г. Москва |
|
13 мая 2019 г. |
Дело N А40-253946/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.А. Москвиной,
судей: |
С.Л. Захарова, И.В. Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО "Мерседес-Бенц Рус"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.01.2019 года по делу N А40-253946/18, принятое судьей С.М. Кукиной
по заявлению АО "Мерседес-Бенц Рус" (ОГРН 1027700258530)
к Росаккредитации (ОГРН 5117746026756)
о признании незаконным действия
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Приставкин А.А. по дов. от 25.10.2018;
УСТАНОВИЛ:
АО "Мерседес-Бенц Рус" обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Росаккредитации о признании незаконным действия Федеральной службы по Аккредитации, выраженных в отказе внесения сертификата N С-DE.AB51.B.00303 в Единый реестр сертификатов соответствия.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.01.2019 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя заявителя, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
В связи с тем, что на момент подачи Заявления срок действия сертификата соответствия от 26.12.2014 N C-DE.AB51.B.00303 истек с 25.12.2017, а действие аккредитации органа по сертификации Общества с ограниченной ответственностью "ГОСТЭКСПЕРТСЕРВИС" (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц (номер аттестата аккредитации) РОСС RU.0001.11AB51), который выдал сертификат соответствия при отсутствии факта внесения соответствующих сведений в единый реестр сертификатов соответствия и при отсутствии факта передачи сведений об этом в Росаккредитацию, прекращено 18.01.2016, у Заявителя отсутствуют основания для предъявления соответствующего требования о признании такого сертификата соответствия действительным.
Как усматривается из содержания доводов заявителя и материалов дела, АО "Мерседес-Бенц Рус" письмом (обращением) от 16.07.2018 N 299 (вх. Росаккредитации от 18.07.2018 N 22797) обратилось в Росаккредитацию с просьбой о включении сертификата соответствия от 26.12.2014 N C-DE.AB51.B.00303 в единый реестр сертификатов соответствия.
Письмом от 17.08.2018 N 21605/03-КК Управление аккредитации Федеральной Службы по аккредитации сообщило Заявителю о невозможности внесения сведений о документе (сертификате соответствия), прилагаемом к обращению, в единый реестр сертификатов соответствия.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 25 Федерального закона N 184-ФЗ соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона N 184-ФЗ обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Федерального закона N 184-ФЗ орган по сертификации в том числе выдает сертификаты соответствия, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия и информирует об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра сертификатов соответствия, и органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Согласно абзацу первому пункта 1 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 845 (далее - Положение о Росаккредитации), Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц.
В соответствии с пунктом 5.1.2.4 Положения о Росаккредитации Федеральная служба по аккредитации осуществляет в том числе формирование и ведение единого реестра сертификатов соответствия, предоставление сведений из указанного реестра.
В силу пункта 5.1.2.6 Положения о Росаккредитации Федеральная служба по аккредитации осуществляет формирование и ведение реестра выданных сертификатов соответствия на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, за исключением сертификатов соответствия на продукцию, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, предоставление сведений из указанного реестра.
Согласно пункту 5.1.4 Положения о Росаккредитации Федеральная служба по аккредитации осуществляет формирование и ведение национальной части Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме, а также оперативное размещение ее на официальном сайте Службы в сети Интернет с обеспечением доступа к указанному сайту.
Пунктом 2 Положения о формировании и ведении единого реестра сертификатов соответствия, предоставлении содержащихся в указанном реестре сведений и об оплате за предоставление таких сведений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2006 N 201 (в редакции от 25.02.2014, действовавшей с 12.03.2014, далее - Положение о реестре сертификатов соответствия), предусмотрено, что единый реестр формируется и ведется Федеральной службой по аккредитации во взаимодействии с органами по сертификации.
В соответствии с пунктом 4 Положения о реестре сертификатов соответствия формирование и ведение единого реестра включают в себя сбор Федеральной службой по аккредитации переданных ей органами по сертификации сведений о сертификатах соответствия, приостановлении, возобновлении, продлении или прекращении их действия, внесение в единый реестр сведений о сертификатах соответствия, их хранение, систематизацию, актуализацию и изменение, а также защиту содержащейся в едином реестре информации.
В силу пункта 5 Положения о реестре сертификатов соответствия основанием для внесения в единый реестр сведений о сертификатах соответствия является решение о выдаче сертификата соответствия, о приостановлении, возобновлении, продлении или прекращении его действия, принятое в установленном порядке.
Согласно подпункту "а" пункту 7 Положения о реестре сертификатов соответствия сведения о сертификатах соответствия передаются органами по сертификации в Федеральную службу по аккредитации в электронном виде по каналам связи в течение 3 рабочих дней с даты принятия решения о выдаче сертификата соответствия.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 8 Положения о реестре сертификатов соответствия сведения о сертификатах соответствия вносятся в единый реестр в течение 3 рабочих дней с даты их поступления в Федеральную службу по аккредитации в виде записи, содержащей регистрационный номер выданного сертификата соответствия, срок действия, учетный номер бланка, на котором оформлен выданный сертификат соответствия.
Таким образом, передача сведений о выданном сертификате соответствия для внесения в единый реестр сертификатов соответствия, содержащих в том числе номер выданного сертификата соответствия, срок действия, учетный номер бланка, на котором оформлен выданный сертификат соответствия, при соблюдении вышеуказанных требований должна была быть осуществлена органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия (в рассматриваемом случае -органом по сертификации Общества с ограниченной ответственностью "ГОСТЭКСПЕРТСЕРВИС" (ООО "ГОСТЭКСПЕРТСЕРВИС", уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц (номер аттестата аккредитации) РОСС RU.0001.11AB51), статус - "Действие аккредитации прекращено", основание для прекращение действия - "Неустранение аккредитованным лицом, действие аккредитации которого приостановлено, выявленного нарушения", выписка из Реестра аккредитованных лиц и копия приказа Росаккредитации от 19.01.2016 N 313 "О прекращении действия аккредитации").
Необходимо отметить, что основанием для прекращения действия аккредитации ООО "ГОСТЭКСПЕРТСЕРВИС" в соответствии с пунктом 5 части 1 и пунктом 1 части 5 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (в редакции от 23.06.2014, далее - Федеральный закон N 412-ФЗ) явилось неустранение выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, действие аккредитации которых приостановлено по основаниям, указанным в части 1 статьи 23 Федерального закона N 412-ФЗ.
Ранее действие аккредитации ООО "ГОСТЭКСПЕРТСЕРВИС", аккредитованного в качестве органа по сертификации продукции (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц (номер аттестата аккредитации) РОСС RU.0001.11AB51) и в качестве испытательной лаборатории (уникальный номер записи (номер аттестата аккредитации) в реестре аккредитованных лиц РОСС RU.0001.21J1T83), в соответствии с приказом Росаккредитации от 16.11.2015 N 16721 "О приостановлении действия аккредитации" было приостановлено на основании пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона N 412-ФЗ (отказ или уклонение от прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, а также несоответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, которое выявлено по результатам процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица и факт устранения которого может быть установлен национальным органом по аккредитации только при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованного лица в форме выездной проверки) в связи с неисполнением требований части 5 статьи 24, частей 2 и 3.1 статьи 30 Федерального закона N 412-ФЗ. При этом аккредитованным лицом соответствующие заявления о прохождении процедуры подтверждения компетентности в адрес Росаккредитации в установленные сроки не направлялись, а государственные услуги, открытые на основании ранее поданных заявлений ООО "ГОСТЭКСПЕРТСЕРВИС" о проведении процедуры подтверждения компетентности органа по сертификации и испытательной лаборатории, были им отозваны (служебная записка от 18.01.2016 N 3-03/242).
Как усматривается из представленного в материалы дела сертификата соответствия от 26.12.2014 N C-DE.AB51.B.00303 на бланке N ТР 0930095 (с приложением), установлено, что данный сертификат соответствия подтверждает соответствие компонентов колесных транспортных средств серийного выпуска требованиям технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720.
Срок действия сертификата установлен с 26.12.2014 по 25.12.2017.
В отношении довода Заявителя о наличии заявки на сертификацию от 29.10.2014 N 001/D, поданной в орган по сертификации ООО "ГОСТЭКСПЕРТСЕРВИС", которая, по его мнению, должна являться основанием для внесения сведений о сертификате соответствия от 26.12.2014 N C-DE.AB51.B.00303 в единый реестр сертификатов соответствия, апелляционная коллегия отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ аккредитованные лица обязаны безвозмездно представлять в национальный орган по аккредитации с использованием федеральной государственной информационной системы в области аккредитации сведения о результатах своей деятельности, об изменениях состава своих работников и их компетентности, изменениях технической оснащенности, состав, порядок и сроки представления которых установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации.
Подпунктами "а", "б", и "ж" пункта 2 Положения о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Федеральную службу по аккредитации, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 329 (в редакции от 23.08.2014), установлено, что аккредитованные в национальной системе аккредитации органы по сертификации дополнительно к сведениям, указанным в пункте 1 настоящего Положения, представляют в Федеральную службу по аккредитации сведения о зарегистрированных заявлениях на выдачу сертификатов соответствия и на регистрацию деклараций о соответствии с указанием заявителя, даты регистрации заявления, объекта подтверждения соответствия в случаях, указанных в подпунктах "в" - "з" настоящего пункта; о проведенных в целях выдачи сертификатов соответствия исследованиях (испытаниях) и измерениях с указанием аккредитованного лица, проводившего исследования (испытания) и измерения, даты и номера протокола исследований (испытаний) и измерений, сформированного при внесении испытательной лабораторией (центром) сведений в федеральную государственную информационную систему в области аккредитации, оборудования, используемого при составлении протокола исследований (испытаний) и измерений, объекта исследований (испытаний) и измерений; о выданных сертификатах соответствия, оформленных по единой форме, о приостановлении, возобновлении, продлении и прекращении их действия в соответствии с договорно-правовой базой Таможенного союза и решениями органов Таможенного союза.
Сведений о заявке на сертификацию от 29.10.2014 N 001/D и иных документов, послуживших основанием для выдачи органом по сертификации ООО "ГОСТЭКСПЕРТСЕРВИС" сертификата соответствия, а также о факте принятия решения о выдаче указанного сертификата соответствия органом по сертификации, ни с использованием федеральной государственной информационной системы в области аккредитации, ни иным образом ООО "ГОСТЭКСПЕРТСЕРВИС" в Росаккредитацию не передавалось, что в том числе подтверждается письмом Росаккредитации от 22.11.2017 N 32314/03-КК, направленным в ответ на запрос Внуковской таможни от 17.11.2017 N 01-18/14305.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии двух самостоятельных нормативно обоснованных оснований для внесения сведений сертификате соответствия от 26.12.2014 N C-DE.AB51.B.00303 в Единый реестр сертификатов соответствия.
Помимо вышеуказанных нормативных и фактических обстоятельств доводы Заявителя дополнительно опровергаются императивными требованиями, закрепленными в системе законодательства о техническом регулировании и об аккредитации в национальной системе аккредитации, поскольку орган по сертификации ООО "ГОСТЭКСПЕРТСЕРВИС" (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц (номер аттестата аккредитации) РОСС RU.0001.11AB51) в рассматриваемом случае не имел права проводить работы по сертификату соответствия, который де-факто не выдавался в рамках обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента Таможенного союза, а сам сертификат соответствия от 26.12.2014 N C-DE.AB51.B.00303 не может быть признан как выданным, так и действующим на законных основаниях.
В связи с созданием единой национальной системы аккредитации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.01.2011 N 86 "О единой национальной системе аккредитации" юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, отвечающим критериям аккредитации, переданы правомочия по выполнению публично-правовой функции по оценке соответствия, в связи с чем такие лица наделяются специальной правоспособностью: только они на основании обращений заявителей (товаропроизводителей, продавцов, импортеров) предоставляют соответствующие публичные услуги по подтверждению соответствия.
Следовательно, в части реализации специальной правоспособности аккредитованных лиц на них распространяется разрешительный метод правового регулирования, характерный для установления статуса государственных и муниципальных органов. Из этого вытекает, в том числе, что необходимость соблюдения требований нормативных правовых актов, документов в области стандартизации и иных документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия и объектам подтверждения соответствия, входящих в область аккредитации органов по сертификации, при осуществлении процедур по подтверждению соответствия, а также требований документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия, является не предметом усмотрения и проявления свободной воли аккредитованного лица, а входит в круг обязанностей органов по сертификации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 184-ФЗ: техническое регулирование - это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;
подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров;
сертификация - это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;
сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров;
орган по сертификации - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации;
схема подтверждения соответствия - перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям.
безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 184-ФЗ технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей, обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В силу части 2 статьи 25 Федерального закона N 184-ФЗ соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
Сертификат соответствия включает в себя:
- наименование и местонахождение заявителя;
- наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию;
- наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;
- информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект;
- наименование технического регламента, на соответствие требованиям
которого проводилась сертификация;
- информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;
- информацию о документах, представленных заявителем в орган
по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям
технических регламентов;
- срок действия сертификата соответствия;
- информацию об использовании или о неиспользовании заявителем
национальных стандартов Российской Федерации, включенных в перечень
документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной
основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 184-ФЗ установлено, что обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 Федерального закона N 412-ФЗ данный федеральный закон регулирует отношения, возникающие между участниками национальной системы аккредитации, иными установленными данным Федеральным законом лицами в связи с осуществлением аккредитации в национальной системе аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия (за исключением работ, выполняемых органами государственной власти по оценке соответствия, работ, выполняемых органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами) по подтверждению соответствия морских судов и речных судов (за исключением маломерных судов), авиационной техники, объектов гражданской авиации).
Положениями пунктов 1, 2, 5, 9 статьи 4 Федерального закона N 412-ФЗ определены следующие понятия:
аккредитация в национальной системе аккредитации - это сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур;
аттестат аккредитации - документ, выдаваемый национальным органом по аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации;
аккредитованное лицо - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в порядке, установленном настоящим Федеральном законом;
область аккредитации - это сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур;
критерии аккредитации - совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации.
Пунктом 1 части 2 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ установлено, что аккредитованные лица имеют право осуществлять деятельность в соответствующей области аккредитации.
Из вышеизложенного следует, что аккредитованное лицо имеет право осуществлять работы по оценке (подтверждению) соответствия продукции, в том числе испытания, только в пределах утвержденной области аккредитации.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона N 412-ФЗ аккредитация в национальной системе аккредитации осуществляется в целях обеспечения доверия к результатам оценки соответствия и создания условий для взаимного признания государствами - торговыми партнерами Российской Федерации результатов оценки соответствия.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ аккредитованные лица обязаны соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности. Исходя из части 7 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ критериями аккредитации устанавливаются требования к системе менеджмента качества, работникам, помещениям, оборудованию, техническим средствам и иным материальным ресурсам заявителя, аккредитованного лица. Статьями 22, 23, 24 и 27 Федерального закона N 412-ФЗ предусмотрены правовые механизмы, обеспечивающие выполнение работ по оценке соответствия только теми аккредитованными лицами, которые соответствуют критериям аккредитации.
В частности, пунктом 8 Критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 (далее - Критерии аккредитации), определена обязанность органов по сертификации соблюдать в процессе деятельности по оценке соответствия требования документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия.
Из приведенных норм в их взаимосвязи следует, что:
1) органы по сертификации, будучи аккредитованными в национальной системе аккредитации, осуществляя деятельность по подтверждению соответствия, реализуют публичные полномочия и действуют в публичных интересах, в том числе с целью обеспечения обращения на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), отвечающих предъявляемым к ним требованиям качества и безопасности; основным объективированным результатом деятельности органов по сертификации является выдача заявителю сертификата соответствия на выпускаемую в обращение продукцию;
2) в рамках деятельности по оценке соответствия, в том числе при проведении сертификации, органы по сертификации обязаны неукоснительно соблюдать требования документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия;
3) продукция, в отношении которой установлены обязательные требования качества и безопасности, допускается для обращения на территории Российской Федерации только при наличии действующего документа, объективно подтверждающего соответствие продукции предъявляемым требованиям; к таким документам относится сертификат соответствия;
4) с позиции юридических характеристик сертификат соответствия представляет собой публично-правовой акт особого рода, принимаемый решением органа по сертификации, наделенного соответствующими компетенцией и властными функциями, и официально удостоверяющий перед всеми третьими лицами требуемые качество и безопасность серийно выпускаемой продукции, отдельно поставляемой партии продукции или единичного экземпляра продукции;
5) сертификат соответствия официально удостоверяет перед всеми третьими лицами (включая потребителей) требуемые характеристики продукции только при условии его правомерной выдачи, в том числе в отсутствие нарушений установленной процедуры сертификации; в свою очередь, сертификат соответствия, имеющий формальный действующий статус, однако выданный неправомерно, вводит в заблуждение всех третьих лиц, включая неограниченный круг потребителей, относительно качества и безопасности указанной в сертификате продукции, и, следовательно, в том числе нарушает права потребителей на безопасность продукции и на получение достоверной информации о продукции, что в совокупности является нарушением публичных интересов;
6) соблюдение аккредитованными лицами обязательных требований, предъявляемых к ним и их деятельности, включая соблюдение требований документов, устанавливающих процедуры подтверждения соответствия, входит в предмет государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц; из этого следует также, что применительно к органам по сертификации объектом контроля являются в том числе выданные ими сертификаты соответствия.
Кроме того, применительно к номеру бланка строгой отчетности сертификата соответствия N ТР 0930095, на котором в соответствии с представленным заявителем доказательством оформлен сертификат соответствия от 26.12.2014 N C-DE.AB51.B.00303, необходимо дополнительно учитывать следующее фактическое обстоятельство.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2018 N 10АП-13498/2018 (далее - Постановление) оставлено без изменения решение Арбитражного суда Московской области от 10.07.2018 по делу N А41-17571/2018 (далее - Решение), в соответствии с которым отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "ДХЛ Глобал Форвардинг", обратившегося в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне, Федеральной таможенной службе об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 19.02.2018 N10005000-341/2018, которым общество с ограниченной ответственностью "ДХЛ Глобал Форвардинг" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации о административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ).
В мотивировочной части Решения и Постановления арбитражные суды первой и апелляционной инстанции установили следующее:
"В графе 44ДТN 10005023/120316/0015137 в отношении данного товара, код по ТН ВЭД 8708959909, указан сертификат соответствия N C-DE.AB51.B.00303, сроком действия с 26.12.2014 по 25.12.2017, выданный органом по сертификации продукции ООО "ГОСТЭКСПЕРТСЕРВИС" (аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.ilАВ51).
Электронная копия указанного сертификата соответствия, подтверждающая соблюдение декларантом запретов и ограничений, установленных международными договорами государств - членов ЕАЭС, решениями ЕЖ и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с меэ/сдународными договорами государств - членов ЕАЭС, приложена к комплекту документов, представленных ООО "ДХЛ Глобал Форвардинг" в отношении товара N 1 по ДТ N 10005023/120316/0015137 в формате электронного декларирования.
В ходе камеральной таможенной проверки Шереметьевская таможня с использованием сети интернет проверила факт регистрации сертификата о соответствии N C-DE.AB51.В.00303 в едином реестре выданных сертификатов.
Проведенной проверкой установлено, что сведения об указанном сертификате соответствия отсутствуют в едином реестре сертификатов соответствия, размещенном в федеральной информационной системе Федеральной службы по аккредитации, на официальном Интернет-сайте www.fsa.gov.ru.
По факту выявленного нарушения таможенным органом составлен протокол об административном правонарушении от 05.02.2018 N 10005000341/2018. Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 19.02.2018 года Ml0005000341/2018, заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
В качестве объективной стороны правонарушения обществу вменяется представление при декларировании товаров Сертификата соответствия N CDE.AB51.B.00303, сроком действия с 26.12.2014 по 25.12.2017, сведения о котором отсутствуют в Едином реестре выданных сертификатов соответствия, находящемся в свободном доступе на сайте Росаккредитации....
В ходе камеральной таможенной проверки Шереметьевской таможней установлено, что сведения о сертификате соответствия отсутствуют в Едином реестре зарегистрированных деклараций о соответствии, что подтверждается ответом Росаккредитации от 22.11.2017 М32314/03/КК
Данные обстоятельства сами по себе свидетельствуют о наличии в деянии общества объективной стороны вменяемого правонарушения. Кроме того, в ходе проверки установлено, что Сертификат соответствия N С- 0Е.АВ51.В.00303 выдан на бланке строгой отчетности N ТР 0930095 и имеет приложения, оформленные на бланках строгой отчетности NN ТР 0271607, ТР0271608, ТР 0271609, ТР 0271610. В материалы дела представлено письмо Федерального бюджетного учреждения "Консультационно-внедренческая фирма в области международной стандартизации и сертификации - "Фирма "ИНТЕРСТАНДАРТ" (ФБУ "КВФ "Интерстандарт") от 20.12.2017 N 6/1024, в полномочия которого входили функции по выдаче органам по сертификации бланков сертификатов соответствия на продукцию и приложений к ним, предусмотренные приказом Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 05.09.2011 N 290 "О порядке выдачи, получения и использования бланков сертификатов соответствия". Указанное письмо получено в ответ на запрос Внуковской таможни от 27.11.2017 N01-18/14659.
В результате анализа документов и сведений, представленных ФБУ "КВФ "Интерстандарт" таможенным органом установлено следующее: -сертификат соответствия от 26.12.2014 N С-БЕ.АВ51.В.00303 (бланк N ТР 0930095): согласно отраженным в нем сведениям выдан 26.12.2014 органом по сертификации продукции ООО "ГОСТЭКСПЕРТСЕРВИС" (аттестат аккредитации NQPOCC RU.0001.11AB51); 9 А41-17571/18 - по сведениям ФБУ КВФ "Интерстандарт" бланк N ТР 0930095 получен 18.05.2011 органом по сертификации продукции ООО НТЦС "БЭТИ" (аттестат аккредитации РОСС RU.0001.11ME04). Согласно "Порядку выдачи, получения и использования бланков сертификатов соответствия", утвержденному приказом Госстандарта России от 05.09.2011 N290, передача бланков сертификатов соответствии между органами по сертификации не предусмотрена. Таким образом, сертификат соответствия N С-БЕ.АВ51.В.00303, выданный на бланке строгой отчетности N ТР 0930095, объективно не мог быть выдан указанным в нем лицом -ООО "ГОСТЭКСПЕРТСЕРВИС", так как этот бланк строгой отчетности был получен иным органом по сертификации продукции ООО НТЦС "БЭТИ".".
Аналогичные обстоятельства нашли отражение в судебных актах арбитражных судов первой и апелляционной инстанции по делу N А41-27991/2018.
Таким образом, требования Заявителя по заявлению в обозначенной части опровергаются не только позицией Росаккредитации, но и вступившими в законную силу судебными актами по делам, в предмет спора по которым включен сертификат соответствия от 26.12.2014 N C-DE.AB51.B.00303, и которые подтверждают действительность письменных доказательств и достоверность фактических обстоятельств, на которые ссылается Росаккредитация в обоснование своей позиции.
Учитывая вышеизложенное, у Заявителя отсутствует право требовать от Росаккредитации осуществление незаконного действия по внесению сведений о сертификате соответствия от 26.12.2014 N C-DE.AB51.B.00303 в единый реестр сертификатов соответствия.
При этом необходимо отметить, что содержание спорного сертификата соответствия, представленного в материалы дела, прямо свидетельствует о том, что он оформлен в рамках обязательного подтверждения соответствия в форме сертификации на бланке установленной единой формы в соответствии с Формой сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов, утвержденной Приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 22.03.2006 N 53 "Об утверждении формы сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов" во исполнение требований абзаца четырнадцатого пункта 2 статьи 25 Федерального закона N 184-ФЗ, устанавливающего, что форма сертификата соответствия утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Содержание позиции Заявителя в части требования о включении сведений о сертификате соответствия в единый реестр сертификатов соответствия также предполагает, что такой сертификат соответствия выдан для целей обязательного подтверждения соответствия в форме сертификации, поскольку в силу пункта 5.1.2.6 Положения о Росаккредитации Федеральная служба по аккредитации осуществляет формирование и ведение реестра выданных сертификатов соответствия на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, за исключением сертификатов соответствия на продукцию, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, предоставление сведений из указанного реестра.
Согласно пункту 5.1.4 Положения о Росаккредитации осуществляет формирование и ведение национальной части Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме, а также оперативное размещение ее на официальном сайте Службы в сети Интернет с обеспечением доступа к указанному сайту.
В данной связи несостоятельно заведомо ложное утверждение Заявителя о том, что спорный сертификат соответствия "выдан в порядке добровольного подтверждения соответствия" и доводы о неправомерном применении Росаккредитацией и арбитражным судом первой инстанции положений законодательства о техническом регулировании, распространяющегося на обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям техническим регламентов. Следовательно, нарушений норм материального права при вынесении Решения арбитражным судом первой инстанции не допущено.
Приложением N 19 к техническому регламенту "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720, содержащее указание на схемы обязательной сертификации (схемы 3с, 4с, 5с), соответствующие спорному сертификату соответствия, предполагает проведение контрольных испытаний ( периодических испытаний в целях подтверждения стабильности характеристик серийно изготавливаемых транспортных средств и компонентов транспортных средств, в отношении типов которых была проведена оценка соответствия требованиям настоящего технического регламента) сертифицированной продукции, что соответствует целям и задачам проведения инспекционного контроля и фактически является формой его проведения.
Между тем 29.05.2014 Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская федерация, движимые стремлением укрепить экономики государств-членов Евразийского экономического союза и обеспечить их гармоничное развитие и сближение, а также гарантировать устойчивый рост деловой активности, сбалансированную торговлю и добросовестную конкуренцию, в г. Астане подписали Договор о евразийском экономическом союзе, который согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 16.07.2015 N 1775-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии со статьей 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации, является составной частью правовой системы Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 Договора о Евразийском экономическом союзе техническое регулирование в рамках Союза осуществляется, в том числе, исходя из принципа применения и исполнение технических регламентов Союза в государствах-членах без изъятий.
В силу пункта 3 статьи 51 Договора о Евразийском экономическом союзе порядок, правила и процедуры технического регулирования в рамках Союза устанавливаются согласно приложению N 9 к данному Договору.
Пунктом 5 Приложения N 9 "Протокол о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза" к Договору о Евразийском экономическом союзе (далее - Протокол о техническом регулировании) установлено следующее:
"Оценка соответствия объектов технического регулирования, устанавливаемая в технических регламентах Союза, проводится в формах регистрации (государственной регистрации), испытаний, подтверждения соответствия, экспертизы и (или) в иной форме.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах декларирования соответствия и сертификации.
Формы, схемы и процедуры оценки соответствия устанавливаются в технических регламентах Союза на основе типовых схем оценки соответствия, утверждаемых Комиссией.
Оценка соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Союза осуществляется до выпуска ее в обращение.
Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом Союза, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента Союза...".
Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 621 утверждено Положение о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза (далее - Положение о порядке применения типовых схем), к которому отсылает пункт 5 Протокола о техническом регулировании.
Из содержания пункта 5 Положения о порядке применения типовых схем следует, что выбор форм и схем оценки соответствия должен осуществляться с учетом суммарного риска от недостоверной оценки соответствия и вреда от применения продукции, прошедшей оценку соответствия. При выборе форм и схем необходимо учитывать следующие основные факторы:
степень потенциальной опасности продукции;
чувствительность заданных показателей к изменению производственных и (или) эксплуатационных факторов;
статус заявителя (изготовитель, уполномоченное изготовителем лицо, продавец, поставщик);
адекватность степени доказательств соответствия и затрат на проведение оценки соответствия целям технического регламента.
Пунктом 7 Положения о порядке применения типовых схем определено, что типовая схема подтверждения соответствия представляет собой набор действий (элементов), результаты которых используются для принятия решения о соответствии (несоответствии) продукции требованиям технического регламента.
В общем случае такими действиями (элементами) могут считаться:
- анализ технической документации;
- идентификация, испытания продукции, исследования типа продукции;
- оценка производства, производственный контроль;
- выдача сертификата соответствия, принятие декларации о соответствии
техническим регламентам по единой форме, утвержденной Комиссией Таможенного
союза (далее - сертификат соответствия, декларация о соответствии);
- регистрация декларации о соответствии;
- нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (далее - нанесение единого знака обращения);
- инспекционный контроль.
При этом необходимо учитывать, что согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ схема подтверждения соответствия - это перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям.
Из приведенных нормативных положений следует, что результаты действий органа по сертификации в рамках избранной схемы сертификации являются как доказательством соответствия сертифицируемой продукции требованиям законодательства о техническом регулировании, так и основанием для выдачи сертификата соответствия в отношении такой продукции. При этом исключительно результаты действий, входящих в схемы сертификации, могут использоваться для принятия решения о соответствии (несоответствии) продукции требованиям технического регламента.
При этом результат каждого включенного в схему подтверждения соответствия действия является самостоятельным доказательством соответствия продукции установленным требованиям, и для вывода о соответствии продукции таким требованиям необходимо последовательно выполнить все входящие в схему подтверждения соответствия действия и получить совокупность доказательств -результатов указанных действий. Значит, при осуществлении оценки соответствия невыполнение какого-либо действия, включенного в схему подтверждения соответствия, всякое иное отступление от схемы подтверждения соответствия не позволяет обеспечить получение всех необходимых доказательств соответствия продукции установленным требованиям.
По этой причине нарушение органом по сертификации применяемой схемы подтверждения соответствия влечет за собой юридическую и фактическую невозможность сделать однозначный вывод о соответствии продукции предъявляемым к ней требованиям, и в таком случае орган по сертификации не вправе выдавать сертификат соответствия, возобновлять его действие, сохранять за ним статус действующего.
Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326, которым утверждены Критерии аккредитации, также утвержден Перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации (далее - Перечень документов в области стандартизации), в который включен ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг" (далее - ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012). Учитывая юридико-техническую презумпцию соответствия содержания нормативного акта его наименованию, для того чтобы аккредитованное лицо удовлетворяло установленным критериям аккредитации, оно сообразно своему статусу (в рамках настоящего дела речь идет об органе по сертификации) обязано соблюдать положения стандартов, входящих в названный перечень. Следовательно, ООО "ГОСТЭКСПЕРТСЕРВИС" было способно обеспечить в своей деятельности соответствие критериям аккредитации только при условии соблюдения требований ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012.
Названным стандартом в том числе подтверждается необходимость последовательного выполнения органом по сертификации действий, включенных в схему сертификации:
Пунктом 1 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 определено, что указанный стандарт содержит требования к компетентности, последовательности действий и беспристрастности органов по сертификации продукции, процессов и услуг, представляющей собой деятельность по оценке соответствия, проводимую третьей стороной (5.5 ИСО/МЭК 17000:2004).
Пункт 7 "Требования к процессу" ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 регламентирует порядок действий, осуществляемых органом по сертификации в процессе сертификации, от подачи заявки (пункт 7.2) до инспекционного контроля (пункт 7.9 и далее согласно уточняющих положений) с указанием на обязанность органа по сертификации применять одну или несколько схем сертификации для осуществления своей деятельности (пункт 7.1.1 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012).
Пунктом 7.3.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17065-2012 установлено, что орган по сертификации должен провести анализ полученной информации, чтобы удостовериться в том, что:
a) информация о заказчике и продукции достаточна для проведения работ по сертификации;
b) любое расхождение в понимании между органом по сертификации и заявителем устранено, включая достижение согласия по поводу стандарта или нормативного документа;
c) требуемая область сертификации определена (см. 3.10);
d) в наличии имеются средства для выполнения всех оценочных работ;
e) орган по сертификации обладает компетентностью и способностью
для выполнения всех работ.
В приложении "А" к ГОСТу ИСО/МЭК 17065-2012 закреплены принципы, относящиеся к органам по сертификации и выполняемой ими деятельности. Из пункта А.6.2 данного приложения следует, что орган по сертификации несет ответственность за оценивание достаточных объективных свидетельств, на основании которых принимается решение по сертификации; на основании анализа свидетельств орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата, если имеются достаточно веские доказательства соответствия, или об отказе в выдаче, если отсутствуют достаточно веские доказательства соответствия, или о неподтверждении результатов сертификации.
Необходимость соблюдения ООО "ГОСТЭКСПЕРТСЕРВИС" требований ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 обусловлена тем, что указанное юридическое лицо аккредитовано в качестве органа по сертификации (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц (номер аттестата аккредитации) POCCRU.0001.11AB51).
Подпунктом "л" пункта 11 Типовых схем оценки соответствия, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.04.2018 N 44 (далее - Типовые схемы оценки соответствия), установлено, что в числе процедур, выполняемых последовательно (если иное не установлено актами органов Союза), в типовые схемы сертификации включено внесение сведений о выданном сертификате соответствия продукции в единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии.
В силу подпункта "н" пункта 11 Типовых схем оценки соответствия в типовые схемы сертификации включено осуществление органом по сертификации продукции периодической оценки сертифицированной продукции, если это предусмотрено схемой сертификации, а в силу подпункта "о" - приостановление (возобновление) или прекращение органом по сертификации продукции действия выданных им сертификатов соответствия продукции.
Общий порядок и основания осуществления органом по сертификации приостановления или прекращения действия сертификата соответствия продукции приведен в разделе XII Типовых схем оценки соответствия.
Согласно пункту 82 Типовых схем оценки соответствия действие сертификата соответствия продукции приостанавливается или прекращается в том числе при: создании продукцией реальной угрозы безопасности жизни и (или) здоровью человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений; несоответствие продукции требованиям технического регламента; наличие отрицательных результатов периодической оценки сертифицированной продукции; отказ заявителя от проведения периодической оценки сертифицированной продукции;
Согласно пункту 86 ТР ТС 018/2011 подтверждение соответствия компонентов колесных транспортных средств в форме обязательной сертификации, предусмотренной приложением N 19 к настоящему техническому регламенту, может включать в себя в зависимости от схемы контроль органа по сертификации за сертифицированными типами компонентов, если он предусмотрен схемой сертификации.
Приведенные в Приложении N 19 схемы сертификации, применяемые в отношении серийно выпускаемой продукции, предполагают осуществление органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия, инспекционного контроля сертифицированной продукции, за исключением схемы сертификации 10с (которая не применялась в рассматриваемом случае при выдаче спорного сертификата соответствия исходя из срока их действия, поскольку в соответствии с пунктом 5 Приложения N 19 срок действия сертификата соответствия, выданного по указанной схеме сертификации, составляет один год).
Необходимо отметить, что приказом Госстандарта от 23.12.2012 N 1964-ст введен в действие "ГОСТ 31815-2012. Межгосударственный стандарт. Оценка соответствия. Порядок проведения инспекционного контроля в процедурах сертификации" (далее - ГОСТ 31815-2012), устанавливающий правила проведения инспекционного контроля сертифицированной продукции и принятия решений по его результатам. Указанный стандарт распространяется на обязательную и добровольную сертификацию (абзац первый и абзац второй пункт 1 ГОСТ 31815-2012).
Пунктом 3.1 ГОСТ 31815-2012 определено, что инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (далее - инспекционный контроль) является частью схемы сертификации, определенной в решении по заявке на сертификацию.
Пункт 3.2 ГОСТ 31815-2012 устанавливает, что инспекционный контроль осуществляется с целью установления того, продолжает ли выпускаемая продукция соответствовать требованиям, на соответствие которым она была сертифицирована, и применяется ли должным образом маркировка продукции знаком соответствия или знаком обращения на рынке. Необходимость инспекционного контроля должна быть известна заявителю до начала подтверждения соответствия.
В соответствии с абзацем первым пункта 3.3 ГОСТ 31815-2012 инспекционный контроль проводится органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия на данную продукцию, а в соответствии с абзацем вторым указанного пункта в случае прекращения деятельности органа по сертификации инспекционный контроль может проводиться другим уполномоченным на это органом по сертификации.
Пунктом 3.4 ГОСТ 31815-2012 предусмотрено, что основанием для проведения инспекционного контроля является договор на сертификацию (дополнительное соглашение к нему), заключенный заявителем с органом по сертификации, или специальный договор между этими сторонами о проведении инспекционного контроля.
В силу пункта 3.5 ГОСТ 31815-2012 инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия сертификата соответствия в форме систематического отслеживания и анализа информации о сертифицированной продукции, в том числе сообщений заявителя об изменениях, вносимых в продукцию или в производственные процессы, и в форме инспекционных проверок (плановых или внеплановых), включающих процедуры, предусмотренные схемой сертификации.
Согласно пункту 3.6 ГОСТ 31815-2012 результаты инспекционного контроля служат основанием для принятия решения органом по сертификации о подтверждении, приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия.
В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ 31815-2012 при инспекционном контроле предусматриваются плановые проверки с установленной периодичностью, а в случае необходимости по решению органа по сертификации проводятся внеплановые проверки.
В силу вышеприведенных норм права в их системной взаимосвязи объективно верным является вывод о том, что для того, чтобы действующий сертификат соответствия, выданный органом по сертификации в отношении продукции, выпускаемой серийно, законно и надлежащим образом подтверждал соответствие сертифицируемой продукции требованиям технического регламента, ответственными субъектами правоотношений в рамках сертификации, а именно - заявителем по сертификации, изготовителем сертифицируемой продукции и органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия, должны быть своевременно и в установленном порядке приняты меры для проведения инспекционного контроля за сертифицированной продукцией.
Данное обстоятельство означает, что отсутствие факта проведения инспекционного контроля в период между выдачей сертификата соответствия органом по сертификации и истечением срока действия сертификата соответствия при предполагаемом (но при этом противоречащим формальным требованиям законодательства и событийной логике в данной сфере правоприменения) удовлетворении требования Заявителя о присвоении сертификату соответствия от 26.12.2014 N C-DE.AB51.B.00303 по решению арбитражного суда статуса действующего в период с 26.12.2014 по 25.12.2017 фактически свидетельствовало бы о неисполнении АО "Мерседес-Бенц Рус" как заявителем при сертификации обязанности в рамках правоотношений между заявителем по сертификации и органом по сертификации обеспечить необходимые условия для проведения инспекционного контроля за сертифицируемой продукции.
Более того - Заявителем не представлено ни одного доказательства или довода, свидетельствующих о добросовестном отношении к спорному сертификату соответствия в течение всего обозначенного срока его действия: не представлены ни договор о проведении инспекционного контроля, заключенный с органом по сертификации, ни доказательств проведения инспекционного контроля, ни доказательств обращения в другой уполномоченный на проведение инспекционного контроля за сертифицируемой продукцией орган по сертификации после прекращения действия аккредитации ООО "ГОСТЭКСПЕРТСЕРВИС".
Таким образом, не является правомерным указание Заявителя на его предполагаемую добросовестность при осуществлении взаимоотношении с органом по сертификации в обоснование заявленного требования о признании правомерного отказа со стороны Росаккредитации в осуществлении незаконных действий в отношении сертификата соответствия, который не может быть признан выданным и действующим при наличии законных оснований, поскольку ввиду приведенных положений, а также учитывая статусные характеристики сертификата соответствия как публично-правового акта, выдаваемого на основании решения органа по сертификации - лица, осуществляющего публичные полномочия по оценке соответствия, сертификат соответствия, не соответствующий обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами в сфере законодательства о техническом регулировании, влечет угрозу нарушения публичных интересов и угрозу причинения вреда охраняемым общественным отношениям (в том числе выраженную в угрозе наступления общественно опасных последствий) и объективно не должен обладать легитимным формальным действующим статусом в силу отсутствия факта соответствия продукции обязательным требованиям.
Технический регламент "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720, утратил силу с 31.12.2014.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (далее - Решение КТС) принят технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), вступивший в силу с 01.01.2015. Этим же Решением определены переходные положения.
Абзацем первым пункта 3.2 Решения КТС устанавливает, что документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента (далее - продукция) до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 01.07.2016, за исключением партий транспортных средств и компонентов, срок действия которых ограничивается количественной квотой.
Абзац третий пункта 3.2 Решения КТС определяет, что указанные документы, выданные или принятые до дня официального опубликования настоящего Решения, действительны до окончания срока их действия.
Системное толкование содержания вышеуказанных положений Решения КТС в совокупности с имеющимися фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами свидетельствует о том, что, во-первых, сертификат соответствия от 26.12.2014 N C-DE.AB51.B.00303 выдан (как предполагает Заявитель) до дня вступления в силу ТР ТС 018/2011 (до 01.01.2015) и имеет предел возможного срока действия до 01.07.2016, а во-вторых, выдан (как предполагает Заявитель) уже после официального опубликования Решения КТС, осуществленного 03.12.2014 путем размещения документа на официальном сайте Евразийской экономической комиссии (http://www.eurasiancommission.org/).
Следовательно, следуя логическому смыслу абзаца второго пункта 3.2 Решения КТС, документ, который из себя представляет сертификат соответствия от 26.12.2014 N C-DE.AB51.B.00303, не может быть действительным до окончания срока его действия, поскольку сертификат соответствия выдан (предположительно) не до дня официального опубликования указанного Решения КТС, а в период между опубликованием Решения и вступлением в силу ТР ТС 018/2011.
26.12.2016 года является предельной датой осуществления инспекционного контроля, проводимого не чаще чем 1 раз в 2 года, однако инспекционный контроль в форме контрольных испытаний, во-первых, не был осуществлен фактически вплоть до предполагаемой даты истечения срока действия спорного сертификата соответствия (25.12.2017), но и не мог быть осуществлен по той причине, что действие аккредитации органа по сертификации Общества с ограниченной ответственностью "ГОСТЭКСПЕРТСЕРВИС" (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц (номер аттестата аккредитации) РОСС RU.0001.11AB51), который (как предполагает заявитель) выдал сертификат соответствия при отсутствии факта внесения соответствующих сведений в единый реестр сертификатов соответствия при отсутствии факта передачи сведений об этом в Росаккредитацию, было прекращено 18.01.2016, и при этом Заявителем не были приняты какие-либо меры к организации проведения инспекционного контроля ни органом по сертификации Общества с ограниченной ответственностью "ГОСТЭКСПЕРТСЕРВИС", ни иным аккредитованным органом по сертификации.
Более того, сам факт того, что заявленной датой начала действия сертификата соответствия является 26.12.2014, в совокупности с условиями законности, закрепленными в ранее приведенных положения Решения КТС, исключает возможность проведения инспекционного контроля в форме контрольных испытаний вследствие того, что спорный сертификат соответствия не может быть действительным до окончания срока его действия.
Заявитель не представил объективных доказательств нарушения его прав и законных интересов.
В силу положений части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
По смыслу приведенной нормы обращение в суд не должно носить абстрактный характер, а с учетом реального риска наступления последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 10 ГК РФ, обязано преследовать вполне конкретную цель - защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Заявитель, обращаясь в Арбитражный суд города Москвы с Заявлением в порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ, не указывает, какое конкретно субъективное право нарушено действиями (бездействием) Росаккредитации, которые, как подразумевается в силу буквального толкования положений статьи 198 АПК РФ, по его мнению были допущены Росаккредитацией.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
С учетом вышеизложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований и отклоняет доводы апелляционной жалобы как необоснованные.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.01.2019 года по делу N А40-253946/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Москвина |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.