Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 16 июля 2019 г. N Ф10-2809/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
14 мая 2019 г. |
Дело N А36-8046/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 мая 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Малиной Е.В.,
Капишниковой Т.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ухтомской А.А.,
при участии:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от индивидуального предпринимателя Станишевского Евгения Николаевича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.01.2019 по делу N А36-8046/2018 (судья Коровин А.А.) по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Станишевского Евгения Николаевича (ОГРНИП 308482201800046, ИНН 482600109319) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (ОГРН 1074823008501, ИНН 4822001396) о взыскании 46 108 руб. 84 коп.,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области (ОГРН 1134823000014, ИНН 4826085887),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Станишевский Евгений Николаевич (далее - индивидуальный предприниматель ) обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (далее - Пенсионный фонд, Управление) о взыскании 46 108 руб. 84 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 13.11.2015 по 26.06.2018.
Определением Арбитражного суда Липецкой области от 06.07.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 14.01.2019 заявленные индивидуальным предпринимателем Станишевским Евгением Николаевичем требования удовлетворены, с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области в пользу индивидуального предпринимателя Станишевского Евгения Николаевича взысканы проценты за период с 14.11.2015 по 26.06.2018 в размере 46 108 руб. 84 коп., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. и судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Пенсионный фонд обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что с 01.01.2017 фактический возврат излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, а также процентов за нарушение установленного срока возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов может быть осуществлен только налоговыми органами.
Кроме того, с указанной даты порядок расчета процентов, начисляемых на сумму излишне взысканных страховых взносов и подлежащих возврату плательщику по его заявлению, регулируется пунктом 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
Также Управление отмечает, что средства бюджета Пенсионного фонда имеют строго целевое назначение и направляются на цели, предусмотренные законодательством об обязательном пенсионном страховании. Вместе с тем, при взыскании с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области в пользу индивидуального предпринимателя процентов средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации будут расходоваться не по целевому назначению.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве индивидуальный предприниматель возражает против доводов апелляционной жалобы, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились, участники процесса извещены о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.
На основании статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, инкассовыми поручениями N 327 и N 329 от 06.11.2015 с индивидуального предпринимателя взысканы страховые взносы за 2014 год в размере 121 299 руб. 36 коп. и пени за 2014 год в размере 5 804 руб. 17 коп.
Кроме того, инкассовыми поручениями N 62839 и N 62840 от 29.11.2016 с индивидуального предпринимателя взысканы страховые взносы за 2015 год в размере 130 275 руб. 60 коп. и пени за 2015 год в размере 9 864 руб. 03 коп.
13.04.2017 индивидуальный предприниматель обратился в Пенсионный фонд с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов.
Решением Управления от 27.04.2017 N 15 индивидуальному предпринимателю отказано в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов и пеней.
Не согласившись с принятым решением, индивидуальный предприниматель обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о взыскании излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов и пеней.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 27.03.2018 по делу N А36-12337/2017 на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области возложена обязанность по возврату индивидуальному предпринимателю излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за 2014 год в размере 115 235 руб. 46 коп. и пени за 2014 год в размере 5 427 руб. 47 коп., а также страховых взносов за 2015 год в размере 127 037 руб. 38 коп. и пени за 2015 год в размере 8 687 руб. 85 коп.
Управление исполнило решение суда 27.06.2018 (платежные поручения N 563107 на сумму 115 238 руб. 16 коп., N 563203 на сумму 127 037 руб. 39 коп. и N 563131 на сумму 16 470 руб. 89 коп.).
Неисполнение ответчиком обязанности по возврату излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов и пеней в установленный законом срок послужило основанием для обращения индивидуального предпринимателя в арбитражный суд.
По результатам рассмотрения настоящего дела суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований индивидуального предпринимателя о взыскании с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области процентов.
Полагая решение суда первой инстанции по существу верным, апелляционный суд руководствуется следующим.
До 01.01.2017 отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование регулировались Федеральным законом от 24.07.09 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации являются индивидуальные предприниматели.
Исходя из части 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно части 11 статьи 26 Закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления.
В случае, если возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов осуществляется с нарушением срока, установленного частью 11 настоящей статьи, органом контроля за уплатой страховых взносов на сумму излишне уплаченных страховых взносов, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате плательщику страховых взносов, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата (часть 17 статьи 26 Закона N 212-ФЗ).
Начисление процентов в случае несвоевременного возврата излишне уплаченных платежей является компенсацией причиненного предпринимателю ущерба, дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
В силу части 9 статьи 27 Закона N 212-ФЗ сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления плательщика страховых взносов, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов. Проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Наличие оснований для возврата излишне взысканных страховых взносов установлено вступившим в законную силу судебным актом по делу N А36-12337/2017.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно положениям части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 2 статьи 16 АПК РФ).
Индивидуальный предприниматель, действующий в своей воле и своем интересе, обратился с требованием о взыскании процентов в размере 46 108 руб. 84 коп. за период с 13.11.2015 по 26.06.2018.
При этом апелляционный суд, проанализировав расчет индивидуального предпринимателя, учитывает, что сумма процентов, исчисленная исходя из ставки равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (58 305 руб. 09 коп.), меньше заявленной суммы процентов, расчет которой осуществлен исходя из ключевой ставки Банка России.
Расчет процентов произведен предпринимателем за период со следующего дня после взыскания спорной суммы страховых взносов и пени по момент их фактического возврата, что соответствует требованиям части 9 статьи 27 Закона N 212-ФЗ.
Учитывая, что излишне взысканные страховые взносы и пени были возвращены только 27.06.2018 без начисления на указанную сумму процентов за нарушение срока возврата, заявителем правомерно произведено начисление процентов на сумму излишне уплаченных страховых взносов за период с 13.11.2015 по 26.06.2018 сумме 46 108 руб. 84 коп. исходя из ключевой ставки Банка России.
Доводы Фонда о том, что Федеральный закон N 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона N250-ФЗ, ввиду чего положения Федерального закона N 212-ФЗ не могут являться основанием для начисления процентов на суммы излишне взысканных страховых взносов, подлежат отклонению в связи со следующим.
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ).
Как следует из материалов дела, спорные отношения, связанные со взысканием и несвоевременным возвратом излишне взысканных страховых взносов, возникли до 01.01.2017, проценты, заявленные предпринимателем ко взысканию начислены на сумму страховых взносов, взысканных в 2015 году за период 2014 года, поэтому в соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ действия по возврату процентов осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации и подлежит применению порядок, предусмотренный Федеральным законом N 212-ФЗ.
Согласно статье 20 Федерального закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 21 Федерального закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного Фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Таким образом, разграничение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов между органами фондов и налоговыми органами произведено по дате - 01.01.2017, причем в законе не заложена возможность споров между фондами и налоговыми органами, то есть, налоговые органы принимают и используют ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды.
Также, истец просил взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 руб. и на оплату государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Как следует из материалов дела, 07.06.2018 между индивидуальным предпринимателем (клиент) и Сайгановой Евгенией Александровной (адвокат) было заключено соглашение об оказании юридической помощи.
Из представленного акта об оказании юридической помощи от 05.07.2018 следует, что исполнитель оказал заказчику услуги на общую сумму 5 000 руб.
Факт оплаты оказанных услуг в сумме 5 000 руб. подтверждается квитанцию к приходному кассовому ордеру N 110 от 07.06.2018.
Руководствуясь статьями 101, 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса, разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1, правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, сформулированной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 20.02.2002 N 22-О, от 21.12.2004 N 454-О, суд первой инстанции установил факт несения истцом судебных расходов в размере 5 000 руб.
Оценив доказательства, представленные в подтверждение понесенных истцом судебных расходов, учитывая результат рассмотрения дела, объем выполненных представителем юридических услуг, принимая во внимание сложившуюся на территории Липецкой области стоимость оплаты услуг адвокатов, установленную решением Совета Адвокатской палаты Липецкой области от 30.05.2014 N 5 "О минимальных ставках вознаграждения за оказываемую юридическую помощь в арбитражном судопроизводстве", соблюдая баланс интересов сторон, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о разумности заявленной суммы судебных расходов на оплату услуг представителя.
Исходя из результата рассмотрения дела, с учетом положений статьи 110 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно взыскал с Фонда судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Доводы заявителя апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании применимых норм права.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.01.2019 по настоящему делу следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Учреждения, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.01.2019 по делу N А36-8046/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.