Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 8 апреля 1996 г. N КА-А40/310-96
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 октября 1996 г. N 1572/96 настоящее постановление отменено
В соответствии со ст. 117 АПК РФ по делу объявлялся перерыв с 03.04.96 по 08.04.96.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.06.95, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 13.02.96, признано недействительным распоряжение Вице-Мэра г. Москвы от 20.02.92 N 88-РВМ в части, касающейся комплекса гостиницы и ресторана "Мир."
В иске к Правительству г. Москвы и государственному унитарному предприятию "Олимп" отказано.
Удовлетворяя заявленные трудовым коллективом комплекса гостиницы и ресторана "Мир" требования, суды пришли к выводу, что оспариваемое распоряжение Вице-Мэра г. Москвы "О создании муниципального предприятия "Олимп" финансово-хозяйственного управления Мэрии г. Москвы" нарушает права и интересы истца, поскольку принято после подачи данным трудовым коллективом заявки на приватизацию и противоречит закону; п. 5.13 Государственной программы приватизации на 1992 г., ст. 14 п. 6 Закона "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" от 03.07.91 с изменениями и дополнениями, принятыми 05.06.92 и п. 7 Приложения N 2 к Указу Президента РФ от 12.01.92 N 16.
В кассационной жалобе Мэр Москвы просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права, а именно: Закона "О приватизации..." (ст. 14 п. 6) и Государственной программы приватизации... на 1992 г. (п. 5.13).
Проверив материалы дела, выслушав представителя Мэра Москвы и представителя государственного унитарного предприятия "Олимп", поддержавших доводы кассационной жалобы, представителей истца, возражавших против отмены решения и постановления арбитражного суда, считая их законными и обоснованными, суд кассационной инстанции находит, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как постановленные с нарушением требований закона ст. 13 ГК РФ.
Согласно указанной норме закона ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Таким образом, из текста закона усматривается, что в качестве основания обжалования акта в суд данная статья называет несоответствие акта закону или иным правовым актам и нарушение этим актом прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Из материалов дела усматривается, что комплекс "Мир" (гостиница и ресторан) являлся производственно-обслуживающим предприятием, состоящим при Управлении делами СЭВ и действовал на основании Положения, утвержденного 27.12.89 распоряжением по Секретариату СЭВ N 110 (л.д. 84 т. 1). Юридическим лицом указанный комплекс, как и другие подразделения, входившие в систему СЭВ, не являлся.
В связи с упразднением СЭВ, ликвидацией его Секретариата здание СЭВ и все другое имущество распоряжением Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР от 17.09.91 N 47р передано в собственность Мэрии Москвы (л.д. 191 т. 1). После чего распоряжением Мэра Москвы N 276-РВМ от 25.09.91 (л.д. 59 т. 1) на базе ликвидированного Секретариата СЭВ создано объединение "Моссервис" при финансово-хозяйственном управлении Мэрии Москвы.
В указанном объединении в качестве структурных подразделений включены здания и сооружения упраздненного СЭВ, в том числе и гостиничный комплекс "Мир" с рестораном (л.д. 58-60 т. 1), который продолжал действовать на основании прежнего Положения от 1989 г. и не являлся юридическим лицом. Объединение "Моссервис", в которое вошел комплекс гостиницы и ресторана "Мир" являлось временной структурой и действовало на основании Временного положения, утвержденного 16.11.92 (л.д. 160-161 т.1). Государственной регистрации данное объединение не проходило и в государственный реестр не включалось.
Обжалуемым распоряжением Вице-Мэра г. Москвы от 20.02.92 N 88-РВМ создано МП "Олимп" на базе объединения "Моссервис" ФХУ Мэрии Москвы в составе комплекса административных зданий, в том числе гостиницы и ресторана "Мир". Данное муниципальное предприятие создано в соответствии с требованиями Закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности", введенного в действие с 01.01.91 (ст. 33).
Доводы представителей истца и выводы суда о том, что данное распоряжение противоречит ст. 14 п. 6 Закона "О приватизации..." и п. 5.13 Государственной программы приватизации, которые запрещают в целях защиты интересов работников с момента подачи заявки на приватизацию и до момента возникновения права собственности осуществлять реорганизацию, изменять структуру и штатное расписание, в связи с чем нарушает право трудового коллектива на приватизацию, являются несостоятельными.
Право трудового коллектива комплекса гостиницы и ресторана "Мир" на выделение из состава предприятия и на приватизацию указанным выше распоряжением о создании муниципального предприятия не нарушено. Трудовой коллектив структурного подразделения имеет право ставить вопрос о выделении и приватизации, находясь при этом в составе муниципального предприятия, что подтверждается протоколом N 1 конференции трудового коллектива МП "Олимп" от 03.12.92 (л.д. 156 т. 1), из которого следует, что трудовой коллектив комплекса гостиницы и ресторана "Мир" ставит вопрос о своем выделении из состава предприятия "Олимп".
Отмена незаконного, по мнению истца, распоряжения приведет лишь к тому, что комплекс гостиницы и ресторана "Мир" в качестве того же структурного подразделения будет входить не в состав МП "Олимп", а в состав временного объединения "Моссервис" при ФХУ Мэрии Москвы.
Отказ же Комитета по управлению имуществом г. Москвы (вначале письмами (л.д. 15, 18), а затем распоряжением N 958-р) в приватизации никак не связан с распоряжением Вице-Мэра Москвы N 88-РВМ от 20.02.92 о создании МП "Олимп".
Кроме того, ст. 14 п. 6 Закона "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" и Государственная программа приватизации, на которые ссылается истец и суд в обоснование своих выводов, вступили в действие после издания оспариваемого распоряжения.
Действовавшее на тот момент Положение о порядке приватизации предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, утвержденного Указом Президента РФ от 12.01.92 N 16 (п. 7) предусматривало, что реорганизация и другие административные и организационные действия в отношении приватизируемых предприятий не допускаются без специального разрешения Правительства г. Москвы.
Вывод суда о том, что оспариваемое распоряжение Вице-Мэра г. Москвы о создании МП "Олимп" должно быть признано незаконным, т.к. не было специального разрешения Правительства г. Москвы, является ошибочным.
В соответствии с п. 3 Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР "О разграничении компетенции органов власти и управления в г. Москве" от 01.07.91, Указом Президента РФ от 30.07.91 N 22 "О полномочиях Мэра Москвы", Положением о Правительстве г. Москвы, утвержденным распоряжением мэра 24.07.91 N 62РМ, именно Мэр Москвы является правопреемником прав и обязанностей исполкома Моссовета и именно ему предоставлено исключительное право формирования и утверждения структуры органов исполнительной власти в г. Москве.
Вице-Мэр г. Москвы Лужков Ю.М., издавая оспариваемое распоряжение, действовал как полномочный представитель Администрации г. Москвы в лице ее Правительства.
Кроме того, Указами Президента РФ "О полномочиях органов исполнительной власти" от 28.08.91 и "О дополнительных полномочиях органов управления г. Москвы на период проведения радикальной экономической реформы" от 29.12.91 N 334 именно Мэру Москвы предоставлено право непосредственно распоряжаться и управлять объектами городской собственности.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит, что Вице-Мэр издал распоряжение N 88-РВМ от 20.02.92 в пределах своей компетенции и в соответствии с действовавшим законодательством, а постановленные арбитражным судом судебные акты подлежат отмене с отказом трудовому коллективу в иске.
Руководствуясь ст. 175-177 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 19.06.95 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы от 13.02.96 по делу N 17-224 "у" отменить. В иске трудовому коллективу комплекса гостиницы и ресторана "Мир" о признании недействительным распоряжения Вице-Мэра г. Москвы N 88-РВМ от 20.02.92 отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 апреля 1996 г. N КА-А40/310-96
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 октября 1996 г. N 1572/96 настоящее постановление отменено