Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 сентября 2019 г. N Ф07-9671/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
16 мая 2019 г. |
Дело N А56-100574/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: Бойко К.Б.,
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Дроздова Е.А., по доверенности от 01.01.2019;
от 3-их лиц: 1. Телухина М.И., по доверенности от 20.11.2018;
2. не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
к публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания -1"
3-и лица: 1. Публичное акционерное общество "Ленэнерго"
2. Министерство экономического развития РФ
о взыскании 17 087 709 рублей 67 копеек,
установил:
публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о взыскании с публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее - Компания) 11 317 856 рублей 53 копеек задолженности и 6 689 778 рублей 93 копеек неустойки с последующим начислением по дату фактического исполнения обязанности по оплате задолженности.
Решением от 26.12.2018 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в иске отказал.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда от 26.12.2018 отменить, иск удовлетворить в связи с тем, что ПАО "ТГК-1" является потребителем услуг по передаче электроэнергии оказываемых обществом по договору от 02.05.2006 N 4119. С 1 января 2015 года в расчетах между сторонами подлежит применению среднеарифметическая величина фактически потребленной мощности и величина отпуска электрической энергии из сети исполнителя в сеть заказчика в сальдированном выражении, определяемом в киловатт-часах вне зависимости от того, что указанные изменения не внесены в договор. Поскольку ПАО "ТГК-1" является производителем электрической энергии нормативные потери, возникающие при передаче электрической энергии по сети ПАО "ФСК", ответчиком не оплачиваются (пункт 52 Правил N 861). Податель жалобы указывает, что оплачиваемая мощность (по ставке, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, двухставочной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии), определялась истцом для расчетов с ответчиком в период, начиная с января 2015 года по декабрь 2017 года в соответствии с абзацем 10 пункта 15(1) Правил N 861 как среднее арифметическое значение из максимальных значений в каждые рабочие сутки расчетного периода из суммарных по всем точкам поставки, относящимся к энергопринимающему устройству (совокупности энергопринимающих устройств) потребителя электрической энергии (мощности) почасовых объемов потребления электрической энергии в установленные системным оператором плановые часы пиковой нагрузки. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что обязанность по безвозмездной поставке электроэнергии из Российской Федерации в Финляндию в соответствии с Соглашением между Правительством Финляндской Республики и Правительством СССР об энергетическом использовании ограниченного гидроэлектростанцией Иматра и Светогорской гидроэлектростанцией отрезка реки Вуокса от 12 июля 1972 года была возложена на ПАО "ФСК ЕЭС" Правительством Российской Федерации, либо иным уполномоченным на то государственным органом. Договор N 4119 от 02.05.2006 заключенный между ПАО "ФСК ЕЭС" и ПАО "ТГК-1" не предусматривает алгоритмы определения среднеарифметической фактической мощности путем вычитания из согласованных величин каких-либо объемов, и необходимости при расчете стоимости услуг по передаче электрической энергии для ПАО "ТГК-1" вычитать мощность поставляемую последним по каким-либо контрактам, заключенным между ОАО "ТГК-1" и АО "Fortum Power and Heat Oy", Финляндия. Доказательство того, что ПАО "ФСК ЕЭС" приняло на себя обязательства самостоятельно и за свой счет оказывать услуги по передаче э/э по договору N 4119 от 02.05.2006 в интересах ПАО "ТГК-1" в материалах дела отсутствуют.
Определением от 18.03.2019 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции и привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика: публичное акционерное общество "Ленэнерго" и Министерство экономического развития Российской Федерации.
Министерство экономического развития Российской Федерации в отзыве пояснило, что Российская Федерация как правопреемник СССР несет обязательство перед Финляндской Республикой по безвозмездной поставке компенсационной электроэнергии в объёме 19,9 млн. кВт-ч в год. ПАО "ТГК-1" заинтересовано в поставке компенсационной электроэнергии и должно оплатить её передачу, что не противоречит условиям Соглашения.
Представитель ПАО "Ленэнерго" пояснил, что ПАО не является правопреемником по обязательству поставки компенсационной электроэнергии указанного в Соглашении государственного предприятия Ленэнерго.
Из материалов дела следует, что Общество является организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, а Компания производителем электрической и тепловой энергии и потребителем услуг по передаче электроэнергии, энергопринимающие устройства которого имеют технологическое присоединение к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети электросетевого хозяйства Общества.
Между Обществом и Компанией заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 02.05.2006 N 4119, в соответствии с которым исполнитель оказывает услуги по передаче электрической энергии по ЛЭП 110 кВ Иматра - 1 от опоры N 1 ГЭС XI до опоры N 8 (Госграница Российской Федерации) (линии электропередачи общей протяженностью 1,76 км), входящей в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, включая перемещение электрической энергии через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с условиями контракта заказчика третьими лицами, а заказчик оплачивает оказанные услуги.
Общество направило Компании акты об оказании услуг по передаче электрической энергии по договору от 02.05.2006 N 4119 за период с января 2015 года по декабрь 2017 года.
Акты подписаны Компанией с разногласиями на сумму 11 317 856 рублей 53 копейки за вычетом из расчета величины среднеарифметической фактической мощности передачи по линии ВЛ 110 кВ "ГЭС 11 - Иматра" мощности по компенсационному контракту от 27.09.2005 N 4370, заключенному в соответствии с Межправительственным соглашением от 12.07.1972, заключенному Компанией с "Fortum Power and Heat Oy".
Компания оплатила только неоспариваемую часть стоимости услуг по передаче электрической энергии.
Посчитав, что у ПАО "ТГК-1" возникла обязанность по оплате услуг по передаче по линии электропередачи Лим-1 в объеме компенсационных поставок, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд в иске отказал. Решение суда обжаловано. Дело рассмотрено апелляционным судом по правилам, предусмотренным для рассмотрения дел судом первой инстанции.
В силу пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 2, подпункта "а" пункта 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг, при исполнении которого сетевая организация обязана обеспечить передачу электроэнергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор).
В целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии, в соответствии с разделом III настоящих Правил (пункт 8 Правил N 861)
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Апелляционным судом установлено, что ПАО "ТГК-1" не оспаривает порядок расчетов по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети N 4119 от 02.05.2006.
ПАО "ТГК-1" не согласно с объемом оказанных по договору услуг, рассчитанным ПАО "ФСК ЕЭС", так как в соответствии с пунктом 1.1 договора, его условия распространяется только на электроэнергию, поставляемую ответчиком по коммерческому контракту, заключенному Fortum Power and Heat Oy.
В соответствии с условиями договора N 4119 от 02.05.2006 Общество оказывает Компании услуги по передаче, в том числе, по линии электропередачи Лим-1 (110 кВ), принадлежащей ПАО "ФСК ЕЭС", от ГЭС-11 ПАО "ТГК-1" до государственной границы РФ (пункт 1.1 договора). Услуги по передаче оказываются ПАО "ТГК-1" только в части электроэнергии, поставляемой Компанией по коммерческому контракту финской компании - Fortum Power and Heat Oy.
Между ПАО "ТГК-1" и Fortum Power and Heat Oy заключен контракт от 27.09.2005 N 4370, в соответствии с условиями которого генерирующая компания как управляющая организация Светогорской гидроэлектростанции (ГЭС-11), передает, а Получатель (Fortum Power and Heat Oy) принимает в порядке компенсации потерь Получателя электроэнергию, ежегодно в объеме 19,9 млн. кВтч с 01.10.2005 в соответствии с Соглашением между Правительством Финляндской Республики и Правительством Союза Советских Социалистических Республик об энергетическом использовании ограниченного гидроэлектростанцией Иматра и Светогорской гидроэлектростанцией отрезка реки Вуокса от 12 июля 1972 года, действие которого подтверждено Протоколом между Правительством Финляндской Республики и Правительством Российской Федерации от 11 июля 1992.
Соглашением обязанность по компенсации ущерба возложена на ПАО "Ленэнерго" как на организацию, которая занималась управлением Светогорской ГЭС (пункт 2 статьи 4 Соглашения).
Указанное соглашение является международным, попадающим под сферу применения Венской Конвенции о праве международных договоров от 23.05.1969 и ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" от 15.07.1995 N 101-ФЗ.
Разногласия по указанному соглашению разрешаются соответствующими министерствами двух государств, совместной комиссией по использованию пограничных водных систем или дипломатическим путем.
Правомерность осуществления компенсационных поставок на основании указанного Соглашения было предметом рассмотрения по делу N А56-3997/99 и N А56-12371/02 в отношении правопредшественника ПАО "ТГК-1" в части владения Светогорской ГЭС-ПАО "Ленэнерго".
ПАО "ТГК-1" является правопреемником ПАО "Ленэнерго" в части управления (владения) Светогорской ГЭС, а ПАО "ФСК ЕЭС" является правопреемником ПАО "Ленэнерго" в части управления (владения) воздушной линией электропередачи ЛЭП 110 кВ Иматра-1 (Лим-1) от опоры N 1 ГЭС-11 до опоры N 8 (Государственная граница РФ) в направление ГЭС Иматра (Финляндская Республика).
Правомерность распределения обязанностей по поставке компенсационной электроэнергии между ПАО "ТГК-1" и ПАО "ФСКЕЭС" подтверждена письмами Минэкономразвития России от 23.10.2006 N Д07-1762) и Министерства иностранных дел РФ от 20.06.2006 N 6015/2 ед и от 04.12.2006 N 9734/2 ед.
Судом установлено, что электроэнергия по контракту N 4370 от 27.09.2005 передается с шин Светогорской ГЭС (ГЭС-11) по ЛЭП 110 кВ Лим-1.
Передача электроэнергии, поставляемой по контракту, осуществляется ПАО "ФСК ЕЭС" на основании Соглашения от 17.11.2006 заключенного между ПАО "ФСК ЕЭС" и Fortum Power and Heat Oy.
В соответствии с Соглашением в целях обеспечения выполнения Соглашения между Правительством Финляндской Республики и Правительством Союза Советских Социалистических Республик об энергетическом использовании ограниченного гидроэлектростанцией Иматра и Светогорской гидроэлектростанцией отрезка реки Вуокса от 12 июля 1972 года (далее - Межправительственное соглашение):
- стороны организуют перемещение электроэнергии в рамках выполнения Межправительственного соглашения;
- перемещение электроэнергии осуществляется по воздушной линии электропередачи ЛЭП ПО кВ Иматра-1 (Лим-1) от опоры N 1 ГЭС-11 до опоры N 8 (Государственная граница РФ) - ГЭС Иматра (Финляндская Республика), на основе контрактов, заключенных хозяйствующими субъектами Сторон во исполнение Межправительственного соглашения.
Таким образом, передача электроэнергии по линии электропередачи Лим-1 в части компенсационных поставок в размере 19,9 кВтч в год осуществляется ПАО "ФСК ЕЭС" за свой счет во исполнение Межправительственного соглашения.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств, что ПАО "ТГК-1" обязано оплачивать услуги по передаче по линии электропередачи Лим-1 в объеме компенсационных поставок истец не представил.
Согласно письменной позиции ПАО "ТГК-1" представленной в материалы дела, ПАО "Ленэнерго" как правопреемник имеет возможность извлечения прибыли за счет дополнительной выработки Светогорской ГЭС, а ПАО "ФСК ЕЭС", также являющееся правопреемником ПАО "Ленэнерго", имеет возможность извлечения дополнительной прибыли за счет увеличения объема услуг по передаче дополнительно выработанной на Светоргорской ГЭС электроэнергии, поставляемой ПАО "ТГК-1" на экспорт по коммерческому контракту (услуги по передаче по которому оплачиваются по договору N 4119 от 02.05.2006, заключенному между ПАО "ТГК-1" и ПАО "ФСК ЕЭС"). Таким образом, и ПАО "ТГК-1", и ПАО "ФСК ЕЭС" являются правопреемниками ПАО "Ленэнерго" в части исполнения межправительственного соглашения. Однако данное обстоятельство должно быть отражено в Соглашении между Правительством Финляндской Республики и Правительством СССР об энергетическом использовании ограниченного гидроэлектростанцией Иматра и Светогорской гидроэлектростанцией отрезка реки Вуокса от 12 июля 1972 года. До внесения соответствующего изменения в Соглашение ПАО "ТГК-1" и ПАО "ФСК ЕЭС" формально не несут ответственности за исполнение соглашения. Такую ответственность должна нести сторона Соглашения, на которую возложено урегулирование вопросов определения обязанных к поставке лиц.
Суд апелляционной инстанции также отмечает некорректность отзыва Минэкономразвития РФ в части указания на безвозмездность поставки компенсационной электроэнергии, поскольку условие о безвозмездности в Соглашении отсутствует.
В период с 2006 года, с момента передачи линии электропередачи Лим-1 на баланс ПАО "ФСК ЕЭС", до 2018 года, ПАО "ФСК ЕЭС" не обращалось к ПАО "ТГК-1" с требованием об оплате услуг по передаче компенсационных поставок.
До 2018 года ПАО "ФСК ЕЭС" самостоятельно и за свой счет оказывало услуги по передаче электроэнергии в части компенсационных поставок.
До 2005 года поставка компенсационной электроэнергии осуществлялась ПАО "Ленэнерго", владевшего до 2005 года ГЭС-11 и Лим-1.
Поскольку иск заявлен в отношении стоимости услуг по передаче компенсационной электроэнергии, обязательство по оплате которых у ПАО "ТГК-1" отсутствует, основания для удовлетворения исковых требований истца отсутствуют.
Руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2018 по делу N А56-100574/2018 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.