Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 22 августа 2019 г. N Ф09-4548/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
14 мая 2019 г. |
Дело N А34-7787/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Ермолаевой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Курган-Охота" на решение Арбитражного суда Курганской области от 12.02.2019 по делу N А34-7787/2018 (судья Тюрина И.Г.).
В заседании приняли участие представители:
Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области - Показаньев Борис Аркадьевич (доверенность N 01-07/2760 от 04.04.2019);
общества с ограниченной ответственностью "Курган-Охота" - Лопан Андрей Михайлович (доверенность от 13.03.2019).
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Курган-Охота" (далее - ответчик, общество, ООО "Курган-Охота") об обязании за свой счет в течение 14 календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу освободить лесной участок в выделе 2 квартала 38 Ирюмского мастерского участка Самохваловского участкового лесничества Шатровского лесничества от строений (избы с баней) путем их сноса, привести данный лесной участок в первоначальное состояние.
Определениями суда первой инстанции от 30.08.2018, от 20.12.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Лес" (далее - ООО ПКФ "Лес", третье лицо), государственное казенное учреждение "Шатровское лесничество" (далее - ГКУ "Шатровское лесничество", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 12.02.2019 (резолютивная часть оглашена 05.02.2019) исковые требования удовлетворены. Суд обязал общество с ограниченной ответственностью "Курган-Охота" за свой счет в течение 30 календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу освободить лесной участок в выделе 2 квартала 38 Ирюмского мастерского участка Самохваловского участкового лесничества Шатровского лесничества от строений (избы с баней) путем их сноса, привести данный лесной участок в первоначальное состояние.
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО "Курган-Охота" (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы полагает, что суд первой инстанции неправильно определил в качестве ответчика ООО "Курган-Охота", поскольку спорное некапитальное строение на момент предъявления искового заявления принадлежало на праве собственности третьему лицу -ООО ПКФ "Лес". Имущественные права на спорный объект приобретены ООО "Курган-Охота" лишь 13.10.2018, в ходе судебного разбирательства и после прекращения действия договора аренды лесного участка N 25-ДР от 26.06.2009, заключенного между ГКУ "Шатровское лесничество" и ООО ПКФ "Лес". При использовании спорного объекта на основании на основании гражданского правового договора о совместном использовании от 02.04.2014, общество "Курган-Охота" не может нести ответственность за законность возведения лесной инфраструктуры. Вместе с тем, приобретая объект, ответчик исходил из совершения последовательных действий по оформлению договора аренды лесного участка. При наличии обязанности истца предоставить ответчику лесной участок для создания объекта охотничьей инфраструктуры, Департамент уклонился от урегулирования спора во внесудебном порядке.
Мотивируя наличие у истца обязанности по заключению договора аренды лесного участка для создания объекта охотничьей инфраструктуры, апеллянт ссылается на положения статьи 53 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ). Полагает, что заключение охотхозяйственных соглашений с субъектами, допущенными к долгосрочному пользованию животным миром в целях охоты, до вступления в силу названного закона, является правом, а не обязанностью охотпользователей. Учитывая, что договор аренды лесного участка подлежит заключению после заключения соответствующего охотхозяйственного соглашения, отсутствие договора аренды лесного участка в выделе 2 квартала 38 Ирюмского мастерского участка Самохваловского участкового лесничества Шатровского лесничества не подлежит квалификации в качестве нарушения статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации. Отсутствие таких договоров гражданско-правового характера, не может быть признано отсутствием специального разрешения на пользование данным участком. Кроме того, действующая редакция статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации не предусматривает заключение охотпользователями договора аренды используемых лесных участков, если их деятельность не связана с проведением рубок лесных насаждений или созданием объектов охотничьей инфраструктуры. Поскольку спорный остановочный пункт не относится к объектам охотничьей инфраструктуры (в силу статьи 53 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ), такая деятельность ответчиком не ведется. Ввиду отсутствия у ответчика обязанности по заключению договора аренды спорного лесного участка, использование спорного остановочного пункта осуществляется на законных основаниях.
Податель апелляционной жалобы ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции об осуществлении деятельности на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, действие которой аннулировано. На момент рассмотрения спора деятельность ответчика осуществлялась на основании охотхозяйственного соглашения N 75 от 06.07.2018, условиями которого предусмотрено предоставление лесных участков в границах Ирюмского лесничества (включая спорный) для видов деятельности, предусмотренных частью 2 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанное исключает логичность и последовательность действий истца, имеющих признаки злоупотребления правом. Тот же вывод следует из принимаемых ответчиком мер для заключения договора аренды лесного участка для создания объекта охотничьей инфраструктуры.
Возражая относительно вывода суда первой инстанции об отнесении спорного объекта к объектам охотничьей инфраструктуры, апеллянт полагает необходимым разъяснение вопроса о возможности его отнесения к охотничьей базе, егерскому кордону либо иному объекту охотничьей инфраструктуры по результатам проведения специальных исследований (судебной экспертизы). Размещение остановочного пункта предусмотрено Схемой использования и охраны Ирюмского охотничьего хозяйства Шатровского района Курганской области, которая силу пункта 13 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ определяет мероприятия по сохранению и использованию охотничьих ресурсов. В целях их осуществления остановочный пункт необходим, в частности, для организации круглосуточной охраны в сезон охоты и патрулирования удаленной территории охотхозяйства.
Департаментом и ГКУ "Шатровское лесничество", представлены отзывы на апелляционную жалобу, в которых выражены несогласия по приведенным в жалобе доводам. В отзыве ООО ПКФ "Лес" выражено мнение об обоснованности апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители третьих лиц не явились. ГКУ "Шатровское лесничество" представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
С учетом мнения представителей сторон, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие третьих лиц.
В судебном заседании ответчик поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств - копии распоряжения Департамента N 308-р от 12.03.2019 об утверждении проектной документации лесного участка и приложением документации лесного участка, копии письма ООО "Курган-Охота" в адрес Департамента от 20.03.2019, копии распоряжения Департамента N 474-р от 04.04.2019 об образовании земельного участка путем раздела с приложением перечня разделяемого и образуемого земельного участка.
Дополнительно представленные обществом "Курган-Охота" на стадии апелляционного судопроизводства документы, в силу положений части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не приобщены к материалам дела, ввиду издания после принятия обжалуемого решения суда первой инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 26.10.2017 Управлением Федеральной службы безопасности России по Курганской области в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области было направлено обращение о выявленном факте незаконной установки ООО "Курган - Охота" объекта в районе д. Бединка Шатровского района Курганской области на берегу р. Балдаган (том 1 л.д. 17).
При проведении проверки названной информации ГКУ "Шатровское лесничество" 02.11.2017 установлены аналогичные сведения и подготовлена фототаблица (том 1 л.д. 24-31). Согласно планово - картографическим лесоустроительным материалам Ирюмского мастерского участка Самохваловского участкового лесничества Шатровского лесничества строения (изба с баней) расположены на землях лесного фонда в выделе 2 квартала 38 Ирюмского мастерского участка Самохваловского участкового лесничества Шатровского лесничества, на территории Ирюмского охотничьего хозяйства.
01.11.2011 обществу "Курган - Охота" была выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии 45 N 0000055 (разрешенный вид пользования животным миром - охота) (том 1 л.д. 31, 13-16).
В соответствии с пунктом 2.12 лицензионных требований общество осуществляет пользование земельными и лесными участками, водными объектами на предоставленной в пользование территории (акватории) для нужд, возникающих при осуществлении пользования объектами охоты, в том числе для размещения временных и постоянных сооружений, использование лесных насаждений, водопользование в соответствии с гражданским, земельным, водным, лесным и природоохранным законодательством.
Согласно пункту 1.1. договора N 140 от 01.11.2010 о предоставлении в пользование территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты (том 1 л.д. 9-12), Департамент бесплатно предоставляет ООО "Курган - охота" территорию (акваторию) Ирюмского охотничьего хозяйства Шатровского района Курганской области, необходимую для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, общей площадью 29,0 тыс. га, на срок 25 лет в границах согласно распоряжению Правительства Курганской области от 10.08.2010 N 260 - р и долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты серии 45 N 0000055.
В силу пункта 1.2 договора, пользователь реализует свое право пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, в границах предоставленной в пользование территории (акватории). Предоставление территории (акватории) не влечет передачу права собственности на объекты охоты, а также права пользования земельными, лесными, водными и иными природными ресурсами на данной территории.
В соответствии с пунктами 2.1.2, 2,1,3 договора ООО "Курган - Охота" на предоставленной в пользование территории, акватории имеет право получать в аренду земельные участки, участки лесного фонда для нужд ведения охотничьего хозяйства и пользоваться ими в порядке, установленном гражданским, земельным и лесным законодательством Российской Федерации и Курганской области, возводить на полученных в установленном законом порядке земельных участках постоянные и временные постройки, сооружения и дороги, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности, связанной с использованием животного мира, отнесенных к объектам охоты.
В силу пункта 2.2.3 договора ООО "Курган - Охота" обязано осуществлять пользование земельными и лесными участками на предоставленной по настоящему договору территории (акватории) в порядке, установленном соответствующим законодательством.
26.06.2009 между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Лес" был заключен договор аренды лесного участка N 25-ДР (том 1 л.д. 76- 85), по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор обязуется принять во временное пользование, в том числе спорный лесной участок на территории Ирюмского охотничьего хозяйства с целью заготовки древесины.
В соответствии с пунктом 14.3 указанного договора арендатор имеет право осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры (лесные дороги, лесные склады и другие объекты), лесоперерабатывающей инфраструктуры, а также строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии с проектом освоения лесов.
Согласно пункту 14.5 договора арендатор имеет право с согласия арендодателя сдавать лесной участок, прошедший государственный кадастровый учет в субаренду, передавать свои права и обязанности по договору другим лицам, отдавать право аренды в залог, вносить право аренды в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курганской области от 07.08.2018 по делу N А34-4104/2018 договор аренды лесного участка N 25 - Др от 26.06.2009, заключенный между Департаментом и обществом "ПКФ "Лес" расторгнут. Суд обязал ООО "ПКФ "Лес" передать Департаменту лесные участки (в том числе лесной участок, имеющий местоположение - Курганская область, Шатровский район, Шатровское лесничество, Самохваловское участковое лесничество, Ирюмский мастерский участок) по акту приема-передачи в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками, установленными проектом освоения лесов на момент завершения пользования.
В период действия вышеназванного договора, 02.04.2014 между обществом "Курган-Охота" и обществом "ПКФ "Лес" был заключен договор о совместном использовании объекта лесной инфраструктуры (том 1 л.д. 86-88).
Названным договором установлены условия совместного возведения и совместного использования временных строений, являющихся объектом лесной инфраструктуры в 38 квартале Ирюмского мастерового участка Самохваловского участкового лесничества, в силу которых к обязанности ООО "Курган-Охота" отнесено возведение объекта и его использование в качестве остановочного пункта для егерской службы в целях организации охраны территории и организации биотехнических мероприятий, а также охотников любителей для организации любительской и спортивной охоты (пункт 2.1 договора).
Временные строения под одной крышей являются временным сооружением для бытовых нужд, включая склад для инвентаря (навеса). Объект лесной инфраструктуры также включает обустроенное место для разведения костра и отдыха.
06.07.2018 между обществом "Курган-Охота" (охотопользователь) и Департаментом заключено охотхозяйственное соглашение (том 1 л.д. 98-108), согласно которому охотпользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а администрация обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия соглашения, указанные в статье 25 Закона об охоте земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах Ирюмского охотничьего угодья Шатровского района Курганской области согласно соглашению (пункт 1.1 соглашения).
Дополнительным соглашением от 12.10.2018 к договору о совместном использовании объекта лесной инфраструктуры 02.04.2014 обществом ПКФ "Лес" переданы все имущественные права на некапитальное сооружение во 2 выделе 38 квартала Ирюмского мастерового участка Самохваловского участкового лесничества обществу "Курган-Охота" в качестве остановочного пункта для организации мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов. Передача сооружения произведена по акту от 13.10.2018 (том 1 л.д. 154-155).
29.05.2018 истцом в адрес ООО "Курган -Охота" направлена претензия об освобождении самовольно занятого лесного участка от строений - избы с баней (том 1 л.д. 32-35).
В ответе на претензию ответчик указал на правомерность возведения остановочного пункта и использование для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков для организации любительской и спортивной охоты, организации охоты в целях регулирования численности и организации осуществления биотехнических мероприятий в соответствии с действующими правилами использования лесов (том 1 л.д. 36-38).
Полагая, что ООО "Курган - Охота" в отсутствие правовых оснований заняло лесной участок в составе земель лесного фонда, находящийся в федеральной собственности для размещения спорной постройки, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции установил факт расположения на берегу р. Балдаган в выделе 2 квартала 38 Ирюмского мастерского участка Самохваловского участкового лесничества Шатровского лесничества объекта (изба с баней), который является временной постройкой. Отклоняя ссылки ответчика об использовании названного объекта в качестве остановочного пункта для егерской службы и охотников любителей на основании договора с ООО ПКФ "Лес" о совместном использовании объекта от 02.04.2014, суд первой инстанции исходил из отсутствия у ответчика охотхозяйственного соглашения до 06.07.2018 (то есть на момент возведения постройки). В свою очередь, проект освоения лесов на участке, переданном в аренду ООО ПКФ "Лес" не содержал сведений о создании спорного строения. Тем более, что договор аренды лесного участка с названных лицом расторгнут в судебном порядке. Наличие сведений о запланированном строительстве двух остановочных павильонов в Схеме использования и охраны Ирюмского охотничьего угодья Шатровского района Курганской области не признано судом первой инстанции в качестве разрешающего либо согласовывающего документа.
Совершение ответчиком действий по заключению договора аренды лесного участка на срок действия охотхозяйственного соглашения, а также выбору лесного участка, подготовке проектной документации лесного участка и схемы использования охотничьего хозяйства, признаны судом не имеющими правового значения для рассмотрения спора, поскольку они могут повлечь право на возведение егерского кордона лишь после оформления необходимых документов и не легализуют совершенное ранее размещение объекта. Возложение на ответчика обязанности по освобождению лесного участка произведено судом на основании пункта 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из некапитального характера размещенного объекта. Заявление о применении срока исковой давности ООО ПФК "Лес", которое привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не принято судом с учетом пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации и факта выявления наличия спорной постройки после направления соответствующего обращения Управлением Федеральной службы безопасности по Курганской области в адрес Департамента 26.10.2017.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Спорные отношения возникли по поводу освобождения лесного участка от некапитального объекта, возведенного на основании соглашения между арендатором лесного участка и ответчиком, имевшим лицензию на пользование объектами животного мира.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом, другими федеральными законами.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (статья 5 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 8, 9 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Полномочия по предоставлению лесных участков в пользование (в т.ч. арендное), разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник (иной законный владелец имущества) может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
По смыслу названной нормы действия лица, создающего препятствия к пользованию чужим имуществом, должны быть противоправны.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 36 Лесного кодекса (в редакции, действующей на момент заключения договора о совместном использовании объекта лесной инфраструктуры от 02.04.2014 между ООО ПКФ "Лес" и ООО "Курган-Охота") предусматривалось, что лесные участки предоставлялись юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ, а также договоров аренды лесных участков. На лесных участках, предоставленных для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, допускается создание объектов охотничьей инфраструктуры в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов.
С 01.01.2017 вступила в силу новая редакция статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основе охотхозяйственных соглашений осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков (часть 1).
Использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков допускается, если осуществление указанных видов деятельности не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или создание объектов охотничьей инфраструктуры (часть 2).
Из анализа условий договора о совместном использовании объекта лесной инфраструктуры от 02.04.2014 между ООО ПКФ "Лес" и ООО "Курган-Охота" следует, что возведение спорной постройки для целей использования в качестве остановочного пункта егерской службы и охотников любителей, было отнесено к обязанностям ответчика (пункт 2.1, 2.2 соглашения). Фактическое размещение временной постройки обществом "Курган-Охота" в 2014 году не оспаривается.
Между тем, общество "Курган-Охота" в этот период не являлось лицом, с которым заключен договор аренды лесного участка или охотхозяйственное соглашение.
При оценке полномочий названного лица на создание объекта охотничьей инфраструктуры судом первой инстанции правильно установлено, что арендатор лесного участка общество ПКФ "Лес", в соответствии с пунктом 14.3 договора от 26.06.2009 N 25-Др имело право осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры (лесные дороги, лесные склады и другие объекты), лесоперерабатывающей инфраструктуры, а также строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии с проектом освоения лесов.
В соответствии с пунктом 3 "Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, проект освоения лесов должен содержать сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду в целях заготовки древесины ООО "ПКФ "Лес" (представленный в материалы дела в электронном виде) не содержит сведений о создании спорных строений в 38 квартале Ирюмского мастерского участка Самохваловского участкового лесничества Шатровского лесничества.
Деятельность в сфере охотничьего хозяйства осуществляется на основании материалов внутрихозяйственного охотустройства - "Схемы использования и охраны Ирюмского охотничьего угодья Шатровского района Курганской области" от 2011 года (т.1л.д.128-130).
В соответствии с пунктом 10.6.2 "Проектируемые объекты охотничьей инфраструктуры" данной схемы, запланировано строительство двух остановочных пунктов в 38 квартале Ирюмского мастерского участка Самохваловского лесничества Шатровского лесничества.
Вместе с тем, как правильно установлено судом первой инстанции, указанная схема не является разрешающим документом для возведения спорной постройки.
Таким образом, ООО "ПКФ "Лес" не могло предоставить ответчику отсутствующее у него право на законное возведение спорных строений. В настоящее время действие договора аренды лесного участка с ООО "ПКФ "Лес" прекращено в судебном порядке.
Вопреки утверждениям апеллянта, сам по себе гражданско-правовой характер договора о совместном использовании объекта лесной инфраструктуры от 02.04.2014 не может служить обстоятельством, исключающим вывод об отсутствии у ответчика правовых оснований для размещения спорной постройки на лесном участке.
Оценивая доводы апеллянта о допустимости размещения спорного объекта применительно к действующей редакции Лесного кодекса Российской Федерации, судебной коллегией установлено следующее.
Действительно, с 01.01.2017 обязательность заключения договоров аренды лесных участков при использовании их для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства исключена, если осуществление такой деятельности не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или создание объектов охотничьей инфраструктуры.
В силу статьи 54 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.06.2016 N 206-ФЗ) содержание охотничьей инфраструктуры в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
Порядок заключения охотхозяйственного соглашения определяется пунктом 1 статьи 27 названного закона, из содержания которого следует, что оно подлежит заключению с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на срок от 20 до 49 лет.
По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
06.07.2018 между ответчиком и Департаментом заключено охотхозяйственное соглашение N 75, в силу которого ответчик принял на себя обязательства обеспечивать проведение перечисленных в пункте 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ мероприятий, в свою очередь Департамент обязался предоставить в аренду на срок 49 лет с момента заключения соглашения земельные участки и лесные участки, право на добычу охотничьих ресурсов в границах Ирюмского охотничьего угодья Шатровского района Курганской области.
В силу статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели сохраняют право долгосрочного пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов, которое возникло у них на основании долгосрочных лицензий, полученных до 01.04.2010, до истечения срока действия соответствующей лицензии, если иное прямо не установлено законом (часть 1); долгосрочные лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов продлению не подлежат (часть 2); такие юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (часть 3); органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с проявившими соответствующую инициативу юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в течение трех месяцев с даты их обращения в эти органы (часть 4).
Из системного анализа приведенных положений следует, что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, допущенным к долгосрочному пользованию животным миром в целях охоты на основании Федерального закона "О животном мире", со дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ предоставлена возможность по собственному выбору либо продолжить осуществление своего права в соответствии с долгосрочной лицензией, либо в установленном порядке заключить без проведения аукциона охотхозяйственное соглашение с соблюдением предусмотренных законом условий. В последнем случае они приобретают все права охотпользователей, закрепленные Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ, в том числе не принадлежащие обладателям долгосрочных лицензий.
Однако, заключение охотхозяйственного соглашения 06.07.2018 и возникновение у ответчика связанных с этим прав, включая право на аренду лесного участка не означают их существование на момент создания постройки.
Как разъяснено в пункте 46 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца. Ответчик при этом должен доказать правомерность своего поведения (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Применительно к названным разъяснениям, при рассмотрении настоящего иска об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения путем возведения временного строения ответчиком, суд устанавливает факт соблюдения действующих норм и правил регулирующих правила размещения такого объекта на момент соответствующего объекта.
Таким образом, заключение охотхозяйственного соглашения в 2018 году, действия ООО "Курган-Охота" по обращению в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области о предоставлении в аренду (на срок равный сроку действия указанного охотхозяйственного соглашения) лесного участка во втором выделе 38 квартала Ирюмского мастерского участка Самохваловского участкового лесничества (письмо от 17.10.2018 N 21/ох - том 1 л.д. 153) под егерский кардон, заявление о предварительном выборе лесного участка от 21.11.2018 (т.2л.д.2-3), заявление о рассмотрении проектной документации лесного участка от 16.01.2019 N 02-ох (т.2л.д.21- 25), о схеме использования и охраны Ирюмского охотничьего хозяйства от 25.01.2019 N 04, верно оценены судом первой инстанции, как не имеющие правового значения для квалификации правомерности действий ответчика.
Предлагаемый ответчиком подход последующей легализации допущенных нарушений по существу направлен на извлечение преимуществ из незаконного или недобросовестного поведения, что противоречит принципу, сформулированному в пункте 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Признаков злоупотребления правом в действиях Департамента не установлено.
В пункте 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена недопустимость действий граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Добросовестность при осуществлении гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей предполагает поведение, ожидаемое от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующее ей. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения; осуществление права исключительно с намерением причинить вред другому лицу или с намерением реализовать иной противоправный интерес, не совпадающий с обычным.
Мнение апеллянта о нецелесобразности освобождения лесного участка от временной постройки, нелогичном и непоследовательном поведении истца не свидетельствуют о злоупотреблении правом органа, предъявившего настоящие исковые требования при осуществлении предусмотренных законом полномочий.
Оснований для признания обоснованными приведенных в апелляционной жалобе возражений об отнесении спорной постройки к объектам охотничьей инфраструктуры, судебной коллегией не установлено.
В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ к охотничьей инфраструктуре относятся предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства объекты, в том числе охотничьи базы, питомники диких животных, вольеры, другие временные постройки, сооружения, объекты благоустройства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень объектов, относящихся к охотничьей инфраструктуре, утвержден распоряжением Правительством Российской Федерации от 11.07.2017 N 1469-р "Об утверждении перечня объектов, относящихся к охотничьей инфраструктуре". К таковым относятся вольер, питомник диких животных, ограждения для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, егерский кордон, охотничья база.
Понятия охотничья база и егерский кордон нормативно не определены, однако имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют сделать вывод об отнесении к таким объектам спорной постройки, несмотря на ее обозначение ответчиком как остановочного пункта.
В соответствии с общепринятыми определениями, егерский кордон представляет собой постоянный или временный пост, установленный с целью наблюдения за лесной фауной и защиты от незаконной использования. Охотничья база является пунктом, где член общества охотников находит необходимое для временного пребывания и производства охоты в отведенных угодьях.
Из пояснений апеллянта следует, что остановочный пункт необходим, в частности, для организации круглосуточной охраны в сезон охоты и патрулирования удаленной территории охотхозяйства. В договоре о совместном использовании объекта лесной инфраструктуры от 02.04.2014 указано на создание временных строений с обустроенным местом отдыха, в том числе для организации любительской охоты. В дополнительном соглашении от 12.10.2018 к названному договору, спорный объект обозначен как некапитальное строение для бытовых нужд, используемое при организации мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов (том 1 л.д. 154). В акте приема-передачи объекта приведено описание объекта как состоящего из двух срубов под одной крышей в комплекте с двумя дверями, двумя окнами со стеклопакетами (том 1 л.д. 155). Описание такого объекта как избы с баней и его пригодность для временного размещения егерей и охотников усматривается из материалов проверки ГКУ "Шатровское лесничество" (том 1 л.д.24-28). Приведенные сведения исключают необходимость разъяснения вопроса об отнесении спорного объекта к объектам охотничьей инфраструктуры путем проведения специальных исследований. Оснований для назначения по делу судебной экспертизы у суда первой инстанции не имелось. Соответствующих ходатайств сторонами суду не заявлено.
Довод подателя апелляционной жалобы о неправильном определении судом первой инстанции в качестве ответчика ООО "Курган-Охота", поскольку спорное некапитальное строение на момент предъявления искового заявления принадлежало на праве собственности третьему лицу -ООО ПКФ "Лес" подлежит отклонению.
Обстоятельство возведения объекта, приобретение имущественных прав на него обществом "Курган-Охота" на основании заключенного с ООО ПКФ "Лес" дополнительного соглашения от 12.10.2018 к договору о совместном использовании объекта лесной инфраструктуры от 02.04.2014 и акта приема-передачи объекта от 13.10.2018 подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами. В этой связи, возложение на ООО "Курган-Охота" обязанности по осуществлению демонтажа объекта и освобождению от него земельного участка произведено судом первой инстанции правомерно.
Доводы апелляционной жалобы по существу определения выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые влияли бы на его законность и обоснованность.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 12.02.2019 по делу N А34-7787/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Курган-Охота" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.