Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 6 сентября 2019 г. N Ф09-5299/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
08 мая 2019 г. |
Дело N А07-30928/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 мая 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Соколовой И.Ю., Богдановской Г.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ихсановой Э.Ф., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртилинский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.02.2019 по делу N А07-30928/2018 (судья Пакутин А.В.).
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дюртюлинскому району Республики Башкортостан (далее - истец, министерство) обратился к Администрации Муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан (далее - ответчик, администрация) по передаче в федеральную собственность нежилых помещений N N 47, 48, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 57а, 58, 59, 59а, общей площадью 156, 6 кв. м., расположенное на первом этаже по адресу: Республика Башкортостан, г. Дюртюли, ул. Василия Горшкова, д.3.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, МВД Российской Федерации по Республике Башкортостан, Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Дюртюлинскому району и г. Дюртюли Республики Башкортостан, Министерство внутренних дел РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.02.2019 (резолютивная часть объявлена 18.02.2019) исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд обязал администрацию совершить действия, предусмотренные частью 9 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 "О полиции" по передаче в федеральную собственность нежилых помещений N N 47, 48, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 57а, 58, 59, 59а, общей площадью 156, 6 кв. м., расположенное на первом этаже по адресу: Республика Башкортостан, г. Дюртюли, ул. Василия Горшкова, д.3.
Администрация городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртилинский район Республики Башкортостан не согласилась с вынесенным решением и обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии судебного акта допущено неправильное применение норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Со ссылкой на постановление Конституционного суда от 30.06.2006 N 8-П апеллянт полагает, что признание в судебном порядке права федеральной собственности нарушает принцип передачи имущества из государственной в федеральную собственность в связи с разграничением полномочий органов власти только по воле субъекта государственной собственности. Реорганизация истца путем присоединения Федеральной миграционной службы Российской Федерации к Министерству внутренних дел Российской Федерации, не наделяет его новыми полномочиями (в сфере миграции), ранее относившиеся к полномочиям органов местного самоуправления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет; в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, в безвозмездном временном пользовании Отдела МВД России по Дюртюлинскому району для реализации задач возложенных на полицию находятся нежилые помещения, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, Дюртюлинский район, г. Дюртюли, ул. В. Горшкова, д. 3, первый этаж площадью 156,6 кв.м.
Указанные помещения предоставлены заявителю в соответствии с заключенным с Администрацией муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан в лице председателя Комитета - начальника отдела по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Дюртюлинскому району договором о передаче объектов муниципального нежилого фонда в безвозмездное пользование N 8 от 25.04.2014 г. (л.д. 10-12).
В соответствии с требованиями части 9 статьи 54 Закона "О полиции", Отделом МВД России по Дюртюлинскому району направлено письмо от 29.08.2017 N 6/10450 в Администрацию Муниципального района Дюртюлинский район о передаче вышеуказанных помещений, занимаемых и используемых Отделом МВД России по Дюртюлинскому району, в федеральную собственность (л.д. 14).
В ответ на указанное обращение письмом от 29.09.2017 N 2148 Администрация сообщила заявителю, что передача помещений, расположенных на первом этаже площадью 156,6 кв. м. в административном здании, расположенном по адресу: Республика Башкортостан, Дюртюлинский район, г. Дюртюли, ул. В. Горшкова, д. 3, не представляется возможной. Указанная передача помещений допускается только на условиях передачи в собственность муниципального района Дюртюлинский район РБ идентичного помещения с соответствующими характеристиками (л.д. 15) Полагая, что Администрацией допущено незаконное бездействие, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Ссылаясь на несовершение Администрацией действий по передаче в федеральную собственность недвижимого имущества, необходимого для осуществления министерством возложенных на него полномочий, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя требования министерства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на основании части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ нежилые помещения подлежат передаче из муниципальной собственности в федеральную собственность, поскольку используются для обеспечения деятельности органов полиции, и при недоказанности использования помещений для нужд муниципального образования.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании частей 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей.
Согласно части 2 статьи 48 Закона о полиции используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с частью 9 статьи 54 названного Закона используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
До возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 10 указанной статьи имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.
Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления регламентируется частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, согласно которой находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате названного разграничения полномочий.
Таким образом, обязанность по передаче используемого полицией имущества, необходимого для обеспечения деятельности полиции, из собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность установлена Законом о полиции с соблюдением порядка, определенного Федеральным законом N 122-ФЗ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.06.2006 N 8-П, по смыслу положений части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ во взаимосвязи с другими ее положениями, безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Тем самым федеральный законодатель, обеспечивая во исполнение предписаний Конституции Российской Федерации баланс интересов Российской Федерации и интересов ее субъектов, исключил возможность принятия федеральным органом исполнительной власти решения о безвозмездной передаче того или иного имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в федеральную собственность в одностороннем порядке. Закрепленный порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации предполагает необходимость волеизъявления субъектов Российской Федерации на такую передачу, достижение договоренностей между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и не допускает принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, в силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 10278/13, необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом.
Арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N 234-О-Р).
При этом необходимо учитывать финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П).
В рассматриваемом случае отказ администрации в передаче федеральную собственность спорного недвижимого имущества мотивирован отсутствием свободных помещений, пригодных для размещения муниципальных учреждений. Вместе с тем, допускается передача помещений в федеральную собственность только на условиях передачи в собственность муниципального района Дюртюлинский район РБ идентичного помещения с соответствующими характеристиками.
Между тем администрацией не заявлено конкретных обстоятельств и не представлено подтверждающих их доказательств необходимости сохранения права муниципальной собственности на помещения, фактически используемые для нужд органов полиции, не указано, решением каких вопросов местного значения обусловлена фактическая заинтересованность в использовании передаваемого имущества и какие финансово-экономические интересы преследует муниципальное образование городской округ город Дюртюли Республики Башкортостан при сохранении муниципальной собственности на спорное имущество.
Одного лишь несогласия органа местного самоуправления недостаточно для отказа в передаче нежилых помещений из муниципальной собственности в федеральную собственность, поскольку противоречат вышеизложенным правовым позициям Конституционного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, а также не соответствуют закрепленному в части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ принципу использования имущества тем публичным собственником, для обеспечения осуществления полномочий которого в рамках его компетенции оно необходимо.
С принятием Закона о полиции ранее принадлежавшие органам местного самоуправления полномочия по финансированию, наделению имуществом, материальному обеспечению сотрудников милиции переданы на уровень Российской Федерации и являются в настоящее время бюджетными обязательствами Российской Федерации. Имущество, используемое подразделениями органов внутренних дел с учетом перераспределения полномочий, в силу вышеизложенных норм, признается собственностью Российской Федерации, поскольку призвано служить реализации ее функций и задач в сфере правопорядка, внутренней безопасности и служит достижению целей, поставленных перед органами государственной власти Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что спорный объект недвижимого имущества используется истцом для выполнения своих функций, в спорных помещениях располагается отделение по обслуживанию территории по вопросам миграции МВД России УМВД РФ по Дюртюлинскому району.
При таких обстоятельствах, установив, что спорные объекты недвижимого имущества используется министерством для исполнения своих функций, что по существу администрацией в суде первой инстанции не оспаривалось, суд пришел к правильному выводу о том, что недвижимое имущество в силу части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ подлежит передаче в федеральную собственность.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.02.2019 по делу N А07-30928/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртилинский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.П. Ермолаева |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.