Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 сентября 2019 г. N Ф04-3450/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
14 мая 2019 г. |
Дело N А75-8482/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семёновой Т.П.,
судей Дерхо Д.С., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Козыревой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1534/2019) дачного некоммерческого товарищества "Барсовское" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.12.2018 по делу N А75-8482/2018 (судья Дроздов А.Н.) по иску заместителя прокурора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Администрации городского поселения Барсово Сургутского района (ОГРН 1058603874383, ИНН 8617023034), дачному некоммерческому товариществу "Барсовское" (ОГРН 1028601678270, ИНН 8617000559) при участии в деле в качестве третьих лиц, Службы государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Администрации Сургутского района, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, о признании недействительным в силу ничтожности договора N 4 от 22.06.2017 безвозмездного пользования земельным участком и применения последствий недействительности ничтожной сделки,
при участии в судебном заседании:
от дачного некоммерческого товарищества "Барсовское" - представитель Яремаченко В.И. (удостоверение N 1322 выдано 01.09.2017, доверенность N 10/18 от 28.11.2018 сроком действия один год);
от заместителя прокурора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - представитель Корнеева Л.Ж. (удостоверение N ТО 256399 выдано 01.03.2018, поручение),
установил:
Заместителя прокурора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Заместитель прокурора, истец) в интересах Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к Администрации городского поселения Барсово Сургутского района (далее - Администрация) и дачному некоммерческому товариществу "Барсовское" (далее - ДНТ "Барсовское") о признании недействительным в силу ничтожности договора N 4 от 22.06.2017 безвозмездного пользования земельным участком площадью 34,4072 га с кадастровым номером 86:03:0051607:275 (далее - договор), заключенный между администрацией г.п. Барсово Сургутского района и ДНТ "Барсовское" и применения последствий недействительности ничтожной сделки в виде возложения обязанности на ДНТ "Барсовское" возвратить из состава земельного участка площадью 34, 4072 га с кадастровым номером 86:03: 0051607:275:
- в собственность Российской Федерации в лице Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО - Югры земельный участок площадью 34,4055 га;
- в распоряжение администрации г.п. Барсово Сургутского района земельный участок площадью 0,0017 га в состоянии, пригодном для дальнейшего использования.
К участию в деле в качестве третьих, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены Служба государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба госохраны), Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент недропользования), Администрация Сургутского района, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (правопреемник Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра) (далее - МТУ Росимущества).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.12.2018 по делу N А75-8482/2018 исковое заявление удовлетворено: признан недействительным в силу ничтожности договор от 22.06.2017 N 4 безвозмездного пользования земельным участком площадью 34,4072 га с кадастровым номером 86:03:0051607:275, заключенный между Администрацией и ДНТ "Барсовское"; применены последствия недействительности ничтожной сделки в виде возложения обязанности на ДНТ "Барсовское" возвратить из состава земельного участка площадью 34,4072 га с кадастровым номером 86:03:0051607:275: в собственность Российской Федерации в лице Департамента недропользования земельный участок площадью 34,4055 га; в распоряжение Администрации земельный участок площадью 0,0017 га в состоянии, пригодном для дальнейшего использования. Также с ДНТ "Барсовское" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 3000 руб., с Администрации в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 3000 руб.
Возражая против принятого судом первой инстанции решения, ДНТ "Барсовское" в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование своей позиции податель жалобы ссылается на то, что обстоятельства, предшествующие заключению договора безвозмездного пользования N 4 от 22.06.2017, в том числе касающиеся формирования земельного участка с кадастровым номером 86:03:0051607:275 и постановки его на государственный кадастровый учет, не подлежат рассмотрению и судебной оценке в рамках настоящего дела, поскольку выходят за рамки исковых требований; государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 86:03:0051607:275 и отнесение его к категории "земли населенных пунктов" являются юридическими фактами, не подлежащими оценке в рамках заявленного иска.
Обращает внимание, что с даты постановки земельного участка с кадастровым номером 86:03:0051607:275 на государственный кадастровый учет и отнесения его к категории "земли населенных пунктов" (01.02.2017) муниципальное образование городское поселение Барсовское получило право распоряжения указанным земельным участком в силу статьи 3.3 Федерального закона от 25.01.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Полагает, что вывод о том, что земельный участок с кадастровым номером 86:03:0051607:275 относится к землям лесного фонда не основан на доказательствах, изученных в рамках настоящего дела; на момент заключения договора указанный земельный участок учтен как "земли населенных пунктов", указанный факт не оспорен.
По мнению подателя жалобы, оснований и возможности для применения реституции способом, указанным в обжалуемом решении, не имеется.
От Администрации Сургутского района, Департамента недропользования, Службы госохраны поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят оставить решение суда первой инстанции без - изменения, жалобу - без удовлетворения.
От Службы госохраны поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Протокольным определением от 19.03.2019 в судебном заседании объявлялся перерыв до 26.03.2019.
От Заместителя прокурора поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Указанный отзыв приобщен апелляционным судом к материалам дела.
Определением от 18.04.2019 рассмотрение апелляционной откладывалось на 30.04.2019.
Указанным определением Заместителю прокурора предложено представить пояснения с обоснованием того, каким образом будет исполняться решение суда в части заявленных требований о применении последствий недействительности сделки путём возврата: в собственность Российской Федерации в лице Департамента недропользования земельного участка площадью 34,4055 га, в распоряжение Администрации земельного участка площадью 0,0017 га в состоянии, пригодном для дальнейшего использования, то есть земельных участков, которые в настоящее время не сформированы и не поставлены на кадастровый учёт.
Кроме этого, Заместителю прокурора предлагалось обосновать свою позицию относительно того, каким образом будет оспариваемым решением восстановлено право Российской Федерации на земельный участок площадью 34,4055 га, не сформированный, не поставленный на кадастровый учёт, при наличии в едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) неоспоренных сведений об ином земельном участке площадью 344072+/-411 кв.м с кадастровым номером 86:03:0051607:275, категория земель: земли населённых пунктов.
ДНТ "Барсовское" предложено представить возражения относительно вышеуказанных пояснений.
Во исполнение определения от 18.04.2019 от Заместителя прокурора поступили дополнительные пояснения по делу, которые приобщены к материалам дела.
От ДНТ "Барсовское" поступили дополнительные пояснения (с учетом позиции, изложенной в письменных пояснениях истца по определению от 18.04.2019).
Представители третьих лиц и Администрации в заседании суда апелляционной инстанции 30.04.2019 не явились, извещены о дате и времени его проведения надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционный суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей третьих лиц и Администрации.
Представитель заявителя поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Заместителя прокурора поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, дополнительных пояснений по делу Заместителя прокурора и ДНТ "Барсовское", выслушав мнение представителей Заместителя прокурора и Администрации, оценив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20.04.2005 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесена запись N 86-72-22/027/2005-094 о праве собственности Российской Федерации на участок лесного фонда общей площадью 57 606 240 000 кв.м., расположенный в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра, Сургутский район, Сургутский лесхоз, с присвоением кадастрового (условного) номера 11720115.
В последующем указанному земельному участку присвоен кадастровый номер 86:03:0000000:7849.
08.10.2014 ФГУП "Рослесинфорг" в результатае проведения кадастровых работ в отношении участка с кадастровым номером 86:03:0000000:7849 в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) внесены сведения о лесном участке с кадастровым номером 86:03:0000000:136773, площадью 5718748 кв.м, расположенном в кварталах 400 - 402 Сургутского участкового лесничества ТО-Сургутское лесничество в Сургутском районе ХМАО-Югры.
Решением Исполнительного комитета Сургутского районного совета народных депутатов Тюменской области N 48 от 04.11.1991 установлены границы территории земель, переданных в ведение сельских и поселковых Советов народных депутатов.
Согласно приложению N 1 к указанному решению площадь населенного пункта п. Барсово составляла 1 753 га, при этом координаты, в которых расположен п. Барсово в указанном решении не определены, схемы, позволяющей определить конкретное местоположение населенного пункта, не составлено.
Решением Малого Совета Сургутского районного Совета народных депутатов 5 созыва "Об изъятии земель и отводе их предприятиям и организациям под различные виды строительства" N 52 от 07.04.1993 под расширение СОТ "Барсовское" произведен доотвод земельного участка в постоянное пользование площадью 30,0 га.
Постановлением главы Сургутского района от 04.03.2004 N 79 земельный участок площадью 42,839 га (предоставленный решениями N 124 от 12.07.1991 и N 52 от 07.04.1993) переоформлен на право аренды.
Постановлением администрации Сургутского района N 2030 от 22.06.2010 ДНТ "Барсовское" в аренду предоставлен земельный участок площадью 3,2429 га.
Согласно материалам дежурной карты муниципального образования Сургутский район по состоянию до предоставления спорного земельного участка товарищество занимало 51,7729 га из них:
- 3,2429 га предоставлено в аренду постановлением от 04.03.2004 N 52;
- 42,839 га - переоформленный земельный участок в аренду постановлением главы Сургутского района от 04.03.2004 N 79;
- 5,691 га - оставшегося земельного участка после переоформления в аренду ранее отведённых решениями от 12.07.1991 N 124 и от 07.04.1993 N 52.
В 2015 году ДНТ "Барсовское" обратилось в Администрацию с заявлением о выделении земельного участка для расширения территории, при этом территория участка должна была располагаться на территории участка с кадастровым номером 86:03:0000000:136773.
Администрация, не имея полномочий и зарегистрированных прав на земельный участок, постановлением от 01.07.2015 утвердила схему расположения земельного участка площадью 34,4072 га в кадастровом квартале 86:03:0051607 по адресу: ХМАО-Югра, Сургутский район, городское поселение Барсово, пгт. Барсово, ДНТ "Барсовское" (т. 1 л.д. 29).
В связи с изготовлением межевого плана по исправлению кадастровой ошибки от 21.12.2015, ДНТ "Барсовское" 20.01.2016 обратилось в территориальный отдел - Сургутское лесничество Департамента, уполномоченный вносить изменения в границы участков лесного фонда на территории Сургутского района, с заявлением о подписании акта согласования межевого плана, подготовленного в связи с исправлением кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении и площади границ лесного участка с кадастровым номером 86:03:0000000:136773 в целях постановки его на кадастровый учет в измененных границах.
По результатам рассмотрения указанного заявления, 26.01.2016 Сургутским лесничеством вынесен мотивированный отказ в согласовании акта местоположения границ земельного участка в связи с тем, что вышеуказанный земельный участок расположен на землях лесного фонда и на него зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Не согласившись с указанным решением, ДНТ "Барсовское" обратилось в Арбитржаный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании незаконным действий Департамента по включению в состав земель лесного фонда земельного участка, испрашиваемого под расширение территории ДНТ "Барсовское".
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.08.2016 по делу N А75-3015/2016, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2016, ДНТ "Барсовское" отказано в удовлетворении заявления.
Основанием для отказа послужил вывод суда о наличии у заявителя спора о праве на земельный участок.
Несмотря на вывод суда о наличии спора о праве, не являясь собственником земельного участка или уполномоченным собственником лицом, ДНТ "Барсовское" обратилось в ООО "Гео-Зем-Консалтинг" для проведения кадастровых работ и устранения вышеуказанной кадастровой ошибки путем уточнения границ и площади лесного участка с кадастровым номером 86:03:0000000:136773.
Кадастровым инженером ООО "Гео-Зем-Консалтинг" Ковалевым О.С., изготовлен межевой план N 3003 от 15.09.2016, в который им внесена не соответствовавшая действительности информация о том, что заказчиком его изготовления и проведения кадастровых работ являлось не ДНТ, а Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра (далее - ТУ ФАУГИ), в связи с чем руководителем ТУ ФАУГИ согласованы границы земельного участка в измененном виде.
При этом акт согласования границ в новом межевом плане не содержал сведений о согласовании границ земельного участка с представителями собственника участка - уполномоченными должностными лицами Департамента недропользования.
Наличие кадастровой ошибки в межевом плане обусловлено нахождением вышеуказанного лесного участка в пределах населенного пункта Барсово Сургутского района в границах участка площадью 34,4072 га.
Вместе с тем правоустанавливающими документами данное обстоятельство не подтверждено, сведения о наличии на кадастровом учете земельного участка населенного пункта не представлено.
Межевой план передан кадастровому инженеру ООО "Гео-Зем-Консалтинг" Идрисовой И.Г. для обращения в Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по ХМАО - Югре (далее - Филиал).
26.10.2016 Идрисова И.Г., действующая в интересах ДНТ "Барсовское" воспользовавшись имеющейся у нее доверенностью от 25.10.2016 N 86-704, выданной для работы по контрактам, заключенным с организациями нефтегазодобывающего комплекса, без ведома и разрешения ТУ ФАУГИ, предоставила от имени данного государственного органа межевой план и иные документы в Филиал для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости о местоположении границ лесного участка с кадастровым номером 86:03:0000000:136773.
27.12.2016 по итогам рассмотрения данных документов Филиалом принято решение об устранении кадастровой ошибки в сведениях ГКН о местоположении границ лесного участка с кадастровым номером 86:03:0000000:136773.
При этом его площадь уменьшена на 34055 кв.м.
Образованный вследствие устранения имевшейся кадастровой ошибки земельный участок площадью 34,4072 га, поставлен 01.02.2017 ДНТ "Барсовское" на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 86:03:0051607:275.
Данный земельный участок Администрацией по договору N 4 от 22.06.2017 предоставлен ДНТ "Барсовсое" в безвозмездное пользование с видом разрешенного использования "садоводство" на период с 05.04.2017 до 05.04.2022.
При данных обстоятельствах, считая заключенный между Администрацией и ДНТ "Барсовское" спорный договор нарушающим требования Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее- Закон N 66-ФЗ), недействительным в силу его ничтожности, исходя из положений статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), полагая, что ДНТ "Барсовское" фактически владеет и пользуется земельным участком площадью 34,4072 га, из которых 34,4055 га относится к землям лесного фонда, а 0,0017 га к иным землям, указанное недвижимое имущество подлежит возвращению в распоряжение Департамента недропользования и Администрации в порядке применения последствий недействительности сделки.
По фактам выявленных нарушений 05.10.2017 внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, в том числе с требованием о расторжении спорного договора.
В удовлетворении указанного представления отказано.
20.11.2017 в целях устранения нарушений законодательства Администрацией Сургутского района в Администрацию направлен проект соглашения о расторжении спорного договора.
Указанное предложение оставлено без ответа.
Данные обстоятельства послужили поводом для обращения с настоящим исковым заявлением.
На основании части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском, в частности, о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
В соответствии с абзацем вторым пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" (далее - Постановление N 15) применительно к статье 125 АПК РФ прокурор в исковом или ином заявлении обязан обосновать наличие у него полномочий по обращению в арбитражный суд, а по делам, названным в абзацах втором и третьем части 1 статьи 52 АПК РФ, указать публично-правовое образование, в интересах которого предъявляется иск, и уполномоченный орган, действующий от имени публично-правового образования.
Предъявляя иск о признании недействительной сделки или применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной лицами, названными в абзацах втором и третьем части 1 статьи 52 АПК РФ, прокурор обращается в арбитражный суд в интересах публично-правового образования (пункт 10 Постановления N 15).
В настоящем случае иск предъявлен в интересах Российской Федерации, права и законные интересы которой существенно нарушены заключенным между Администрацией ДНТ "Барсовское" договором передачи в безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в федеральной собственности, и незаконно выведенного из состава земель лесного фонда.
Кроме того, нарушены права и законные интересы Российской Федерации в сфере сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов, проживающих на ее территории, интересы неопределенного круга лиц на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям, на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
В силу статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно статье 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Статьёй 24 ЗК РФ предусмотрено, что в безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьёй 39.10 ЗК РФ.
Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в соответствии с ГК РФ.
Статьёй 39.10 ЗК РФ определено, что договор безвозмездного пользования земельным участком заключается гражданином и юридическим лицом с уполномоченным органом, а в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи, с организацией, которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.
Право распоряжения земельным участком, в том числе путем предоставления его в безвозмездное пользование, предоставлено только собственнику или специально уполномоченному им лицу. Соответственно, лицо, предоставляющее в пользование земельный участок, должно обладать соответствующим правом в отношении данного участка.
Как указывалось выше, 26.01.2016 ДНТ "Барсовское" получило письменный мотивированный отказ Департамента природных ресурсов от согласования акта местоположения границ земельного участка.
Основанием для отказа указано то, что 20.04.2005 в ЕГРП сделана запись регистрации N 86-72-22/027/2005-094, устанавливающая право собственности Российской Федерации на участок лесного фонд, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 20.04.2005 (т. 1 л.д. 43).
Департамент природных ресурсов указал, что согласно материалов лесоустройства 2010 года территориального отдела Сургутское лесничество часть испрашиваемого земельного участка располагается на землях лесного фонда Российской Федерации.
ДНТ "Барсовское" обратилось в Арбитржаный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании незаконным действий Департамента природных ресурсов по включению в состав земель лесного фонда земельного участка, испрашиваемого под расширение территории ДНТ "Барсовское".
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.08.2016 по делу N А75-3015/2016, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2016, ДНТ "Барсовское" отказано в удовлетворении заявления.
Согласно части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Частью 2 статьи 69 АПК РФ установлено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.08.2016 по делу N А75-3015/2016 установлено, что, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что часть участка, испрашиваемого ДНТ "Барсовское" под использование в целях садоводства, схема расположения которого утверждена постановлением Администрации N 145 от 01.07.2015, расположена на земельном участке, который в соответствии с данными кадастрового учета является собственностью Российской Федерации.
Данное обстоятельство подтверждается представленной в материалы дела N А75-3015/2016 Департаментом природных ресурсов кадастровой выпиской от 21.07.2016 в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:03:0000000:136773.
При рассмотрении дела N А75-3015/2016 ДНТ "Барсовоское" не представило доказательства фактического землепользования земельного участка площадью 34,4072 га.
Также ДНТ "Барсовское" не представило доказательств того, что испрашиваемая им территория, схема расположения которой утверждена постановлением Администрации N 145 от 01.07.2015, находится в границах сложившейся застройки и фактического землепользования ДНТ "Барсовское" на момент включения ее в состав земель лесного фонда.
Таким образом, при рассмотрении дела N А75-3015/2016 не доказало, что права ДНТ "Барсовское" нарушены действиями Департамента по включению земельного участка площадью 34,4072 га (границы которого на момент рассмотрения указанного спора не сформированы) в состав земель лесного фонда.
При этом, ДНТ "Барсовское" в рамках дела N А75-3015/2016 не оспаривало отказ Департамента природных ресурсов в согласовании местоположения границ спорного земельного участка площадью 34,4072 га, выраженный в письме от 26.01.2016.
Также основанием для отказа ДНТ "Барсовское" в удовлетворении заявленных требований послужил вывод суда о наличии у заявителя спора о праве на земельный участок.
Так в ходе судебного разбирательства по делу N А75-3015/2016 установлено, что на одну и ту же территорию площадью 34,4072 га имеют правопритязания как муниципальное образование, полагающее эту территорию землями населенных пунктов, так и Российская Федерация в лице Департамента природных ресурсов (уполномоченного орган государственной власти), полагающей указанный земельный участок землями лесного фонда.
Таким образом, при рассмотрении дела N А75-3015/2016 суд усмотрел наличие спора о праве, которое исключает рассмотрение заявленных требований по правилам главы 24 АПК РФ.
Кроме того, судом указано, что права ДНТ "Барсовское", не осуществлявшего фактическое землепользование земельным участком площадью 34,4072 га, расположенным в кадастровом квартале 86:03:0051607 по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югры, Тюменская область, Сургутский район, пгт. Барсово, согласно указанных в уточненном заявлении границах, на момент включения этой территории в состав земель лесного фонда не могут быть нарушены действиями Департамента по включению в земли лесного фонда Российской Федерации спорной территории.
Таки образом, верно указано в обжалуемом решении, что Администрация не имела зарегистрированных прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:03:0051607:275, указанный земельный участок возник исключительно в результате исправления кадастровой ошибки.
При этом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что инициатором устранения кадастровой ошибки в рассматриваемом случае мог быть только Департамент недропользования (его правопредшественник - Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики).
В силу статьи 71 ЛК РФ и пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельные участки в составе земель лесного фонда отчуждению не подлежат.
На основании части 2 статьи 9 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, а также предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества.
Согласно пункту 6.1 Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказами Минпромторга РФ N 248, Минсельхоза РФ N 482 от 31.10.2008, сохранение государственной (федеральной) собственности на леса и земли лесного фонда в качестве доминирующей формы собственности является одним из базисных принципов достижения основных целей развития лесного хозяйства, связанных с обеспечением устойчивого управления лесами, сохранением и повышением их ресурсо- экологического потенциала, повышением вклада лесов в социально-экономическое развитие страны, обеспечением экологической безопасности и стабильным удовлетворением общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.
В силу Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, а также раздела 10 Концепции федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2013 N 1101-р, ТУ ФАУГИ не было уполномочено на проведение кадастровых работ для целей постановки лесных участков на государственный кадастровый учет и уточнения границ земельных участков данной категории.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (в редакции, действующей до 01.01.2017) с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлением об учете изменений лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, вправе обратиться орган государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если указанному органу переданы полномочия Российской Федерации по предоставлению лесных участков в границах земель лесного фонда.
На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры переданные согласно пункту 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации 10 полномочия Российской Федерации по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, проведению лесоустройства, проектированию лесничеств, а также государственному кадастровому учету лесных участков и государственной регистрации прав на лесные участки в соответствии с требованиями статей 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации до 15.03.2017 осуществлял уполномоченный орган государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в настоящее время его правопреемник - Департамент недропользования.
Судом первой инстанции верно установлено, что сведения о кадастровой ошибке не соответствуют действительности (доказательств наличия таковой не представлено), при изготовлении межевого плана, согласовании границ земельного участка и обращении с целью внесения сведений в государственный кадастр недвижимости были допущены грубые нарушения, выразившиеся во внесении сведений, не соответствующих действительности, что привело к исключению из земельного участка с кадастровым номером 86:03:0000000:136773 участка площадью 34,4072 га.
В связи с чем сторонам спорного договора на момент его заключения было известно о его заключении в нарушение закона лицом, не имевшим права на распоряжение земельным участком.
Также судом первой инстанции верно отмечено, что обращение в суд с иском о признании договора о передаче в безвозмездное пользование земельного участка недействительным, является надлежащим способом защиты нарушенных прав и законных интересов Российской Федерации, позволяющим восстановить нарушенное право Российской Федерации.
Так, суд первой инстанции принял во внимание, что ранее Управление Росреестра по ХМАО-Югре обращалось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югра с заявлениями об исправлении реестровой ошибки путем восстановления земельного участка с кадастровым номером 86:03:0000000:136773 и о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 86:03:0051607:275 (дела N А75-13909/2017 и N А75-13910/2017), однако в удовлетворении заявлений отказано по причине невозможности совершения судом действий, которые могут привести к возникновению, изменению или прекращению правоотношений.
Кроме того, Администрация не лишена возможности обратиться в суд с заявлением об оспаривании зарегистрированного права на земельный участок при наличии соответствующих доказательств, о чем ранее также указывалось в решении по делу N А75- 3015/2016.
Материалами дела подтверждается отсутствие зарегистрированных прав на земельный участок, переданный по оспариваемому договору, и отсутствие полномочий у ДНТ "Барсовское" на обращение с заявлением о внесении изменений в государственный кадастровый учет.
Согласно сведениям, предоставленным Западно-Сибирским филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" лесной участок с кадастровым номером 86:03:0000000:136773 сформирован по результатам кадастровых работ, проведенных в период с 2009 по 2014 годы.
На момент производства кадастровых работ по образованию земельного участка в ГКН внесены сведения о границах муниципального образования г.п. Барсово.
При этом сведений о наличии кадастровой ошибки в местоположении границ лесного участка не было.
Представленные истцом и полученные в ходе судебного разбирательства по настоящему делу доказательства свидетельствуют о том, что земельный участок с кадастровым номером 86:03:0051607:275 возник исключительно в результате исправления якобы имевшей место кадастровой ошибки, наличие которой документально не подтверждено.
Таким образом, оснований для возникновения земельного участка с кадастровым номером 86:03:0051607:275 не имелось.
Суд апелляционной инстанции полагает, что в обжалуемом решении справедливо указано на то, что кадастровая ошибка создана искусственно путем внесения в материалы межевого дела информации, не соответствующей действительности, и последующего обращения неуполномоченного лица с заявлением о внесении сведений в ГКН в отношении земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, без согласования с уполномоченным государственным органом.
Указанные действия ДНТ "Барсовское" и Администрации по исправлению кадастровой ошибки свидетельствуют о совершении действий, направленных на преодоление вступившего в законную силу судебного акта по делу N А75-3015/2016, в котором указывалось о наличии спора о праве.
Вместе с тем, право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок с кадастровым номером 86:03:0000000:136773 презюмировалось, поскольку зарегистрировано в 2005 году.
При этом, Администрация в с заявлением о разрешении спора путем признания права или оспаривания существующего права не обращалась.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Администрация и ДНТ "Барсовское" в подтверждение своих доводов и возражений не представили суду первой и апелляционной инстанций доказательств, подтверждающих наличие зарегистрированного права в отношении земельного участка.
При этом, доводы о подтверждении права сведениями, содержащимися в дежурной кадастровой карте, имеющейся у Администрации, верно не приняты судом первой инстанции.
Так в настоящем деле не рассматривается спор о наличии прав в отношении земельного участка, а устанавливается наличие зарегистрированных в установленном порядке прав.
Также справедливо отклонен довод о том, что изменения в сведения о лесном участке и согласовании результатов исправления кадастровой ошибки согласованы руководителем ТУ ФАУГИ, а потому Российская Федерация в лице данного должностного лица выразила позицию относительно принадлежности земельного участка.
Из материалов дела следует, что руководитель ТУ ФАУГИ был введен в заблуждение об основаниях изменения границ земельного участка - якобы имевшего место обращении самого ТУ ФАУГИ в связи с выявлением кадастровой ошибки.
Кроме того, изменение границ лесного участка не могло происходить без согласования с уполномоченным государственным органом - правопредшественником Департамента недропользования, чего не сделано.
Довод о том, что с даты постановки земельного участка с кадастровым номером 86:03:0051607:275 на государственный кадастровый учет и отнесения его к категории "земли населенных пунктов" (01.02.2017) муниципальное образование городское поселение Барсовское получило право распоряжения указанным земельным участком в силу статьи 3.3 Федерального закона от 25.01.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", признается апелляционным судом на основании изложенного выше несостоятельным.
Довод об отсутствии правовых оснований для оценки законности постановки на кадастровый учет земельного участка, переданного Администрацией ДНТ "Барсовское" являлся предметом рассмотрения судом первой инстанции и правомерно отклонен.
Так предметом настоящего спора является законность совершения сделки, то есть исследованию подлежат действия сторон, непосредственно при заключении договора.
Как указано в обжалуемом решении, с чем соглашается коллегия суда, заключение спорной сделки в рассматриваемом деле является заключительным действием, которому предшествовал ряд действий, совершенных с нарушением закона, при этом без допущенных нарушений сделка бы не смогла состояться, поскольку отсутствовал бы сам предмет сделки - земельный участок, который, в свою очередь, появился исключительно в результате совершения ряда вышеописанных действий, совершенных с нарушением действовавшего в тот момент времени законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
На основании части 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу части 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В части 2 статьи 168 ГК РФ закреплено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В качестве второго основания для признания сделки недействительной, прокурор указал на заключение договора без учета нахождения земельного участка в границах объекта культурного наследия регионального значения "Достопримечательное место "Барсова гора", включенного на основании постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.09.2012 N 314-п в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) указано, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Объекты культурного наследия регионального значения - это объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации (статья 4 Федерального закона N 73-ФЗ).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 5.1 Федерального закона N 73-ФЗ на территории достопримечательного места запрещается ведение хозяйственной деятельности, противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.
В части 7 статьи 3.1 Федерального закона N 73-ФЗ закреплено, что сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости. Отсутствие в данном реестре сведений, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 настоящего Федерального закона.
Приказом Службы госохраны от 30.10.2012 N 13-нп утверждены границы объекта культурного наследия "Достопримечательное место "Барсова гора", сведения о которых 14.06.2017 внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с Приказом территория в пределах установленных границ объекта культурного наследия подразделяется на функциональные зоны в зависимости от характера разрешенного использования. При этом предоставленный ДНТ "Барсовское" земельный участок с кадастровым номером N 86:03:0051607:275 расположен в заповедной зоне (А1), в которой запрещается предоставление в собственность (пользование) земельных участков, не связанных с целевым назначением территории, в том числе для ведения садоводства и огородничества.
Министерства культуры Российской Федерации 14.11.2014 издан приказ N 1942 "О регистрации объекта культурного наследия регионального значения "Достопримечательное место "Барсова гора", V тысячелетие до нашей эры - середина ХХ века (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" с присвоением регистрационного номера 831430026790005.
Материалами дела подтверждается, что Администрация Сургутского района и Администрация письмом от 22.11.2012 проинформированы Службой госохраны об издании названного приказа и необходимости внесения сведений о границах объекта в документы территориального планирования.
Решением Думы Сургутского района от 29.06.2016 N 950-нпа сведения о расположении на территории г.п. Барсово вышеуказанного объекта культурного наследия, положения о характере использования территории объекта культурного наследия, в том числе о запрещении в границах заповедной зоны (А1) разрушений объектов культурного наследия и культурного слоя, предоставаление в собственность (пользование) земельных участков, не связанных с целевым назначением территории, включены в Правила землепользования и застройки городского поселения Барсово, утвержденные решением Думы Сургутского района от 04.06.2009 N 458 (далее - Правила).
Приложением N 3 к Правилам является карта границ территории объекта культурного наследия регионального значения "Достопримечательное место "Барсова гора" с указанием границ функциональных зон данного объекта.
На основании пункта 6 части 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является приоритет сохранения особо ценных земель, согласно которому изменение целевого назначения земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
В части 5 статьи 27 ЗК РФ закреплено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками.
На основании части 6 статьи 94 ЗК РФ земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно статье 99 ЗК РФ земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; земли достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел относятся к землям историко-культурного назначения. Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
Комитет архитектуры и градостроительства администрации Сургутского района письмом от 25.06.2015 уведомил ДНТ "Барсовское" о необходимости получения положительного заключения: в отделе государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО- Югры, в управлении по недропользованию по ХМАО-Югре, в Департаменте природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры (правопредшественник Департамента по недропользованию) (т. 6 л.д. 77-78).
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что в Службу госохраны ДНТ "Барсовское" не обращалось.
Из письма Департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района от 08.06.2017 в адрес главы администрации Барсово следует, что администрацией Барсово до принятия решения о предварительном согласовании предоставления товариществу испрашиваемого земельного участка (постановление от 01.07.2015 N 145) схема расположения земельного участка должна была быть согласована, в том числе, с отделом государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО-Югры, чего не было сделано (т. 6 л.д. 79).
Таким образом, представленные доказательства подтверждают заключение спорного договора о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка, расположенного в пределах в заповедной зоне (А1) объекта культурного наследия регионального значения "Достопримечательное место "Барсова гора" для ведения садоводства и огородничества, без согласования с уполномоченным государственным органом - Службой госохраны.
Указанное обстоятельство не соответствует требованиям Федерального закона N 73-ФЗ и земельного законодательства.
Таким образом, обоснован вывод суда первой инстанции о том, что заключение спорной сделки привело к нарушению публичных интересов (охрана объектов культурного наследия) и охраняемых законом интересов третьих лиц - собственника измененного с нарушением законодательства земельного участка, в рассматриваемом случае - Российской Федерации.
На основании изложенного, суд первой инстанции, признав недействительным в силу ничтожности договора от 22.06.2017 N 4 безвозмездного пользования земельным участком площадью 34,4072 га с кадастровым номером 86:03:0051607:275, заключенного между Администрацией и ДНТ "Барсовское", принял законное и обоснованное решение.
При этом, суд первой инстанции справедливо указал, что несмотря на то, что часть переданного земельного участка относится к категории земель населенных пунктов (площадью 17 кв.м), спорный договор недействительн в полном объеме, поскольку его предмет обозначен как единый земельный участок.
Предметом договора может быть лишь надлежащим образом сформированный земельный участок.
В рассматриваемой ситуации ДНТ "Барсовское" может быть предоставлен участок площадью 17 кв.м после возвращения участка площадью 34,4055 га уполномоченному органу и формирования нового земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 167 ГК РФ, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
По спорному договору ДНТ "Барсовское" передан земельный участок, часть которого не принадлежит Администрации, а потому не может быть возвращена Администрации.
В этой связи в отношении спорного договора суд первой инстанции верно посчитал подлежащими применению последствия недействительности сделки в виде передачи земельного участок площадью 34,4055 га (земли лесного фонда) уполномоченному органу - Департаменту недропользования, а оставшейся части - Администрации.
С учетом изложенного в настоящем постановлении, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.12.2018 по делу N А75-8482/2018.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба ДНТ "Барсовское" удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 декабря 2018 года по делу N А75-8482/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.П. Семёнова |
Судьи |
Д.С. Дерхо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-8482/2018
Истец: Заместитель прокурора ХМАО-Югры, ПРОКУРАТУРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРА
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ БАРСОВО, Администрация городского поселения Тарсово Сургутского района, Дачное некоммерческое товарищество "Барсовское", ДНТ "Барсовское"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА, ДЕПАРТАМЕНТ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ, Департамент природопользования и природных ресурсов ХМАО-Югры, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРЕ, ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ, СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ, Служба государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО-Югры, Территориальное управление Росимущества в ХМАО-Югре, Кутильгереев Рифат
Хронология рассмотрения дела:
12.09.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3450/19
14.05.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1534/19
10.01.2019 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-26/19
31.12.2018 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-8482/18