г. Хабаровск |
|
15 мая 2019 г. |
А73-19092/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Мильчиной И.А., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области: Бекркут Ю.В., Ворониной О.П. ;
от ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области": Егорова Е.В.;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области
на решение от 01.03.2019 по делу N А73-19092/2018
Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей О.А. Гавриш
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области
к Федеральному государственному казенному учреждению "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области"
о взыскании 146 293,20 руб.
УСТАНОВИЛ:
Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области" (далее - учреждение, ФКУ ПУ ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО) платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год в сумме 146 293,20 руб.
Решением суда от 01.03.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, учреждение обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного акта, просило его отменить.
В обоснование жалобы, приводит доводы о том, что учреждению с целью расчета платы без повышающего коэффициента необходимо было подтвердить факт того, что в 2017 году оно осуществило обращение с отходами в рамках установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что сделано не было.
Кроме того ссылается на письмо от 13.09.2018, которым ФКУ ПУ ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО подтвердило намерение оплатить сумму, указанную в ранее выставленном требовании управлением требовании.
Учреждение в отзыве отклонило позиция апеллянта, считая, судебный акт законным и обоснованным.
В ходе судебного разбирательства все доводы и требования поддержаны представителями участников спора в полном объеме.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом отзыва, заслушав пояснения участников процесса, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что ПУ ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО, являясь плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, 27.06.2018 представило в управление уточненную декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год.
В соответствии с данным уточнением размер платы, подлежащей уплате в бюджет, исчислен в размере 121 201,14 руб. (плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух 39 357,61 руб., плата за размещение отходов 81 843,53 руб.).
По результатам проверки указанной декларации, управлением доначислена плата за размещение отходов производства и потребления за 2017 год с применением пятикратного повышающего коэффициента в сумме 327 374,07 руб. С учетом произведенных доначислений и оплат задолженность учреждения по плате за негативное воздействие на окружающую среду согласно расчету управления составила 146 293,20 руб.
30.08.2018 учреждению направлено требование о погашении задолженности в течение 10 календарных дней со дня получения требования.
Неисполнение данного требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку в спорный период учреждение имело разрешения на размещение отходов и утвержденные нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, а также представило в материалы дела доказательства, подтверждающие факт передачи хозяйствующему субъекту отходов для их размещения, что исключает применение к ответчику пятикратного повышающего коэффициента.
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
На основании части 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2).
В силу статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5 Определения от 10.12.2002 N 284-О разъяснил, что по смыслу статьи 16 Закона об охране окружающей среды платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п.
Плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
На основании пункта 4 указанной статьи ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 13 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).
Согласно статье 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255).
Пунктом 12 Правил N 255 установлено, что при отсутствии действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 настоящих Правил N 255, то есть с применением пятикратного коэффициента.
Как следует из материалов дела, управлением выданы следующие решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение:
- от 13.06.2013 N 68 пограничной заставе город Биробиджан лимит на размещение установлен с 13.06.2013 по 12.06.2018;
- от 13.06.2013 N 69 пограничной заставе село Ленинское лимит на размещение установлен с 13.06.2013 по 12.06.2018;
- от 14.06.2013 N 70 пограничной заставе местечко Островное лимит на размещение установлен с 14.06.2013 по 13.06.2018;
- от 14.06.2013 N 71 пограничной заставе село Воскресеновка лимит на размещение установлен с 14.06.2013 по 13.06.2018;
- от 14.06.2013 N 72 пограничной заставе село Верхнеспасское лимит на размещение установлен с 14.06.2013 по 13.06.2018;
- от 14.06.2013 N 73 пограничной заставе село Венцелево лимит на размещение установлен с 14.06.2013 по 13.06.2018;
- от 05.08.2013 N 92 пограничной заставе село Башурово лимит на размещение установлен с 05.08.2013 по 04.08.2018;
- от 07.08.2013 N 93 пограничной заставе село Пашково лимит на размещение установлен с 07.08.2013 по 06.08.2018;
- от 07.08.2013 N 94 пограничной заставе село Кукелево лимит на размещение установлен с 07.08.2013 по 06.08.2018;
- от 12.08.2013 N 95 пограничной заставе село Головино лимит на размещение установлен с 07.08.2013 по 06.08.2018;
- от 14.08.2013 N 96 пограничной заставе местечко Петровское лимит на размещение установлен с 14.08.2013 по 13.08.2018;
- от 17.08.2013 N 115 пограничной заставе село Благословенное лимит на размещение установлен с 17.08.2013 по 16.08.2018.
- от 20.08.2013 N 100 пограничной заставе село Союзное лимит на размещение установлен с 20.08.2013 по 19.08.2018;
- от 21.08.2013 N 101 пограничной заставе село Пузино лимит на размещение установлен с 21.08.2013 по 20.08.2018;
- от 21.08.2013 N 102 пограничной заставе местечко Помпеевка лимит на размещение установлен с 21.08.2013 по 20.08.2018;
- от 21.08.2013 N 103 пограничной заставе село Доброе лимит на размещение установлен с 21.08.2013 по 20.08.2018;
- от 22.08.2013 N 104 пограничной заставе село Дежнево лимит на размещение установлен с 22.08.2013 по 21.08.2018;
- от 23.08.2013 N 105 пограничной заставе местечко Забеловское лимит на размещение установлен с 23.08.2013 по 22.08.2018;
- от 18.09.2013 N 116 пограничной заставе село Екатерино-Никольское лимит на размещение установлен с 19.09.2013 по 17.09.2018;
- от 19.09.2013 N 117 пограничной заставе село Амурзет на размещение установлен с 19.09.2013 по 18.09.2018;
- от 19.09.2013 N 118 пограничной заставе местечко Дичун на размещение установлен с 19.09.2013 по 18.09.2018;
- от 19.09.2013 N 119 пограничной заставе с.Радде лимит на размещение установлен с 19.09.2013 по 18.09.2018.
Согласно декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год, ПУ ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области размещено 123, 407 тонн отходов IV класса опасности.
Поскольку учреждением не представлены документы, подтверждающие факт передачи отходов на размещение хозяйствующему субъекту, указанному в документах об утверждении нормативов образования отходов и лимитах на их размещение, управление, руководствуясь пунктом 12 Правил N 255 применило при расчете платы за размещение отходов коэффициент равный 5.
Вместе с тем, Законом N 7-ФЗ, Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50, не предусмотрена обязанность природопользователя производить расчет платы за размещение отходов с применением повышающего коэффициента при наличии утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и при непредставлении документов, подтверждающих факт передачи отходов на размещение хозяйствующему субъекту.
Согласно представленного управлением расчета, учреждение за спорный период внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год в размере 302 282,01 руб.., из них 169 975 руб. 15 коп. - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, 132 306 руб. 86 коп., плата за размещение отходов.
Кроме того, в материалы настоящего дела учреждением представлены в доказательства, подтверждающие факт передачи хозяйствующим субъектам отходов для их размещения в пределах утвержденных нормативов (л.д.115-132 т.2, л.д.2-18 т.3).
С учетом изложенного апелляционная коллегия соглашается с выводом первой инстанции о том, что поскольку в спорный период учреждение имело разрешения на размещение отходов и фактически их осуществило без превышения, то применение к нему пятикратного повышающего коэффициента исключено.
Довод управления, что документы были представлены лишь в арбитражный суд, а не уполномоченному органу, не принимается во внимание, поскольку это не влияет на незаконность требования заявителя по делу с учетом установленных обстоятельств по настоящему делу.
Ссылка апеллянта на письмо от 13.09.2018, которым ФКУ ПУ ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО подтвердило намерение оплатить сумму, указанную в ранее выставленном требовании управлением требовании, также отклоняется ввиду ошибочности изложенной информации и подписано неуполномоченным лицом.
При изложенных выше обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 01.03.2019 по делу N А73-19092/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.