город Ростов-на-Дону |
|
13 мая 2019 г. |
дело N А53-42129/2018 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ванина В.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Управление Южного округа войск национальной гвардии Российской Федерации"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.03.2019 по делу N А53-42129/2018
по иску государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Ялтинская городская больница N 1"
к ответчику федеральному государственному казенному учреждению "Управление Южного округа войск национальной гвардии Российской Федерации"
при участи третьих лиц: войсковой части 6919, войсковой части 6914
о взыскании неосновательного обогащения,
принятое в составе судьи Жигало Н.А.
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Ялтинская городская больница N 1" (далее - истец, больница) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Управление Южного округа войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - ответчик, управление) о взыскании неосновательного обогащения в размере 364 989 руб. 61 коп.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.03.2019 иск удовлетворен полностью.
Ответчик обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске. Апелляционная жалоба с учетом дополнений к ней мотивирована следующим. Ответчик ссылается на то, что в иске истец указывает, что с января по декабрь 2016 года больница оказала "медицинские услуги" сотрудникам войсковой части 6919 на сумму 464 989 руб. 61 коп., однако в договоре указано, что оказание услуг производится войсковой части 6914. Согласно расчету задолженности, сумма взыскивается за оказание услуг войсковой части 6919, а не войсковой части 6914. Ссылается на необоснованность суммы, заявленной к взысканию; не доказано количество обращающихся лиц, факт оказания им услуг, принадлежность данных лиц к войсковой части 6914 или 6919. приложение N 1 к договору (тарифы) не подписано заказчиком. Акт сверки со стороны ответчика не подписан.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с января по декабрь 2016 года больница оказала войсковой части 6919 медицинские услуги на сумму 464 989 руб. 61 коп.
Как указывает истец, в 2016 году руководство войсковой части 6914 было уполномочено заключать договоры об оказании медицинской помощи в интересах воинских частей соединения Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России, в том числе и в отношении войсковой части 6919, что подтверждается письмом командира войсковой части 6919 от 14.03.2018 N 4096/25-112, а также доверенностью N Д-2/14-348 от 14.03.2016.
С целью возмещения вышеуказанных расходов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенным с военной службы", в адрес войсковой части 6914 направлены как государственные контракты на оказание медицинской помощи, так и документы, подтверждающие оказание медицинских услуг, расчеты стоимости лечения, выписки из медицинских карт стационарных больных, счета на оплату, акты об оказании услуг (N 01-16/445 от 20.02.2016, N 01-16/1110 от 19.04.2016, N 01-16/1448 от 19.05.2016, N 01-16/1754 от 27.06.2016, N 01-16/2038 от 28.07.2016, N 01-16/2645 от 04.10.2016, N 01-16/2851 от 21.10.2016, N 01-16/3473 от 16.12.2016). Однако, в 2016 году подписан только договор N 4 от 25.07.2016 об оказании медицинской помощи военнослужащим войсковой части 6914 Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России на сумму 100 000 руб. (п. 3.1 договора). Срок действия договора - в течение года с 01 января 2016 года (п. 5.1 договора).
Несмотря на то, что услуг военнослужащим войсковой части оказано на сумму, превышающую сумму договора и истцом в адрес ответчика неоднократно направлялись письма для заключения договора, иных подписанных экземпляров договоров (контрактов) в адрес истца не поступало, счета оплачены только на сумму, предусмотренную заключенным договором N 4 от 25.07.2016. В то же время претензий к качеству оказанных медицинских услуг в адрес больницы не поступало.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по оплате оказанных услуг явилось основанием для обращения истца в суд с иском по настоящему делу.
В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с п. 7 ст. 3 и подп. "ж" п. 5 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" на военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц не распространяется действие данного федерального закона.
Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения. Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В целях обеспечения реализации прав на медицинское обслуживание названной категории граждан в гарантированном объеме наравне со всеми гражданами Российской Федерации, в соответствии со ст. 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудникам правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы" были утверждены Правила оказания медицинской помощи (медицинского обслуживания) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, уволенным со службы, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции (далее - Правила оказания медицинской помощи), а также Правила возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи (далее - Правила возмещения расходов).
Согласно п. 5 Правил оказания медицинской помощи при отсутствии по месту службы, месту жительства (проживания) или иному месту нахождения сотрудников медицинских организаций, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов по оказанию медицинской помощи этим организациям здравоохранения соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с п. 2, 4, 5 Правил возмещения расходов расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам возмещаются военным округом (флотом), региональным командованием внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти), по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций, органов безопасности, органов внутренних дел и др.) и учреждением здравоохранения. Учреждение здравоохранения представляет счет-фактуру и другие документы, указанные в п. 3 Правил возмещения расходов, для оплаты медицинской помощи, оказанной по неотложным показаниям военнослужащему или сотруднику, находящемуся вне постоянного места жительства в связи с отпуском, командировкой и в иных случаях, после завершения его лечения в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, с которым заключен договор об оказании медицинской помощи. При оказании медицинской помощи военнослужащим или сотрудникам по неотложным показаниям учреждением здравоохранения, не заключившим договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, это учреждение здравоохранения оформляет договор, счет-фактуру и другие документы, указанные в п. 3 Правил возмещения расходов, и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган федерального органа исполнительной власти (п. 5 Правил возмещения расходов).
На основании изложенного суд делает вывод о том, что в силу положений Правил оказания медицинской помощи и Правил возмещения расходов оказание учреждением здравоохранения военнослужащим или сотрудникам медицинской помощи (включая неотложную) может осуществляться, как на основании заключенного с территориальным органом федерального органа исполнительной власти договора, так и в его отсутствие. При этом оплата медицинских услуг должна производиться территориальным органом федерального органа исполнительной власти по тарифам, действующим в этом территориальном округе.
Как верно установлено судом первой инстанции, территориальным органом федерального органа исполнительной власти является ответчик (федеральное государственное казенное учреждение "Управление Южного округа войск национальной гвардии Российской Федерации").
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации N 345 от 29.07.2017 "О совершенствовании системы управления Объединенной группировкой войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" Северо-Кавказский округ войск национальной гвардии Российской Федерации в результате реформирования переименован в Южный округ войск национальной гвардии
В соответствии с Указом Президента РФ N 157 от 05.04.2016 "Вопросы федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" внутренние войска МВД РФ преобразованы в войска национальной гвардии РФ.
Пунктом 18 данного Указа Президента РФ установлено, что осуществлять медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение лиц, проходящих военную службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, а также членов их семей в медицинских организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (в случае отсутствия по месту прохождения военной службы (службы) медицинских организаций войск национальной гвардии Российской Федерации) за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации на эти цели.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Кодексом. Ведомственная структура расходов бюджета - это распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В спорном обязательстве заказчиком является управление, исполнителем -больница.
Согласно части 5 статьи 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Применительно к данному делу, территориальным органом федерального органа исполнительной власти является ответчик (федеральное государственное казенное учреждение "Управление Южного округа войск национальной гвардии Российской Федерации").
Истцом стоимость лечения больных рассчитана исходя из стоимости, определенной Территориальной программой государственных гарантий (Тарифам, указанным в приложениях к Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Крым на 2016 год, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Крым от 23.12.2015 N 837).
Судом первой инстанции установлено, что с января по декабрь 2016 года больницей оказаны услуги военнослужащим на сумму 464 989 руб. 61 коп. Ответчиком произведена оплата в размере 100 000 руб. Задолженность составила 364 989 руб. 61 коп.
В обоснование заявленных требований истец представил в материалы дела выписки из медицинских карт, докладные записки по каждому военнослужащему, направления.
Возражений по факту оказания услуг и претензий по их качеству учреждение в суде первой инстанции не заявляло, о необходимости приостановить оказание услуг истцу не сообщало.
Судом установлено, что оказанные истцом медицинские услуги являлись неотложной медицинской помощью, которой в силу статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" признается помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.
Поскольку в материалы дела представлены надлежащие доказательства оказания услуг и не представлены доказательства их оплаты, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 779, 781 ГК РФ, пришел к верному выводу об обоснованности заявленных им требований.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2015 N 308-ЭС14-2538 по делу N А77-602/2013, при оценке взаимоотношений участников данных правоотношений надлежит исследовать направленность деятельности подрядчика в спорном периоде на защиту охраняемых законом публичных интересов, длительность и регулярный характер договорных отношений, отсутствие претензий со стороны заказчика относительно объема и качества выполненных работ. Аналогичная правовая позиция изложена также в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.01.2018 по делу N А53-3760/2017.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что при оказании услуг истец действовал в интересах ответчика.
Оказание истцом спорных услуг было направлено на реализацию гарантированного частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждому права на охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии с указанной нормой медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Отказ истца в оказании медицинской помощи военнослужащим, направленным ответчиком, нарушал бы указанную конституционную норму.
Оказание медицинской помощи не может быть отложено до заключения сторонами в установленном порядке соответствующего государственного контракта.
Из материалов дела не следует, что при оказании медицинских услуг по направлениям ответчика истец намеревался причинить вред ответчику либо злоупотреблял правом в других формах.
В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Неосновательность обогащения заключается в отсутствии правового основания приобретения (сбережения) имущества, то есть, названная норма гражданского права применяется, когда нет соответствующей нормы права, административного акта или сделки. В таком случае приобретенное или сбереженное имущество должно быть возвращено как неосновательное обогащение.
По требованию о взыскании сумм, составляющих неосновательное обогащение, на основании пункта 1 статьи 1102, пункта 2 статьи 1105 ГК РФ истец должен доказать: факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения; размер неосновательного обогащения.
При этом для удовлетворения требования о взыскании неосновательного обогащения необходимо доказать наличие всех перечисленных элементов юридического состава неосновательного обогащения. Отсутствие одного из элементов состава влечет за собой отказ в удовлетворении иска.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований.
Поскольку ответчиком в материалы дела не были представлены доказательства оплаты оказанных услуг, суд пришел к верному выводу о взыскании 364 989 руб. 61 коп. неосновательного обогащения.
В силу изложенного основания для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют. Нарушения судом первой инстанции норм процессуального права, определенные частью 4 статьи 270 АПК РФ в качестве безусловных оснований отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.03.2019 по делу N А53-42129/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.