г. Владимир |
|
06 мая 2019 г. |
Дело N А79-10614/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2019 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мальковой Д.Г., судей Александровой О.Ю., Наумовой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусейновой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 06.02.2019 по делу N А79-10614/2018, принятое судьей Каргиной Н.А. по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике (ОГРН 1042128015841, ИНН 2128055984) к обществу с ограниченной ответственностью "СМУ-115" (ОГРН 1152130000131, ИНН 2130148474) о взыскании 238 633 руб. 44 коп.,
при участии в судебном заседании представителей ООО "СМУ-115" - Поташкина Н.А. по доверенности от 22.04.2019 (сроком до 31.07.2019), Никифоровой Н.И. по доверенности от 02.07.2018 (сроком на 1 год),
установил,
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "СМУ-115" (далее - ответчик, ООО "СМУ-115", Общество) о взыскании долга по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в общей сумме 238 633 руб. 44 коп., а именно за 2 квартал 2015 года - 5496 руб. 19 коп.), за 3 квартал 2015 года - 49 074 руб. 70 коп., за 4 квартал 2015 года - 184 062 руб. 55 коп.
Решением от 06.02.2019 Арбитражный суд Чувашской Республики в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование своих возражений относительно принятого по делу решения заявитель в апелляционной жалобе указал, что Обществом в адрес Управления были предоставлены недостоверные сведения относительно массы отходов, размещенных на полигоне в 2015 году, (222,07 тн не было отражено). Так, в отчетности по размещению отходов за 2015 год, которая была своевременно представлена в Минрироды Чувашии, то есть до 01.02.2016, была указана масса отходов - 7,66 тн, которая может считаться лимитированной. Соответственно в отношении остального размера отходов, отраженного ответчиком в корректирующем отчете (с нарушением сроков его предоставления), при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду должен применяться пятикратный повышающий коэффициент за сверхлимитное загрязнение окружающей среды.
Представители ответчика в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу возразили против доводов Управления, просили решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Обществом поквартально в Управление представлялись расчеты платы за НВОС за 2015 год.
07.12.2016 ООО "СМУ-115" в адрес Управления представило корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3, 4 кварталы 2015 года.
В ходе проверки правильности исчисления платы Управлением доначислена плата по разделу 4 "Размещение отходов производства и потребления" в сумме 5623 руб. 99 коп. за 2 квартал 2015 года, 49 339 руб. 43 коп. за 3 квартал 2015 года, 184 455 руб. 08 коп. за 4 квартал 2015 года.
В адрес Общества было направлено требование о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения Управления в суд с настоящим заявлением, о взыскании 238 633 руб. 44 коп. задолженности платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3, 4 кварталы 2015 года.
При разрешении настоящего спора суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу пункта 2 статьи 16 Закон об охране окружающей среды размещение отходов производства и потребления отнесено к видам негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В статье 16 Закона об охране окружающей среды определено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации утвержден (далее - Порядок N 632),
Данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (пункт 1 Порядка N 632).
Согласно пункту 4 Порядка N 632 плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (пункт 5 Порядка N 632).
Пунктом 6 Порядка N 632 определено, что при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (далее - Порядок N 30), который предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с Порядком N 30 субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы (пункт 3).
Отчетный период составляет один календарный год (пункт 4).
Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом (пункт 5).
Отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй вместе с электронной версией отчетности на магнитном носителе представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора (пункт 6).
Отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов (пункт 7).
В соответствии с абзацем 6 письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.01.2010 N 05-12-29/360 "Об установлении лимитов на размещение отходов субъектам малого и среднего предпринимательства" для субъектов малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, при своевременном представлении отчетности о фактическом образовании отходов и их удалении экологически безопасным способом плата за загрязнение окружающей среды будет определяться без учета пятикратного повышающего коэффициента.
По представленным в дело документам суд первой инстанции верно установил, что указанную обязанность Общество исполняет.
После представления отчетности от Управления не поступали сообщения, извещения либо уведомления о выявлении неточностей, ошибок или неполноты сведений, содержащихся в отчетности.
В соответствии с пунктом 2 Порядка разработки и утверждения лимитов, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (пункт 1); проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства); субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке (пункт 3).
Из указанных норм следует, что размещение отходов субъектами малого и среднего предпринимательства изначально не лимитируется уполномоченным органом, поэтому масса произведенных ими отходов не может учитываться как сверхлимитная.
Таким образом, лимитами на размещение отходов за прошедший год является количество отходов, фактически направленных на размещение в соответствии с отчетностью, предоставленной в текущем году, а плата за текущий год с субъектов среднего предпринимательства взимается по факту без пятикратного коэффициента (письмо Росприроднадзора от 01.07.2013 N ВК-06-01-36/9256 "О недопустимости применения повышающего коэффициента к расчетам платы за размещение отходов субъектов малого и среднего предпринимательства).
Как справедливо отмечено в обжалуемом решении, применяя установленный порядок определения платы за размещение отходов, Управление не приняло во внимание, что в данном случае Общество представило соответствующие отчеты как субъект малого предпринимательства. Так как в результате его хозяйственной деятельности образуются отходы производства и потребления, оно обязано предоставить отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в уведомительном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществом в Управление на рассмотрение направлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3, 4 кварталы 2015 года. Соответствующие платежи за негативное воздействие на окружающую среду Обществом вносились.
Впоследствии Общество представило в Управление корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3, 4, кварталы 2015 года в связи с неточностью в ранее представленных сведениях об объемах размещения отходов, и произвело доплату с учетом скорректированных показателей.
Поскольку по смыслу норм действующего законодательства представление отчетности носит уведомительный характер и в случае выявления в отчете каких-либо несоответствий, плата может быть начислена только за период, в котором выявлены ошибки и неточности, суд пришел к верному выводу о том, что требование Управления об оплате задолженности, начисленной в пятикратном размере платы за негативное воздействие на окружающую среду, является неправомерным, в связи с чем в удовлетворении иска истцу отказано на законных основаниях.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции.
Доводы и аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении жалобы не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 06.02.2019 по делу N А79-10614/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Д.Г. Малькова |
Судьи |
Е.Н. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.