г. Тула |
|
16 мая 2019 г. |
Дело N А09-140/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2019 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., в отсутствие лиц, участвующих в деле, рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Унечском муниципальном районе Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 15.03.2019 по делу N А09-140/2019, принятое в порядке упрощенного производства по исковому заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Унечском муниципальном районе Брянской области (Брянская область, г. Унеча, ОГРН 1023201042006, ИНН 3201007714) к муниципальному общеобразовательному учреждению - средняя общеобразовательная школа села Староселье Унечского района Брянской области (Брянская область, Унечский район, с. Староселье, ОГРН 1023201041566, ИНН 3231006372) о взыскании 7 405 руб. 08 коп. финансовых санкций за непредставление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за 2015-2016 гг.;
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Унечском муниципальном районе Брянской области (далее - УПФР) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к муниципальному общеобразовательному учреждению - средняя общеобразовательная школа села Староселье Унечского района Брянской области (далее - учреждение) о взыскании 7 405 руб. 08 коп. финансовых санкций за непредставление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за 2015-2016 гг.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 15.03.2019 в удовлетворении заявления УПФР было отказано, поскольку компенсации педагогическим работникам, работающим в сельской местности, но проживающим в городе, расходов по оплате жилых помещений, отопления и освещения носят социальный характер и не являются выплатами в рамках трудовых отношений, а, следовательно, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, УПФР обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой указывает, что решение вынесено с нарушением норм материального права, единообразия в толковании и применении арбитражными судами правовых норм, судом не приняты во внимание возражения УПФР, не дана надлежащая оценка доказательствам.
Учреждение в отзыве на жалобу указало, что, не осуществляя отчисления в УПФР с компенсаций педагогическим работникам, работающим в сельской местности, но проживающим в городе, расходов по оплате жилых помещений, отопления и освещения, действовало в рамках правового поля и не могло действовать иначе, так как в противном случае действия учреждения входили бы в противоречие с действующим законодательством.
Проверив в порядке, установленном ст.ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, УПФР в отношении учреждения проведена выездная проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2015 по 31.12.2016.
По результатам проверки УПФР составлен акт выездной проверки от 27.04.2018 N 042V10180000476 и принято решение от 01.06.2018 N 4 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым учреждению предложено уплатить 7 405 руб. 08 коп. финансовых санкций за непредставление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за 2015-2016 гг. в результате занижения базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование по застрахованному лицу Шкарановой А.М. на сумму 16 800 руб., что привело к занижению страховых взносов на ОПС и ОМС в сумме 4 552 руб. 80 коп.
На основании данного решения учреждению выставлено требование N 4 от 27.06.2018 об уплате 7 405 руб. 08 коп. финансовых санкций.
Проверив в порядке апелляционного производства оспариваемый судебный акт, правильность применения норм материального и норм процессуального права, а также соответствие выводов суда области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного Закона.
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), действовавший в проверяемый период, регулировал отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (ст. 1).
Положениями ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ определены объекты обложения соответствующими страховыми взносами.
Так, согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
В ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определено, что трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
На основании ст. 57 ТК РФ по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Не включение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.
ТК РФ предусмотрено два вида выплат работникам: заработная плата (ст. 129 ТК РФ) и компенсации (гл.гл. 24-28 ТК РФ).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Законодатель выделяет два вида компенсационных выплат: компенсации, связанные с особыми условиями труда и, согласно ст. 129 ТК РФ, являющиеся элементами оплаты труда; компенсации, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Согласно ст.164 ТК РФ компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.
Перечень гарантий и компенсаций, предусмотренный ст.165 ТК РФ, не является закрытым. В указанной статье закреплено, что при предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинения работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами трудовым договором.
В силу ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками, в том числе на основании трудового договора, не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Выплаты социального характера, хоть и основанные на локальном нормативном акте, но не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд) независимо от закрепления их в трудовом договоре.
В рассматриваемом случае компенсации педагогическим работникам, работающим в сельской местности, но проживающим в городе, расходов по оплате жилых помещений, отопления и освещения носят социальный характер и не являются выплатами в рамках трудовых отношений, а, следовательно, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что УПФР неправомерно заявлено требование о взыскании с учреждения 7 405 руб. 08 коп. финансовых санкций за непредставление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за 2015-2016 гг.
В соответствии с пп. "б" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения.
Согласно Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2); в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55); защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, являются предметами совместного ведения РФ (п.п. "б", "ж" ч. 1 ст. 72).
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией РФ как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов РФ. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Реализация субъектами РФ полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Такие законы и подзаконные акты, согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.
В соответствии с пп. "е", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и ее субъектов находятся общие вопросы образования, жилищное законодательство.
Согласно ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.
В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 16 Закона Брянской области от 08.08.2013 N 62-З "Об образовании в Брянской области" педагогические работники образовательных организаций, работающие в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, но проживающие в городах на территории Брянской области и получавшие льготы по оплате жилья и коммунальных услуг до 01.01.2005, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения указанной категории педагогических работников образовательных организаций Брянской области, муниципальных образовательных организаций Брянской области устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Брянской области и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.
Во исполнение предоставленных полномочий Правительством Брянской области 19.05.2014 принято постановление N 207-п "Об установлении размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления, и освещения отдельным категориям педагогических работников образовательных организаций Брянской области, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется из областного и местного бюджетов" (вступило в силу с момента его официального опубликования в информационном бюллетене "Официальная Брянщина" 28.05.2014 и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2014, п. 5 Постановления).
В силу п. 2 названного Постановления педагогическим работникам образовательных организаций, работающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, но проживающим в городах на территории Брянской области, и получавшим льготы по оплате жилья и коммунальных услуг до 1 января 2005 года, установлена ежемесячная компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 700 руб.
Вступившим в законную силу решением Брянского областного суда от 19.06.2015 N 3-14/2015 прокурору Брянской области было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими п.п. 1 и 2 постановления Правительства Брянской области от 19.05.2014 N 207-п, п. 1 Положения о порядке и условиях предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения отдельным категориям педагогических работников образовательных организаций Брянской области, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется из областного и местных бюджетов, утвержденного указанным Постановлением. При этом суд пришел к выводу о том, что оспариваемое Постановление и утвержденное им Положение приняты в пределах компетенции Правительства Брянской области.
Как следует из материалов дела, спорные выплаты произведены заявителем на основании указанного выше Постановления от 19.05.2014 N 207-п и являются расходными обязательствами субъекта РФ.
Данные выплаты не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы (условий, отклоняющихся от нормальных), не являются поощрительными и стимулирующими выплатами, а также оплатой труда работников (вознаграждением за труд).
Доказательств, подтверждающих, что спорные выплаты зависели от выполнения работниками трудовой функции, УПФР вопреки требованиям ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ, в материалы дела не представило.
При таких обстоятельствах требование УПФР о взыскании с учреждения 7 405 руб. 08 коп. финансовых санкций за непредставление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за 2015-2016 гг. является неправомерным также ввиду противоречия пп. "б" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, согласно которому не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг.
Довод апеллянта относительно непредставления заявителем документов, подтверждающих получение сотрудниками льгот по оплате жилья и коммунальных услуг до 01.01.2005, отклоняется коллегией, как не имеющий правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку правомерность предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения указанным сотрудникам не входит в предмет доказывания по делу.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, в связи с чем довод УПФР о том, что учреждением представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах за 2015-2016 гг., несостоятелен. При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
Согласно пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 15.03.2019 по делу N А09-140/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Судья |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.