Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 августа 2019 г. N Ф02-3504/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
15 мая 2019 г. |
Дело N А58-4965/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.А. Сидоренко, Е.О. Никифорюк, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Росгеология" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 ноября 2018 года по делу N А58-4965/2018 по заявлению акционерного общества "Росгеология" (ИНН 7724294887, ОГРН 1047724014040) к Управлению по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435151857, ОГРН 1041402052427) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 17.04.2018 N 01-03/21-1290, об обязании устранить нарушенное право,
суд первой инстанции, судья Кайдаш Н.И.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Гилинского А.В., представителя по доверенности от 14.01.2019;
от заинтересованного лица: Щелкуновой И.И., представителя по доверенности от 07.05.2019; Никишина Д.Л., представителя по доверенности от 07.05.2019
установил:
Заявитель, акционерное общество "Росгеология", обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению по недропользованию по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 17.04.2018 N 01-03/21-1290, об обязании устранить нарушения прав и законных интересов.
Решением суда первой инстанции от 16.11.2018 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
С учетом, установленных по делу обстоятельств, арбитражный суд считает верным вывод Управления о том, что основание, указанное ответчиком в качестве отказа в предоставлении участков недр, соответствует действующему на момент принятия решения законодательству и не нарушает прав и законных интересов общества. Доказательств обратного в материалы дела не представлено. Решение административным органом принято в рамках действующей на момент его принятия процедуры и с соблюдением предусмотренных на момент вынесения решения ограничений для предоставления права пользования недрами.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив, что выводы суда являются ошибочными, поскольку при принятии решения по заявлению общества решение должно быть принято на основании норм права, действующих на день обращения, а не на день принятия решения. Суд первой инстанции нарушил Конституционный принцип обратной силы закона.
Представитель Управления в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил отказать в ее удовлетворении, сославшись на то, что к моменту рассмотрения заявления общества Комиссией, выдача указанных лицензий была прекращена в принципе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 27.12.2018.
Информация об отложении, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 12.03.2019.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
05.12.2017 в Управление поступили материалы на получение права пользования недрами по объекту "Поисковые и оценочные работы на уголь на Ундытканской угленосной площади Токинского района Южно-Якутского угленосного района" на территории муниципального образования "Нерюнгринский улус (район)" Республики Саха (Якутия) в порядке Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации N 583 от 10.11.2016 (т. 2, л. 15).
17.04.2018 Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия) уведомило общество о решении Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Республики Саха (Якутия), отнесенных к компетенции Управления по недропользованию по Республики Саха (Якутия) (т. 1, л. 51).
Данным уведомлением указано, что Комиссией рассмотрена заявка общества, что отражено в протоколе N 128 от 17.04.2018 и в качестве правового основания отказа указано на подпункт 1 пункта 5.7 Порядка указан пункт 1.18 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения), утвержденного Приказом Минприроды России от 10.11.2016 N 583 (далее - Порядок) на территории Российской Федерации, которым не допускается предоставление права пользования участком недр в соответствии с подпунктом "б" пункта 1.5 порядка - на геологическое изучение каменного и бурого угля.
Общество посчитав, что указанное решение нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Частью 1 статьи 11 Закона о недрах установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии со статьи 10.1 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении такого права.
Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения) установлен Приказом Минприроды России от 10.11.2016 N 583.
Участки недр предоставляются в пользование субъектам предпринимательской деятельности, соответствующим требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации о недрах к пользователям недр, в том числе, в случаях: а) для геологического изучения участков недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, по которым в государственном балансе запасов полезных ископаемых отсутствуют данные о наличии запасов твердых полезных ископаемых и запасов углеводородного сырья (пункты 1.5 - 1.8 настоящего Порядка) (п.1.4 Порядка).
Пунктом 1.5 порядка установлено, что для случая, предусмотренного подпунктом "а" пункта 1.4 настоящего Порядка, участки недр предоставляются в пользование, в том числе б) без включения их в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, - для участков недр, соответствующих требованиям, установленным пунктами 1.7 и 1.8 настоящего Порядка (редакции действующей на 05.12.2017).
Как следует из материалов дела, на 05.12.2017, день подачи заявочных документов Порядок предусматривал, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации ежегодно не позднее 1 декабря текущего года на основании предложений Федерального агентства по недропользованию утверждает перечень полезных ископаемых и (или) территорий, в отношении которых в следующем календарном году не допускается подача заявок на получение права пользования участком недр в соответствии с подпунктом "б" пункта 1.5 настоящего Порядка в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых или углеводородного сырья, проводимого за счет собственных (в том числе привлеченных) средств заявителей, в порядке, предусмотренном главами 4 и 5 настоящего Порядка (п.1.18).
Вместе с тем, пункт 1.18 Порядка в ред. Приказа Минприроды России от 16.10.2017 N 566 вступивший в силу с 10.12.2017, устанавливал, что Перечень полезных ископаемых и (или) территорий, в отношении которых не допускается предоставление права пользования участком недр в соответствии с подпунктом "б" пункта 1.5 настоящего Порядка, определяется в приложении к настоящему Порядку.
В приложении к Порядку рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения) утвержден Перечень полезных ископаемых и (или) территорий, в отношении которых не допускается предоставление права пользования участком недр в соответствии с подпунктом "Б" пункта 1.5 настоящего порядка.
В данный перечень включены: уголь бурый, уголь каменный.
Таким образом, Приказом Минприроды России от 16.10.2017 N 566, вступившим в силу 10.12.2017, установлен Перечень полезных ископаемых, куда включены бурый и каменный уголь в отношении которых не допускается предоставление права пользования участком недр для геологического изучения участков недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, по которым в государственном балансе запасов полезных ископаемых отсутствуют данные о наличии запасов твердых полезных ископаемых и запасов углеводородного сырья без включения их в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, - для участков недр, соответствующих требованиям, установленным пунктами 1.7 и 1.8 настоящего Порядка.
Собственник недр в Российской Федерации с 10.12.2017 установил перечень полезных ископаемых и (или) территорий, в отношении которых не допускается предоставление права пользования участком недр которые не включены в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр.
Из указанного следует, что на момент подачи обществом заявки в Управление у него имелась теоретическая возможность получения указанного разрешения, в случае предоставления им в Управление для соответствующей Комиссии соответствующих документов и сведений.
Между тем как следует из материалов дела на 05.12.2017, а также на 10.10.2017 обществом не были представлены в Управление и (или) Комиссию установленные Порядком документы и сведения.
Так, пунктом 5.2 Порядка установлено, что для получения права пользования участком недр, по которому отсутствуют данные о наличии запасов твердых полезных ископаемых, который не включен в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, а также в отношении которого на дату подачи заявки отсутствуют заявки иных заинтересованных лиц об его включении в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых, проводимого за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, федеральная геологическая компания должна представить документы и сведения, перечисленные в пункте 5.1 настоящего Порядка, за исключением документов и сведений, перечисленных в подпунктах 8 - 14 пункта 5.1 настоящего Порядка. Требование о предоставлении иных документов не допускается.
Федеральная геологическая компания вправе представить документы и сведения, перечисленные в подпунктах 8 - 13 пункта 5.1 настоящего Порядка, по собственной инициативе.
Документы и сведения, перечисленные в пункте 5.1 настоящего Порядка, могут быть поданы в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона "Об электронной подписи".
Поступившая заявка регистрируется Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом при ее поступлении в Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган. При регистрации заявки указывается местное время (часы и минуты) поступления заявки (Пункт 5.4 Порядка).
Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган, в который в соответствии с пунктом 5.3 настоящего Порядка была направлена заявка, в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты регистрации заявки, проверяет содержание представленной заявки на предмет соответствия описи входящих в ее состав документов и сведений.
Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган также в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты регистрации заявки, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия осуществляет направление запросов в государственные органы и подведомственные государственным органам организации, в распоряжении которых находятся документы и сведения, перечисленные в подпунктах 8 - 13 пункта 5.1 настоящего Порядка.
Для получения сведений о соответствии участка недр требованиям настоящего Порядка Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган направляет запросы:
а) в Министерство обороны Российской Федерации и Федеральную службу безопасности Российской Федерации - в отношении наличия или отсутствия земельных участков из состава земель обороны, безопасности в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование;
б) в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении наличия или отсутствия особо охраняемых природных территорий федерального значения в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование;
в) в соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в отношении наличия или отсутствия особо охраняемых природных территорий местного или регионального значения, а также отсутствии участков недр местного значения, предоставленных в пользование, в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование (п.5.5 Порядка).
Из материалов дела следует, что установленные сведения получены из Министерства обороны Российской Федерации - 07.02.2018 (т. 2 л.д. 34); из Федеральной службы безопасности Российской Федерации - 22.12.2017 (т. 2 л.д. 42); из Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - 12.04.2018 (т. 2 л.д. 33); из Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) - 17.01.2018 (т. 2 л.д. 37); из Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) - 26.12.2017 (т. 2 л.д. 40).
Пунктом 5.6 Порядка установлено, что в срок, не превышающий 8 рабочих дней с даты получения документов и сведений, запрошенных в соответствии с пунктом 4.5 настоящего Порядка, Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган рассматривает поступившие материалы и направляет заявку и прилагаемые к ней документы и сведения для принятия решения в Комиссию.
Комиссия в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня поступления заявки, документов и сведений, запрошенных в соответствии с пунктом 5.5 настоящего Порядка, осуществляет проверку заявки на наличие (отсутствие) оснований для отказа, предусмотренных пунктом 5.7 настоящего Порядка, а также рассматривает представленные материалы на предмет их соответствия основным задачам и условиям проведения работ по геологическому изучению участка недр, в том числе в части обоснования границ участка недр, а также требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации о недрах к пользователям недр.
Из указанного следует, что заявка общества считается сформированной в соответствии с требованиями Порядка, при предоставлении Комиссии документов и сведений, предусмотренных п. 5.1 и п. 4.5, 5.5 Порядка, поскольку она обязана рассмотреть в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня поступления заявки, документов и сведений, запрошенных в соответствии с пунктом 5.5 настоящего Порядка
Согласно Порядка, именно Комиссия осуществляет проверку заявки на наличие (отсутствие) оснований для отказа, предусмотренных пунктом 5.7 настоящего Порядка, а также рассматривает представленные материалы на предмет их соответствия основным задачам и условиям проведения работ по геологическому изучению участка недр, в том числе в части обоснования границ участка недр, а также требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации о недрах к пользователям недр.
Следовательно, на 05.12.2017 и (или) на 10.12.2017 заявка общества еще не соответствовала требованиям п. 5.1, п.5.5, 5.6 Порядка.
Более того, пункты 5.1, 4.5, 5.5, 5.6 Порядка, изменений Приказом Минприроды России от 16.10.2017 N 566 не претерпели.
Как следует из материалов дела заявочные документы стали соответствовать требованиям Порядка после получения 12.04.2018 в соответствии с п. 5.5 Порядка ответа из Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Между тем на указанный момент вступил в силу Приказ Минприроды России от 16.10.2017 N 566, который с 10.12.2017 года отменил выдачу разрешений на разведку и добычу угля бурого и каменного в рядке п.1.4, пп. "б" п. 1.5 Порядка, установив иной порядок.
Следовательно, поскольку надлежащим образом заявка общества о предоставлении разрешения сформировалась после внесения изменений в Порядок рассмотрения заявок, то Комиссия правомерно отказала обществу в выдаче разрешения со ссылкой на п. 1 п. 5.7 Порядка, который устанавливает, что в соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации "О недрах" отказ Комиссией в приеме заявки может последовать, в том числе, если заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявку, поданную 05.12.2017, следует признать надлежащей, соответствующей положениям п.5.1 Порядка, суд апелляционной инстанции находит ошибочными, поскольку п.5.6 Порядка прямо предусмотрено, что Комиссия в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня поступления заявки, документов и сведений, запрошенных в соответствии с пунктом 5.5 настоящего Порядка осуществляет проверку заявки на наличие (отсутствие) оснований для отказа, предусмотренных пунктом 5.7 настоящего Порядка, а также рассматривает представленные материалы на предмет их соответствия основным задачам и условиям проведения работ по геологическому изучению участка недр, в том числе в части обоснования границ участка недр, а также требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации о недрах к пользователям недр.
Общество не воспользовалось своим правом предоставить вместе с заявкой документы и сведения, установленные п. 5.5 Порядка по собственной инициативе, а предоставило право их сбора Управлению, тем самым согласившись, что необходимые к заявке документы соберет уполномоченный орган, разделив риск того, что в период сбора документов и сведений, запрошенных в соответствии с пунктом 5.5 Порядка, изменится порядок и условия предоставления разрешений на пользование недрами.
Нарушений сроков сбора указанных документов и сведений Управление не допустило.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действия Приказа Минприроды России от 16.10.2017 N 566 не могут регулировать правоотношения, возникшие между обществом и Управлением 05.12.2017, когда обществом была подана заявка, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку Приказ Минприроды России от 16.10.2017 N 566 данные правоотношения не регулирует.
На указанную дату общество не собрало для Комиссии всех документов и сведений, предусмотренных п. 5.1, 5.5, 5.6 Порядка, в связи с чем нет оснований утверждать, что Комиссия только на основании документов и сведений, предоставленных обществом 05.12.2017 должна была принять соответствующее решение.
Общество в установленном порядке предоставило право собрать часть документов и сведений для Комиссии Управлению.
На момент когда Комиссия обязана была оценить представленные сведения и документы на соответствие их требованиям установленного п. 5.1, 5.5, 5.6 Порядка, Приказ Минприроды России от 16.10.2017 N 566 уже вступил в силу и подлежал применению.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении Управлением принципа "обратной силы закона" суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку основан на неправильном толковании обществом фактических обстоятельств дела.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что до 10.12.2017 на основании представленных обществом документов и сведений Комиссия не могла принять соответствующего решения, поскольку не были представлены все установленные законом документы и сведения, а на момент представления полного пакета документов и сведений уже действовал порядок предоставления разрешения в редакции Приказа Минприроды России от 16.10.2017 N 566.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "16" ноября 2018 года по делу N А58-4965/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.