г. Самара |
|
06 мая 2019 г. |
Дело N А72-11773/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 мая 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Филипповой Е.Г., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещён,
от ответчика - не явился, извещён,
от третьих лиц:
Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городская теплосеть" - не явился, извещён,
Ульяновского областного государственного унитарного предприятия бюро технической инвентаризации - не явился, извещён,
Администрации Заволжского района города Ульяновска - не явился, извещён,
Председателя совета многоквартирного дома N 32 по улице Ленинградской города Ульяновска Неклюдовой Нонны Леонидовны - не явился, извещён,
Теряевой Тамары Ивановны - не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства энергетики, жилищно - коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 февраля 2019 года по делу N А72-11773/2018 (судья Семенова М.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление" (ИНН 7328036191, ОГРН 1027301581603), город Ульяновск,
к Министерству энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области (ОГРН 1197325000014, ИНН 7325163755), город Ульяновск,
с участием третьих лиц:
Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городская теплосеть", город Ульяновск,
Ульяновского областного государственного унитарного предприятия бюро технической инвентаризации, город Ульяновск,
Администрации Заволжского района города Ульяновска, город Ульяновск,
Председателя совета многоквартирного дома N 32 по улице Ленинградской города Ульяновска Неклюдовой Нонны Леонидовны, город Ульяновск,
Теряевой Тамары Ивановны, город Ульяновск,
о признании недействительным и отмене предписания N Б-136 от 20 июня 2018 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Министерству энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области (далее - министерство, ответчик), с привлечением третьих лиц Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городская теплосеть", Ульяновского областного государственного унитарного предприятия бюро технической инвентаризации, Администрации Заволжского района города Ульяновска, Неклюдовой Нонны Леонидовны - председателя Совета многоквартирного дома N 32 по ул. Ленинградская города Ульяновска, Теряевой Тамары Ивановны, о признании недействительным предписания N Б-136 от 20 июня 2018 года об устранении нарушения требований жилищного законодательства.
Определением суда от 28.01.2019 г. удовлетворено ходатайство Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области о замене ответчика с Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на его правопреемника - Министерство энергетики, жилищно- коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области.
Решением суда от 21.02.2019 г. заявление общества удовлетворено полностью.
Суд признал недействительным предписание N Б-136 от 20.06.2018 г., и обязал министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, а также взыскал с министерства в пользу общества расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Министерство, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Общество и председатель совета многоквартирного дома N 32 по улице Ленинградской города Ульяновска Неклюдова Н.Л., апелляционную жалобу отклонило, по основаниям, приведенным в отзывах, приобщенных к материалам дела, и просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением от 15.06.2018 г. Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в отношении общества была проведена внеплановая документарная проверка в рамках лицензионного контроля на основании обращения гражданки Теряевой Т.И. от 20.04.2018 г. N 2255 с целью проверки фактов несоблюдения лицензионных требований в части выполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом (далее - МКД) N 32 корп. 3 по ул. Ленинградская в г. Ульяновске при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению, за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества МКД, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД собственника кВ. N 159 указанного дома в марте 2018 г.
20.06.2018 г. министерством был составлен акт проверки N Б-136, и выдано предписание N Б-136, из которого следует, сто в ходе проверки установлено, что многоквартирный дом N 32 корп. 3 по ул. Ленинградская г. Ульяновска находится в управлении ООО "СМУ" (лицензия N 073-000061 от 20.04.2015 г.), которое согласно договору управления многоквартирным домом является исполнителем коммунальных услуг и производит начисление и сбор платы за коммунальную услугу по отоплению.
Многоквартирный дом N 32 корп. 3 по ул. Ленинградская г. Ульяновска оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. Поставщиком коммунального ресурса по отоплению в многоквартирном доме N 32 корп. 3 по ул. Ленинградская г. Ульяновска является УМУП "Городская теплосеть".
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (их и) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, определяется при осуществлении оплаты в течение отопительного сезона по формуле 3 п. 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 354): Pi =Vд x Si / Soб x Тт, где: Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом; Si - общая площадь i-гo помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; Soб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; Тт - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению для жителей дома N 32 корп. 3 по ул. Ленинградская г. Ульяновска должен определяться по вышеуказанной формуле.
Из пояснений представителя ООО "СМУ" следует, что многоквартирный дом N 32 по ул. Ленинградская г. Ульяновска является многоквартирным домом с несколькими корпусами, при этом корпуса не являются отдельными многоквартирными домами. Указанный МКД имеет четыре общедомовых прибора учета тепловой энергии и при проектировании узла учета тепловой энергии МКД рассматривается как единый объект. Расчеты с ресурсоснабжающей организацией производятся за дом в целом (без разбивки на корпуса).
Объем потребленной тепловой энергии за март 2018 г. составил 285,04 Гкал на дом, за вычетом объема, потребленного нежилым помещением - 283,086 Гкал.
Расчет управляющей организации размера платы за отопление для квартиры N 159: 285,04/11941,041 х 1786,60x 61,20=2610,011 руб.
Вместе с тем в ходе проверки установлено, что корпус N 3 д. N 32 по ул. Ленинградская г. Ульяновска общей площадью 4816,8 кв.м. был введен в эксплуатацию в 2000 и имеет отдельный кадастровый номер 73:24:020301:9126.
Согласно информации из Федеральной информационной адресной системы все три корпуса зарегистрированы как отдельные строения с разными уникальными регистрационными номерами адреса объекта.
Кроме того, из проекта узла коммерческого учета тепловой энергии следует, что корпус 3 д. N 32 по ул. Ленинградская г. Ульяновска имеет отдельный тепловой ввод, что позволяет учитывать потребление тепловой энергии отдельно для данного корпуса.
Поскольку ООО "СМУ" не представлена информация о количестве (объеме) потребленной тепловой энергии за март 2018 г., определенном по общедомовому прибору учета тепловой энергии, установленном в корпусе N 3 д. N 32 по ул. Ленинградская г. Ульяновска, то произвести расчет платы за отопление для квартиры N 159 в ходе проверки не представилось возможным.
Вместе с тем из представленного платежного документа собственника квартиры N 159 указанного дома, а также из пояснений представителя ООО "СМУ" следует, что при расчете платы за отопление учитывался весь объем тепловой энергии, определенный суммарно по показаниям всех общедомовых приборов учета.
Так же при расчете платы за отопление учитывалась площадь всех жилых и нежилых помещений, расположенных в 3 корпусах данного строения (11941,041 кв.м.).
Поскольку согласно имеющимся документам корпус 3 д. N 32 по ул. Ленинградская г. Ульяновска является отдельным многоквартирным домом, то вышеуказанный расчет ООО "СМУ" платы за отопление собственнику квартиры N 159 указанного дома противоречит требованиям законодательства.
Согласно ч. 9.2. ст. 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ.
Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ.
Объем коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, по нормативу потребления рассчитывается следующим образом (письмо Минстроя России от 14.02.2017 г. N 4275-АЧ/04): V=Nодн х Sои х Si/Soб, где Nодн - норматив потребления соответствующей коммунальной услуги па общедомовые нужды (в случае отсутствия установленного норматива потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме) или норматив потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами N 306; Soи - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; Si - общая площадь жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме; Soб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Размер платы за электроэнергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном д. N 32 корп. 3 по ул. Ленинградская г. Ульяновска, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, должен определяться по вышеуказанной формуле.
Из пояснений ООО "СМУ" следует, что начисление платы за электроэнергию и водоотведение на общедомовые нужды производится исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг, что соответствует требованиям законодательства.
Однако при расчете применяются общие площади помещений, входящих в состав общего имущества всех трех корпусов д. N 32 по ул. Ленинградская г. Ульяновска, а также площадь всех жилых и нежилых помещений, расположенных в 3 корпусах данного строения (11 941,041 кв.м.).
Поскольку согласно имеющимся документам корп. 3 д. N 32 по ул. Ленинградская г. Ульяновска является отдельным многоквартирным домом, то вышеуказанный расчет ООО "СМУ" платы за электроэнергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном д. N 32 корп. 3 по ул. Ленинградская г. Ульяновска, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в марте 2018 г. собственнику квартиры N 159 указанного дома противоречит требованиям законодательства.
Считая предписание недействительным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198, ст. ст. 200 и 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу ст. 65 АПК РФ обязанность доказать факт нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
На основании ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством РФ.
Порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению с 01.07.2016 г. регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), с учетом вносимых постановлениями Правительства РФ изменений.
В соответствии с абз. 2 п. 42 (1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к этим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
При расчете платы за отопление отдельной квартиры учитываются показания общедомового прибора учета, площадь квартиры и площадь всех жилых и нежилых помещений в доме.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Министерство выдало оспариваемое предписание, поскольку считает, что корп. 1, 2, 3 д. N 32 по ул. Ленинградская г. Ульяновска являются отдельными многоквартирными домами, т.к. каждый корпус имеет отдельный тепловой ввод тепловой энергии (во 2 корпусе их два), им присвоены кадастровые номера, сведения о корпусах зарегистрированы в ФИАС, поэтому производимый обществом вышеуказанный расчет платы без разбивки по корпусам за отопление, электроэнергию, отведение сточных вод противоречит требованиям законодательства.
Общество ссылается на единство дома, на 1 договор управления спорным домом, на содержащиеся в реестре лицензий сведения о доме N 32 без указания корпусов.
В ходе рассмотрения дела судом было истребовано из Бюро технической инвентаризации инвентарное дело на многоквартирный дом N 32 по ул. Ленинградская города Ульяновска.
Согласно материалам инвентарного дела, мэрией г. Ульяновска был выдан государственный акт N 24-2-008785 на земельный участок в V микрорайоне Заволжского района Производственному объединению "Ульяновский машиностроительный завод" в том, что ему предоставляется постановлением мэра от 12.08.1993 г. N 1047 в бессрочное (постоянное) пользование 1,1 гектаров земли для строительства комплекса 1а (ТП и ЦТП) и комплекса 1 в (216 квартирный дом). Акт зарегистрирован в книге записей гос.актов за N 8785.
Во исполнение распоряжения Правительства РФ от 08.09.1998 г. N 1304-р Мингосимущества РФ издало Распоряжение от 12.10.1998 г. N 1302-р "О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения государственного производственного объединения "Ульяновский машиностроительный завод" из федеральной собственности в муниципальную собственность".
Приложением к распоряжению N 1302-р является Перечень передаваемых объектов, в состав которого входит "жилой дом", расположенный по адресу: ул. Ленинградская, 32.
Постановлением мэра г. Ульяновска N 1908 от 30.07.2004 г. "О включении в Реестр муниципальной собственности" передаваемые во исполнение названного распоряжения N 1302-р объекты, в состав которого входит жилой дом, расположенный по адресу: ул. Ленинградская, 32, включены в Реестр муниципальной собственности.
Вопросы учета жилищного фонда, установления порядка присвоения адресов домам и нумерации их подъездам и квартирам находятся в ведении органов местного самоуправления.
Письмом Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска на запрос суда сообщило, что согласно справочной информации по объектам недвижимости, размещенной на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, строительство д. N 32 по ул. Ленинградская корп. N 1 было завершено в 1993 г., а корпуса N 2 в 1997 г.
Из инвентарного дела на спорный дом следует, что год постройки д. 32 по ул. Ленинградская корп. N 3 в 2000 г.
Главой Администрации Заволжского района г. Ульяновска были изданы распоряжения "О присвоении адресных номеров", согласно которым, в связи с необходимостью адресного номера строениям и на основании опорного плана города, по спорному дому N 32 присвоены адресные номера: распоряжением N 245-р от 07.06.2000 г. - N 32 корп. 3 по ул. Ленинградской; распоряжением N 283-р от 27.06.2000 г. - N 32 корп. 1, 2 по ул. Ленинградской.
Согласно письму УФНС России по Ульяновской области от 19.09.2018 г. N 06-14/15524 на запрос суда: 1) по объекту д. 32 по ул. Ленинградская данные в государственный адресный реестр были внесены 18.11.2015 г., документ-основание не указан; 2) по объекту д. 32 по ул. Ленинградская, корп. 2, данные в государственный адресный реестр были внесены 13.12.2016 г., по распоряжению Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска "О подтверждении ранее наименованных улиц и присвоенных адресов МО "город Ульяновск" N 189 от 01.12.2016 г.; 3) по объекту д. 32 по ул. Ленинградская, корпус 3, данные в государственный адресный реестр были внесены 02.03.2017 г., по распоряжению Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска "О подтверждении ранее наименованных улиц и присвоенных адресов МО "город Ульяновск" N 118 от 28.02.2017 г.; 4) по объекту д. 32 по ул. Ленинградская, корп. 1, данные в государственный адресный реестр были внесены 02.05.2017 г., по распоряжению Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска "О подтверждении ранее наименованных улиц и присвоенных адресов МО "город Ульяновск" N 199 от 14.04.2017 г.
Как следует из справки ООО "РИЦ-Ульяновск" N 0108-6871 от 18.09.2018 г.: по кв.71 корп. 1 д. 32 вселение в 1994 г. производилось на основании ордера, в котором был указан адрес: г. Ульяновск, ул. Ленинградская, д. 32 кв. 71.
С 01.10.2005 г. была произведена перерегистрация по изменению нумерации дома (добавление корпуса 1) на основании справки адреса строения из УГПТИ (оригинал справки на каждое жилое помещение находится у граждан на руках); - по кв. 95 корп. 2 д. 32 вселение в 1998 г. производилось на основании ордера, в котором был указан адрес: г. Ульяновск, ул. Ленинградская, д. 32 кв. 95.
16.02.2006 г. была произведена перерегистрация по изменению нумерации дома (добавление корпуса 2) на основании справки адреса строения из УГПТИ (оригинал справки на каждое жилое помещение находится у граждан на руках); по кв. 188 корп. 3 д. 32 вселение в 2000 г. производилось на основании ордера, в котором был указан адрес: г. Ульяновск, ул. Ленинградская, д. 32 кв. 188.
04.12.2006 г. была произведена перерегистрация по изменению нумерации дома (добавление корп. 3) на основании справки адреса строения из УГПТИ (оригинал справки на каждое жилое помещение находится у граждан на руках).
В п. 2 Правил N 354 сказано, что коллективный (общедомовой) прибор учета - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
При этом из системного толкования установленных Правилами N 354 требований к порядку учета и определения объемов потребления коммунальных услуг следует, что под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается такое средство измерения, которое обеспечивает учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, как для собственников помещений, так и для мест общего пользования, и находится на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) многоквартирного дома.
С учетом изложенного законодательно предусмотрены случаи наличия нескольких средств измерения в одном многоквартирном доме.
Судом правильно установлено, что спорный многоквартирный дом представляет собой единый объект капитального строительства, соответствует признакам строения, изложенным в приложении N 1 к инструкции от 04.08.1998 г. N 37, имеет сквозную нумерацию квартир с N 1 по 234, один технический паспорт и 4 ввода в систему отопления, на каждый ввод установлен ОДПУ тепловой энергии, их совокупность является коллективным узлом учета тепловой энергии.
Общество управляет домом на основании 1-го договора управления. В состав общего имущества спорного МКД включены, в том числе, все общедомовые приборы учета ХВС, ГВС, электроэнергии, тепловой энергии и земельный участок с вышеназванными элементами благоустройства.
Соответственно указанный МКД является единым объектом и потребленный в нем объем коммунального ресурса должен быть распределен между помещениями в нем с учетом их общей площади, при этом наличие каких-либо конструктивных особенностей дома не изменяет установленный Правилами N 354 порядок определения размера платы за коммунальные услуги.
Поскольку собственникам помещений, находящихся в одной части многоквартирного жилого дома, принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество во всем многоквартирном доме, в том числе и расположенное в других частях дома, то отсутствует необходимость в таком разделении потребления коммунального ресурса (тепловой энергии).
Судом правильно указано, что объем потребленной за расчетный период тепловой энергии может быть определен исходя из показаний нескольких общедомовых приборов учета, однако то обстоятельство, что прибор учета может быть не один следует из понятия "коллективного (общедомового) прибора учета", данного в п. 2 Правил N 354, в котором указывается на совокупность средств измерения, которые определяют весь объем коммунального ресурса, поступившего в дом.
Действующее законодательство не предусматривает применение различного подхода к расчету стоимости услуг по отоплению для различных частей одного многоквартирного дома.
Суммирование показаний нескольких общедомовых приборов учета не является нарушением Правил N 354.
При этом из технического паспорта на спорный дом следует, что части дома практически ничем не отличаются друг от друга: корпус N 1 - число этажей 9, площадь застройки 804,55 кв.м.; корпус N 2 - число этажей 9, площадь застройки 809,32 кв.м.; корпус N 3 - число этажей 9, площадь застройки 789, 66 кв.м.
Кроме того, общество представило в материалы дела протокол N 1/Л32-2019 от 23.01.2019 г. внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Ленинградская, д. 32, проводимого в форме очно-заочного голосования, из которого усматривается, что п. N 8 повестки дня являлся вопрос утверждения порядка расчета размера платы за отопление и коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания в МКД.
По данному вопросу принято решение: утвердить с 01.01.2016 г. порядок расчета размера платы за тепловую энергию, исходя из суммарного объема тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного узла учета тепловой энергии (суммарно по всем установленным общедомовым приборам учета) с сохранением действующего порядка расчетов, в том числе, при любых изменениях в Федеральной информационной адресной системе, а также после начала действия договора на предоставление коммунальных услуг непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (прямого договора); утвердить с 01.01.2017 г. порядок расчета за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общедомового имущества, исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, в целях содержания общедомового имущества и всей площади общедомового имущества д. N 32 по ул. Ленинградская (определенной суммарно, без разбивки на корпуса), с сохранением действующего порядка расчетов, в том числе при любых изменениях в Федеральной информационной адресной системе, а также после начала действия договора на предоставление коммунальных услуг непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (прямого договора).
За указанное решение проголосовали: 1) "За" - количество голосов - 8 720,17 кв.м.; -% от числа проголосовавших - 97,94 %; 2) "Против" - количество голосов - 166,81 кв.м.; -% от числа проголосовавших - 1,87 %; 3) "Воздержались" - количество голосов - 16,81 кв.м.; - % от числа проголосовавших - 0,19 %.
В соответствии со ст. ст. 198, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, обязательно необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту; нарушение им прав и законных интересов заявителя.
В рассматриваемом случае суд правильно посчитал, что оспариваемое предписание противоречит вышеприведенным нормам и нарушает права и законные интересы общества, поэтому имеется совокупность двух условий для признания его недействительным, а поэтому удовлетворил заявленные требования.
Доводы жалобы отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.
Как следует их материалов дела, д. N 32 корп. 3 по ул. Ленинградская г. Ульяновска находится в управлении ООО "СМУ", которое является исполнителем коммунальных услуг и осуществляет начисление и сбор платы за коммунальную услугу по отоплению.
При этом спорный дом по ул. Ленинградская N 32 включен в реестр лицензий ООО "СМУ" как один многоквартирный дом, с собственниками которого заключен один договор управления.
Расчеты с ресурсоснабжающими организациями осуществляются без разбивки по корпусам, как по единому объекту.
Дом оборудован приборами учета коммунальных услуг, которые являются общими коллективными. Производство расчета отдельно по каждому из корпусов значительно бы ухудшило положение собственников жилых помещений, находящихся во втором корпусе, где два ввода тепловой энергии, а, значит, бремя содержания ОДПУ, как общедомового имущества, увеличилось бы вдвое.
Согласно информации ФИАС все три корпуса зарегистрированы как отдельные строения с разными уникальными регистрационными номерами адреса объекта. Тем не менее, наименование адреса, а именно - корпуса, не указывает на то, что это отдельный дом.
Из приложения N 1 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в РФ, yтв. Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 г. N 37, следует, что строение - отдельно построенное здание, дом, состоящее из одной или нескольких частей, как одно целое, а также служебные строения.
Признаками единства здания служат: фундамент и общая стена с сообщением между частями, независимо от назначения последних и их материала; при отсутствии сообщения между частями одного здания признаком единства может служить общее назначение здания, однородность материала стен, общие лестничные клетки, единое архитектурное решение.
Указанные признаки характерно для дома N 32 по ул. Ленинградская.
ООО "СМУ" с 01.01.2016 г. осуществляет управление и обеспечивает эксплуатацию объектов общего имущества МКД, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Ленинградская, д. N 32 что подтверждается протоколом общего собрания собственников жилого дома от 11.12.2015 г.
С собственниками дома N 32 по ул. Ленинградская заключен договор управления, в котором, в том числе, определена стоимость работ по содержанию и ремонту общего имущества, а также состав общего имущества МКД, в который включены, в том числе все общедомовые приборы учета ХВС, ГВС, электроэнергии, тепловой энергии и земельный участок с элементами благоустройства, а именно: карусель - 2 шт., песочница - 2 шт., скамьи - 6 шт., брусья, рукоход, турники, шведская стенка, урны, перекладины для ковров.
При заключении договора управления стоимость работ, в том числе по содержанию упомянутых ОДПУ, была определена для всех собственников д. 32 по ул. Ленинградская. Только при условии заключения такого договора МКД был внесен в реестр лицензий ООО "СМУ" надзорным органом.
Установка общедомовых приборов учета (далее - ОДПУ) тепловой энергии и ГВС произведена была на основании договора, заключенного 25.10.2012 г. в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ между РСО, предыдущей управляющей организацией - ГУК Заволжского района, и ЗАО "Взлет" в рассрочку. При этом проектировался и устанавливался узел учета как коллективный для всего дома с распределением бремени расходов на всех собственников с учетом доли муниципалитета как собственника жилых помещений. Соответственно, при распределении по корпусам, доля собственников не была бы одинаковой, так как доля муниципальных квартир в корпусах различна.
В адрес ООО "СМУ" в 2017 г. поступила претензия по оплате от ЗАО "Взлет", осуществлявшего установку ОДПУ, так как от ООО "ГУК Заволжского района" в ООО "СМУ" перешло как право управления МКД, так и обязанность произвести оплату за установленные приборы учета.
При этом дом N 32 по ул. Ленинградская в договоре также фигурирует как единый объект. Следовательно, при установке приборов учета тепловой энергии, ГВС, для каждого из корпусов должна была быть определена иная стоимость. По услуге "установка ОДПУ" собственники еще полностью не расплатились. Возложение обязанности производить расчеты по каждому из корпусов, как по отдельному МКД, влечет и обязанность перераспределения стоимости установки ОДПУ между всеми собственниками.
Кроме того, выделения каждого из корпусов в отдельный дом, на что указывает министерство, в связи с изменением адреса в ФИАС также повлечет необходимость произвести перерасчет как выполненные, так и запланированные работы, в том числе, по текущему ремонту, что повлечет неблагоприятные последствия как для ООО "СМУ", чьи экономические интересы будут существенно нарушены, так и для собственников д. N 32 по ул. Ленинградская.
По мнению заявителя, суть предписания сводится фактически к невозможности управлять домом как единым объектом, и ведет к необходимости переоформления лицензии на МКД N 32 по ул. Ленинградская как на три дома (корпуса).
Исчерпывающий перечень оснований для переоформления лицензии определен в ст. ст. 18 и 22 Закона о лицензировании.
Данный перечень не содержит основания переоформления лицензии при изменении наименования улицы или номера дома, указываемых в адресе места осуществления лице лицензируемого вида деятельности.
С 01.07.2014 г. отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации Федеральной информационной адресной системы (далее - ФИАС), а также отношения по использованию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменении в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 443-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 443-ФЗ в государственный адресный реестр вносятся сведения об адресах и о реквизитах документов о присвоении, об изменении, аннулировании адресов.
В случае изменения или аннулирования адреса, ранее внесенные в государственный адресный реестр сведения об адресе сохраняются в государственном адресном реестре со статусом "архивная информация".
Содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах являются общедоступной информацией, размещаемой, в том числе в форме открытых данных, а также обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе при предоставлении государственных услуг и муниципальных услуг, а также для использования при оказании услуг почтовой связи (ст. 8 Закона N 443-ФЗ).
Переименование улиц и изменение адресов зданий, строений, сооружений, объектов осуществляются государственными и муниципальными органами в соответствии с законодательством РФ, данные о таких изменениях носят официальный характер и подлежат обязательному размещению в ФИАС, которая содержит данные о старых и новых наименованиях улиц, а также об изменениях адресов зданий, строений, сооружений, объектов; доступ к такой информации является открытым, в том числе для лицензирующих органов.
Кроме того, данные изменения не влекут за собой юридические последствия, поскольку не оказывают влияние на безопасность осуществления лицензируемого вида деятельности.
В Законе о лицензировании обязанность лицензиата по переоформлению лицензии в указанных случаях не предусмотрена, поскольку переименования улиц и изменения адресов зданий, строений, сооружений, объектов не осуществляются по инициативе лицензиатов, не являются персональными данными, носят официальный и общедоступный характер.
Ответчиком, не опровергнут довод о сквозной нумерации квартир, несмотря на разное время постройки каждой из частей жилого дома; ответчиком была учтена только информация ФИАС.
Ни собственникам, ни управляющей организации, ни ресурсоснабжающим организациям не было известно о внесении изменений в адресную программу. Изменения не производились в связи с изменением физических характеристик дома.
Так, в соответствии с п. 11 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утв. постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 г. N 1221, адреса помещениям, расположенным в многоквартирном доме, присваиваются одновременно с присвоением адреса такому многоквартирному дому. При постройке первого корпуса дома квартирам были присвоены номера с 1 по 72, после сдачи в эксплуатацию второго корпуса - соответственно с 73 по 144, в корп. 3 д. N 32 по ул. Ленинградская квартирам присвоены номера с 145 по 234. В случае, если бы 3 корпус являлся отдельным многоквартирным домом, квартирам были бы присвоены номера не в продолжение сквозной нумерации, а с N 1 по 90.
Дом N 32 по ул. Ленинградская в г. Ульяновске всегда являлся единым объектом гражданских правоотношений. Так, длительное время регистрация граждан по данному адресу производилась без указания на корпуса (до 2005 г). Дом N 32 был передан с баланса Ульяновского машиностроительного завода на баланс города как единый объект, без разбивки на корпуса. Строился дом также как единый объект.
Что касается возможности производить раздельный учет тепловой энергии и коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имуществ, судом установлено, что в силу технических характеристик и особенностей дома, он имеет 4 ввода тепловой энергии с (коллективным) узлом учета тепловой энергии, проектная документация которого предоставлялась при рассмотрении судом первой инстанции.
Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354) коллективный (общедомовый) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. При расчете платы за отопление отдельной квартиры учитываются (суммарные) показания общедомового прибора учета, площадь квартиры и площадь всех жилых и нежилых помещений в доме.
В рассматриваемом случае суд правильно посчитал, что действующее законодательство не предусматривает применение различного подхода к расчету стоимости услуг по отоплению для различных частей одного многоквартирного дома, а суммирование показаний нескольких общедомовых приборов учета не является нарушением Правил N 354.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд сделал правильный вывод об удовлетворении заявленных обществом требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 февраля 2019 года по делу N А72-11773/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-11773/2018
Истец: Министерство энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области, ООО "СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ"
Ответчик: Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОЛЖСКОГО РАЙОНА Г.УЛЬЯНОВСКА, ГУП Ульяновское областное БТИ, ГУП Ульяновское областное Бюро технической инвентаризации, МУП УЛЬЯНОВСКОЕ "ГОРОДСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ", Неклюдова Нонна Леонидовна, Неклюдова Нонна Леонидовна - председатель Совета МКД, Теряева Тамара Ивановна