г. Санкт-Петербург |
|
06 мая 2019 г. |
Дело N А56-162555/2018 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Лопато И.Б.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6306/2019) ООО "Циркон" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2019 по делу N А56-162555/2018 (судья Трощенко Е.И.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Циркон" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга (далее - Комитет) по делу об административном правонарушении N 284 от 06.12.2018, которым Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в размере 100 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Резолютивной частью решения от 21.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
06.03.2019 по ходатайству Общества судом изготовлено мотивированное решение по делу.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить, удовлетворив заявленные требования. По мнению подателя жалобы, судом неправильно истолкованы Закон Санкт-Петербурга от 05.02.2014 N 50-5 "Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт-Петербурге" и постановление Правительства Санкт-Петербурга от 12.12.2017 N 1043 "О проведении в 2018 году праздника выпускников петербургских школ "Алые паруса", согласно которым запрет на реализацию алкогольной продукции введен лишь в отношении мест проведения праздника и путей возможного следования к ним, а не на всей территории Санкт-Петербурга, как указал суд. Кроме того, Общество считает, что Комитетом пропущен установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок привлечения к административной ответственности, а вывод суда о годичном сроке противоречит положениям приведенной нормы КоАП РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу Комитет просит решение суда оставить без изменения
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с правилами статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Комитетом выявлен факт розничной продажи алкогольной продукции в обособленном подразделении Общества, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Красносельский район, ул. Доблести, д. 26, корп. 1, литера А, помещение 9Н, в режиме магазина, 23.06.2018 в период с 11:05 по 21:55, т.е. в день проведения праздника выпускников петербургских школ "Алые паруса".
По факту нарушения запрета на розничную продажу алкогольной продукции на территории Санкт-Петербурга, установленного пунктом 3 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 05.02.2014 N 50-5 "Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукций в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 50-5), Комитетом в отношении ООО "Циркон" 21.11.2018 составлен протокол N 150 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Постановлением от 06.12.2018 N 284 Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб. Общество оспорило постановление Комитета в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, и апелляционный суд находит такое решение законным и обоснованным.
В соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В силу пункта статьи 16 Закона N 171 -ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Такие дополнительные ограничения условий и мест розничной продажи алкогольной продукции установлены в статье 5 Закона Санкт-Петербурга от 05.02.2014 N 50-5 "Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 50-5).
Согласно пункту 3 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга N 50-5 запрещается розничная продажа алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания: на территории Санкт-Петербурга в день проведения установленного в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 12 октября 2005 года N 555-78 "О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге" праздника выпускников петербургских школ "Алые паруса".
Указанный запрет введен в действие с 01.02.2018 Законом Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 816-147 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт-Петербурге". Подпунктом 2 пункта 2 статьи 1 названного Закона N 816-147 пункт 3 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга N 50-5 дополнен абзацем седьмым следующего содержания: "на территории Санкт-Петербурга в день проведения установленного в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 12 октября 2005 года N 555-78 "О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге" праздника выпускников петербургских школ "Алые паруса".".
Таким образом, вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, указанный запрет установлен не только на территории непосредственного проведения мероприятий, связанных с праздником Алые паруса, а на всей территории Санкт-Петербурга.
Фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о нарушении Обществом данного запрета, подтверждены материалами дела и Обществом по существу не оспорены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно констатировал наличие в действиях Общества события вмененного нарушения.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Субъективная сторона правонарушения установлена судом с учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, разъяснений, содержащихся в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление N 10), а также фактических обстоятельств дела.
Довод Общества о наличии у Комитета обязанности по дополнительному информированию субъектов предпринимательской деятельности об установленных ограничениях получил надлежащую оценку в решении суда первой инстанции.
Пунктом 17 Постановления Правительства Санкт-Петербурга N 1043 на Комитет возложена обязанность по обеспечению информирования организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции на территории проведения праздника выпускников, а также по пути возможного следования горожан от станций метро "Невский проспект", "Адмиралтейская" и "Спортивная" о необходимости соблюдения особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, в том числе во время проведения праздника выпускников.
Как верно указал суд, означенное предписание выполнено Комитетом посредством направления информации о запрете розничной продажи алкогольной продукции в день проведения праздника выпускников "Алые паруса" (далее - информация) главам администраций районов Санкт-Петербурга с просьбой проинформировать руководителей организаций (письмо Комитета от 04 05 2018 N Исх-7240/18-0-0), руководителям организаций (письмо Комитета от 19 042018 N Исх-6403/18-0-0), председателю Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации с просьбой об опубликовании информации в печатном издании "Петербургский дневник" (письмо Комитета от 10 052018 N Исх-7487/18-0-0), а также посредством размещения информации на официальном сайте (портале) Администрации Санкт-Петербурга (www.gov.spb) на тематическом портале Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.crppr.gov.spb.ru). Администрация Красносельского района Санкт-Петербурга проинформировала руководителей предприятий и учреждений письмом от 15.05.2018 N 07-64-319/18-0-0.
Судом также установлено, что от администрации Красносельского района Санкт-Петербурга Комитетом получено письмо от 23.05.2018 N 07-52-148/18-0-1 о размещении информации на сайте администрации Красносельского района Санкт-Петербурга и о направлении информации в адрес предпринимателей письмом от 15.05.2018 N07-64-319/18: Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации информация опубликована в печатном издании "Петербургский дневник" (выпуск от 01.06.2018 N97 (1816)).
Кроме того, как верно указал суд, запрет на реализацию алкогольной продукции на территории Санкт-Петербурга, в частности, в период проведения праздника, установлен Законом Санкт-Петербурга N 50-5, соответственно, Общество могло и должно было соблюдать данный запрет.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями.
Общество не представило доказательств невозможности соблюдения требований законодательства, того, что им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению для недопущения совершения правонарушения. Соответственно, в действиях Общества имеет место состав нарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, которые могли повлечь признание постановления о привлечении к административной ответственности, судом первой инстанции не установлено. Означенный вывод суда согласуется с материалами дела.
Повторно заявленный довод о пропуске Комитетом срока привлечения к административной ответственности отклоняется апелляционным судом, как основанный на неправильном применении положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, которой прямо предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Как видно из материалов дела, оспариваемое Постановление принято в пределах указанного срока.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным согласуется с правилами применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, а также разъяснениями, содержащимися в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Оснований для переоценки вывода суда первой инстанции не установлено.
В силу части 3 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Исключительных оснований для снижения размера наказания ниже низшего предела, а также с учетом характера допущенного нарушения - для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ, также не имеется.
Как следует из постановления, Комитет учел отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, в связи с чем назначил наказание в минимальном размере санкции пункта 3 статьи 14.16 КоАП РФ. Назначенный Комитетом штраф отвечает принципам разумности и справедливости, является соразмерным характеру допущенного нарушения.
При таких обстоятельствах требования Общества законно и обоснованно отклонены судом первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2019 по делу N А56-162555/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.