г. Красноярск |
|
14 мая 2019 г. |
Дело N А69-9/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "13" мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "14" мая 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Шелега Д.И.
при ведении протокола судебного заседания Ржихановой Л.Е.
в отсутствии лиц, участвующих в деле
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной почтовой связи Республики Тыва - филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва,
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "15" февраля 2019 года по делу N А69-9/2019, принятое судьёй Калбак А.А.,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи Республики Тыва - филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - заявитель, Предприятие. ФГУП "Почта России") (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва (далее - ответчик, Учреждение) (ОГРН 1021700510590, ИНН 1701033158) о признании недействительным решения от 04.12.2018 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения; обязать принять к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и выделить средства на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 1 223 201 рубль 76 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 15.02.2019 с учетом определения об исправлении опечатки от 26.02.2019 признан недействительным и отменен ненормативный правовой акт - решение Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва от 04.12.2018 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения. Суд обязал Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России".
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Федеральной почтовой связи Республики Тыва - филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", Государственное учреждение - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва обратились с апелляционными жалобами в Третий арбитражный апелляционный суд, в которых просят отменить обжалуемое решение.
ФГУП "Почта России" в своей жалобе просит изменить обжалуемое решение и удовлетворить заявленные требования в части выделения средств на возмещение (осуществление расходов), произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в размере 1 068 381 рубля 68 копеек, в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ссылается на то, что сокращение по соглашению сторон рабочего дня на 5 минут не является основанием для отказа в выплате пособия.
Фонд в своей жалобе просит отменить обжалуемое решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ссылается на необоснованность выводов суда первой инстанции о том, что решение Фонда принято в отсутствие доказательств надлежащего уведомления о времени и месте рассмотрения материалов проверки именно страхователя - ФГУП "Почта России"; о том, что проверка проводилась и решение вынесено в отношении филиала, который не является юридическим лицом.
Определениями Третьего арбитражного апелляционного суда от02.04.2019 апелляционные жалобы приняты к производству, их рассмотрение назначено на 13.05.2019.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определений о принятии к производству апелляционных жалоб от 02.04.2019, подписанных судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://.kad.arbitr.ru/) 22.03.2019.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Апелляционные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку от лиц, участвующих в деле, возражений не поступили, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части.
Судом установлено, что к апелляционной жалобе Фонда приложены дополнительные документы, вместе с тем, соответствующего ходатайства об их приобщении к материалам дела, не представлено.
В связи с чем, у суда апелляционной инстанции в соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют основания для их приобщения к материалам дела.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Из пункта 2.1 Положения об Управлении федеральной почтовой связи Республики Тыва - филиал федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" является обособленным подразделением ФГУП "Почта России", расположенным вне места нахождения ФГУП "Почта России" и осуществляет часть его функций на территории Республики Тыва.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610) зарегистрировано в качестве страхователя в государственном учреждении - региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва - по месту нахождения Управления федеральной почтовой связи Республики Тыва - филиала федерального государственного унитарного предприятия "Почта России".
Как следует из материалов дела, в связи с обращением Предприятия за выделением средств в отношении него Фондом на основании Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в соответствии со статьей 26.15 Федерального закона от 24.07.1995 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Фондом в отношении заявителя проведена камеральная проверка правильности произведённых расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в ходе которой установлено, что Предприятием за период 01.01.2018 по 30.06.2018 на основании заявлений работников предоставлялись отпуска по уходу за ребенком до полутора лет и оформлялись приказы об установлении неполного рабочего времени с сокращением рабочего дня от 5 минут до 1 часа (с 8:00 по 16:55, 16:00) с сохранением пособия по уходу до полутора лет. В данном случае Фонд считает, что получателям пособий за счет средств социального страхования неправомерно назначены и выплачены ежемесячные пособия по уходу за ребенком в размере 40% среднего заработка при утрате заработка всего лишь на 12,5%, 11,25%, 7,50%, 5,6% года на общую сумму 1 068 381,68 рублей. Результаты проверки оформлены актом от 03.10.2018.
04.12.2018 Фондом в отношении Предприятия принято решение от N 257, в соответствии с которым заявителю предложено выделить частично средства на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 4 110 117,43 рублей, отказать в выделении средств на осуществление (возмещения) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 1 223 201,76 рублей, произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы непринятых к зачету расходов в сумме 1 223 201,76 рублей в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.01.2018 по 30.06.2018.
Предприятие, не согласившись с решением в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещения) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 1 223 201,76 рублей, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением об оспаривании вышеуказанного ненормативного правового акта в и обязании ответчика принять к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и выделить средства на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 1 223 201,76 рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его изменения или отмены, исходя из следующего.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством урегулированы положениями Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе, организации.
Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования является, в том числе ежемесячное пособие по уходу за ребенком (подпункт 8 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" - далее Федеральный закон N 165-ФЗ; пункт 5 части 1 статьи 1.4 Федерального закона N 255-ФЗ).
В силу условий подпункта 2 пункта 1, пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона N 165-ФЗ, одним из видов социальных страховых рисков является утрата застрахованным лицом заработка или другого дохода в связи с наступлением страхового случая. Страховым случаем признается, в том числе уход за ребенком в возрасте до полутора лет.
Частями 1, 2, 4 статьи 11.1 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком. В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц.
Статьями 11.2, 13, 14 Федерального закона N 255-ФЗ установлен размер, порядок назначения, выплаты и исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В силу статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком. Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком. По заявлению женщины или лиц, указанных в части второй настоящей статьи, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.
Из совокупности условий статей 13, 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N81-ФЗ), право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени. Указанное пособие выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
Пунктом 43 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н (далее - Порядок N 1012н) также предусмотрено, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому.
Подпунктом "а" пункта 39 Порядка N 1012н установлено также, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют: матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
Статьей 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ установлено, что выплата пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В силу условий пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускается заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2017 N 307-КГ17-1728, страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется, согласно Федеральному закону от 16.07.1999 N 165-ФЗ, в связи с таким социальным страховым риском, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая, а именно при осуществлении ухода за ребенком в возрасте до полутора лет. Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяются Федеральным законом от 29.12.2006 N255-ФЗ и Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ, закрепляющими право на получение матерью ребенка либо его отцом, другим родственником, опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. При этом в целях защиты интересов лиц, совмещающих уход за ребенком с работой в режиме неполного рабочего времени, частью 2 статьи 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ предусмотрена возможность сохранения за ними права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком при условии, что они находятся в отпуске по уходу за ребенком, работают на условиях неполного рабочего времени и продолжают осуществлять уход за ребенком.
Таким образом, предусмотренное частью 2 статьи 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ право указанных лиц на получение пособия по уходу за ребенком компенсирует заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком.
Однако, незначительное сокращение рабочего времени не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка. В такой ситуации, пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника. Указанные обстоятельства свидетельствуют о злоупотреблении заявителем правом в целях предоставления своим сотрудникам дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств Фонда.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 28.02.2017 N 329-О, уменьшение продолжительности рабочего дня на 30 минут не позволяет фактически осуществлять уход за ребенком в полном объеме.
Как следует из материалов дела, за проверяемый период пособие по уходу за ребенком до полутора лет, предоставлены на основании заявлений о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до полутора лет и назначении пособия по уходу за ребенком.
Согласно предоставленным к проверке вместе с заявлением табелям учета рабочего времени получателей пособий, Фондом установлено, что режим работы указанных сотрудников составляет 87,5%, 88,75%, 92,5%, 94,38% занятости рабочего времени с сокращением рабочего времени от 5 минут до 1 часа.
В рассматриваемом случае имело место незначительное сокращение рабочего времени лиц, претендующих на получение пособия по уходу за ребенком (от 15 минут до одного часа в день).
Учитывая изложенное, обоснован вывод суда первой инстанции, что такое сокращение рабочего времени не может расцениваться как мера, необходимая для осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка, а потому, действия заявителя по отказу в зачете расходов страхователя в сумме 1 068 381,68 рублей обоснованно признаны Фондом злоупотреблением правом в целях предоставления своим сотрудникам дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств фонда, что противоречит требованиям п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя апелляционной жалобы (ФГУП "Почта России") о том, что сокращение по соглашению сторон рабочего дня на 5 минут не является основанием для отказа в выплате пособия не могут быть признаны обоснованными, поскольку выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные страхователем в пользу работников, осуществляющими трудовую деятельность на условиях неполного рабочего времени (при минимальном сокращении продолжительности рабочего дня менее чем на 1 час), фактически являются мерами дополнительного материального стимулирования работника, не свидетельствуют о наступлении страхового случая и подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. Выплата пособия при минимальном сокращении продолжительности рабочего дня противоречит целям установления и назначения самого пособия.
При таких обстоятельствах, Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва законно и обоснованно не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на общую сумму 1 068 381 рубль 68 копеек.
Следовательно, выводы суда первой инстанции в указанной части признаются судом апелляционной инстанции обоснованными, а доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Вместе с тем, решение Государственное учреждение - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва от 03.08.2017 N 24 обосновано признано судом первой инстанции недействительным, поскольку административным органом нарушена процедура рассмотрения материалов проверки и вынесения решения по результатам камеральной проверки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Согласно пункту 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства и филиалы не являются юридическими лицами и не могут быть правопреемниками в силу закона. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Согласно пункту 2.1 положения об УФПС Республики Тыва филиала ФГУП "Почта России" N 19.3.1.2-08/31-нд от 12.02.2016 Управление федеральной почтовой связи Республики Тыва - филиал федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" является обособленным подразделением ФГУП "Почта России", расположенным вне места нахождения ФГУП "Почта России".
УФПС Республики Тыва филиала ФГУП "Почта России" не является юридическим лицом, действует на основании положения, осуществляет свою деятельность на имени ФГУП "Почта России". Ответственность за деятельность УФПС Республики Тыва филиала ФГУП "Почта России" несет ФГУП "Почта России" (пункты 2.2,2.3 Положения).
В соответствии с пунктом 5.2 филиал открывает счета в банках в установленном предприятием порядке. Количество и виды счетов, которые может иметь филиал и его структурные подразделения, определяются предприятием.
Согласно пунктам 7.1. и 7.6 Положения, филиал самостоятельно осуществляет бухгалтерский, налоговый и управленческий учет всех хозяйственных операций, Филиал имеет свой отдельный баланс, являющийся частью баланса Предприятия. Филиал самостоятельно представляет в налоговые органы и в органы контроля за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды налоговые декларации и иные сведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Трудовые отношения работников Филиала регулируются трудовым законодательством Российской Федерации, коллективным договором Предприятия, локальными нормативными актами Предприятия, а также трудовыми договорами.
Директор Филиала осуществляет полномочия работодателя в отношении работников Филиала, в том числе прием, увольнение, перевод работников Филиала согласно штатному расписанию, предоставление отпусков, направление в командировки, применяет к ним меры дисциплинарного взыскания и поощрения в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами Предприятия (пункты 9.1 93 положения).
Согласно части 1 статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются в том числе организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 1 статьи 2.3 Закона N 255-ФЗ регистрация страхователей - юридических лиц осуществляется в территориальных органах страховщика по месту нахождения их обособленных подразделений, которым для совершения операций открыты юридическими лицами банковские счета в кредитных организациях и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
В силу требований подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 125-ФЗ регистрация страхователей осуществляется в территориальных органах страховщика: страхователей - юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений, которым для совершения операций открыты юридическими лицами счета в банках (иных кредитных организациях) и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, на основании заявления о регистрации в качестве страхователя представляемого в срок не позднее 30 календарных дней со дня создания такого обособленного подразделения.
Таким образом, страхователями являются только юридические лица, а обособленные подразделения не могут рассматриваться как страхователи в понимании указанных Законов, и, следовательно, о времени и месте рассмотрения материалов проверки (даже в том случае, если проверка проводится в отношении обособленного подразделения юридического лица) должно быть извещено юридическое лицо, а не его филиал.
Частью 1 статьи 26.15 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что камеральная проверка проводится по месту нахождения страховщика на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов (информации), представленных страхователем, а также других документов (информации) о деятельности страхователя, имеющихся у страховщика.
Если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчетах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных страхователем, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у территориального органа ФСС РФ, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается страхователю с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 26.15 Закона N 125-ФЗ).
Лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные страхователем пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов, либо при отсутствии пояснений страхователя территориальный орган страховщика установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, должностные лица территориального органа страховщика обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 26.20 настоящего Федерального закона. (п. 5 ст. 26.15 Закона N 125-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) территориального органа страховщика обязательным при рассмотрении таких материалов.
Требование о предоставлении документов направлялось филиалу Предприятия ( вх. N 8.11.10-27/544 от 12.10.2018).
Из материалов дела усматривается, что уведомлением от 31.10.2018 Фонд известил предприятие, в лице его филиала о рассмотрения акта 29.11.2018 в 13-00, согласно штампу получено филиалом 31.10.2018 и уведомлением от 30.10.2018 Фонд известил само предприятие, о рассмотрения акта 02.11.2018 в 15-00, получено ФГУП "Почта России" 08.11.2018 N 66701228062394, а из оспариваемого решения следует, что оно вынесено 04.12.2018.
Таким образом, поскольку рассмотрение материалов камеральной проверки и вынесение соответствующего решения состоялось 04.12.2018 (как следует из текста решения), а не 02.11.2018 (как было уведомлено предприятие), то решение Фонда принято в отсутствие доказательств надлежащего уведомления о времени и месте рассмотрения материалов проверки именно страхователя - ФГУП "Почта России". Более того, из акта проверки от 03.10.2018 и оспариваемого решения от 04.12.2018 следует, что проверка проводилась и решение вынесено в отношении филиала, который не является юридическим лицом.
Поскольку допущенные Фондом процедурные ошибки свидетельствуют о существенном нарушении прав страхователя - ФГУП "Почта России", указанные обстоятельства обосновано послужили самостоятельным основанием для признания судом недействительным оспариваемого решения от 04.12.2018.
Из апелляционной жалобы Фонда следует, что последний не согласен с выводом суда о том, что обособленное подразделение не является самостоятельным субъектом правоотношений по обязательному социальному страхованию.
В указанной части доводы Фонда рассмотрены и отклонены как необоснованные.
В статье 3 Закона N 125-ФЗ приведены понятия для целей социального страхования населения.
В соответствии со статьей 3 Закона N 125-ФЗ под страхователем понимается юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Страхователи подлежат обязательной регистрации в Фонде социального страхования Российской Федерации в установленные сроки и в порядке, определяемом страховщиком.
Судом установлено, что Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610) зарегистрировано в качестве страхователя в государственном учреждении - региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва - по месту нахождения Управления федеральной почтовой связи Республики Тыва - филиала федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", а следовательно, является страхователем.
Отклоняя соответствующие доводы Фонда, суд апелляционной инстанции отмечает, что согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 закона N 125-ФЗ по месту нахождения обособленного подразделения на учет в качестве страхователя ставится само юридическое лицо.
С учетом указанного положения Федерального закона N 125-ФЗ в качестве страхователя рассматривается исключительно само юридическое лицо, но не ее обособленные подразделения.
Управление Федеральной почтовой связи Республики Тыва - филиал является обособленным подразделением ФГУП "Почта России" и осуществляет часть его функций на территории Республики Тыва, при этом не является юридическим лицом и действует на основании Положения о предприятии.
На основании толкования указанных норм, суд первой инстанции правильно указал, что обособленное подразделение не является самостоятельным субъектом правоотношений по обязательному социальному страхованию. Аналогичная позиция изложена в Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.07.2015 N Ф02-3059/2015 по делу N А19-18719/2014.
Как следует из материалов дела, в отношении ФГУП "Почта России" (филиала) была проведена камеральная проверка.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 25.03.2008 N 13991/07 по делу N А55-18912/2006-37 Арбитражного суда Самарской области определил правовую позицию, в соответствии с которой из положений ст.ст. 3 и 19 Закона N 125-ФЗ следует, что решение страховщика о привлечении к ответственности за совершение правонарушений в сфере отношений по обязательному социальному страхованию и о направлении требования об уплате недоимки по страховым взносам и соответствующих пеней может быть принято только в отношении страхователя - юридического лица (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.05.2008 N 6603/08).
Как уже было отмечено выше, из акта проверки от 03.10.2018 и оспариваемого решения от 04.12.2018 следует, что проверка проводилась и решение вынесено в отношении филиала, который не является юридическим лицом.
Поскольку проверка проводилась и решение вынесено в отношении филиала, который не является страхователем - юридическим лицом, такое решения Фонда нельзя признать законным.
Доводы Фонда о необоснованности выводов суда первой инстанции о том, что решение Фонда принято в отсутствие доказательств надлежащего уведомления о времени и месте рассмотрения материалов проверки именно страхователя - ФГУП "Почта России" со ссылкой на представленные к апелляционной жалобе документы подлежат отклонению, поскольку в их приобщении отказано.
Доводы Фонда со ссылкой на то, что суд первой инстанции не привлек к участию в деле непосредственно ФГУП "Почта России" также не могут быть признаны обоснованными, поскольку, исходя из Положения об Управлении федеральной почтовой связи Республики Тыва (п. 2.3) (л.д. 18-30), филиал федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" является обособленным подразделением ФГУП "Почта России", расположенным вне места нахождения ФГУП "Почта России" и осуществляет часть его функций на территории Республики Тыва от имени Предприятия.
Полномочия представителя филиала ФГУП "Почта России" Кузнецова Е.В., вопреки доводам Фонда, изложенным в апелляционной жалобе, подписавшего исковое заявление, подтверждаются доверенностью от 02.04.2018, в соответствии с которой последнему дано право представительствовать и совершать все необходимые действия от имени ФГУП "Почта России" во всех судебных органах" ( л.д. 95 т.1).
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для привлечения к участию в деле ФГУП "Почта России".
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оспариваемое решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб относятся на Управление Федеральной почтовой связи Республики Тыва - филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", Государственное учреждение - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "15" февраля 2019 года по делу N А69-9/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.