Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 июля 2019 г. N Ф08-5943/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
08 мая 2019 г. |
дело N А53-24856/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя: представители Гноинская Е.В. по доверенности от 09.01.2019, Стипаненко О.П. по доверенности от 04.09.2018,
от заинтересованного лица: представитель Нахапетян С.С. по доверенности от 28.02.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медицинская научно-производственная фирма "Авиценна"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.02.2019 по делу N А53-24856/2018 (судья Ширинская И.Б.)
по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области (ОГРН 1026103161028, ИНН 6164025975),
к обществу с ограниченной ответственностью "Медицинская научно-производственная фирма "Авиценна" (ОГРН 1026104159696, ИНН 6167008061)
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ростовской области (далее территориальный фонд) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Медицинская научно-производственная фирма "Авиценна" (далее ООО "МНПФ "Авиценна") денежных средств в сумме 1332976,58 руб., штрафа в сумме 133297 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.02.2019 с ограниченной ответственностью "Медицинская научно-производственная фирма "Авиценна" в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области за счет собственных средств взысканы денежные средства в сумме 1332976,58 руб., штраф в сумме 133297,66 руб., а также в доход федерального бюджета взысканы расходы по государственной пошлине в сумме 27663 руб.
ООО "МНПФ "Авиценна" обратилось с апелляционной жалобой, просило отменить решение, в удовлетворении заявленных требований отказать. Жалоба мотивирована тем, что суд отклонил доказательства перевода времени Юферевой А.Ф и Гордиец О.Г. в спорный период на должность администратора, а также прохождения обучения по специальности в период с 13.01.2017 по 03.03.2017, предоставленные вместе с возражениями на акт комплексной проверки: приказ N 106 - К от 05.12.2016 о временном переводе Юферевой А.Ф. и Гордиец О.Г. а также предоставленные ответчиком в судебное заседание табели использования рабочего времени Юферевой А.Ф и Гордиец О.Г.в качестве администратора, имеется ссылка на табель отработки рабочего времени Юферевой А.Ф., где в графе "Профессия, должность", напротив фамилии Юферевой А.Ю. указана должность "администратора". Приложение к акту N 28 свидетельствует о том, что указанные табели учета рабочего времени были переданы комиссии еще на стадии проверки., Утверждение суда о том, что ответчик не предоставил по требованию, территориального фонда заверенные копии соответствующих табелей в заверенном виде не основано на конкретных доказательствах. Проверка осуществлялась на территории ответчика, и в большинстве случаев проверяющие самостоятельно изучали подлинники документов, предоставленные медицинской организацией по их требованиям. В ходе рассмотрения настоящего спора в суде первой инстанций истец приобщил к материалам дела заверенную копию, а также предоставил на обозрение суда подлинник табеля отработки рабочего времени Юферевой А.Ф. с указанием се должности в соответствующий период как "администратор", который опровергает достоверность незаверенной копии аналогичного табеля, предоставленного истцом, в котором должность Юферевой А.Ф. в этот же период значится как "медицинская сестра функциональной диагностики". Возражения ответчика против приобщения незаверенной копии данного доказательства, представленного ответчиком, с учетом его противоречия оригиналу, отклонены судом без всякого обоснования. Отклонено ходатайство общества о вызове в суд для дачи свидетельских показаний Юферевой А.Ю. для выяснения была ли она временно переведена в соответствии с приказом N 106 - К от 05.12.2016 года, на должность "администратора в связи с окончанием срока действия сертификата по специальности "Функциональная диагностика" с 16.12.2016 по 12.01.2017, с выплатой среднемесячной заработной платы, и в период с 13.01.2017 по 03.03.2017, когда она проходила обучение по специальности.
По эпизодам выплаты в проверяемом периоде заработной платы менеджеру по рекламе в сумме 932 642.51 руб. и оплате услуг за размещение рекламно-информационных материалов, якобы не содержащих сведений об оказании услуг в системе ОМС в сумме 97 284.92 руб. неправильные выводы суда обусловлены как неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, так и неприменением норм материального права, подлежащих применению, а именно: ст. 21, пп. 3,6,7 п. 1 и пп.1 п. 2 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также "Закон об охране здоровья граждан"); п. 6 ч.2 ст. 20, п. 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее также "Закон об ОМС"); п. 158.14. Приказа Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н, п. 17.2 Приказа ФФОМС от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских Организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования"; Приказа Минфина России от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", предусматривающие обязанность медицинских организаций информировать граждан о возможности получения медицинской немощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; предоставлять пациентам достоверную, информацию об оказываемой медицинской помощи (о порядке, об объеме и условиях ее оказания), эффективности методов лечения; информировать граждан в доступной форме, в том числе с использованием сети ''Интернет", об осуществляемой медицинской деятельности й о медицинских работниках медицинских организаций: об уровне их образования и об их квалификаций, а также предоставлять иную определяемую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти необходимую для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями информацию. Аналогичные требования содержатся в н. 6 4,2 ст. 20 Закона об ОМС, где указано, что медицинские организации обязаны размешать на своем официальном сайте в сети "Интернет" информацию о видах оказываемой медицинской помощи. Реализация мероприятий, направленных на исполнение данных обязанностей медицинской организации возложена в ООО "МНПФ "Авиценна" именно на менеджера по рекламе. Отсутствие отдельного указания в должностной инструкции менеджера по рекламе соответствующих обязанностей, не свидетельствует о том, что данные обязанности у него отсутствовали. Вывод о соблюдении целевого характера расходования средств при выплате заработной платы менеджеру по рекламе, Должен был быть сделан именно на основании анализа его фактической компетенции, с учетом представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих достигнутые результаты его деятельности (рекламные статьи, макеты плакатов, аудиоролик, контент сайта ООО "МНПФ "Авиценна"). Таким образом, право включать в штатное расписание тс или иные должности, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации, участвующей в программе ОМС, полностью принадлежит руководителю медицинской организации. Обязанность но согласованию каких-либо штатных единиц с Территориальным фондом не установлена. Расходы на оплату услуг рекламного характера, в том числе размещение объявлений в средствах массовой информации и в интернете отнесены к коду 226.7.1 в таблице кодов статей расходов медицинских организаций, глава " Прочие работы, услуги". Применимость данной бюджетной классификации к спорным правоотношениям подтверждается положениями пункта 17.2 Приказа ФФОМС от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования", в соответствии с которым "при проведении проверки использования средств обязательного медицинского страхования, проверяется правильность отражения Доходов и расходов согласно действующей бюджетной классификации". Кроме того, письмо с указанием на необходимость использования данного классификатора и применение в работе было направлено в адрес ответчика самим истцом 16.11.2016 года за исх. N 02-6711. Размещение объявлений в средствах массовой информации и оплата услуг рекламного характера осуществлялось ООО МНПФ "Авиценна" в рамках действующего законодательства и в соответствии с таблицей кодов статей для медицинских организаций, при этом во всех макетах, рекламных статьях и плакатах содержится информация об оказаний медицинских услуг по программе ОМС. Выводы суда об отсутствий в спорных рекламных материалах однозначного и достаточного упоминания об оказании медицинской помощи в системе ОМС не соответствуют действительности.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ростовской области в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить решение суда без изменения. Территориальный фонд указал, что ссылка ответчика на Приказ N 106-К от 05.12.2016 г. в отношении Юферевой А.Ю., как на основание перевода ее в спорный период на должность администратора, необоснованна. Сам ответчик подтверждает в жалобе, что приказ был предоставлен им в фонд вместе с возражениями, т.е. после окончания проверки. В период проверки ревизорам фонда данный приказ ответчиком не предоставлялся. При этом, ответчик знает о необходимости наличия сертификата специалиста указанного сотрудника, а так же о том, что проверка проводилась на предмет целевого расходования денежных средств. Приложение N 28 акта проверки озаглавлено как: "Реестр проверенных первичных документов по заработной плате, оплаченным услугам по рекламе и приобретенным медикаментам за наличный расчет, по которым запрошены у ООО "МНПФ "Авиценна" заверенные копии". Копии запрошены, но ответчиком ревизорам фонда не предоставлены, поэтому к акту приобщено приложение с указанным перечнем документов. Поскольку заверенные копии табелей ответчик не предоставил ни во время проверки, ни при представлении акта разногласий, а представил лишь в судебное заседание, то фонд считает правомерным решение суда по данному вопросу. Как указано в письме Федеральной службы по труду и занятости от 31.10.2007 г. N4412-6 несмотря на то, что в Трудовом кодексе не содержится упоминания о должностной инструкции, она является важным документом, содержанием которого является не только трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности, но и квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности. Согласно ст.57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор является условие о трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). При проведении проверки ревизоры фонда опираются на представленные документы и на них основывают свои выводы в акте проверки. Поэтому довод ответчика о том, что отсутствие отдельного указания в должностной инструкции менеджера по рекламе соответствующих обязанностей, не свидетельствует о том, что данные обязанности у него отсутствовали несостоятелен. В соответствии с представленной должностной инструкцией менеджер по рекламе, прежде всего, должен знать "законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие предпринимательскую, коммерческую и рекламную деятельность", и организует работу по рекламированию выполняемых услуг с целью их продвижения на рынке сбыта, информируя потребителей о преимуществах качества и отличительных свойствах рекламируемых услуг, однако осуществление деятельности, относящейся к ОМС, в представленных документах не отражено и не предусмотрено. Т.е., функциональные обязанности менеджера по рекламе направлены, прежде всего, на расширение рынка, увеличение сбыта и имеет своей целью извлечение прибыли, тогда как в системе ОМС тарифная политика направлена на компенсацию понесенных медицинской организацией расходов при оказании медицинской помощи, т.е., прибыль в системе ОМС не образуется. 0тветчик заблуждается, полагая, что Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 г. N65Н (далее - Приказ) установлена детализация "прочих расходов" в системе ОМС. Согласно Указанному Приказу бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Поскольку ответчик является коммерческой организацией, то понятие кода бюджетной классификации к нему не применимо. Более того, Приказ содержит коды бюджетной классификации по всем отраслям хозяйственной деятельности, в том числе, не относящимся к обязательному медицинскому страхованию. ФЗ N323-ФЗ от 21.11.2011 г. "Об основах охраны здоровья в РФ" (в ред. от 06.03.2019) действительно обязывает медицинские организации информировать граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Ответчик утверждает, что реализация данных требований возложена на менеджера по рекламе. Однако, согласно п.2 ст.З ФЗ от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Таким образом, исходя из анализа понятия "реклама" и должностных обязанностей менеджера по рекламе, вся его деятельность была направлена не на информирование граждан, а именно на рекламу, т.е. на продвижение услуг ответчика, как коммерческой организации, на рынке в сфере медицинских услуг.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области N 09-725 от 22.12.2017 фондом была проведена комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) обществом с ограниченной ответственностью "Медицинская научно-производственная фирма "Авиценна" за период с 01.10.2015 по 30.09.2017.
В результате проверки было установлено нецелевое расходование средств ОМС в сумме 1332976,58 руб., а именно: необоснованно выплаченная заработная плата, при отсутствии сертификата специалиста в общей сумме 301682,79 руб.; выплата заработной платы менеджеру по рекламе в сумме 932642,51 руб.; размещение рекламно-информационных материалов, не содержащих сведений об оказании услуг в системе ОМС в сумме 97284,92 руб.; приобретение лекарственных препаратов, не предназначенных для использования при оказании медицинской помощи в сумме 1366,36 руб., что свидетельствует о нарушении части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Территориальной программы ОМС, утвержденной Постановлением Правительства Ростовской области от 19.12.2015 N 1382 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ростовской области на 2016 год" и Тарифного соглашения от 21.12.2015.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 31.01.2018, согласно которому обществу также предложено уплатить штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС, предусмотренный пунктом 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В результате выявленного нецелевого расходования ОМС обществу с ограниченной ответственностью "Медицинская научно-производственная фирма "Авиценна" территориальный фонд выставил требование N 13 от 21.03.2018 о возврате денежных средств, использованных не по целевому назначению в сумме 1332976,58 руб. и в связи с этим уплате штрафа в сумме 133297,66 руб., что в общей сумме составляет 1466274,24 руб.
Указанное требование обществом оставлено без удовлетворения, денежные средства в Управление Федерального казначейства по Ростовской области обществом не перечислены.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определение правового положения субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения регулирует Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (статья 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно статье 13 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (пункт 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
Согласно статье 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование и имеющие сертификат специалиста.
В соответствии с Порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230, включение в реестр счетов случаев оказания медицинской помощи специалистом, не имеющим сертификата, является основанием для отказа в оплате медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
Вместе с тем, сотрудниками территориального фонда в ходе проверки выявлен факт отсутствия действующего сертификата специалиста по специальности у следующих сотрудников общества:
- врача отоларинголога Шмаковой И.Н. в период с 14.02.2016 по 02.05.2017 отсутствовал сертификат специалиста, позволяющий осуществить медицинскую деятельность по специальности "Отоларингология", при том, что в табеле отработки рабочего времени за указанный период проставлялись часы работы, начислена и выплачена заработная плата в сумме 51494,25 руб.;
- медсестры функциональной диагностики Юферевой А.Ю. в период с 14.12.2016 по 03.03.2017 отсутствовал сертификат специалиста, позволяющий осуществлять медицинскую деятельность по специальности "Функциональная диагностика", при том, что в табеле отработки рабочего времени за декабрь 2016 года, январь-февраль 2017 года проставлялись часы работы, начислена и выплачена заработная плата в сумме 99597,71 руб.
- медсестры функциональной диагностики Гордиец О.Г. в период с 12.05.2015 сертификат специалиста, позволяющий осуществлять медицинскую деятельность по специальности "Функциональная диагностика", отсутствовал, при этом, в табеле отработки рабочего времени за октябрь-декабрь 2015 года проставлялись часы работы, была начислена и выплачена заработная плата всего за этот период в сумме 85052,89 руб., а за период январь апрель 2016 года - 65537,94 руб.
Таким образом, оказание медицинской помощи специалистами в отсутствие у них необходимых сертификатов, свидетельствуют о нецелевом использовании обществом средств обязательного медицинского страхования.
Доводам общества о временном переводе на основании приказа N 106-К от 05.12.2016, медицинской сестры Юферевой А.Ю. на должность администратора с 16.12.2016 по 12.01.2017, с выплатой среднемесячной заработной платы, а в период с 13.01.2017 по 03.03.2017 прохождении обучения по специальности, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, с учетом того, что указанный приказ не подтверждает фактический перевод указанной медицинской сестры на должность администратора, и фактическое оказание услуг в указанной должности, ввиду того, что в приложении к возражениям от 07.02.2018 на акт комплексной проверки общество не приложило табель учета использования рабочего времени, сославшись лишь на приказ N 106-К от 05.12.2016. Более того, приложением N 28 к акту территориальный фонд запрашивал у общества, в том числе заверенные копии табеля учета использования рабочего времени за октябрь-декабрь 2015 года, за 2016 год, а также январь-сентябрь 2017 года.
Представленные табели учета использования рабочего времени с указанием Юферевой А.Ю. как администратора судом оценены критически, ввиду того, что указанные табеля в ходе проверки обществом в территориальный фонд не представлены. Более того в ходе проверки должностным лицам территориального фонда представлены табели учета использования рабочего времени, с указанием профессии (должности) Юферевой А.Ю. как медицинской сестры функциональной диагностики, которые представлены фондом в материалах дела.
Указание общества на наличие у медсестры функциональной диагностики Гордиец О.Г. диплома о среднем профессиональном медицинском образовании по специальности "Сестринское дело" не исключает обязанность по обязательному наличию у сотрудника действующего сертификата по специальности. При этом, указанный сотрудник осуществляла трудовую деятельность по специальности в период с 12.05.2015 по 02.03.2016 в отсутствии сертификата, ввиду того, что предыдущий сертификат по специальности "Функциональная диагностика" имел срок действия до 11.05.2015. Таким образом, территориальный фонд исчислил нецелевое расходование денежных средств в виде выплаты заработной платы исключительно за период отсутствия сертификата.
Доводы общества о том, что оно не имело возможности обеспечить своевременное прохождение необходимого обучения работникам с истекающим сроком действия сертификата, ввиду отсутствия регулярных сроков набора учебных групп в образовательных учреждениях, судом отклоняется, поскольку общество, как работодатель и лицо, оказывающее медицинские услуги, обязано контролировать сроки действия сертификатов и заблаговременно организовывать прохождение учебных курсов, для получения необходимых сертификатов. Кроме того, обществом не представлено информации с какой периодичностью проходит набор в учебные группы. Исходя из изложенного, выплата заработной платы специалистам, не имеющим действующих сертификатов по соответствующей специальности, является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
Исходя из изложенного, заявленные требования территориального фонда в части возврата денежных средств в сумме 301682,79 руб. подлежат удовлетворению.
Согласно представленных трудовых книжек и трудовых договоров, а так же должностных инструкций на работников установлено, что обществом с ограниченной ответственностью "Медицинская научно-производственная фирма "Авиценна" за счет денежных средств ОМС оплачивалась работа менеджера по рекламе, что является также нецелевым использованием средств.
В должностные обязанности менеджера по рекламе входит организация работы по рекламированию оказываемых услуг с целью их продвижения на рынки сбыта, информируя потребителей о преимуществах качества и отличительных свойств рекламных услуг. Осуществление деятельности, относящейся к ОМС, в обязанности менеджера по рекламе не входит и в представленных документах не предусмотрено. Кроме того, согласно должностной инструкции менеджер по рекламе, прежде всего, должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие предпринимательскую, коммерческую и рекламную деятельность, а также основы рыночной экономики, предпринимательства и ведение бизнеса. Таким образом, функциональные обязанности менеджера по рекламе направлены, прежде всего, на расширение рынка, увеличение сбыта и имеет своей целью извлечение прибыли, тогда как в системе ОМС тарифная политика направлена на компенсацию понесенных медицинской организацией расходов при оказании медицинской помощи, то есть прибыль в системе ОМС не образуется.
Более того, судом принято во внимание, что объемы медицинской помощи, распределяемые Комиссией по разработке территориальной программы ограничены нормативами оказания медицинской помощи на одного застрахованного и необходимости в рекламных услугах не имеется. Медицинские организации, функционирующие в системе ОМС, не могут самостоятельно увеличивать объем оказываемых медицинских услуг в рамках ежегодно утверждаемой Правительством Ростовской области Территориальной программы государственных гарантий.
Более того, в Приложении 3.1.6 к Тарифному соглашению от 21.12.2016 предусмотрено, что услуги, оказываются амбулаторно-поликлиническим пациентам при наличии направления на проведение исследования из других медицинских организаций, в случае отсутствия в них отдельных параклинических подразделений или невозможности временно производить отдельные виды исследований собственными силами.
Пункт 9 Приложения 2.1. к Тарифному соглашению от 21.12.2016 предусматривает, что обязательным является наличие направления медицинской организации на оказание параклинических услуг с использованием программного информационного управления диагностическими потоками услуг.
Таким образом, обществом оказываются медицинские услуги посредством ОМС исключительно по направлениям иных медицинских учреждений, ввиду чего отсутствует необходимость в проведении рекламных мероприятий, целью которых является увеличение объема оказанных услуг.
Исходя из изложенного, деятельность менеджера по рекламе не влияет на оказание обществом медицинских услуг по ОМС, а направлена на развитие платных медицинских услуг, с целью увеличения прибыли общества, ввиду чего выплата заработной платы указанного сотрудника должна осуществляться за счет прибыли общества. Данный факт является нецелевым использование денежных средств перечисленных обществу в счет ОМС, ввиду чего, заявленные исковые требования в указанной части в сумме 932642,51 руб. подлежат удовлетворению.
Кроме того, в ходе проверки территориальным фондом установлено, что обществом с ограниченной ответственностью "Медицинская научно-производственная фирма "Авиценна" за счет средств ОМС закупались лекарственные препараты, которые не могли быть использованы при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях детскому контингенту, а именно: валидол таблетки подъязычные N 20 и N 16, корвалол капли для приема внутрь 25 мл. и 50 мл., левомицетин Актитаб таблетки, покрытые пленочной оболочкой 500 мг N 10, Римантадин Актитаб таб.50 мг N 20, Граммидин детский таблетки для рассасывания 1,5 мг+1 мг N 18, Эффералган с витамином С таблетки шипучие 500 мг N 16, валерианы настойка 25 мл, валерианы таблетки покрытые пленочной оболочкой N 50, найз таб.100 мг N 20, Но-шпа таб. N 24, Стрепсилс таб. для рассасывания вкус лимон N 24.
Общество в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности N ЛО-61-01-006249 от 22.02.2018 вправе осуществлять первичную доврачебную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях по: лечебной физкультуре, медицинскому массажу, сестринскому делу в педиатрии, физиотерапии, функциональной диагностике; при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: педиатрии; при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара по: организации здравоохранения и общественному здоровью; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: детской кардиологии, лечебной физкультуре и спортивной медицине.
Постановлением Правительства Ростовской области от 14.12.2016 N 841 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ростовской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
Указанная программа, в том числе устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, способы оплаты, порядок и условия предоставления медицинской помощи, критерии доступности и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на территории Ростовской области бесплатно за счет средств бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования.
Пунктом 8.10.4 названного программы установлено, что обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях производится за счет личных средств граждан, за исключением случаев оказания медицинской помощи гражданам, которым в соответствии с действующим законодательством предусмотрено обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания по льготным и бесплатным рецептам, а также в случаях оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной формах.
Однако, в этом случае, пункт 8.10.5. Территориальной программы предусматривает, что отпуск лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания осуществляется аптечными организациями и медицинскими организациями, имеющими соответствующую лицензию.
Вместе с тем общество указанной лицензии не имеет, в связи с чем исключается возможность обеспечения вышеназванными лекарственными препаратами граждан при оказании им первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях.
Более того, приобретенные за счет средств ОМС лекарственные препараты не входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 N 2724-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи".
Пунктом 8.10.2 Территориальной программы установлено, что обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и не предусмотренными утвержденными стандартами медицинской помощи, допускается в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Решение врачебной комиссии фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.
Решение врачебной комиссии по данной ситуации у общества отсутствует, поэтому вышеназванные лекарственные средства не могли быть приобретены за счет целевых средств ОМС, что является нецелевым использование денежных средств, ввиду чего заявленные требования в указанной части в сумме 1366,36 руб. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования, которые регулируют правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Федерального закона от 29.11.2010 N 326 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В силу пункта 157 названных правил тариф на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Пунктом 158 Правил обязательного медицинского страхования, предусмотрено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Перечень затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи, указан в пункте 158.1 названных правил, а именно:
- затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги);
- затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги);
- затраты на амортизацию основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги);
- иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
К затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (пункт 158.2 Правил обязательного медицинского страхования).
Вместе с тем, исходя из пункта 158.3 Правил обязательного медицинского страхования в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие группы затрат:
- затраты на коммунальные услуги;
- затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (далее - затраты на содержание недвижимого имущества);
- затраты на содержание объектов движимого имущества (далее - затраты на содержание движимого имущества);
- затраты на приобретение услуг связи;
- затраты на приобретение транспортных услуг;
- затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги));
- затраты на амортизацию оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги);
- прочие затраты на общехозяйственные нужды.
Как указано в пункте 5 части 2 статьи 20 Федеральный закон от 29.11.2010 N 326- ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Вместе с тем, территориальным фондом установлено, что за период с 01.10.2016 по обществом в нарушение пунктов 157, 158 Правил обязательного медицинского страхования, производились расходы, не включенные в тариф на оплату медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС на 2016-2017 годы.
В 2016 году обществом заключены договоры на размещение рекламноинформационных материалов с обществом с ограниченной ответственностью "Вечерний Ростов", а также индивидуальным предпринимателем Степанян Р.Г. на общую сумму 20186,46 рублей.
В том числе обществу ограниченной ответственностью "Вечерний Ростов" из средств ОМС оплачено 11816,46 рублей, индивидуальному предпринимателю Степанян Р.Г. из средств ОМС оплачено 8 370 руб. за аренду рекламного места за октябрь, ноябрь, декабрь 2016 года в сумме.
Согласно договору аренды рекламного места от 15.03.2016 заключённого между обществом индивидуальным предпринимателем Степанян Р.Г. арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду рекламное место под информационно-рекламный плакат. Однако, из представленных при проверке документов, территориальный фонд не смог достоверно установить, что на арендуемом рекламном месте размещалась информация об оказании услуг в сфере обязательного медицинского страхования, отсутствует макет размещаемого информационно-рекламного плаката.
В материалы дела представлено фото размещавшегося рекламного плаката общества с ограниченной ответственностью "Медицинская научно-производственная фирма "Авиценна", однако оно датировано 15.07.2015.
На данном рекламном баннере имеется ссылка на оказание услуг по страховым полисам, однако суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что с учетом его размеров, а также размера шрифта оказываемых услуг, наименования и контактов общества, главной целью баннера является привлечение неопределенного круга лиц потребителей именно платных услуг.
В 2017 году обществом договоры заключены с обществом с ограниченной ответственностью "Вечерний Ростов", индивидуальным предпринимателем Еременко Ю.Е., общество с ограниченной ответственностью "ВИП-Медиа", индивидуальным предпринимателем Степанян Р.Г. на общую сумму 77 098,46 руб.
Вместе с тем, из условий договора оказания рекламных услуг N 10/Р/17 от 30.05.2017, заключенного с индивидуальным предпринимателем Еременко Ю.Е. не представляется возможным определить относилась ли размещаемая информация на радио к обязательному медицинскому страхованию.
Ответчиком так же не представлены макеты размещаемой информации и по договору N 117 от 10.08.2017, что не позволяет отнести расходы к расходам на ОМС. В договоре с индивидуальным предпринимателем Степанян Р.Г. от 01.02.2017 так же отсутствует макет информационно-рекламного плаката.
В рамках договора заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "ВИП-Медиа" в журнале "Мой малыш" опубликован рекламный материал относительно оказываемых услуг детским неврологическим центром "Авиценна", в котором имеется ссылка на обследование и лечение по полису ОМС, вместе с тем суд пришел к выводу, что основной задачей указанных статей является рекламный характер оказываемых обществом услуг, в том числе на платной основе. В статье, опубликованной в газете "Вечерний Ростов" в рамках заключенного договора с обществом с ограниченной ответственностью "Вечерний Ростов" изложена информации относительно проблематики получения бесплатной медицинской помощи.
В письмах Министерства Финансов РФ от 06.09.2012 г. N 03-03-06/1/467 и от 22.06.2012 N 03-03-06/2/71 так же указывается, что при размещении рекламы в эфирных средствах массовой информации посредством привлечения услуг рекламного агентства документами, подтверждающими для целей налогообложения прибыли организаций факт оказания услуги по размещению рекламного материала, могут служить как эфирные справки или иные подобные документы, выданные непосредственно теле- или радиокомпанией, так и графики подтвержденных выходов рекламы и иные подобные документы (по сути выступающие аналогом эфирной справки), выданные рекламным агентством, с приложением надлежаще заверенных копий документов теле - или радиокомпаний, на основании которых подготовлены соответствующие графики подтвержденных выходов рекламы и иные подобные документы.
Приказом Федерального фонда ОМС N 105 от 12.05.2012 "Об утверждении формы N КР-ТФОМС "Отчет о контрольно-ревизионной работе территориального фонда ОМС" предусмотрено, что суммы нецелевого использования средств включает в себя, в том числе, расходование средств при отсутствии подтверждающих документов.
В Определении Конституционного суда Российской Федерации от 24.10.2016 N 1648-0 дано разъяснение, что в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.
Вместе с тем обществом с ограниченной ответственностью "Медицинская научно-производственная фирма "Авиценна" в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации не представлено в доказательства целевого использования взыскиваемых денежных средств в рамках ОМС.
Оценив представленные в дело доказательства в совокупности, в соответствии со статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области за счет собственных средств денежные средства в сумме 1332976,58 руб., штраф в сумме 133297,66 руб.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.02.2019 по делу N А53-24856/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.