город Самара |
|
7 мая 2019 г. |
Дело N А65-34739/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 мая 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова С.А., судей Балашевой В.Т., Бросовой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мавлютовой М.И., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Флортек" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.02.2019 (судья Харин Р.С.) по делу N А65-34739/2018 по иску общества с ограниченной ответственностью "СК "ГиперСпецМонтаж" к обществу с ограниченной ответственностью "Флортек" о взыскании долга и процентов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СК "ГиперСпецМонтаж" (далее -истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Флортек" (далее - ответчик) о взыскании 4 940 111 руб. 72 коп. долга, 138 898 руб. 35 коп. неустойки (с учетом уменьшения размера исковых требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.02.2019 иск удовлетворен.
Ответчик обжаловал судебный акт суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе ответчик просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.02.2019 изменить.
Апелляционная жалоба мотивирована неправильным применением норм материального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом, что в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21.11.2017 между истцом (субподрядчик) и ответчиком (подрядчик) был заключен договор N 33/1 (с приложениями), по условиям которого субподрядчик принимает на себя обязательство выполнить по заданию подрядчика проектные и строительные работы по ребрендингу магазина, описание которых приведено в технической документации являющейся приложением N 1 к договору, и смете, являющейся приложением N 2 к договору, а подрядчик обязуется создать субподрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и оплатить обусловленную договором цену. Работы подлежат осуществлению субподрядчиком в действующем магазине АТАК-649, расположенном по адресу: г. Казань, ул. Сабан, 7а (раздел 1 договора).
В силу п. 2.1 договора субподрядчик обязан приступить к выполнению работ не позднее 21.11.2017 и сдать их результат подрядчику не позднее 15.12.2017.
Согласно п. 7.1 договора стоимость работ по настоящему договору определена в смете согласованной сторонами в качестве приложения N 2 к договору и составляет 9 362 613, 24 руб. с учетом НДС (18% - 1 428 195, 24 руб.), включает в себя любые расходы которые субподрядчик должен будет осуществить в связи с их выполнением, является твердой и не подлежит пересмотру. Подрядчик перечисляет аванс на основании выставленного счета от субподрядчика. Оплата за выполненные работы за вычетом аванса и 10 % от общей стоимости работ осуществляется подрядчиком после приемки результатов этих работ в первый понедельник или четверг, следующий за 14-ым днем с момента получения подрядчиком от субподрядчика следующих документов: акт сдачи-приемки работ (по форме КС-2 и КС-3), соответствующие счет и счет-фактура. Оплата 10 % от общей стоимости работ, что составляет 936 261, 32 руб., в том числе НДС 18 %, будет производиться следующим образом: первые 5 % от стоимости работ выплачивается через 14 календарных дней после устранения дефектов, выявленных в ходе приемки, оставшиеся 5 % выплачиваются через год от даты подписания последнего акта приемки работ (КС-2 и КС-3) по предъявлении соответствующего счета и при условии устранения всех дефектов. Оплата осуществляется в течение 14 календарных дней с момента получения подрядчиком от субподрядчика соответствующего счета, который не может быть вручен подрядчику ранее дня истечения гарантийного срока, при условии, что подрядчик к моменту получения счета не воспользуется правом, предусмотренным п. 6.5 договора (раздел 7 договора).
Впоследствии стороны 10.05.2018 заключили дополнительное соглашение (с приложением) к договору от 21.11.2017 N 33/1, согласно которому изложили п. 2.1 договора в редакции, что субподрядчик обязан приступить к выполнению работ не позднее 21.11.2017 и сдать их результат заказчику не позднее 31.05.2018. Также стороны изменили пункт 7.1, указав, что стоимость работ (общая стоимость работ) по настоящему договору составляет 3 409 174, 46 руб., с учетом НДС 18 % - 520 043, 56 руб.
Стороны пришли к соглашению изменить объем работ (смета - приложение N 2 к договору), исключить работы на сумму 6 578 630, 39 руб. в том числе НДС (18%) - 1 003 519, 89 руб., а также включить работы стоимостью 625 194, 44 руб. в том числе НДС (18%) - 95 368, 64 руб. Стороны изменили пункт 7.4 договора и изложили его в следующей редакции: подрядчик обязуется выплатить субподрядчику авансовый платеж в размере 1 900 000 руб. в том числе НДС 18% 289 830, 51 руб. 12.12.2017.
Оплата 1 168 257, 01 руб., в том числе НДС 18% - 178 208, 70 руб., осуществляется подрядчиком после приемки результатов этих работ, в первый понедельник или четверг, следующий за 14-ым днем с момента получения подрядчиком от субподрядчика акта сдачи-приемки выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных и затрат (форма КС-3), счета и счет-фактуры.
21.11.2017 между истцом (субподрядчик) и ответчиком (подрядчик) был заключен договор N 34/1 (с приложениями), согласно условиям которого, субподрядчик принимает на себя обязательство выполнить по заданию подрядчика проектные и строительные работы по ребрендингу магазина, описание которых приведено в технической документации являющейся приложением N 1 к договору, и смете, являющейся приложением N 2 к договору, а подрядчик обязуется создать субподрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и оплатить обусловленную договором цену. Работы подлежат осуществлению субподрядчиком в действующем магазине АТАК-684, расположенном по адресу: г. Казань, Оренбургский тракт, д. 158 (раздел 1 договора).
В силу п. 2.1 договора субподрядчик обязан приступить к выполнению работ не позднее 21.11.2017 и сдать их результат подрядчику не позднее 15.12.2017.
Согласно п. 7.1 договора стоимость работ по настоящему договору определена в смете согласованной сторонами в качестве приложения N 2 к договору и составляет 6 604 961, 50 руб. с учетом НДС 18 % - 1 007 536, 50 руб., которая включает в себя любые расходы которые субподрядчик должен будет осуществить в связи с их выполнением, является твердой и не подлежит пересмотру. Подрядчик перечисляет аванс на основании выставленного счета от субподрядчика. Оплата за выполненные работы за вычетом аванса и 10 % от общей стоимости работ осуществляется подрядчиком после приемки результатов этих работ в первый понедельник или четверг, следующий за 14-ым днем с момента получения подрядчиком от субподрядчика следующих документов: акт сдачи-приемки работ (по форме КС-2 и КС-3), соответствующие счет и счет-фактура. Оплата 10 % от общей стоимости работ, что составляет 662 095, 05 руб., в том числе НДС 18 %, будет производиться следующим образом: первые 5 % от стоимости работ выплачивается через 14 календарных дней после устранения дефектов, выявленных в ходе приемки, оставшиеся 5 % выплачиваются через год от даты подписания последнего акта приемки работ (КС-2 и КС-3) по предъявлении соответствующего счета и при условии устранения всех дефектов. Оплата осуществляется в течение 14 календарных дней с момента получения подрядчиком от субподрядчика соответствующего счета, который не может быть вручен подрядчику ранее дня истечения гарантийного срока, при условии, что подрядчик к моменту получения счета не воспользуется правом, предусмотренным п. 6.5 договора (раздел 7 договора).
Впоследствии стороны 10.05.2018 заключили дополнительное соглашение (с приложением) к договору от 21.11.2017 N 34/1, согласно которому изложили п. 2.1 договора, субподрядчик обязан приступить к выполнению работ не позднее 21.11.2017 и сдать их результат заказчику не позднее 31.05.2018. Также стороны изменили пункт 7.1 договора и изложили его в следующей редакции, стоимость работ (общая стоимость работ) по настоящему договору составляет 5 095 295, 46 руб., с учетом НДС 18 % 777 248, 46 руб. Стороны пришли к соглашению изменить объем работ (смета - приложение N 2 к договору), исключить работы на сумму 2 508 632, 80 руб. в том числе НДС (18 %) - 382 672, 80 руб., а также включить работы стоимостью 998 966, 76 руб. в том числе НДС (18 %) - 152 384, 76 руб. Стороны изменили пункт 7.4 договора и изложили его в следующей редакции: подрядчик обязуется выплатить субподрядчику авансовый платеж в размере 1 204 000 руб. в том числе НДС 18 % 183 661, 02 руб. 12.12.2017.
Оплата 3 381 765, 91 руб. в том числе НДС 18% - 515 862, 60 руб. осуществляется подрядчиком после приемки результатов этих работ, в первый понедельник или четверг, следующий за 14-ым днем с момента получения подрядчиком от субподрядчика акта сдачи-приемки выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных и затрат (форма КС-3), счета и счет-фактуры.
Кроме того, 21.11.2017 между истцом (субподрядчик) и ответчиком (подрядчик) был заключен договор N 35/1 (с приложениями), согласно условиям которого, субподрядчик принимает на себя обязательство выполнить по заданию подрядчика проектные и строительные работы по ребрендингу магазина, описание которых приведено в технической документации являющейся приложением N 1 к договору, и смете, являющейся приложением N 2 к договору, а подрядчик обязуется создать субподрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и оплатить обусловленную договором цену. Работы подлежат осуществлению субподрядчиком в действующем магазине АТАК - 648, расположенном по адресу: г. Казань, ул. Бурхана Шахиди, д. 17 (раздел 1 договора).
В силу п. 2.1 договора субподрядчик обязан приступить к выполнению работ не позднее 21.11.2017 и сдать их результат подрядчику не позднее 15.12.2017.
Согласно п. 7.1 договора стоимость работ по настоящему договору определена в смете согласованной сторонами в качестве приложения N 2 к договору и составляет 8 031 352, 58 руб., с учетом НДС 18 % - 1 225 121, 58 руб., которая включает в себя любые расходы которые субподрядчик должен будет осуществить в связи с их выполнением, является твердой и не подлежит пересмотру. Подрядчик перечисляет аванс на основании выставленного счета от субподрядчика. Оплата за выполненные работы за вычетом аванса и 10% от общей стоимости работ осуществляется подрядчиком после приемки результатов этих работ в первый понедельник или четверг, следующий за 14-ым днем с момента получения подрядчиком от субподрядчика следующих документов: акт сдачи-приемки работ (по форме КС-2 и КС-3), соответствующие счет и счет-фактура. Оплата 10 % от общей стоимости работ, что составляет 803 135, 26 руб., в том числе НДС 18 %, будет производиться следующим образом: первые 5 % от стоимости работ выплачивается через 14 календарных дней после устранения дефектов, выявленных в ходе приемки, оставшиеся 5% выплачиваются через год от даты подписания последнего акта приемки работ (КС-2 и КС-3) по предъявлении соответствующего счета и при условии устранения всех дефектов. Оплата осуществляется в течение 14 календарных дней с момента получения подрядчиком от субподрядчика соответствующего счета, который не может быть вручен подрядчику ранее дня истечения гарантийного срока, при условии, что подрядчик к моменту получения счета не воспользуется правом, предусмотренным п. 6.5 договора (раздел 7 договора).
Впоследствии стороны 10.05.2018 заключили дополнительное соглашение (с приложением) к договору от 21.11.2017 N 35/1, согласно которому изложили п. 2.1 договора в следующей редакции, субподрядчик обязан приступить к выполнению работ не позднее 21.11.2017 и сдать их результат заказчику не позднее 31.05.2018.
Также стороны изменили пункт 7.1 договора и изложили его в следующей редакции, стоимость работ (общая стоимость работ) по настоящему договору составляет 7 640 269, 61 руб., с учетом НДС 18 % 1 165 464, 86 руб. Стороны пришли к соглашению изменить объем работ (смета - приложение N 2 к договору), исключить работы на сумму 2 321 411, 64 руб. в том числе НДС (18 %) - 354 113, 64 руб., а также включить работы стоимостью 1 930 328, 67 руб. в том числе НДС (18 %) - 294 456, 92 руб.
Стороны изменили п. 7.4 договора и изложили его в следующей редакции: подрядчик обязуется выплатить субподрядчику авансовый платеж в размере 1 210 000 руб. в том числе НДС 18 % 184 576, 27 руб. 12.12.2017.
Оплата 5 666 239, 95 руб., в том числе НДС 18 % - 864 341, 69 руб. осуществляется подрядчиком после приемки результатов этих работ, в первый понедельник или четверг, следующий за 14-ым днем с момента получения подрядчиком от субподрядчика акта сдачи-приемки выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных и затрат (форма КС-3), счета и счет-фактуры.
21.11.2017 между истцом (субподрядчик) и ответчиком (подрядчик) был заключен договор N 36/1 (с приложениями), согласно условиям которого, субподрядчик принимает на себя обязательство выполнить по заданию подрядчика проектные и строительные работы по ребрендингу магазина, описание которых приведено в технической документации являющейся приложением N 1 к договору, и смете, являющейся приложением N 2 к договору, а подрядчик обязуется создать субподрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и оплатить обусловленную договором цену. Работы подлежат осуществлению субподрядчиком в действующем магазине АТАК - 658, расположенном по адресу: г. Казань, ул. Комиссара Габишева, д. 36 (раздел 1 договора).
В силу п. 2.1 договора субподрядчик обязан приступить к выполнению работ не позднее 21.11.2017 и сдать их результат подрядчику не позднее 15.12.2017.
Согласно п. 7.1 договора стоимость работ по настоящему договору определена в смете согласованной сторонами в качестве приложения N 2 к договору и составляет 5 503 553, 04 руб., с учетом НДС 18 % - 839 525, 04 руб., которая включает в себя любые расходы которые субподрядчик должен будет осуществить в связи с их выполнением, является твердой и не подлежит пересмотру. Подрядчик перечисляет аванс на основании выставленного счета от субподрядчика. Оплата за выполненные работы за вычетом аванса и 10% от общей стоимости работ осуществляется подрядчиком после приемки результатов этих работ в первый понедельник или четверг, следующий за 14-ым днем с момента получения подрядчиком от субподрядчика следующих документов: акт сдачи-приемки работ (по форме КС-2 и КС-3), соответствующие счет и счет-фактура. Оплата 10 % от общей стоимости работ, что составляет 550 355, 30 руб., в том числе НДС 18 %, будет производиться следующим образом: первые 5% от стоимости работ выплачивается через 14 календарных дней после устранения дефектов, выявленных в ходе приемки, оставшиеся 5% выплачиваются через год от даты подписания последнего акта приемки работ (КС-2 и КС-3) по предъявлении соответствующего счета и при условии устранения всех дефектов. Оплата осуществляется в течение 14 календарных дней с момента получения подрядчиком от субподрядчика соответствующего счета, который не может быть вручен подрядчику ранее дня истечения гарантийного срока, при условии, что подрядчик к моменту получения счета не воспользуется правом, предусмотренным (раздел 7 договора).
Впоследствии стороны 10.05.2018 заключили дополнительное соглашение (с приложением) к договору от 21.11.2017 N 36/1, согласно которому изложили п. 2.1 договора в следующей редакции, субподрядчик обязан приступить к выполнению работ не позднее 21.11.2017 и сдать их результат заказчику не позднее 31.05.2018. Также стороны изменили пункт 7.1 договора и изложили его в следующей редакции, стоимость работ по настоящему договору составляет 4 518 215, 87 руб., с учетом НДС 18 % 689 219, 37 руб.
Стороны пришли к соглашению изменить объем работ (смета - приложение N 2 к договору), исключить работы на сумму 2 470 087, 51 руб., в том числе НДС (18 %) - 376 793, 01 руб., а также включить работы стоимостью 1 484 750, 34 руб., в том числе НДС (18 %) - 226 487, 34 руб.
Стороны изменили п. 7.4 договора и изложили его в следующей редакции: подрядчик обязуется выплатить субподрядчику авансовый платеж в размере 1 202 000 руб. в том числе НДС 18% 183 355, 93 руб. 12.12.2017.
Оплата 2 864 394,28 руб., в том числе НДС 18 % - 436 941, 50 руб. осуществляется подрядчиком после приемки результатов этих работ, в первый понедельник или четверг, следующий за 14-ым днем с момента получения подрядчиком от субподрядчика акта сдачи-приемки выполненных работ (КС-2), справки о стоимости выполненных и затрат (КС-3), счета и счет-фактуры.
Истец исполнил взятые на себя обязательства по договорам, что подтверждается представленными в материалы дела подписанными сторонами и скрепленными оттисками печатей сторон актами о приемке выполненных работ и справками о стоимости выполненных работ и затрат (КС-2, КС-3) на общую сумму 3 409 174, 46 руб. по договору от 21.11.2017 N 33/1, на сумму 5 095 295, 46 руб. по договору от 21.11.2017 N 34/1, на сумму 7 640 269, 61 руб. по договору от 21.11.2017 N 35/1, на сумму 4 518 215, 87 руб. по договору от 21.11.2017 N 36/1.
Заявлений о фальсификации представленных истцом документов ответчиком не заявлено. Представитель ответчика при рассмотрении данного дела судом первой инстанции не оспаривал подписание первичной документации, представленной в подтверждение заявленных требований. Ответчик не оспаривал факт выполнения работ истцом, в том числе относительно объемов и качества выполнения. Претензий относительно качества выполненных работ, ответчиком в адрес истца не направлено, доказательств обратного в материалы дела не представлено. Свои обязательства по оплате выполненных работ в полном объеме ответчик надлежащим образом не исполнил.
Как указал истец в исковом заявлении и не оспаривалось ответчиком, последний исполнил свои обязательства по договорам на общую сумму 15 722 843 руб., что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
Кроме того, между сторонами был подписан акт взаимозачета от 29.11.2017 N 11 на сумму 1 032 743, 15 руб., согласно которому стороны зачли задолженность ответчика перед истцом на сумму 1 032 743, 15 руб. по договору от 21.11.2017 N 35/1 Атак Бурхана Шахиди и задолженность ответчика перед истцом на сумму 1 032 743, 15 руб. по договору ТМЦ. По акту взаимозачета N 24 от 05.10.2018 на сумму 2 661 500 руб., стороны зачли задолженность ответчика перед истцом на сумму 2 661 500 руб. по договору от 21.11.2017 N 35/1 Атак Бурхана Шахиди и задолженность ответчика перед истцом на сумму 2 661 500 руб. по договору (покупатель).
Также между сторонами были подписаны акты сверки взаимных расчетов за период 4 квартал 2017 года на сумму 8 954 972, 04 руб. и за период с 01.01.2018 по 18.10.2018 на сумму 4 940 111, 72 руб. (сумма исковых требований).
Претензией истец просил ответчика оплатить задолженность по договорам. Претензия была направлена ответчику 20.08.2018 по почте заказным письмом и получена уполномоченным представителем ответчика. Отсутствие перечисления денежных средств в заявленном размере послужило основанием для обращения истца в суд с иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск, исходил из следующего.
Первичной документацией, представленной в материалы дела, подтверждается выполнение работ истцом по договорам от 21.11.2017 N 33/1, от 21.11.2017 N 34/1, от 21.11.2017 N 35/1, от 21.11.2017 N 36/1. Указанный факт ответчиком не оспорен. Представлены акты выполненных работ, справки подписаны сторонами и скреплены оттисками печатей сторон. Указанные действия истца полностью соответствуют нормам действующего законодательства, а также условиям договоров. Доказательств предъявленных претензий по выполненным работам ответчиком в материалы дела не представлено.
Согласно положениям главы 26 ГК РФ одним из способов прекращения обязательства является его прекращение зачетом.
В силу ст. 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. Стороны своим соглашением вправе прекратить обязательство и определить последствия его прекращения, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны.
Случаи недопустимости зачета установлены ст. 411 ГК РФ. Зачет встречного однородного требования, так же как и надлежащее исполнение, представляет собой основание для прекращения обязательства, то есть в этой части влечет такие же последствия, как и исполнение. Для осуществления зачета необходимо, чтобы кредитор по одному обязательству являлся должником по другому, а должник по первому выступал кредитором по второму обязательству. Сроки исполнения взаимных обязательств на дату зачета должны наступить. Кроме того, зачет как способ прекращения встречного однородного требования в обязательствах предполагает бесспорность предъявленных к зачету требований. Таким образом, одним из основных условий применения зачета является встречный характер обязательств сторон. Зачет однородных требований должен быть оформлен в письменной форме в виде одностороннего документа, содержащего сведения о проведении зачета, либо двусторонним актом, а заявление о проведении зачета в одностороннем порядке должно быть направлено и получено соответствующей стороной. Зачет как сделка, направленная на прекращение обязательств, должна содержать точное определение предмета - конкретные обязательства и основания их возникновения.
По смыслу ст. 410 ГК РФ заявление о зачете встречного однородного требования должно свидетельствовать о направленности воли сделавшей его стороны на прекращение встречных обязательств. Заявление о зачете должно содержать явно выраженное намерение лица прекратить обязательство зачетом, а не предложение рассмотреть вопрос о возможности проведения зачета; в заявлении должны быть конкретизированы прекращающиеся обязательства; волеизъявление стороны о проведении зачета должно быть закреплено в письменное форме; для прекращения обязательства зачетом заявление о зачете должно быть получено другой стороной.
В п. 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.12.2001 N 65 "Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований" разъяснено, что обязательства считаются прекращенными зачетом с момента наступления срока исполнения того обязательства, срок исполнения которого наступил позднее. Если встречные требования являются однородными, срок их исполнения наступил, и одна из сторон сделала заявление о зачете, то обязательства считаются прекращенными в момент наступления срока исполнения того обязательства, срок исполнения которого наступил позднее и независимо от того, когда было сделано или получено заявление о зачете.
Условия прекращения обязательства зачетом и случае его недопустимости определены в ст. 410 - 412 ГК РФ. Основанием для признания заявления о зачете как односторонней сделки недействительным может являться нарушение запретов, ограничивающих проведение зачета, или несоблюдение условий, характеризующих зачитываемые требования (отсутствие встречности, однородности, ненаступление срока исполнения).
Обязанность доказывания возложена на каждое лицо, участвующее в деле (ч. 1 ст. 65 АПК РФ), при этом в соответствии со ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Исходя из данной нормы арбитражного процессуального закона и в соответствии со ст. 410 ГК РФ обстоятельство прекращения обязательства зачетом должно быть подтверждено только письменным доказательством, конкретно свидетельствующим о погашении встречных однородных обязательств сторон, и не может подтверждаться каким-либо иным доказательством либо указанием на фактические обстоятельства.
Возражений относительно произведенного зачета, в том числе с учетом сроков рассмотрения данного спора, ответчиком заявлено не было.
Таким образом, подписав указанные акты зачета встречных однородных требований, стороны прекратили взаимные обязательства в порядке, предусмотренном ст. 410 ГК РФ по договору от 21.11.2017 N 35/1 на сумму 1 032 743, 15 руб. и 2 661 500 руб.
Арбитражным судом первой инстанции учтено, что с момента возникновения задолженности ответчика, прошел длительный период времени, за который ответчик не погасил имеющуюся задолженность с учетом принципов добросовестности, разумности и справедливости, а также запрета извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения, как того требуют положения п. 3 и 4 ст. 1, п. 2 ст. 6 и ст. 10 ГК РФ.
Также ответчиком, с учетом длительного периода времени не было заявлено возражений относительно объемов, качества и стоимости выполненных работ.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований истца о взыскании с ответчика 4 940 111, 72 руб. задолженности.
Также истцом за просрочку исполнения обязательств ответчиком, с учетом представленных уточнений, начислена договорная неустойка в сумме 138 898, 35 руб. в виде процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 14.06.2018 по 31.10.2018. При этом истцом заявлено о взыскании с ответчика 138 898, 35 руб. поименованных в просительной части как неустойка, но рассчитанных по правилам ст. 395 ГК РФ, что не нарушает прав ответчика. Неверная формулировка взыскиваемой санкции не может служить основанием для отказа в удовлетворении указанного требования.
Произведенный истцом расчет, не нарушает прав последнего и соответствует нормам действующего законодательства, что также подтверждается представленным контррасчетом ответчика на аналогичную сумму.
Разрешая требование истца о взыскании неустойки, суд первой инстанции исходил из следующего.
Условиями договоров подряда от 21.11.2017 N 33/1, от 21.11.2017 N 34/1, от 21.11.2017 N 35/1, от 21.11.2017 N 36/1 не предусмотрена ответственность подрядчика за нарушение сроков оплаты, следовательно, применение к спорным правоотношениям положений ст. 395 ГК РФ, является правомерным.
Учитывая, что ответчик не исполнил обязанность по оплате задолженности в установленном порядке, требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами судом первой инстанции признано обоснованным.
Расчет истца произведен за период с 14.06.2018 по 31.10.2018, с учетом сроков рассмотрения данного спора период не увеличивался.
Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" в п. 1 ст. 395 ГК РФ внесены изменения, касающиеся порядка определения размера процентов за пользование чужими денежными средствами, согласно которым размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 315-ФЗ " О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в п. 1 ст. 395 ГК РФ внесены изменения (вступившие в силу с 01.08.2016), касающиеся порядка определения размера процентов за пользование чужими денежными средствами, согласно которым размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и N 13 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.1998 "О практике применения положений Гражданского кодекса РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами" утратил силу, учитывая постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7. При расчете необходимо учитывать фактическое количество дней в году - 365 в 2018 году.
С учетом изложенных доводов в отзыве на исковое заявление, суд первой инстанции не нашел правовых оснований для снижения размера процентов до 40 000 руб.
Исходя из 4 абзаца п. 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 к размеру процентов, взыскиваемых по п. 1 ст. 395 ГК РФ, по общему правилу, положения ст. 333 ГК РФ не применяются (п. 6 ст. 395 ГК РФ).
Уменьшение ставки процентов с экономической точки зрения позволяет должнику получить доступ к финансированию за счет другого лица на нерыночных условиях, что в целом может вызывать крайне негативные макроэкономические последствия. Неисполнение должником денежного обязательства позволяет ему пользоваться чужими денежными средствами. Никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.
Проценты за пользование чужими денежными средствами являются отражением минимального размера потерь, понесенных кредитором (истцом) в связи с неисполнением должником (ответчиком) обязательства по возврату неосновательно удерживаемых денежных средств, в связи с чем суд не находит правовых оснований для удовлетворения ходатайства ответчика о снижении размера процентов.
На должнике, а не на кредиторе лежит первичная обязанность совершения необходимых действий и принятия разумных мер по исполнению обязательства. Предполагается, что в случае возникновения обстоятельств, находящихся вне контроля должника и препятствующих исполнению им обязательства, он освобождается от ответственности, если у него отсутствует возможность принять разумные меры для устранения таких обстоятельств. Однако при этом должник должен незамедлительно сообщить кредитору о наличии таких обстоятельств после того, как ему стало о них известно. Документального подтверждения указанных обстоятельств ответчик суду не представил.
Расчет истца судом первой инстанции проверен, признан верным.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь статьями 1, 6, 8, 10, 307, 309, 395, 407, 408, 410, 411, 702, 709, 711, 720, 746, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 9, 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил иск.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в суде апелляционной инстанции, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.02.2019 по делу N А65-34739/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
С.А. Кузнецов |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.