Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 июля 2019 г. N Ф05-11751/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
06 мая 2019 г. |
Дело N А41-98777/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей: Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ракша А.А.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - ООО "КРКА-РУС" - Маричик Д.А. по доверенности от 27.11.2018,
от заинтересованного лица по делу - Управления Росреестра по Московской области - Тридчикова О.В. по доверенности от 25.12.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 06.02.2019 по делу N А41-98777/18, принятое судьей Бондаревым М.Ю., по заявлению ООО "КРКА-РУС" к Управлению Росреестра по Московской области о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ООО "КРКА-РУС" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к УПРАВЛЕНИЮ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ с учетом уточнений в порядке ст.49 АПК РФ со следующими требованиями:
- признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, выраженные в уведомлении N 50-0-1- 296/3001/2018-29894,N 50-0-1-296/3001/2018-18859 от 24.12.2018 незаконным;
- Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить действия, предусмотренные Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" по постановке на кадастровый учет и регистрации права за ООО "КРКА- РУС" на объект как единый недвижимый комплекс, по заявлению N 50-50/01150/011/008/2018-29894 от 14.09.2018.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.02.2019 заявленные требования удовлетворены.
Управление Росреестра по Московской области не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Управления Росреестра по Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ООО "КРКА-РУС" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что истцу на праве собственности принадлежат три нежилых здания со следующими кадастровыми номерами: 50:08:0010307:226; 50:08:0010307:59; 50:08:0010307:233.
Истцом принято решение о создании Единого недвижимого комплекса (ЕНК) из состава вышеуказанных зданий.
С целью реализации создания ЕНК истцом у кадастрового инженера Маричика Д.А. заказан технический план.
14.09.2018 истцом подано заявление и необходимыми приложениями ответчику для постановки на кадастровый учет и регистрации права.
Ответчиком регистрация была приостановлена, а 24.12.2018 уведомлением N 50-0-1- 296/3001/2018-29894,N 50-0-1-296/3001/2018-18859 от 24.12.2018 принято решение об отказе в государственной регистрации.
Истец, считая оспариваемое решение незаконным, обратился в суд с настоящим заявлением в порядке Главы 24 АПК РФ.
Разрешая данный спор, арбитражный суд руководствуется следующим.
В соответствии с ч.ч.2-6 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее ФЗ-218) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
На основании ст. 3 ФЗ-218 Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав). К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся в том числе ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем.
Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав (ст. 13 ФЗ-2018).
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее ФЗ-218) Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;4) свидетельства о праве на наследство;5) вступившие в законную силу судебные акты;6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта- план территории);7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В силу положений ст.18 ФЗ-218 к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
На основании п.2 ч.1 ст. 46 ФЗ-218 государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на единый недвижимый комплекс осуществляются в связи с объединением нескольких указанных в статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации объектов недвижимости, государственный кадастровый учет которых осуществлен в Едином государственном реестре недвижимости и права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, по заявлению их собственника.
В соответствии со ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявитель для регистрации предоставили полный пакет необходимых документов.
Таким образом, в данном случае судом установлено, что истец представил в регистрирующий орган все необходимые документы для кадастрового учета и проведения государственной регистрации ЕНК, содержащие полную и необходимую информацию.
Суд первой инстанции обоснованно нашел незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, оспариваемое решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, в связи с чем требования заявлены обоснованно и подлежали удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку указание в техническом плане сведений о здании, а не о ЕНК не является препятствием для постановки комплекса на кадастровый учет и регистрации права.
Довод апелляционной жалобы относительно неверно выбранной ХМL-схемы является необоснованным по следующим основаниям.
Пункт 2 части 1 ст.46 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" N 218-ФЗ устанавливает особенности государственного кадастрового учета и государственной регистрации на Единый недвижимый комплекс (далее - "ЕНК").
Согласно положениям указанной выше правовой нормы, государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на ЕНК осуществляются по заявлению их собственника в случае в объединения нескольких указанных в статье 133.1 ГК РФ объектов недвижимости, государственный кадастровый учет которых осуществлен в Едином государственном реестре недвижимости и права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Таким образом, единственным основанием для осуществления учетно- регистрационных действий является заявление правообладателя. Указанное заявление было предоставлено, что подтверждается материалами дела (Опись документов от 14.09.2018 г.).
Данный довод также подтверждается п. 20 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", согласно которому сведения о ЕНК, за исключением сведений о местоположении входящих в состав такого ЕНК зданий, сооружений на земельном участке их площади и площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого единого недвижимого комплекса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 46 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" N218-ФЗ.
Более того, согласно данным официального сайта Рорсеестра приказ о размещении ХМЬ-схемы ЕНК на официальном сайте находится в стадии разработки (https://rosreestr.ru/site/fiz/zaregistrirovat-nedvizhimoe-imushchestvo-/ xml- skhemv/, пункт 1.34). Официально ХМL-схема ЕНК не опубликована.
Поэтому ООО "КРКА-РУС" были представлены все документы, необходимые для проведения учетно-регистрационных действий.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06.02.2019 по делу N А41- 98777/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.