город Ростов-на-Дону |
|
17 мая 2019 г. |
дело N А01-3178/2018 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Соловьева М.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного Учреждения -
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 22.02.2019 по делу N А01-3178/2018, принятое судьей Аутлевой Р.В.,
по иску Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республике Адыгея
к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Республики Адыгея "Адыгейская Республиканская Гимназия"
о взыскании финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (представление недостоверных сведений за сентябрь 2016 года) в размере 7 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республике Адыгея (далее - учреждение, управление, фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском о взыскании с Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Адыгея "Адыгейская Республиканская Гимназия" (далее - ГБОУ Республики Адыгея "Адыгейская Республиканская Гимназия", гимназия) финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (несвоевременное представление отчетности в отношении 14 застрахованных лиц за сентябрь 2016 года) в размере 7 000 рублей.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 22.02.2019 ходатайство Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республике Адыгея о восстановлении пропущенного срока подачи заявления удовлетворено. В удовлетворении заявления Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республике Адыгея о взыскании финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (представление недостоверных сведений за сентябрь 2016 года) в размере 7 000 рублей с ГБОУ Республики Адыгея "Адыгейская Республиканская Гимназия" было отказано. Решение мотивировано тем, что самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, гимназия реализовала свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к гимназии финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республике Адыгея обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части отказа в удовлетворении заявления отменить, вынести новое решение, которым удовлетворить исковые требований УПФР в г. Майкопе Республики Адыгея. В обоснование апелляционной жалобы фонд ссылается на то, что предоставление дополняющей формы СЗВ-М за пределами законом срока не просто является устранением выявленной ошибки самой организации, а является нарушением законодательства о персонифицированном учете, в связи с тем что не указанным в исходной форме СЗВ-М работникам, в случае если они являются получателями пенсии уже будет произведена индексация и выплачена излишне положенных сумма пенсии.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, гимназия в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) и абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) является страхователем.
Статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Федеральным законом.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения по форме СЗВ-М.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N 41142).
В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В силу статьи 16 Федерального закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда обязаны осуществлять контроль за правильностью представления сведений, определенных названным Федеральным законом.
По результатам камеральной проверки дополнительно представленных обществом 17.01.2018 сведений по форме СЗВ-М (с типом формы "дополняющая"), предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, о застрахованных лицах за сентябрь 2016 года в отношении 14 застрахованных лиц, которые не были отражены в первоначальных сведениях по форме СЗВ-М за указанный период (с типом формы "исходная"), пенсионный фонд пришел к выводу о неполном представлении обществом первоначальных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года в установленный срок (Акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 23.01.2018 N 001S18180000117).
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения пенсионным фондом решения от 20.02.2018 N 001S191800002435 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в размере 7 000 рублей.
Должнику 16.03.2018 выставлено требование N 001S01180000504 об уплате штрафа в добровольном порядке в срок до 03.04.2018 в сумме 7 000 руб.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Должник не заплатил штраф в добровольном порядке, что послужило основанием для обращения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республике Адыгея 27.09.2018 в Арбитражный суд Республики Адыгея о взыскании указанной задолженности в бесспорном порядке.
02.10.2018 выдан судебный приказ по делу N А01-2571/2018, согласно которому с гимназии в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республике Адыгея взысканы финансовые санкции в размере 7 000 рублей.
Однако, 16.10.2018 данный судебный приказ по заявлению должника был отменен.
Задолженность до настоящего времени не погашена, что и послужило основанием для обращения в суд с заявлением. При этом, заявитель просил суд восстановить процессуальный срок, для обращения за взысканием указанной задолженности.
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что гимназия самостоятельно выявила ошибку в неверно представленных сведениях и 17.01.2018 направило в управление сведения по форме СЗВ-М (с типом формы "дополняющая").
Управление только при получении дополняющих сведений провело проверку и согласно Акту о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 23.01.2018 N 001S18180000117 выявило нарушение 23.01.2018.
В письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" указано о возможности не применения финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету. Аналогичное указание о возможности неприменения финансовых санкций в случае исправления ошибки страхователем до момента ее обнаружения пенсионным фондом установлено пунктом 39 действующей Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н.
Конституционный Суд Российской Федерации указал в постановлении от 30.07.2001 N 13-П о том, что санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципам соразмерности конституционно защищаемым целям и ценностям, справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, гимназия реализовала свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к гимназии финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Аналогичная позиция сформулирована в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав доказательства и оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что требование Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республике Адыгея к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Республики Адыгея "Адыгейская Республиканская Гимназия" о взыскании финансовых санкций в размере 7 000 рублей удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 22.02.2019 по делу N А01-3178/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса.
Судья |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.