17 мая 2019 г. |
Дело N А83-16540/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Приваловой А.В., судей Карева А.Ю., Яковлева А.С.,
при ведении протоколирования судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Сикорской Т.Н.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Крым Партнер Групп" - Храмцов А.В., директор (приказ N 1 от 23.01.2015), Домашевский А.В., по доверенности от 15.11.2018 N А-3/2018;
от Министерства промышленной политики Республики Крым - Мельникова Л.А., по доверенности от 01.03.2019 N 21;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крым Партнер Групп"
на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 декабря 2018 года по делу N А83-16540/2018 (судья Авдеев М.П.), принятое
по заявлению Министерства промышленной политики Республики Крым
к обществу с ограниченной ответственностью "Крым Партнер Групп"
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
установил:
Министерство промышленной политики Республики Крым (далее - Министерство, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Крым Партнер Групп" (далее - ООО "Крым Партнер Групп", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17.12.2018 заявление удовлетворено, общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Министерства. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает на ненадлежащую оценку судом фактических обстоятельств дела и представленных в дело доказательств, отсутствие в действиях общества состава вменяемого правонарушения, квалифицированных как розничная продажа алкогольной продукции за пределами объекта организации общественного питания, на который выдана соответствующая лицензия. Полагает, что факт розничной продажи алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований административным органом не установлен и не доказан, лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания предусматривает право организации на ее хранение, в том числе во вскрытой потребительской таре (упаковке), в связи с чем основания для привлечения общества к ответственности отсутствуют. Судом не приняты во внимание показания свидетеля, который пояснил, что алкогольная продукция в полимерной таре объемом 1 литр каждая принадлежит лично ему, приобретена им у предприятия для собственных нужд и хранилась в принадлежащем лично ему холодильнике.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы, просили ее удовлетворить. Представитель Министерства, напротив, возражала против доводов апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Министерства от 28.06.2018 N 2457 "О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица" была проведена внеплановая выездная проверка в рамках лицензионного контроля обособленного подразделения ООО "Крым Партнер Групп", расположенного по адресу: г. Алушта, пгт. Партенит, ул. Партенитская, д.5 кафе (лит. А, цокольный этаж, помещения 2, 5, 6), осуществляющего свою деятельность на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания N 91РПО0001411 сроком действия с 26.07.2017 по 25.07.2018.
По итогам проверки (акт от 17.07.2018 N 000188), проведенной при участии представителя общества Киселюк Л.Т., установлено, что на торговом объекте общества осуществляется оборот алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17, частью 2 статьи 14.16, статьей 14.19, частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ Министерство определением от 17.07.2018 N 07-1-1/20/2018 возбудило дело об административном правонарушении и назначило проведение административного расследования.
Протоколом осмотра от 17.07.2018 N 07-1-1/20/2018 в присутствии представителя общества произведен осмотр помещений, территорий и документов торгового объекта, принадлежащего обществу, и зафиксировано осуществление розничной продажи алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных частью 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, а именно, розничная продажа алкогольной продукции за пределами объекта организации общественного питания, на который выдана соответствующая лицензия.
Протоколом ареста от 17.07.2018 N 07-1-1/20/2018 в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении произведен арест алкогольной продукции, находящейся на прилегающей территории к торговому объекту общества, а именно винных напитков и вина столового объемом в полимерных емкостях по 10 литров каждого наименования, согласно описи продукции поименованной в протоколе в количестве 20 штук, а также полимерной тары, содержащей жидкость желтого цвета с характерным запахом спирта объемом 1 литр в количестве 52, и пластиковой тары, содержащей жидкость красного цвета с характерным запахом спирта объемом 1 литр в количестве 106 штук. Арестованная алкогольная продукция передана на ответственное хранение представителю общества по доверенности Киселюк Л.Т.
Протоколом изъятия вещей и документов (проб и образцов) от 17.07.2018 N 07-1-1/20/2018 из незаконного оборота изъяты полимерные емкости, содержащие жидкость желтого и красного цвета с характерным запахом спирта без обязательной маркировки в количестве 6 штук, упакованы и согласно определению от 17.07.2018 о назначении экспертизы переданы для проведения экспертизы Межрегиональному управлению Федеральной службы регулирования алкогольного рынка по Южному федеральному округу.
Согласно экспертному заключению N Эз9-40 от 30.07.2018 экспертно-аналитического отдела (испытательная лаборатория) по Республике Крым Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южном федеральному округу (аттестат аккредитации N RA RU.21АП02) представленные для проведения экспертизы образцы являются спиртосодержащей жидкостью, объемная доля этилового спирта в которых составляет 10,5% об., 10,7% об.
В ходе административного расследования обществом были представлены административному органу документы на приобретение от поставщиков маркированной алкогольной продукции, указанной в протоколе осмотра, а также договор аренды от 01.06.2017, заключенный обществом с ООО "ЭРАЙЗ 96", на объект недвижимого имущества нежилое здание общей площадью 135,7 кв.м. и торговую площадку со строениями и сооружениями площадью 300 кв.м., расположенные по адресу: г. Алушта, пгт. Партенит, ул. Партенитская, 5.
По результатам проведения указанных мероприятий в отношении ООО "Крым Партнер Групп" 24.09.2018 при участии директора общества составлен протокол об административном правонарушении N 07-1-68/2018 по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ. Копия протокола вручена директору общества под роспись в этот же день.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ и назначая наказание с применением положений статьи 4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения, суд исходил из того, что осуществление обществом деятельности по обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции, розничной продажи алкогольной продукции на торговой площадке, не указанной в лицензии, следует квалифицировать как нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением - лицензией (нарушение лицензионных требований).
Согласно части 1 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, выражается в производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа, на которые распространяется действие указанного закона.
Пунктом 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ предусмотрена выдача лицензий, в том числе на розничную продажу алкогольной продукции.
Согласно пункту 19 статьи 19 Закона N 171-ФЗ в лицензии указываются наименование лицензирующего органа, полное и (или) сокращенное наименования и организационно-правовая форма организации, место ее нахождения, адрес ее электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, места нахождения ее обособленных подразделений (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), осуществляющих лицензируемые виды деятельности, лицензируемый вид деятельности, вид продукции в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона, производственная мощность в случае, если лицензия выдается на производство этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, срок действия лицензии, ее номер и дата выдачи. Указанный перечень сведений является исчерпывающим.
Из положений статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ следует, что применительно к деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, лицензионными признаются требования, установленные в статьях 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 данного Закона.
На основании абзаца 24 пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона.
Статьей 16 Закона N 171-ФЗ установлены особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, в том числе требование об осуществлении розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (далее - объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания (далее - водные суда), воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте (пункт 4 статьи 16).
Судом установлено, что вопреки требованиям вышеуказанных правовых норм общество осуществляло оборот (реализацию) алкогольной продукции на торговой площадке, не указанной в лицензии.
Оценив представленные в дело доказательства, руководствуясь положениями закона N 171-ФЗ, суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Факт совершения обществом административного правонарушения подтверждается протоколом осмотра от 17.07.2018, фотоматериалами и протоколом об административном правонарушении от 24.09.2018 в совокупности с иными материалами дела.
Вина общества состоит в том, что им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил в сфере оборота алкогольной продукции, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Доводы общества о том, что факт реализации алкогольной продукции не доказан, опровергаются материалами дела. Из фотоматериалов, протокола осмотра и протокола об административном правонарушении следует, что арестованная алкогольная продукция находилась в месте продажи на летней площадке кафе вне установленных лицензией помещениях, выставлена на витрину барной стойки и предлагалась покупателям по ценам, указанным на ценниках.
Факт предложения к продаже алкогольной продукции, выставленной на барной стойке для покупателей с оформленными ценниками, следует расценивать как публичную оферту в рамках договора розничной купли-продажи алкогольной продукции.
Следовательно, на момент проверки и осуществления действий в рамках административного расследования 17.11.2018 общество осуществляло розничную продажу алкогольной продукции за пределами объекта организации общественного питания, на который выдана соответствующая лицензия, что образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что находящаяся в холодильнике на летней площадке кафе алкогольная продукция в полимерных емкостях, принадлежит не обществу, а его работнику, который ее приобрел для собственных нужд и ее там хранил, не может быть принят апелляционным судом, так как бесспорных доказательств, подтверждающих легальность происхождения алкогольной продукции, находящейся в полимерных емкостях и ее приобретения работником для личных целей в материалы дела обществом не представлено. Легальность происхождения такой алкогольной продукции и ее нахождение за барной стойкой кафе на летней площадке общества не для целей реализации в силу положений статьи 68 АПК РФ о допустимости доказательств не может быть подтверждена свидетельскими показаниями работника общества.
Доводы общества о том, что Министерство вышло за пределы лицензионного контроля, определенные приказом о проведении проверки, который ограничен, по его мнению, только помещениями, указанными в лицензии, не основан на нормах права.
В данном случае результаты проверки явились поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и факт несоблюдения требований статьи 1 Закона N 171-ФЗ, установленных к розничной продаже алкогольной продукции, осуществление оборота (реализации) алкогольной продукции в помещении, не указанном в лицензии, установлен административным органом в ходе административного расследования, что в полной мере соответствует положениям статей 24.1, 26.2, 26.7 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции, исследовав и оценив по правилам главы 7 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о доказанности административным органом в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
При этом суд, руководствуясь положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ, пришел к выводу о наличии в своей совокупности условий, предусмотренных данной нормой, для возможности замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение, с чем согласился административный орган.
Доводы о несогласии с выводом суда о замене административного штрафа на предупреждение субъекту малого предпринимательства, совершившему данное правонарушение впервые, Министерство не заявляет, а наоборот, полагает законным и обоснованным решение суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции, учитывая, что с апелляционной жалобой обратилось общество, полагает, что в данном случае изменение административного наказания в сторону ухудшения положения лица, привлекаемого к административной ответственности, недопустимо, поэтому переоценка выводов судебного акта первой инстанции в этой части не может быть осуществлена.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта о привлечении общества к административной ответственности по доводам апелляционной жалобы.
Вместе с тем, коллегия усматривает основания для изменения судебного акта в части разрешения судьбы арестованной алкогольной продукции, ввиду следующего.
Частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.
В силу пунктов 1 и 2 части 3 указанной статьи вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации; вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
В соответствии с частью 3 статьи 3.7 КоАП РФ предметы административного правонарушения, изъятые из оборота, конфискации не подлежат.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 15.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в резолютивной части соответствующего решения вопрос об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, должен быть разрешен с учетом положений пунктов 1 - 4 части 3 статьи 29.10 названного Кодекса.
В нарушение указанных требований вопрос об арестованной продукции по протоколу ареста от 17.07.2018 N 07-1-1/20/2018 в резолютивной части решения суда не разрешен.
В пункте 13 Обзора практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.09.2018, указано, что разрешение вопросов о порядке исполнения нескольких судебных актов, предусматривающих изъятие и уничтожение одной и той же алкогольной продукции, осуществляется в рамках исполнительного производства. При отсутствии у суда сведений об исполнении иного судебного акта об изъятии и уничтожении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящихся в незаконном обороте, по иному, в том числе уголовному делу, данное имущество направляется судом на уничтожение независимо от того, была ли изъята данная продукция по другому делу.
В силу части 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, арестованная в рамках настоящего дела, подлежит изъятию из оборота, а поскольку сведения об исполнении иного судебного акта об изъятии и уничтожении алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, по иному делу у суда апелляционной инстанции отсутствуют, резолютивная часть решения суда первой инстанции подлежит изменению с дополнением ее абзацем об изъятии из незаконного оборота и направлении на уничтожение в установленном законом порядке арестованной алкогольной продукции.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 декабря 2018 года по делу N А83-16540/2018 изменить, дополнив резолютивную часть решения абзацем следующего содержания:
"Изъять из незаконного оборота и направить на уничтожение в установленном законом порядке алкогольную продукцию, арестованную согласно протоколу ареста от 17.07.2018 N 07-1-1/20/2018 в количестве 20 единиц и полимерные емкости, содержащие жидкость с характерным запахом спирта в общем количестве 158 единиц".
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 декабря 2018 года по делу N А83-16540/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крым Партнер Групп" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
А.Ю. Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.