г. Пермь |
|
15 мая 2019 г. |
Дело N А71-24924/2018 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Грибиниченко О.Г.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон,
апелляционную жалобу заинтересованного лица, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики,
от 20 февраля 2019 года по делу N А71-24924/2018
вынесенное судьей Калининым Е.В. в порядке упрощенного производства путем подписания резолютивной части,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Остров детства" (ОГРН 1131832002807, ИНН 1832107290)
к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике (ОГРН 1021801174284, ИНН 1831012656)
о признании незаконным и отмене постановления о наложении административного штрафа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Остров детства" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления от 27.11.2018 N 82 по делу об административном правонарушении, вынесенного Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, административный орган).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики, от 20 февраля 2019 года по делу N А71-24924/2018, вынесенным в порядке упрощенного производства путем подписания резолютивной части, признано незаконным и отменено постановление заинтересованного лица от 27.11.2018 N82 о наложении административного штрафа, вынесенного в отношении заявителя.
Мотивированное решение по делу не составлялось.
Административный орган с принятым судом первой инстанции решением не согласился, обжаловал его в апелляционном порядке, решение суда просит отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В апелляционной жалобе приведены доводы о наличии состава административного правонарушения, о повторности привлечения общества к административной ответственности, о соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
В срок, установленный определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 26.03.2019 (до 14.05.2019), заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, решение суда просит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В отзыве приведены доводы о малозначительности вмененного правонарушения и применении статьи 2.9 КоАП РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзыва на жалобу (14.05.2019).
Как следует из материалов дела, 22 октября 2018 года уполномоченным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО "Остров детства" по факту нарушения порядка предоставления отчета формы федерального статистического наблюдения N ИАН "Обследование инвестиционной активности организаций" за 2018 год, срок предоставления которой истек 10.10.2018.
О рассмотрении дела об административном правонарушении ООО "Остров детства" извещено надлежащим образом. Определение от 25.10.2018 о назначении даты, времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении направлено по юридическому адресу Общества: 426006. Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. 14-я. д. 135, получено адресатом 06.11.2018.
На рассмотрение дела законный представитель ООО "Остров детства" не явился, дело рассмотрено 27.11.2018 в 11.00 час в помещении Удмуртстата по адресу: г. Ижевск ул. Красноармейская, д. 169 каб. 405 в отсутствии законного представителя ООО "Остров детства" (ИНН 1832107290).
Постановлением от 27.11.2018 N 82 ООО "Остров детства" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Частью 2 статьи 13.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в виде административного штрафа для юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются Федеральным законом от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 данной статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
В соответствии с п. 4 Положения "Об условиях представления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета", утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 г. N 620. первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами по утвержденным фор*в федерального статистическо! о наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнена по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Согласно п. 1 "Положения о Территориальном органе Федеральной служи государственной статистики по Удмуртской Республике", утвержденного Приказом Росстата от 10.10.2016 N 599, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике осуществляет функции по сбору и обработке первичных статистических данных и административных данных для формирования предоставления официальной статистической информации о социальных, экономически демографических, экологических и других общественных процессах в Удмуртской Республике Федеральной службе государственной статистики, органам государственной власти Удмуртской Республики, органам местного самоуправления, организациям гражданам.
В соответствии с Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденными Приказом Росстата N 562 от 30.08.2017 сведения по форме N ИАП заполняются юридическими лицами. Форма федерального государственного статистического наблюдения за 2018 год предоставляется не позднее 10.10.2018, однако указанная форма отчета не была предоставлена ООО "Остров детства" (ИНН 18321072901 установленные сроки. Фактически отчет предоставлен 19.10.2018.
Факт нарушения подтверждается: докладной запиской специалиста-эксперта отдела статистики строительства, инвестиций и ЖКХ Удмуртстата Хайдаровой Ф.С. от 17.10.2018, протоколом об административном правонарушении в отношении ООО "Остров детства" от 25.10.2018.
Указанное выше свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 13.19 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения доказана.
При таких обстоятельствах, следует вывод о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.19 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения дела приходит к выводу о том, что вменяемое обществу административное правонарушение возможно признать малозначительным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Вышеназванная норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, если судья или орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Таким образом, применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом суда.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из положений пунктов 18 и 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено судом с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
При оценке формального состава правонарушения последствия деяния не имеют квалифицирующего значения, но должны приниматься во внимание при выборе конкретной меры ответственности. Условия и обстоятельства, сопутствующие пренебрежительному отношению к формальным требованиям публичного порядка, подлежат выяснению в каждом конкретном случае.
Руководствуясь вышеприведенными положениями КоАП РФ и правовыми позициями вышестоящих судов, оценив характер совершенного обществом правонарушения, учитывая, что совершенное правонарушение не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, суд апелляционной инстанции считает, что имеются основания для признания вменяемого обществу правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
По мнению суда апелляционной инстанции, применение положений статьи 2.9 КоАП РФ в данном случае соответствует разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики, от 20 февраля 2019 года по делу N А71-24924/2018, вынесенное в порядке упрощенного производства путем подписания резолютивной части, оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.