г. Москва |
|
20 мая 2019 г. |
Дело N А40-197163/18 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Т.В. Захаровой,
рассмотрев, без вызова сторон, апелляционную жалобу
ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07 февраля 2019 года,
принятое судьей Е.А. Хайло, в порядке упрощенного производства по делу N А40-197163/18,
по исковому заявлению Акционерного общества "Первая Грузовая Компания" (ОГРН 1137746982856)
к Открытому акционерному обществу"Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295)
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Первая Грузовая Компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании 140 314 руб. 42 коп. убытков.
Дело рассмотрено Арбитражным судом г. Москвы в порядке упрощенного производства, решением от 07.02.2019 по делу N А40-197163/18 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение и вынести по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, апелляционная жалоба на решение арбитражного суда первой инстанции принятая по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ, пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, 18.06.2017 на станции Астрахань-2 Приволжской железной дороги в текущий от цепочный ремонт был отцеплен вагон N 52041977, принадлежащий истцу на праве собственности, по неисправности 107 (выщербина обода колеса), 214 (излом пружин).
Проведенным 19.06.2017 в ремонтном тупике эксплуатационного вагонного Астрахань совместным осмотром колесных пар, выкаченных из-под вагона N 52041977, установлено следующее:
- на одном колесе колесной пары N 039-43101-2009 имеется ползун на поверхности катания колеса глубиной 2,0 мм с дальнейшим образованием в нем выщербины длиной 60 мм;
-на одном колесе колесной пары N 039-1800-2000 имеется ползун на поверхности катания колеса глубиной 3,0 мм с последующим образованием выщербины длиной 50 мм.
Вышеуказанные дефекты образовались в результате неправильной эксплуатации ответчиком вагона.
Выявленные дефекты согласно классификатору (Основные неисправности грузовых вагонов КЖА 2005 04) требовали перевода вагона в нерабочий парк по неисправности с кодом (116) "ползун на поверхности катания на одном колесе".
20.06.2017 вагон N 52041977 отремонтирован эксплуатационным вагонным депо Астрахань Приволжской железной дороги.
Стоимость ремонта вагона N 52041977 согласно акту выполненных работ N 6/1/1/109 от 20.06.2017 составила 4 946 руб. 63 коп
Транспортировка поврежденных деталей из-под вагона N 52041977 осуществлялась за счет собственника, что подтверждается актом о выполненных работах от 21.07.2017 N 1057 по договору от 27.03.2017 N АО-ДД/ФСрт/ФИР53/17.
Общая сумма затрат истца за транспортировку поврежденных колесных пар N 039-43101-2009 и N 039-1800-2000 из-под вагона N 52041977 составила 5 790 руб. 96 коп.
При поступлении в ремонтное вагонного депо Волгоград ООО "НВК" колесная пара N 039-1800-2000 из-под вагона N 52041977 была отремонтирована согласно акту выполненных работ N 2679 от 29.08.2017 с приведением в соответствие данных по номеру колесной пары с N 039-1800- 2000 на N 039-1180-2000, что подтверждается данными журнала по форме ВУ53 с пункта текущего отцепочного ремонта на ст. Астрахань-2 при отправлении колесной пары в ремонт (с N 039-1300-2000) и данными журнала формы ВУ-35 при поступлении колесной пары в ремонт по ремонтному вагонному депо Волгоград ООО "НВК" (с N 039-1180-2000)
В результате обточки поверхности катания колесная пара N 039- 1180-2000 утратила свою первоначальную стоимость и технические характеристики, в связи с уменьшением толщины обода колеса, и стоимость колесной пары снизилась до 7 810 руб.
При поступлении в ремонтное вагонного депо Волгоград ООО "НВК" колесная пара N 039-43101-2009 из-под вагона N 52041977 была отремонтирована согласно акту выполненных работ от 02.11.2017 N 3782.
При этом, в результате обточки поверхности катания колесная пара N 039- 43101-2009 утратила свою первоначальную стоимость и технические характеристики в связи с уменьшением толщины обода колеса и стоимость колесной пары снизилась до 23 814 руб.
Таким образом, затраты, понесенные истцом в связи с ремонтом вагона N 52041977, составляет 48 996 руб. 31 коп.
17.11.2017 на станции Ельшанка Приволжской железной дороги в текущий отцепочный ремонт был отцеплен вагон N 52090800, принадлежащий истцу на правах собственности, по неисправности 107 (выщербина обода колеса), 537 (неисправность запора двери), 912 (претензии к качеству выполнения деповского ремонта).
Проведенным 22.11.2017 в ремонтном тупике эксплуатационного вагонного М. Горький совместным осмотром колесных пар, выкаченных из-под вагона N 52090800, установлено следующее:
- на одном колесе колесной пары N 005-27725-2007 имеется ползун на поверхности катания колеса глубиной 0,6 мм с дальнейшим образованием в нем выщербины длиной 50 мм и глубиной 1,1 мм. Вышеуказанные дефекты образовались в результате неправильной эксплуатации перевозчиком вагона.
Выявленные дефекты согласно классификатора (Основные неисправности грузовых вагонов КЖА 2005 04) требовали перевода вагона в нерабочий парк по неисправности с кодом (116) "ползун на поверхности катания на одном колесе".
Для производства текущего ремонта вагон N 52090800 был передислоцирован по транспортной железнодорожной накладной N ЭМ 842447 на пути текущего ремонта на станции им. Максима Горького эксплуатационного вагонного депо М. Горький Приволжской железной дороги, при этом истец оплатил провозную плату в сумме 322 руб.
21.11.2017 вагон N 52090800 был отремонтирован эксплуатационным вагонным депо им. Максима Горького Приволжской железной дороги.
Ремонт поврежденной колесной пары N 005-27725-2007 был произведен в условиях ремонтного вагонного депо Волгоград ООО "НВК".
Транспортировка поврежденной детали из-под вагона N 52090800 осуществлялась за счет собственника, что подтверждается актом о выполненных работах от 15.01.2018 N 2344 по договору от 27.03.2017 N АО-ДД/ФСрт/ФИР53/17.
Общая сумма затрат АО "ПГК" за транспортировку поврежденной колесной пары N 005-27725-2007 из-под вагона N 52090800 составила 651 руб.:
При поступлении в ремонтное вагонного депо Волгоград ООО "НВК" колесная пара N 005-27725-2007 из-под вагона N 50757996 были отремонтированы согласно акту выполненных работ от 26.02.2018 N 882.
В результате обточки поверхности катания колесная пара N 005- 27725-2007 утратила свою первоначальную стоимость и технические характеристики, в связи с уменьшением толщины обода колеса и стоимость колесной пары снизилась до 10 780 руб.
Таким образом, затраты понесенные истцом в связи с ремонтом вагона N 52090800, составили 18 920 руб. 18 коп.
20.11.2017 на станции им. Максима Горького Приволжской железной дороги в текущий отцепочный ремонт был отцеплен вагон N 50757996, принадлежащий истцу на праве собственности, по неисправности 107 (выщербина обода колеса).
Проведенным 22.11.2017 в ремонтном тупике эксплуатационного вагонного М. Горький совместным осмотром колесных пар, выкаченных из-под вагона N 60757996 установлено следующее:
- на одном колесе колесной пары N 029-412649-1993 имеется ползун на поверхности катания колеса глубиной 0,7 мм с дальнейшим образованием в нем выщербины длиной 50 мм и глубиной 1,1 мм;
- на одном колесе колесной пары N 005-221991-2008 имеется ползун на поверхности катания колеса глубиной 0,6 мм с дальнейшим образованием в нем выщербины длиной 30 мм и глубиной 1,1 мм.
Вышеуказанные дефекты образовались в результате неправильной эксплуатации перевозчиком вагона.
Выявленные дефекты согласно классификатору (Основные неисправности грузовых вагонов КЖА 2005 04) требовали перевода вагона в нерабочий парк по неисправности с кодом (116) "ползун на поверхности катания на одном колесе".
22.11.2017 вагон N 50757996 был отремонтирован эксплуатационным вагонным депо им. Максима Горького Приволжской железной дороги.
Ремонт поврежденных колесных пар N 029-412649-1993 и N 005-221991- 2008 был проведен в условиях ремонтного вагонного депо Волгоград ООО "НВК".
Транспортировка поврежденных колесных пар N 029-412649-1993 и N 005- 221991-2008 из-под вагона N 50757996 осуществлялась за счет собственника, что подтверждается актом о выполненных работах от 15.01.2018 N 2344 по договору от 27.03.2017 N АО-ДД/ФСрт/ФИР-53/17.
Общая сумма затрат истца на транспортировку поврежденных колесных пар N 029-412649-1993 и N 005-221991-2008 из-под вагона N 50757996 составила 1 302 руб.
При поступлении в ремонтное вагонного депо Волгоград ООО "НВК" колесные пары N 029-412649-1993 и N 005-221991-2008 из-под вагона N 50757996 были отремонтированы согласно акту выполненных работ от 26.02.2018N 882.
При этом, в результате обточки поверхности катания колесная пара N 005- 221991-2008 утратила свою первоначальную стоимость и технические характеристики, в связи с уменьшением толщины обода колеса.
Таким образом, затраты понесенные истцом в связи с ремонтом вагона N 50757996 составили 17 338 руб. 05 коп.
30.11.2017 на станции Трубная Приволжской железной дороги в текущий отцепочный ремонт был отцеплен вагон N 42243204 собственности АО "ПГК" по неисправности колесной пары N 1175-51661-2005 согласно Классификатора (Основные неисправности грузовых вагонов КЖА 2005 04) код 107 (выщербина обода).
В результате проведенного комиссионного осмотра неисправных колесных пар было установлено следующее:
- на колесной паре N 1175-51661-2005 поверхность катания одного колеса имеет выщербину длиной 60 мм и глубиной 1,2 мм (код неисправности 612). Вышеуказанный дефект образовался в результате неправильной эксплуатации Перевозчиком вагона.
Выявленный дефект согласно классификатору (Основные неисправности грузовых вагонов КЖА 2005 04) требовал перевода вагона в нерабочий парк по неисправности с кодом (116) "ползун на поверхности катания на одном колесе".
Для производства ремонта вагон N 42243204 передислоцирован по транспортной железнодорожной накладной N ЭН 550012 на пути ремонта ремонтного вагонного депо Сарепта на станции Сарепта Приволжской железной дороги, при этом истец оплатил провозную плату в сумме 1 233 руб.
Текущий отцепочный ремонт вагона проведен в ремонтном вагонном депо Сарепта АО "ВРК-2" по договору от 30.12.2016 N 200-Д.
Стоимость ремонта вагона N 42243204 согласно акту выполненных работ от 06.12.2017 N 736 года составила 8 975 руб. 94 коп.
При этом, в результате обточки поверхности катания колесная пара N 1175- 51661-2005 утратила свою первоначальную стоимость и технические характеристики, в связи с уменьшением толщины обода колеса, что отражено в расчетно-дефектной ведомости на ремонт вагона N 42243204.
Таким образом, затраты понесенные истцом в связи с ремонтом вагона N 42243204 составили 19 019 руб. 94 коп.
20.01.2018 на станции Озинки Приволжской железной дороги в текущий отцепочный ремонт был отцеплен вагон N 55252530, принадлежащий истцу на правах собственности, по неисправности 107 (выщербина обода колеса).
Проведенным 05.02.2018 в ремонтном тупике эксплуатационного вагонного Анисовка на ст. Ершов совместным осмотром колесных пар, выкаченных из-под вагона N 55252530 установлено следующее:
- на одном колесе колесной пары N 029-446504-1993 имеется ползун на поверхности катания колеса глубиной 1,2 мм с последующим образованием в нем выщербины длиной 60 мм.
Вышеуказанные дефекты образовались в результате неправильной эксплуатации Перевозчиком вагона.
Выявленные дефекты согласно классификатору (Основные неисправности грузовых вагонов КЖА 2005 04) требовали перевода вагона в нерабочий парк по неисправности с кодом (116) "ползун на поверхности катания на одном колесе".
24.01.2018 вагон N 55252530 был отремонтирован эксплуатационным вагонным депо Анисовка Приволжской железной дороги.
Стоимость ремонта вагона N 55252530 согласно акту выполненных работ от 24.01.2018 N 1/1/4/545 составила 4 807 руб. 83 коп.
Для проведения текущего отцепочного ремонта поврежденного вагона N 95093423 был организован ремонт выкаченной из-под данного вагона поврежденной колесной пары N 029-446504-1993 в условиях ремонтного вагонного депо Ершов АО "ВРК-2".
Транспортировка поврежденной детали из-под вагона N 55252530 осуществлялась за счет собственника, что подтверждается актом о выполненных работах от 01.02.2018 N 38 по договору от 03.02.2017 N АО-ДД/ФСрт/ФИР12/17.
Общая сумма затрат истца за транспортировку поврежденной колесной пары N 029-446504-1993 из-под вагона N 55252530 составила 1 170 руб.
При поступлении в ремонтное вагонного депо Ершов АО "ВРК-2" колесная пара N 029-446504-1993 из-под вагона N 55252530 была отремонтирована согласно акта выполненных работ от 29.03.2018 N 11.
При этом, в результате обточки поверхности катания колесная пара N 029- 446504-1993 утратила свою первоначальную стоимость и технические характеристики, в связи с уменьшением толщины обода колеса.
Таким образом, затраты, понесенные истцом в связи с ремонтом вагона N 55252530, составили 21 494 руб. 63 коп.
05.12.2017 на станции Астрахань-2 Приволжской железной дороги в текущий отцепочный ремонт был отцеплен вагон N 51029072, принадлежащий истцу на правк собственности, по неисправности 106 (ползун на поверхности катания), 217 (трещина / излом надрессорной балки), 912 (претензии к качеству деповского ремонта).
Проведенным 11.12.2017 в ремонтном тупике эксплуатационного вагонного Астрахань совместным осмотром колесных пар, выкаченных из-под вагона N 61029072 установлено следующее:
- на одном колесе колесной пары N 093-13291-1972 имеется ползун на поверхности катания колеса глубиной 1,2 мм длиной 120 мм.
Вышеуказанные дефекты образовались в результате неправильной эксплуатации Перевозчиком вагона.
Выявленные дефекты согласно классификатору (Основные неисправности грузовых вагонов КЖА 2005 04) требовали перевода вагона в нерабочий парк по неисправности с кодом (116) "ползун на поверхности катания на одном колесе".
07.12.2017 вагон N 51029072 отремонтирован эксплуатационным вагонным депо Астрахань Приволжской железной дороги.
Стоимость смены колесной пары при ремонте вагона N 51029072 согласно акту выполненных работ от 07.12.2017 N 12/2/1/60 и расчетно-дефектной ведомости составила 498 руб. (работа N 5141 по смене колесной пары).
Для проведения текущего отцепочного ремонта поврежденного вагона N 51029072 был организован ремонт выкаченной из-под данного вагона поврежденной колесной пары N 093-13291-1972 в условиях ремонтного вагонного депо Волгоград ООО "НВК".
Транспортировка поврежденной детали из-под вагона N 51029072 осуществлялась за счет собственника, что подтверждается актом о выполненных работах от 13.12.2017 N 328 по договору от 03.02.2017 N АО-ДД/ФСрт/ФИР12/17.
Общая сумма затрат истца за транспортировку поврежденной колесной пары N 093-13291-1972 из-под вагона N 51029072 составила 2 514 руб. 75 коп
При поступлении в ремонтное вагонного депо Волгоград ООО "НВК" колесная пара N 093-13291-1972 из-под вагона N 51029072 была отремонтирована согласно акту выполненных работ от 26.02.2018 N 882.
При этом, в результате обточки поверхности катания колесная пара N 093- 13291-1972 утратила свою первоначальную стоимость и технические характеристики, в связи с уменьшением толщины обода колеса.
Стоимость колесной пары N 093-13291-1972 после обточки поврежденной поверхности катания колесной пары толщина обода снизилась до 19 404 руб.
Таким образом, затраты, понесенные истцом в связи с ремонтом вагона N 51029072, составили 14 545 руб. 13 коп.
В связи с забракованием вышеуказанных вагонов истец понес затраты на выполнение работ по текущему отцепочному ремонту вагонов и ремонту колесных пар на общую сумму 140 314 руб. 42 коп.
Размер понесенных расходов подтверждается комплектом документов: соответствующими актами выполненных работ, расчетно-дефектными ведомостями и платежными поручениями.
Полагая, что направление вагонов на отцепочный ремонт, связано с неправильной эксплуатации колесных пар ответчиком, истец направил в адрес последнего досудебную претензию с требованием возместить понесенные убытки.
Требования, содержащиеся в претензии, оставлены ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд г. Москвы с иском.
Суд первой инстанции, приняв во внимание, что причины возникновения, выявленных неисправностей, устранение которых и повлекло для истца убытки, определено Классификатором неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007, и Классификатором неисправностей вагонных колесных пар и их элементов ИТМ1-В, утвержденным Министерством путей сообщения СССР от 28.07.1977, пришел к выводу, что данные неисправности возникли в связи с неправильной эксплуатации колесных пар ответчиком.
Исходя из того обстоятельства, что размер понесенных убытков подтвержден истцом надлежащими документами, суд удовлетворил исковые требования в полном объеме.
По мнению суда апелляционной инстанции, данные выводы суда первой инстанции являются верными и обоснованными.
Так, согласно пункту 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки являются общей мерой гражданско-правовой ответственности, целью которой является возмещение отрицательных последствий, наступивших в имущественной сфере потерпевшего в результате нарушения договорного обязательства и (или) совершения гражданского правонарушения.
В предмет доказывания убытков входит наличие в совокупности четырех необходимых элементов: факт нарушения права истца; вина ответчика в нарушении права истца; факта причинения убытков и их размера; причинно-следственная связь между фактом нарушения права и причиненными убытками.
Причинно-следственная связь между фактом нарушения права и убытками в виде реального ущерба должна обладать следующими характеристиками: 1) причина предшествует следствию, 2) причина является необходимым и достаточным основанием наступления следствия.
Отсутствие хотя бы одного из вышеназванных условий состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о взыскании убытков.
Согласно ст. 105 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, устанавливая ответственность перевозчика в случае повреждения или утраты принятых к перевозке вагонов, не ставит ее в зависимость от наличия или отсутствия вины перевозчика.
Согласно ст. 2-4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" ответчик является единым хозяйствующим субъектом, в уставный капитал которого внесено имущество федерального железнодорожного транспорта в процессе его приватизации.
Уставом ОАО "Российские железные дороги" и ст. 6 указанного Федерального закона установлено, что видами деятельности ответчика, в частности, являются эксплуатация, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, перевозка грузов, оказание услуг по предоставлению локомотивной тяги.
В силу пункта 81 Правил техническое состояние тормозного оборудования вагонов должно проверяться при их техническом обслуживании работниками пунктов технического обслуживания и контрольных пунктов технического обслуживания.
Пунктом 151 Правил установлено, что управление тормозами при следовании поездом осуществляет локомотивная бригада.
Скольжение колеса по рельсу, ведущее к образованию ползуна, происходит в результате заклинивания колеса тормозными колодками.
Такое заклинивание не может происходить в результате естественного износа деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации.
При этом, причиной появления на колесных парах "ползунов", по которым вагоны были отцеплены в текущий отцепочный ремонт, является повреждение поверхности катания колесной пары.
В соответствии с пунктами 2 и 6 "Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277", утвержденной 16.05.1994 года с дополнениями и изменениями, утвержденными указаниями МПС России от 11.06.1997 года N В-705у и от 19.02.1998 года N В-181у, техническое обслуживание тормозного оборудования локомотивов проверяют локомотивные бригады, слесари локомотивных депо, с последующей проверкой мастером (или бригадиром) и приемщиком локомотивных депо ОАО "РЖД". Аналогичная ситуация при техническом обслуживании тормозного оборудования вагонов, которое осуществляют работники пунктов технического обслуживания (ПТО) эксплуатационных вагонных депо ОАО "РЖД".
Выполнение работ контролирует старший по смене или старший осмотрщик вагонов.
В соответствии с приложение 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации 21.12.2010 N 286 (зарегистрированы Минюстом России 28.01.2011, регистрационный N 19627), ответственность за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, несут владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.
Следовательно, выявленные у принадлежащего истцу имущества повреждения могли возникнуть только в связи ненадлежащим выполнением сотрудниками ответчика обязанностей по эксплуатации переданного им имущества.
В соответствии с "Классификатором неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007", разработанным ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта", "ползун" является термомеханическим повреждением поверхности катания бандажа или безбандажного колеса, которое выражается в появлении на круговой поверхности катания плоского места, вызванного сильным торможением, при котором колеса заклиниваются из-за неправильной эксплуатации колесной пары.
Определение "ползунов" как повреждений имеется также в Классификаторе ИТМ1-В Министерства путей сообщения, введённом в действие с 01 января 1979 года, который в силу Закона N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Причиной возникновения ползунов является трение колеса по рельсу, которое возникает при торможении в результате неправильно отрегулированной тормозной рычажной передачи, неисправностей тормозного оборудования вагона или локомотива, регулировки скорости движения на механизированных сортировочных горках при подкладывании тормозного башмака под одно колесо колесной пары.
Согласно ст. 2-4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" ответчик является единым хозяйствующим субъектом, в уставный капитал которого внесено имущество федерального железнодорожного транспорта в процессе его приватизации.
Уставом ОАО "Российские железные дороги" и ст. 6 указанного Федерального закона установлено, что видами деятельности ответчика в частности являются эксплуатация, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, перевозка грузов, оказание услуг по предоставлению локомотивной тяги.
В силу пункта 81 Правил техническое состояние тормозного оборудования вагонов должно проверяться при их техническом обслуживании работниками пунктов технического обслуживания и контрольных пунктов технического обслуживания.
С 03.12.2007 введен в действие специальный "Классификатор не исправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007", который содержит, как определение не исправности "ползун", так и причины его возникновения.
В силу 2.1 (212), "ползуном" является повреждение поверхности катания колеса, вызванного неправильной эксплуатации колесной пары; при этом, классификаторы существовали параллельно, независимо друг от друга, различаясь по целям, задачам и по содержанию.
При этом, классификатор неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007, утв. 07.12.2007, дополняет классификатор КЖА 2005, поскольку содержит детальное описание неисправностей колесных пар грузовых вагонов с указанием причин их возникновения.
Таким образом, причины возникновения ползунов описаны в Классификаторе неисправностей вагонных колесных пар и их элементов (1.20.001-2007), утвержденным ОАО "РЖД" 07.12.2007.
Вывод о необходимости применения вышеуказанного классификатора неисправностей вагонных колесных пар и их элементов (1.20.001-2007), при определении причин возникновения неисправностей вагона/колесной пары следует и из анализа действующего руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм).
Раздел 25 данного Руководящего документа "Нормы браковки колесных пар и их элементов по видам неисправностей и способы их устранения" содержит наименования, описание и коды неисправностей согласно Классификатора неисправностей вагонных колесных пар и их элементов" 1.20.001-2007, утвержденного 07.12.2007.
При этом, вопреки доводам заявителя жалобы о том, что согласно Классификатору К ЖА 2005 04 такая неисправность, как "выщербина обода колеса" (код неисправности - 107) отнесена к эксплуатационным неисправностям, вызванным естественными износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации, необходимо указать следующее.
Ответчик неверно толкует понятие "эксплуатационная неисправность", содержащаяся в Классификаторе "Основные неисправности грузовых вагонов" (К ЖА 2005 04).
Тот факт, что в соответствии с Классификатором К ЖА 2005 04 неисправности колесных пар грузовых вагонов "ползун на поверхности катания", "выщербина обода колеса" отнесены к "эксплуатационным" неисправностям не освобождает ответчика от ответственности, так как из содержания Классификатора К ЖА 2005 04 не следует, что причиной возникновения такого вида неисправностей грузовых вагона, как "эксплуатационная", является исключительно износ деталей и узлов вагона.
Так в соответствии с пунктом 2.5 Классификатора К ЖА 2005 04 эксплуатационная - неисправность, вызванная естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации или произошедшая по причинам, не связанным с низким качеством изготовления или планового ремонта вагона.
Таким образом, из буквального толкования понятия "эксплуатационная неисправность", содержащегося в Классификаторе К ЖА 2005 04, следует, что это не только неисправности, вызванные естественным износом (расходы на устранение которых возлагаются на собственника в рамках несения бремени собственности согласно статье 210 ГК РФ), но и любые иные, за исключением технологических (1), связанных с качеством изготовления или выполнения планового ремонта вагона, его узлов и деталей.
При этом довод заявителя жалобы о том, что для определения причин и характеристик возникновения выявленных неисправностей вагона истца необходимо проведение судебной металлографической экспертизы, является несостоятельным.
Частью 1 ст. 71 АПК РФ установлено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В части 4 вышеуказанной статьи также указано, что каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
С ходатайством о проведении судебной экспертизы стороны в суд первой инстанции не обращались.
При этом сложившаяся судебная практика исходит из того, что определение неисправностей вагонов является вопросом права, и их отнесение к эксплуатационным или производственным дефектом, возможно с использованием соответствующих классификаторов, без привлечения лиц, обладающих специальными знаниями.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем, апелляционная жалоба ОАО "Российские железные дороги" является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине по апелляционной жалобе возлагаются на заявителя жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271, 272.1 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07.02.2019 по делу N А40-197163/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
Т.В.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.