г. Ессентуки |
|
20 мая 2019 г. |
Дело N А63-17069/2018 |
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Белова Д.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.11.2018 по делу N А63-17069/2018 (судья И.В. Соловьёва),
по заявлению в порядке упрощенного производства государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное), г. Пятигорск, ОГРН 1172651014359,
к фонду "Защиты прав и интересов бизнеса", г. Лермонтов, ОГРН 1162651058294, о взыскании финансовых санкций в сумме 3 500 руб.,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Ставропольского края обратилось государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) (далее - учреждение) к фонду "Защиты прав и интересов бизнеса" (далее - фонд) о взыскании финансовых санкций в сумме 3 500 руб.
Определением суда от 13.09.2018 дело было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
22.11.2018 объявлено решение, принятое путем подписания резолютивной части по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, которым отказано в удовлетворении заявленных требований.
22.11.2019 вынесено мотивированное решение.
Не согласившись с принятым решением суда, учреждение обжаловало его в апелляционном порядке. Просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт которым удовлетворить заявленные требования.
В отзыве на апелляционную жалобу фонд просит оставить решение суда от 22.11.2019 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела усматривается.
фонд состоит на учете в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя (регистрационный номер 036-029-101961) и является плательщикам страховых взносов.
Учреждением проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в ходе которой установлен факт расхождения между предоставленными фондом формами СЗВ-М и РСВ-1 (2,3,4 кварталы 2016 года), в связи с чем заинтересованному лицу направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у ПФ РФ.
Ввиду неустранения выявленных расхождений, учреждением составлен акт от 06.12.2017 N 036S18170024319 и вынесено решение от 18.01.2018 N 036S19180000462 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение требований части 2.2 статьи 11 Закон N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 3 500 руб. за представление недостоверных сведений по формам СЗВ-М за июнь-декабрь 2016 года.
20 февраля 2018 года фонду выставлено требование об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхование N 036S01180011641, со сроком исполнения до 14.03.2018.
В связи с отсутствием добровольного исполнения требования, заявитель обратился в суд с заявлением к страхователю о выдаче судебного приказа на взыскание финансовой санкции в размере 3 500 руб.
25 июля 2018 года по делу N А63-13602/2018 выдан судебный приказ, который в последующем отменен, ввиду поступления возражений от фонда, что послужило основанием для обращения пенсионным фондом в суд с заявлением о взыскании задолженности по уплате штрафа в порядке искового производства.
Правовую основу, принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, а также обязанность, объем и сроки представления таких сведений устанавливает Закон N 27-ФЗ.
В силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В абзаце 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ определено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Статьей 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрена обязанность страхователя по представлению в территориальные органы страховщика документов, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; 7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.
Ежеквартальная отчетность предоставляется по форме РСВ-1, утвержденной постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п.
Согласно части 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01.05.2016 N 23) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Ежемесячная отчетность предоставляется по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПРР от 01.02.2016 N 83п, в соответствии с пунктом 4 которого в сведениях о застрахованных лицах указываются данные о застрахованных лицах - работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
На основании части 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 указанного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Если физические лица (в том числе руководитель организации, в случае когда он является ее единственным учредителем) состоят с данной организацией в трудовых отношениях, такие лица в целях Закона N 167-ФЗ относятся к работающим лицам (письмо ПФР от 13.07.2016 N ЛЧ-08-26/9856).
Следовательно, СЗВ-М на учредителя необходимо представлять даже в случае, если учредитель является директором организации без заключения договора (письмо Минтруда России от 16.03.2018 N 17-4/10/В-1846).
При этом отсутствие факта начисления в пользу вышеуказанных лиц (работающих на основании договора или без него) выплат и иных вознаграждений за отчетный период не является основанием для непредставления в отношении этих лиц отчетности по форме СЗВ-М (письма ПФР от 27.07.2016 N ЛЧ-08-19/10581, от 06.05.2016 N 08-22/6356).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, первоначально отчеты по форме СЗВ-М за июнь-декабрь 2016 года направлены фондом своевременно, что не оспаривается учреждением, с указанием застрахованного лица Курсиш А.В., который по сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц является директором и одним из учредителей фонда.
Таким образом, необходимость устранять ошибки и (или) несоответствия в отчетности СЗВ-М за июнь-декабрь 2016 года в виде исключения из нее сведений в отношении указанного выше лица (директора), у фонда отсутствовала.
На основании изложенного судом первой инстанции правомерно отклонен довод заинтересованного лица об отсутствии обязанности представлять отчет по форме СЗВ-М, поскольку с директором фонда, не являющимся единственным учредителем, не был заключен трудовой договор, зарплата не выплачивалась, в связи с отсутствием работников, а финансово-хозяйственная деятельность не велась.
Вместе с тем частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено два состава правонарушения: несвоевременное представление сведений и представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются пенсионными органами в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых требуется обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств.
В акте проверки, который является итоговым актом такого контроля, обосновывается факт правонарушения и наличие в деянии лица признаков состава правонарушения, указывается норма законодательства, определяющая конкретный вид правонарушения, диспозицию правонарушающего деяния и соответствующую санкцию. Таким актом, по существу, возбуждается преследование за совершение правонарушения, то есть начинается процесс привлечения к ответственности.
На основании исследования представленных документов и обстоятельств, изложенных в акте проверки, руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в ходе рассмотрения материалов проверки должен установить: совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения; а также выявить обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения
Таким образом, привлекая страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, пенсионный фонд должен не только констатировать факт недостоверности (несвоевременности) представления сведений, но и обязан определить все элементы состава данного правонарушения.
Как следует из описательной и мотивировочных частей решения от 18.01.2018 N 036S19180000462, фонд привлечен к ответственности за представление недостоверных (неполных) сведений по форме СЗВ-М за июнь-декабрь 2016 года, поскольку в форме СЗВ-М, представленной за указанный период отражены следующие данные по застрахованному лицу - Курсиш Алексей Валентинович 028 -242-771 47, однако в форме РСВ-1 за отчетные периоды полугодие 2016, 9 месяце 2016 года, год 2016 года на данное застрахованное лицо за указанные период сведения не представлены.
Вывод учреждения о приоритетном значении показателей расчета по форме РСВ-1 над информацией, отраженной в отчете по форме СЗВ-М за июнь-декабрь 2016 годы, сделан без дополнительной проверки и истребования документов у страхователя.
Доказательства, подтверждающие, что сведения расчета по форме РСВ-1 за первое полугодие 2016 года (а не отчетов по форме СЗВ-М) отражают достоверные и актуальные сведения о застрахованных лицах, учреждением не представлено.
При этом из материалов дела суду не представляется возможным установить в чем именно выражается недостоверность сведений по форме СЗВ-М за июнь-декабрь 2016 года, представленных заинтересованным лицом, поскольку страхователем своевременно и в полном объеме исполнена обязанность по предоставлению сведений в отношении застрахованного лица - Курсиш Алексей Валентинович, в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Поскольку обстоятельств, подтверждающих выводы учреждения, изложенные в решении о предоставлении заинтересованным лицом неполных (недостоверных) сведений в отношении застрахованных лиц по форме СЗВ-М за июнь-декабрь 2016 года, судом не установлено, оснований для взыскании со страхователя штрафа в размере 3 500 руб. у суда не имеется.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
Апелляционная жалоба не содержит сведений о фактах, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.11.2018 по делу N А63-17069/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.