Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 9 октября 2019 г. N Ф05-13160/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
13 мая 2019 г. |
Дело N А40-98342/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2019 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
Судей: Елоева А.М., Юрковой Н.В. |
|
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сасюком Р.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Федерального государственного казенного
учреждения "Специальное территориальное управление
имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации,
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.01.2019 года по делу N А40-98342/18,
принятое судьей Огородниковой М.С. (шифр судьи 7-647)
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Гарант" (ОГРН 1096952027611)
к Федеральному государственному казенному
учреждению "Специальное территориальное управление
имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
(ОГРН 1035006114208),
Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284)
третье лицо: ОООО "УК "Тверская жилищная компания"
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:
от истца: Макаров А.А. по доверенности от 06.05.2019,
от ответчиков: не явились, извещены;
от третьего лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Гарант", с учетом уточнения исковых требований в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, задолженности по оплате коммунальных услуг, расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома в сумме 6 116 825 руб. 465 коп., пени за период с 13.05.2015 года по 28.11.2018 года в сумме 3 291 458 руб.72 коп., а также расходов на оплату услуг представителя в сумме 100 000 руб..
Решением суда от 25.01.2019 года требования с ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России в пользу ООО "Гарант" взыскана задолженность за период с 01.04.2015 года по 01.07.2017 года в сумме 6 116 825 руб. 65 коп., пени за период с 13.05.2015 года по 28.11.2018 года в сумме 3 291 458 руб. 72 коп., судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 100 000 руб. 00 коп., и по оплате государственной пошлины по иску в сумме 66 010 руб.; с ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина по иску в сумме 4 031 руб., в удовлетворении исковых требований к Минобороны России отказано.
ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России и Минобороны России не согласились с решением суда первой инстанции, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указав на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
ООО "Гарант" представило письменные пояснения, в которых считает доводы апелляционных жалоб необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствии представителей ответчиков и третьего лица, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, выслушав объяснение представителя истца, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционных жалоб и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "ТЖК" с 01.03.2015 года по 01.06.2017 года, осуществляло функции по управлению, обслуживанию и эксплуатации, а также предоставлению коммунальных услуг в многоквартирных домах по адресу: г. Тверь, ул. 2-я Красина, дом 68, дом 74, дом 76, дом 80, ул. Хромова, дом 31, ул. Цветочная, дом 2, ул. Степана Горобца, дом 4, дом 6, дом 8, несло расходы по содержанию и текущему ремонту общего имущества, а также по оплате коммунальных услуг на основании заключенных договоров с ресурсоснабжающими организациями.
В указанных многоквартирных домах в период управления ООО "УК "ТЖК" имелись жилые помещения, переданные на праве оперативного управления в ФГКУ "Специальное ТУИО" Министерство обороны РФ: г. Тверь, ул. 2-я Красина, д. 68-35 квартир; г. Тверь, ул. 2-я Красина, д. 74 - 34 квартир; г. Тверь, ул. 2-я Красина, д. 76 - 26 квартир; г. Тверь, ул. 2-я Красина, д. 80 - 20 квартир; г. Тверь, ул. Хромова, д. 31 - 12 квартир; г. Тверь, ул. Цветочная, д. 2 - 7 квартир; г. Тверь, ул. Степана Горобца, д. 4 -12 квартир; г. Тверь, ул. Степана Горобца, д. 6 - 6 квартир; г. Тверь, ул. Степана Горобца, д. 8 - 8 квартир.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на задолженность ФГКУ "Специаольное ТУИО" Минобороны России перед управляющей организацией ООО "УК "ТЖК" по оплате коммунальных услуг и платежей, связанных с содержанием многоквартирного дома в отношении закрепленных на праве оперативного управления спорных квартир за период за период с 01.04.2015 года по 01.07.2017 года в сумме 6 116 825 руб. 65 коп..
По договору переуступки прав требования от 01.07.2017 года, ООО "УК "ТЖК" (цедент) уступило ООО "Гарант" (цессионарий) в полном объеме свои права на получение задолженности и пеней за предоставление жилищно-коммунальных услуг по спорным объектам недвижимости, находящимся на праве оперативного управления у ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России.
Сумма задолженности рассчитана управляющей организацией согласно площади ответчика, в соответствии с утвержденными тарифами и заключенными ООО "УК "ТЖК" договорами.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39, статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
Согласно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Исходя из п. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, при этом, односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускаются.
Представленный истцом расчет пени проверен судом, является правильным и обоснованным, соответствующим обстоятельствам дела.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, субсидиарной ответственностью является ответственность, которую лицо несет дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником.
Требование к лицу, несущему субсидиарную ответственность, может быть предъявлено, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование.
Поскольку со стороны истца не представлены доказательства, бесспорно подтверждающие отсутствие возможности у ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России исполнения им как основным должником требований истца, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворения заявленных истцом требований за счет ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России и отказе во взыскании задолженности и неустойки в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.01.2019 г. по делу N А40-98342/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
А.М.Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.