город Ростов-на-Дону |
|
17 мая 2019 г. |
дело N А53-19015/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя заявителя Волгина Д.В. по доверенности от 13.11.2018, заинтересованного лица Колесникова А.А. по доверенности от 26.06.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.03.2019 по делу N А53-19015/2017 (Пипник Т.Д.) по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражного суда Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконными решения об отказе в государственной регистрации внесения изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о погашении регистрационной записи о праве собственности на комплекс служебно-технических зданий станция Первомайская и регистрации права собственности на здания пункта технического обслуживания, литер 1, площадью 284,5 кв.м. расположенное по адресу: Ростовская область, г.Ростов-на-Дону, Железнодорожный район, станция Первомайская,9 км ТК7, и поста электрической централизации, литер 2, площадью 705 кв.м., расположенное по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный район, станция Первомайская, 9 км ПК6,- оформленные сообщениями от 27 марта 2017 г. N 61/0011053/2016-233, N 61/001/053/2016-229, N61/001/053/2016-228.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.06.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2018 по делу N А53-19015/2017 заявление общества удовлетворены.
Постановлением суда кассационной инстанции от 20.11.2018 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01.03.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что общество документально подтвердило отсутствие необходимости представлять разрешение на ввод в эксплуатацию объекта, а управление не обосновало истребование документов надлежащими доказательствами и ссылками на нормы права. Требование управления о представлении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, проектной документации объекта, разрешения на строительство, является необоснованным.
Заинтересованное лицо с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в возражении, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва управления, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит комплекс служебно-технических зданий станции Первомайская, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный р-н, станция Первомайская, 9 км ПК6-ПК7 (свидетельство о государственной регистрации права серия 61 АА N 698932 от 19 марта 2004 г.)
Согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости в данный комплекс входят следующие объекты:
- здание пункта технического обслуживания, литер 1, площадью 250 кв. м расположенное по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный район, станция Первомайская,9 км ПК7;
- пост электрической централизации, литер 2, площадью 18 кв. м., расположенное по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный район, станция Первомайская, 9 км ПК6.
В соответствии с распоряжением Северо-Кавказской железной дороги от 20 октября 2016 года N СКАВ-856/р проводилась работа по погашению регистрационной записи о праве собственности в связи с расформированием комплекса служебно-технических зданий станции Первомайская и о государственной регистрации права собственности на образованные в результате расформирования объекты недвижимого имущества.
Согласно техническому паспорту от 22 июля 2012 г. общая площадь пункта технического обслуживания, литер 1, по внутреннему обмеру составляет 284,5 кв. м, площадь по наружному обмеру 359, 1 кв. м, год завершения строительства здания 1988.
Согласно техническому паспорту от 20 июня 2013 г., общая площадь поста электрической централизации, литер 2, составляет 705 кв. м, год завершения строительства здания 1988.
В связи с расформированием имущественного комплекса, уточнением площади зданий, в целях приведения в соответствие правоустанавливающих документов, ОАО "РЖД" заключен договор с МП "Бюро технической инвентаризации" города Батайска на выполнение кадастровых работ по постановке указанных выше объектов недвижимости, на кадастровый учет и изготовление технических планов.
В соответствии с заключением кадастрового инженера в результате кадастровых работ в отношении здания пункта технического обслуживания, литер 1, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный район, станция Первомайская,9 км ПК7, выявлено, что объект выделен из комплекса служебно-технических зданий ст. Первомайская, с кадастровым номером 61:24:0000000:5681, состоящего из здания пункта технического обслуживания, литер 1, здания поста электрической централизации, литер 2. Адрес объекта учета не совпадает с адресом земельного участка, в границах которого он расположен. Адрес объекта учета: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный район, станция Первомайская,9 км ПК7.
В соответствии с заключением кадастрового инженера в результате кадастровых работ в отношении здания поста электрической централизации, литер 2, площадью 18 кв. м, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный район, станция Первомайская, 9 км ПК6, выявлено несоответствие общей площади указанной в свидетельстве о государственной регистрации права от 19 марта 2004 г. Согласно декларации об объекте недвижимого имущества общая площадь здания составляет 705,0 кв. м. Год завершения строительства здания 1988.
Согласно справке МП "БТИ" города Батайска от 29 ноября 2016 г. техническая инвентаризация комплекса служебно-технических зданий станции Первомайская, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный р-н, станция Первомайская, 9 км ПК6-ПК7 была проведена на основании Приказа государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 356 от 19 сентября 2003 г., с визуальным обследованием объекта, без проведения замеров и проверки правильности предоставленной ОАО "РЖД" информации по площадям объекта. В связи с этим 20 июня 2013 г. при проведении новой инвентаризации недвижимого имущества - поста электрической централизации, лит2, входящего в состав выше указанного комплекса, была выявлена внесенная ранее ошибочная информация о площади объекта.
Площадь поста электрической централизации, лит. 2, составляла 18 кв. м. При инвентаризации объекта 20 июня 2013 г. установлено, что площадь поста электрической централизации, лит. 2, составляет 705 кв. м.
Кадастровые паспорта выданы филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области 15 сентября 2016 г. N 61/001/16-934278 на объект здание пункт технического обслуживания, литер 1, кадастровый номер 61:44:0074001:152, и 7 октября 2013 г. N 61/001/13-716819 на объект здание поста электрической централизации, литер 2, кадастровый номер 61:44:0000000:156119.
Общество обратилось в с заявлениями от 15.11.2016 о погашении регистрационной записи о праве собственности на комплекс служебно-технических зданий станция Первомайская и регистрации права собственности на здания пункта технического обслуживания, литер 1, и поста электрической централизации, литер 2, приложив к указанным выше заявлениям все необходимые документы, предусмотренные требованиями статей 16 - 18 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 г.
N 122-ФЗ). К документам было приложено распоряжение о расформировании комплекса служебно-технических зданий станции Первомайская 20 октября 2016 года N СКАВ-856/р.
Однако управление сообщениями от 27.03.2017 N 61/001/053/2016-233, N 61/001/053/2016-229, N 61/001/053/2016-228 было отказано обществу во внесении изменений в запись ЕГРН: погашении регистрационной записи о праве собственности на комплекс служебно-технических зданий станция Первомайская и регистрации права собственности на здания пункта технического обслуживания, литер 1, и поста электрической централизации, литер 2, на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ - ввиду не устранения причин, приведенных в уведомлениях о приостановлении регистрационных действий, препятствующих осуществлению прекращения и регистрации права собственности: отсутствии сведений в ЕГРН о том, что нежилое здание КН/УН 61:44:0000000:156119, площадью 705 кв. м, расположенное по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный р-н, станция Первомайская, 9 км ПК6 образовано из комплекса служебно-технических зданий станции Первомайская КН/УН61:44:0000000:160554, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный р-н, станция Первомайская, 9 км ПК6-ПК7. Кроме того, имеются расхождения в значении основной характеристики образованных объектов указанной в правоустанавливающих документах и содержащихся в ЕГРН. Так, здание пункта технического обслуживания, литер I, КН/УН 61:44:0074001:152 имеет площадь 284,5 кв. м, а в соответствии с распоряжением о расформировании комплекса служебно-технических зданий станции Первомайская 20 октября 2016 г NСКАВ-856/р его площадь, составляет 250 кв. м. Нежилое здание КН/УН 61:44:0000000:156119 имеет площадь 705 кв. м, а в соответствии с распоряжением о расформировании комплекса служебно-технических зданий станции Первомайская 20 октября 2016 г NСКАВ-856/р его площадь составляет 18 кв. м. Каких-либо документов, свидетельствующих об изменении характеристик комплекса служебно-технических зданий станции Первомайская КН/УН61:44:0000000:160554, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Ростовна-Дону, Железнодорожный р-н, станция Первомайская, 9 км ПК6-ПК7 и входящих в его состав объектов представлено не было.
Полагая, что управление допустило незаконное уклонение от кадастрового учета и государственной регистрации права, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия закону оспариваемого решения, действий (бездействия), наличия у органа или лица соответствующих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действие (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных (иных) органов является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, может быть признан судом недействительным.
Таким образом, заявленное требование может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным ненормативным актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Действия управления по регистрации права собственности регламентированы нормами Федерального закона 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Закон N 218-ФЗ с государственной регистрацией связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
Согласно пунктом 1 статьи 2 Закона N 218-ФЗ правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской, Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, названный Закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии со статьей 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статьей 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В силу пункта 6 части 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется, в частности, в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
В силу пункта 4 части 2 статьи 15 Закона N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Закона N 218 государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению представителя лиц, указанных в частях 1 - 3 названной статьи, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
Из материалов дела видно, что в качестве документа основания для погашения права на комплекс служебно-технических зданий и регистрации права на образованные в результате расформирования объекты недвижимого имущества ОАО "РЖД" было представлено распоряжение о расформировании комплекса служебно-технических зданий станции Первомайская N СКАВ-856/Р от 20.10.2016, согласно которого в комплекс служебно-технических зданий станции Первомайская, КН/УН: 61:44:0000000:160554, расположенный по адресу: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный р-н, станция Первомайская, 9 км ПК6-ПК7 входят: здание пункта технического обслуживания литер 1, площадью 250 кв. м; пост электрической централизации литер 2, площадью 18 кв. м.
При проведении правовой экспертизы регистратором было установлено, что: образованное в результате выдела комплекса служебно-технических зданий станции Первомайская, КН/УН: 61:44:0000000:160554 здание пункта технического обслуживания литер 1, КН/УН: 61:44:0074001:152, имеет площадь 284,5 кв. м. Однако до выдела площадь литера 1 составляла 250 кв. м; сведения о том, что нежилое здание, КН/УН: 61:44:0000000:156119, площадью 705 кв. м, расположенное по адресу: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный р-н, станция Первомайская, 9 км ПК6 образовано из комплекса служебно-технических зданий станции Первомайская, КН/УН: 61:44:0000000:160554, расположенный по адресу: Ростовская обл., г. Ростов на-Дону, Железнодорожный р-н, станция Первомайская, 9 км ПК6-ПК7 в ЕГРН отсутствуют.
В связи с наличием сомнений в основаниях для государственной регистрации прав управлением в порядке статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация была приостановлена 21.11.2016 сроком до 20.12.2017. О причинах, препятствующих проведению государственной регистрации, заявителю было сообщено в уведомлениях о приостановлении государственной регистрации.
20.12.2017 государственная регистрация по трем заявлениям была приостановлена по инициативе заявителя сроком до 17.03.2017.
Вместе с тем, каких-либо документов, свидетельствующих об изменении характеристик комплекса служебно-технических зданий станции Первомайская, КН/УН: 61:44:0000000:160554, расположенного по адресу: Ростовская обл. г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный р-н, станция Первомайская, 9 км ПК6-ПК7 и входящих в его состав объектов представлено не было.
Поскольку требования государственного регистратора исполнены не были, ОАО "РЖД" было отказано во внесении изменений в запись ЕГРН: о погашении регистрационной записи о праве собственности на комплекс служебно-технических зданий станция Первомайская и регистрации права собственности на здания пункта технического обслуживания, литер 1, и поста электрической централизации, литер 2.
Так, согласно данным технического паспорта на комплекс служебно-технических зданий станции Первомайская N 60:419:001:001596340 от 10.12.2003, который был представлен на государственную регистрацию комплекса в 2004, комплекс состоял из двух литеров, этажность 1 - наземная, год постройки литер 1 - 1988, площадь 250 кв.м; литер 2 -1972, площадь 18 кв.м.
Однако, в 2013 на государственный кадастровый учет был поставлен объект - пост электрической централизации литер 2, площадью 705 кв. м, КН/УН: 61:44:0000000:156119, этажностью 3, год постройки - 1988.
Данные сведения подтверждаются кадастровым паспортом от 07.10.2013. Сведения об указанном объекте включены в ЕГРН на основании технического плана здания, сооружения, помещения либо объекта капитального строительства (поэтажный план) от 03.07.2013.
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на момент постановки спорного объекта на кадастровый учет) кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости предусмотренные Законом о кадастре сведения об объекте недвижимости.
Таким образом, у государственного регистратора возникли обоснованные препятствия в регистрации права собственности на здание площадью 705 кв. м, этажность 3, год постройки - 1988, которое сомнительным образом образовалось в результате выдела из одноэтажного комплекса, в составе которого на момент регистрации права собственности были два здания площадью 250 кв. м, год постройки 1988 и площадью 18 кв. м, год постройки 1972.
В связи с этим регистратор усмотрел признаки реконструкции комплекса служебно-технических зданий станции Первомайская.
Согласно статье 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство объектов капитального строительства должно осуществляться на основании разрешения на строительство.
Однако документы, подтверждающие законность реконструкции, заявителем в управление представлены не были.
Напротив, согласно письму Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону от 12.04.2018, по данным информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г. Ростова-на-Дону департаментом разрешений на строительство (реконструкции) и на ввод в эксплуатацию капитального объекта, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Железнодорожные район, Станция Первомайская 9 км ПК7 и ПК6, не выдавалось.
Таким образом, заявитель не устранил сомнения регистратора в вопросе о том, что явилось основанием изменения площади объектов, не опроверг обоснованность его предположений о том, что в отношении спорного здания 1972 года постройки была произведена незаконная реконструкция в 1988.
Более того, из представленных документов невозможно установить тождество зданий - пост электрической централизации площадью: 705 кв. м. с этажностью 3, год постройки - 1988 и площадью 18 кв. м, этажность 1, год постройки - 1972, права на которые были зарегистрированы в 2004 году, при этом документы в отношении объектов площадью 705 кв. м в управление не представлялись.
В качестве доказательств ошибочной площади комплекса ОАО "РЖД" сослался на справку МП "БТИ" города Батайска от 29 ноября 2016 года, в которой содержатся следующие сведения: техническая инвентаризация комплекса служебно-технических зданий станции Первомайская, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Ростовна-Дону, Железнодорожный р-н, станция Первомайская, 9 км ПК6-ПК7 была проведена на основании Приказа государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 356 от 19 сентября 2003 года, с визуальным обследованием объекта, без проведения замеров и проверки правильности предоставленной ОАО "РЖД" информации по площадям объекта. В связи с чем 20 июня 2013 при проведении новой инвентаризации недвижимого имущества - поста электрической централизации, лит. 2, входящего в состав выше указанного комплекса, была выявлена внесенная ранее ошибочная информация о площади объекта. Площадь поста электрической централизации, лит. 2, составляла 18 кв. м. При инвентаризации объекта 20 июня 2013 установлено, что площадь поста электрической централизации, лит. 2, составляет 705 кв. м.
Суд первой инстанции критически отнесся к указанной справке, поскольку даже без проведения замеров комплекса при визуальном его обследовании в 2003 невозможно было не усмотреть наличие трех этажей, а не одного, как указано в документах технической инвентаризации.
Более того, в представленной на государственную регистрацию технической документации в заключениях кадастрового инженера отсутствуют обоснования ошибки в несоответствии общей площади комплекса служебно-технических зданий станции Первомайская, указанной в свидетельстве о государственной регистрации права от 19.03.2004. Кадастровым инженером не указано на ошибочные сведения в отношении этажности здания и года завершения его строительства.
То, что спорные объекты стоят на кадастровом учете, как входящие к состав единого недвижимого комплекса, и отсутствие у филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" оснований для отказа в осуществлении данного кадастрового учета не является бесспорным основанием для регистрации права собственности на выделенные из комплекса объекты, поскольку объекты, входящие в состав комплекса служебно-технических зданий станции Первомайская были поставлены на государственный кадастровый учет в следующие периоды:
- КН: 61:44:0074001:152, площадью 284,5 кв. м поставлен на кадастровый учет 19.09.2016 со статусом временный,
- КН: 61:44:0000000:156119, площадью 705 кв. м поставлен на кадастровый учет 07.10.2013.
При этом факт постановки объектов на государственный кадастровый учет не влечет автоматического возникновения права собственности на увеличенную площадь, не служит безусловным доказательством отсутствия реконструкции.
Статья 219 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Государственная регистрация подтверждает правомерность создания недвижимого имущества.
До расформирования комплекса служебно-технических зданий станции Первомайская ОАО "РЖД" не обращалось за регистрацией права собственности на комплекс с увеличенной площадью.
В соответствии с пунктом 3 статьи 41 Закона о регистрации снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
Таким образом, при расформировании комплекса все объекты, ранее входившие в него должны быть поставлены на кадастровый учет. Заявления о государственной регистрации права на каждый объект должны быть поданы одновременно с заявлением о погашении права собственности на комплекс и ликвидации расформированного объекта.
С учетом указанных положений Закона о регистрации, осуществить регистрацию права на лит. 1, входящий в состав комплекса, даже при наличии сведений об ошибочной площади данного объекта, не допустимо без регистрации права на все образованные из состава комплекса объекты недвижимого имущества и одновременного погашения права собственности на комплекс.
В силу статьи 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы.
Государственная регистрация - это бесспорное подтверждение права собственности заявителя на объект недвижимого имущества в том случае, если представленные на государственную регистрацию документы бесспорно свидетельствуют о наличии такого права.
Однако в данном случае на государственную регистрацию не были представлены документы, бесспорно подтверждающие возникновение права собственности у ОАО "РЖД" на пост электрической централизации площадью: 705 кв. м с этажностью 3, год постройки - 1988, образованный в результате выдела из комплекса служебно-технических зданий станции Первомайская.
Также не были представлены бесспорные доказательства увеличения площади здания пункта технического обслуживания до 284,5 кв. м, в то время, как согласно данных распоряжения о расформировании комплекса служебно-технических зданий станции Первомайская N СКАВ-856/Р от 20.10.2016 его площадь составляет 250 кв. м.
С учетом изложенного, отказ управления в погашении регистрационной записи о праве собственности на комплекс служебно-технических зданий станция Первомайская и регистрации права собственности на здания пункта технического обслуживания, литер 1, и поста электрической централизации, литер 2, является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.03.2019 по делу N А53-19015/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.