашения свидетельствует о том, что с 23.05.2000 договор аренды в отношении ОАО "Раменское ДРСУ" продолжил свое действие в новой измененной редакции.
Сторонами, о действительной общей воле, взаимных отношениях и последующем поведении которых идет речь, являются арендодатель - Минмособлимущество и конкретный арендатор - ОАО "Раменское ДРСУ". При этом Минмособлимущество каких-либо действий, свидетельствующих о его согласии с наличием у ОАО "Раменское ДРСУ" права на выкуп арендуемого недвижимого имущества, с 23.05.2000 не совершало.
Изложенные выше факты, а также сопоставление содержания первоначальной редакции договора аренды с содержанием дополнительных соглашений от 25.01.1991, от 22.07.1994 и от 23.05.2000 свидетельствуют том, что с 22.07.1994 предоставленное арендатору право выкупа распространялось лишь на оборотные средства (кроме заемных) и финансовые активы, в определенной договором аренды сумме. С 23.05.2000 в порядке правопреемства указанное право перешло к новому арендатору - ОАО "Раменское ДРСУ", с той лишь разницей, что сумма финансовых активов, предусмотренная ранее действовавшей редакцией договора от 22.07.1994, была уменьшена с 2 900 млн. рублей до 200 000 рублей.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08.02.2019 по делу N А41-76707/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.