Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 сентября 2019 г. N Ф01-4146/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
08 мая 2019 г. |
Дело N А39-5421/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.04.2019.
Полный текст постановления изготовлен 08.05.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кириловой Е.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного потребительского обслуживающего сбытового кооператива "Ельниковский торговый ряд" (ОГРН 110131400072, ИНН 1307001038) на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 15.12.2018 по делу N А39-5421/2018,
принятое судьей Волковой Е.В.
по заявлению сельскохозяйственного потребительского обслуживающего сбытового кооператива "Ельниковский торговый ряд" о признании незаконным действия администрации Ельниковского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия, о признании недействительными постановлений администрации Ельниковского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия от 21.03.2018 N 7, от 31.05.2018 N 13,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия.
В судебном заседании приняли участие представители:
сельскохозяйственного потребительского обслуживающего сбытового кооператива "Ельниковский торговый ряд" - Костина Т.В. по доверенности от 04.05.2018 сроком действия 3 года (до перерыва);
администрации Ельниковского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия - Левина М.Е. по доверенности от 18.07.2018 сроком действия один год;
администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия - Левина М.Е. по доверенности от 17.08.2018 сроком действия один год.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Сельскохозяйственный потребительский обслуживающий сбытовой кооператив "Ельниковский торговый ряд" (далее - Кооператив, СПОСК "Ельниковский торговый ряд") 18.10.2017 обратился в администрацию Ельниковского сельского поселения Ельниковского муниципального района (далее - администрация) с предложением по внесению изменений в Правила землепользования и застройки Ельниковского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия с целью включения земельного участка с кадастровым N 13:07:0104002:1238 в зону общественно-делового и коммерческого назначения.
В письме от 17.11.2017 N 277 администрация сообщила Кооперативу, что в виду того, что Арбитражным судом Республики Мордовия рассматривается дело N А39-6039/2017, не может дать утвердительный ответ о сроках внесения изменений в Правила землепользования и застройки Ельниковского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия, так как не установлен факт принятия правил землепользования и застройки с нарушением действующего законодательства.
СПОСК "Ельниковский торговый ряд" 16.02.2018 повторно обратился в администрацию с предложением по внесению изменений в Правила землепользования и застройки Ельниковского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия с целью включения земельного участка с кадастровым N 13:07:0104002:1238 в зону общественно-делового и коммерческого назначения.
Постановлением администрации от 21.03.2018 N 7 отклонены предложения по внесению изменений в Правила землепользования и застройки Ельниковского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия с целью включения земельного участка с кадастровым N 13:07:0104002:1238 в зону общественно-делового и коммерческого назначения, в связи с невозможностью сформировать графическую часть Правил землепользования и застройки, так как формат электронного документа, содержащего сведения о формах графического и текстового описания местоположения границ территориальных зон, требования к точности определения координат характерных точек границ территориальных зон, не установлен.
СПОСК "Ельниковский торговый ряд" 25.04.2018 вновь обратился в администрацию с предложением по внесению изменений в Правила землепользования и застройки Ельниковского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия с целью включения земельного участка с кадастровым N 13:07:0104002:1238 в зону общественно-делового и коммерческого назначения.
Постановлением администрации от 31.05.2018 N 13 отклонены предложения по внесению изменений в Правила землепользования и застройки Ельниковского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия с целью включения земельного участка с кадастровым N 13:07:0104002:1238 в зону общественно-делового и коммерческого назначения, в связи с невозможностью сформировать графическую часть Правид землепользования и застройки, так как формат электронного документа, содержащего сведения о формах графического и текстового описания местоположения границ территориальных зон, требования к точности определения координат характерных точек границ территориальных зон, не установлен; в связи с дальнейшим применением Правил землепользования и застройки в соответствие с действующим законодательством, что подразумевает больший объем внесений изменений, в которых необходимо учесть не только интересы арендатора земельного участка, но и права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы; администрацией Ельниковского муниципального района Республики Мордовия 20.06.2017 в Арбитражный суд Республики Мордовия направлено исковое заявление о расторжении договора аренды от 08.02.2011 N 8 с СПОСК "Ельниковский торговый ряд".
Считая отклонения предложений по внесению изменений в Правила землепользования и застройки Ельниковского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия, незаконными и нарушающими его права, СПОСК "Ельниковский торговый ряд" обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным действия администрации по отклонению предложения Кооператива от 18.10.2017 по внесению изменений в Правила землепользования и застройки, с целью включения земельного участка с кадастровым номером N 13:07:0104002:1238 в зону общественно-делового и коммерческого назначения, выраженного в письме от 17.11.2017, признании недействительным постановления администрации от 21.03.2018 N 7 об отклонении предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Ельниковского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия, о признании недействительным постановления администрации от 31.05.2018 N 13 об отклонении предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Ельниковского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия; об обязании администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов СПОСК "Ельниковский торговый ряд", связанные с действием администрации по отклонению предложения Кооператива от 18.10.2017 по внесению изменений в Правила землепользования и застройки с целью включения земельного участка с кадастровым номером N 13:07:0104002:1238 в зону общественно-делового и коммерческого назначения, вынесением постановления от 21.03.2018 N 7, в порядке, установленном частью 5 статьи 33, пунктом 3 части 3 статьи 8, пунктом 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), вынесением постановления от 31.05.2018 N 13, в порядке установленном частью 5 статьи 33, пунктом 3 части 3 статьи 8, пунктом 1 статьи 32 ГрК РФ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия.
Решением от 15.12.2018 Арбитражный суд Республики Мордовия отказал СПОСК "Ельниковский торговый ряд" в удовлетворении заявленных требований.
Кооператив обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просил решение суда отменить.
Как утверждает заявитель жалобы, поскольку апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2018 N 15-АПГ18-2 признаны не действующими Правила землепользования и застройки Ельниковского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия, утвержденные решением Совета депутатов Ельниковского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия от 25.05.2012 N 37, то суд неправомерно сослался на соответствие этого нормативно-правового акта действующему законодательству.
По мнению Кооператива, отсутствие на земельном участке территориальной зоны противоречит градостроительному и земельному законодательству.
Кооператив поясняет, что существующее землепользование является основанием для установления на спорном земельном участке общественно-деловой территориальной зоны.
Кооператив полагает, что у администрации не имелось законных оснований для отказа в принятии решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки и включении земельного участка в зону общественно-делового и коммерческого назначения.
Представитель Кооператива в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней.
Администрация и администрация Ельниковского муниципального района Республики Мордовия в отзывах на апелляционную жалобу и дополнении к ним просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Представитель администрации и администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия в судебном заседании поддержал позиции, изложенные в отзывах на апелляционную жалобу и дополнение к ним.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, дополнение к ней, отзывах на апелляционную жалобу и дополнение к ним, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
Процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 АПК РФ предельные допустимые сроки для восстановления (части 1, 2 статьи 117 АПК РФ).
При этом Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Поскольку нормы АПК РФ не содержит перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, предусмотренный в части 4 статьи 198 АПК РФ, право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду первой инстанции, который удовлетворяет либо не удовлетворяет ходатайство исходя из имеющихся в материалах дела доказательств и фактических обстоятельств, основываясь на внутреннем убеждении.
Кооперативом заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока на обжалование действия администрации по отклонению предложения Кооператива от 18.10.2017 по внесению изменений в Правила землепользования и застройки с целью включения земельного участка с кадастровым номером N 13:07:0104002:1238 в зону общественно-делового и коммерческого назначения, выраженного в письме от 17.11.2017.
Пропуск трехмесячного срока на обжалование, как указывает СПОСК "Ельниковский торговый ряд", обусловлен рассмотрением Арбитражным судом Республики Мордовия дела N А39-6039/2017 об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительства, разрешение которого определяло судьбу настоящего оспариваемого действия, а также неопределенности в подведомственности по принятию подобных обращений.
Оценив изложенные в ходатайстве о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу заявления доводы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Кооперативом пропущен срок в отсутствие уважительных причин. Кооператив обладал информацией по отклонению администрацией предложения Кооператива от 18.10.2017 (срок для обжалования в судебном порядке отказа администрации истек 18.02.2018, заявление подано в арбитражный суд 28.06.2018) и имел достаточный промежуток времени для подготовки и подачи соответствующего заявления в суд в предусмотренный законодательством срок.
Кооперативом не представлено бесспорных доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих ему обратиться с требованием в арбитражный суд в установленный законом срок, и доказательств, подтверждающих, что обращение в арбитражный суд за пределами установленного законом срока произошло вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств.
Пропуск срока для обращения в суд при отсутствии уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В данной части суд первой инстанции правильно отказал Кооперативу в удовлетворении заявленного требования.
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, и иные связанные с ними отношения регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ).
В части 1 статьи 3 ГрК РФ закреплено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской
Федерации, а также законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.
По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Статьей 8 ГрК РФ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в частности подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений.
В соответствии с частью 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Соглашение о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения, решаемых Ельниковским муниципальным районом в области градостроительной деятельности в отношении утверждения генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселений документации по планировке территории сельским поселениям Ельниковского муниципального района Республики Мордовия утверждено решением Совета депутатов Ельниковского муниципального района от 22.12.2017 N 106, решением Совета депутатов Ельниковского сельского поселения от 25.12.2017 N 57.
В силу статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу части 2 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
Часть 3 статьи 30 ГрК РФ предусматривает, что порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения:
1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления;
2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами;
3) о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления;
4) о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки;
5) о внесении изменений в правила землепользования и застройки;
6) о регулировании иных вопросов землепользования и застройки. Частью 4 статьи 30 ГрК РФ предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В силу части 1 статьи 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
Согласно части 3 статьи 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
В силу части 9 статьи 31 ГрК РФ орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
В части 11 статьи 31 ГрК РФ определено, что глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
В соответствии с частью 12 статьи 31 ГрК РФ публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 33 ГрК РФ (в редакции, действующей в спорный период) основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:
1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;
1.1) поступление от уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти обязательного для исполнения в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, предписания об устранении нарушений ограничений использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории;
2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Часть 3 статьи 33 ГрК РФ предусматривает, что предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются:
1) федеральными органами исполнительной власти в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения;
2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения;
3) органами местного самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения;
4) органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях;
5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
В силу части 4 статьи 33 ГрК РФ комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
В силу части 5 статьи 33 ГрК РФ глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
В силу части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;
3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;
4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
5) планируемых изменений границ земель различных категорий;
6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;
7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.
Решением Совета депутатов Ельниковского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия от 25.05.2012 N 37 утверждены Правила землепользования и застройки Ельниковского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия (далее - Правила землепользования и застройки).
Правила землепользования и застройки опубликованы официально для всеобщего сведения в газете "Ельниковские Вести" от 25.05.2012 N 15, а также опубликованы (размещены) на официальном сайте Администрации Ельниковского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Правила землепользования и застройки вступили в силу со дня их официального опубликования.
Согласно Правилам землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером 13:07:0104002:1238 не отнесен ни к одной из территориальных зон района.
Кооператив обратился в администрацию с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки с целью включения спорного земельного участка с кадастровым N 13:07:0104002:1238 в зону общественно-делового и коммерческого назначения.
Проверив порядок рассмотрения заявлений СПОСК "Ельниковский торговый ряд", суд первой инстанции верно посчитал его соблюденным в соответствии с ГрК РФ.
Так, установлено, что комиссия по внесению изменений в Генеральный план территории Ельниковского сельского поселения и Правил землепользования и застройки Ельниковского сельского поселения приняла заявления Кооператива от 16.02.2018 N 4 и от 25.04.2018 N 5 к рассмотрению.
Комиссия по внесению изменений в Генеральный план территории Ельниковского сельского поселения и Правил землепользования и застройки Ельниковского сельского поселения 15.03.2018 и 24.05.2018 рассмотрела заявления СПОСК "Ельниковский торговый ряд" и подготовила соответствующие заключения от 15.03.2018 и 24.05.2018 о рекомендации Главе администрации Ельниковского сельского поселения Ельниковского сельского поселения Ельниковского муниципального района отклонить предложение СПОСК "Ельниковский торговый ряд" о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Ельниковского сельского поселения.
Постановлением администрации от 21.03.2018 N 7 отклонены предложения по внесению изменений в Правила землепользования и застройки Ельниковского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия, с целью включения земельного участка с кадастровым N 13:07:0104002:1238 в зону общественно-делового и коммерческого назначения, в связи с невозможностью сформировать графическую часть Правил землепользования и застройки, так как формат электронного документа, содержащего сведения о формах графического и текстового описания местоположения границ территориальных зон, требования к точности определения координат характерных точек границ территориальных зон, не установлен.
Постановлением администрации от 31.05.2018 N 13 отклонены предложения по внесению изменений в Правила землепользования и застройки Ельниковского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия, с целью включения земельного участка с кадастровым N 13:07:0104002:1238 в зону общественно-делового и коммерческого назначения, в связи: с невозможностью сформировать графическую часть Правил землепользования и застройки, так как формат электронного документа, содержащего сведения о формах графического и текстового описания местоположения границ территориальных зон, требования к точности определения координат характерных точек границ территориальных зон, не установлен; в связи с дальнейшим применением Правил землепользования и застройки в соответствие с действующим законодательством, что подразумевает больший объем внесений изменений, в которых необходимо учесть не только интересы арендатора земельного участка, но и права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы; администрацией Ельниковского муниципального района Республики Мордовия 20.06.2017 в Арбитражный суд Республики Мордовия направлено исковое заявление о расторжении договора аренды от 08.02.2011 N 8 с СПОСК "Ельниковский торговый ряд".
По смыслу части 1 статьи 30 ГрК РФ основной целью внесения изменений в правила землепользования и застройки является повышение экономической эффективности использования земель, увеличение их стоимости и стоимости находящихся на них объектах при соблюдении баланса прав собственников земельных участков, обладателей иных прав на земельные участки и публичных прав и интересов. Произвольное немотивированное изменение режима использования земель, не отвечающее указанным целям, не допускается.
Поскольку внесением требуемых Кооперативом изменений в правила землепользования и застройки затрагиваются публичные интересы, на Кооперативе лежит обязанность доказать, что внесенное им предложение отвечает целям, установленным частью 1 статьи 30 ГрК РФ.
Как следует из материалов дела, Кооператив обосновывал необходимость внесения изменений в Правила землепользования и застройки желанием использовать земельный участок для строительства рынка, поскольку 08.02.2011 между СПОСК "Ельниковский торговый ряд" (арендатор) и администрацией Ельниковского муниципального района (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка N 8, предметом которого являлась аренда земельного участка из земель населенных пунктов общей площадью 4445 кв.м, сроком на 49 лет с кадастровым номером 13:07:0104002:1238 для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (строительство рынка).
Между тем в материалы дела не представлены доказательства того, что строительство объекта было начато в установленном законом порядке на основании утвержденной проектной документации и на основании разрешения на строительство на сформированном и предоставленном для целей строительства земельном участке.
Администрация Ельниковского муниципального района Республики Мордовия 22.06.2017 обратилась в арбитражный суд с иском к СПОСК "Ельниковский торговый ряд" о расторжении договора аренды земельного участка от 08.02.2011 N 8, заключенного между сторонами спора, в связи с существенным нарушением арендатором условий договора по строительству рынка в трехлетний срок. Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 15.10.2018 по делу N А39-4426/2017 иск администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия удовлетворен (решение вступило в законную силу 29.01.2019).
В этой связи требование Кооператива о внесении изменений в Правила землепользования и застройки с целью включения спорного земельного участка с кадастровым N 13:07:0104002:1238 в зону общественно-делового и коммерческого назначения ввиду необходимости получения разрешения на строительство, не отвечает целям, установленным частью 1 статьи 30 ГрК РФ.
При этом необходимо учитывать, что задачей органов муниципальных образований на стадии разработки и утверждения документов по территориальному планированию является соблюдение баланса интересов собственников, обладателей иных вещных прав на земельные участки и публичных интересов, связанных с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия.
Сама по себе возможность направления предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в инициативном порядке не порождает безусловную обязанность администрации принять соответствующее решение о внесении таких изменений, что следует из положений 3 статьи 33 ГрК РФ.
Напротив, согласно части 4 статьи 30 ГрК РФ территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Схемой территориального планирования Ельниковского муниципального района Республики Мордовия, утвержденной решением Совета депутатов Ельниковского муниципального района Республики Мордовия от 27.05.2011 N 295, предусмотрено функциональное зонирование, согласно которому при территориальном планировании выделяются функциональные зоны: общественные и общественно-деловые зоны в с. Ельники на основе существующего центра.
Решением Совета депутатов Ельниковского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия от 14.06.2011 N 74 утвержден Генеральный план территории Ельниковского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия, который включает в себя карты функциональных зон в масштабах 1:5000 и 1:25000, а также карту планируемого развития территории с. Ельники в масштабе 1:5000.
Согласно карте функциональных зон в масштабе 1:5000 и карте планируемого развития территории с. Ельники в масштабе 1:5000, в месте нахождения арендованного участка функциональная зона не определена.
Генеральный план территории Ельниковского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия, как нормативный правовой акт, недействующим не признан.
Поскольку по смыслу пунктов 5, 7 части 1, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ территориальные зоны устанавливаются на основе функциональных зон, а положениями ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана муниципального образования перед правилами землепользования и застройки, то внесение в Правила землепользования и застройки изменений, вступающих в противоречие с Генеральным планом, не допустимо.
Вопреки доводам Кооператива действующее законодательство не содержит исчерпывающего перечня оснований отклонения предложений по внесению изменений в Правила землепользования и застройки.
Предложения Кооператива рассмотрены, мотивы их отклонения в оспариваемых постановлениях подробно изложены.
Ссылка Кооператива на Определение Верховного Суда РФ от 19.12.2018 по делу N 15-АПГ18-2 не может быть принята во внимание, поскольку указанным судебным актом администрация не обязывалась определить территориальную зону спорного земельного участка.
В силу статьи 4 АПК РФ предметом защиты в суде являются именно нарушенные или оспариваемые права и законные интересы, обратившегося заинтересованного лица.
В рассматриваемом деле в нарушение статьи 65 АПК РФ Кооператив не доказал нарушение оспариваемыми актами его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного отсутствие положительного решения по вопросу о внесении изменений в правила землепользования и застройки не противоречит статьям 30 и 33 ГрК РФ с позиции нарушения прав Кооператива.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии в данном случае в совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемых постановлений недействительными.
Основываясь на изложенном, суд первой инстанции обоснованно отказал Кооперативу в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, в ней приведенным.
Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены им правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Кооператив. Излишне уплаченная по платежному поручению от 29.12.2018 N 219 государственная пошлина в сумме 3000 рублей подлежит возврату Кооперативу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 15.12.2018 по делу N А39-5421/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу сельскохозяйственного потребительского обслуживающего сбытового кооператива "Ельниковский торговый ряд" - без удовлетворения.
Возвратить сельскохозяйственному потребительскому обслуживающему сбытовому кооперативу "Ельниковский торговый ряд" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 29.12.2018 N 219.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Е.А. Кирилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.