город Омск |
|
20 мая 2019 г. |
Дело N А46-20654/2018 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шиндлер Н.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2371/2019) акционерного общества "Тандер" на решение Арбитражного суда Омской области от 01.02.2019 по делу N А46-20654/2018 (судья Пермяков В.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению акционерного общества "Тандер" (ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549) о признании незаконным и отмене постановления Министерства экономики Омской области от 25.10.2018 N 34-ЮЛ14.16/IV-2018 о назначении административного наказания,
установил:
акционерное общество "Тандер" (далее - АО "Тандер", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства экономики Омской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо) от 25.10.2018 N 34-ЮЛ-14.16/IV-2018 о назначении административного наказания, которым АО "Тандер" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 01.02.2019 по делу N А46-20654/2018 в удовлетворении требований общества отказано.
При этом арбитражный суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, и отсутствии со стороны административного органа нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с принятым решением, АО "Тандер" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что с момента культурного мероприятия до момента составления протокола об административном правонарушении прошло 9 месяцев, судом первой инстанции не дана оценка факту того, что на территории Омской области находится 229 магазинов АО "Тандер", нарушение допущено в одном торговом объекте. АО "Тандер" полагает, что имеется достаточно оснований для признаний правонарушения малозначительным.
АО "Тандер" выражает несогласие с выводами суда первой инстанции о невозможности снижения штрафа ниже минимального предела, ссылаясь на положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ; ссылки суда на дело N А32-15454/2017 необоснованны, так как постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда было принято 21.11.2017, то есть на момент рассмотрения настоящего дела общество уже не являлось подвергнутым административному наказанию.
Министерство представило отзыв на апелляционную жалобу.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 47 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, АО "Тандер" имеет лицензию на розничную продажу алкогольной продукции серии 55РПА N 0000011 со сроком действия до 07.10.2022, в том числе, в обособленном подразделении (магазин) по адресу: Омская область, г. Омск, ул. Лермонтова, д. 24, пом. 2П.
Администрацией города Омска во исполнение Плана основных городских мероприятий по проведению новогодних и рождественских праздников от 31.10.2017 определены дата (24.12.2017), время (с 16 часов до 18 часов) и место (с указанием границ) проведения в г. Омске культурно-массового мероприятия "Открытие окружной елки "Чудеса на Новый год" (далее - культурно-массовое мероприятие), в месте проведения которого не допускается розничная продажа алкогольной продукции за два часа до начала его проведения, во время проведения и в течение двух часов после окончания проведения.
Информация о дате, времени и месте (с указанием границ) проведения культурно-массового мероприятия размещена 13.12.2017 на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (письмо Главного Управления информационных технологий и связи Омской области N ВХ-18/МЭК-13388 от 11.09.2018).
Торговый объект (магазин), в котором осуществляет деятельность АО "Тандер", по адресу: Омская область, г. Омск, ул. Лермонтова, д. 24, пом. 2П, расположен в границах проведения культурно-массового мероприятия.
При анализе сведений Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС), сформированных в автоматизированной информационной системе Омской области портала сервисов Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, в разделе "Журнал учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам за период" выявлена фиксация 24.12.2017 в ЕГАИС розничной продажи заявителем алкогольной продукции в торговом объекте (магазине), расположенном по указанному выше адресу в период с 14 часов 04 минут до 19 часов 46 минут, т.е. в границах и в период проведения культурно-массового мероприятия.
По результатам контрольных мероприятий 10.10.2018 в отношении общества составлен протокол N 335 об административном правонарушении по делу N 34-ЮЛ14.16/IV-2018, а 25.10.2018 заместителем Министра экономики Омской области Кушнер Д.В. было вынесено постановление N 34-ЮЛ-14.16/IV-2018 о привлечении АО "Тандер" к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
01.02.2019 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое АО "Тандер" в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его отмены, исходя из следующего.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, урегулированные Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее по тексту - Закон N 171-ФЗ), а также иными нормативными правовыми актами, регламентирующими правила продажи алкогольной продукции.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, заключается в нарушении иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, не указанных в частях 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Как следует из оспариваемого обществом рамках настоящего дела постановления, заявитель признан виновным в нарушении особых требований и правил розничной алкогольной и спиртосодержащей продукции, и привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 12 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 указанного Федерального закона; нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
Розничная продажа алкогольной продукции представляет собой такой вид деятельности, который связан с закупкой, хранением алкогольной продукции и ее дальнейшей реализацией покупателям для личного потребления.
Согласно абзацу второму пункта 9 статьи 16 Закона N 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
В силу абзаца 2 пункта 9 статьи 16 Закона N 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Во исполнение названной нормы 28.12.2005 принят Закон Омской области N 717-ОЗ "О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Омской области".
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 последнего на территории Омской области не допускается розничная продажа алкогольной продукции в местах проведения концертов, фестивалей, праздников, представлений и других культурно-массовых мероприятий, а также спортивных мероприятий, дата, время и место (с указанием границ) проведения которых определяются решениями органов государственной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области.
Розничная продажа алкогольной продукции в местах проведения культурно-массовых или спортивных мероприятий не допускается за два часа до начала проведения, во время проведения и в течение двух часов после окончания проведения указанных мероприятий.
Информация о дате, времени и месте (с указанием границ) проведения органами государственной власти Омской области, органами местного самоуправления Омской области культурно-массового или спортивного мероприятия не позднее чем за три дня до проведения указанного мероприятия размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" органа исполнительной власти Омской области в сфере розничной продажи алкогольной продукции (далее - уполномоченный орган). Порядок передачи в уполномоченный орган информации о дате, времени и месте проведения органами государственной власти Омской области, органами местного самоуправления Омской области культурно-массового или спортивного мероприятия, включая способ указания границ, определяется уполномоченным органом.
Как следует из материалов дела, Администрацией города Омска с 16 часов до 18 часов 24.12.2017 проводилось культурно-массовое мероприятие. Информация о дате, времени и месте (с указанием границ) проведения культурно-массового мероприятия размещена 13.12.2017 на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом торговый объект (магазин), в котором осуществляет деятельность заявитель, по адресу: Омская область, г. Омск, ул. Лермонтова, д. 24, пом. 2П, расположен в границах проведения культурно-массового мероприятия.
Следовательно, в период с 14 часов и до 20 часов 24.12.2017 общество было не вправе реализовывать алкогольную продукцию по названному выше адресу.
Тем не менее, как следует из данных ЕГАИС, выявлена фиксация розничной продажи заявителем алкогольной продукции 24.12.2017 в период с 14 часов 04 минут до 19 часов 46 минут.
Данное обстоятельство заявителем не оспаривается.
Таким образом, в действиях АО "Тандер" судом первой инстанции справедливо усмотрены признаки события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу пункта 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В то же время, доказательства, свидетельствующие о невозможности соблюдения АО "Тандер" требований законодательства об обороте алкогольной продукции, в материалах дела отсутствуют.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Доводы АО "Тандер" о малозначительности правонарушения отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда личности, обществу, государству. При оценке малозначительности должен быть также решен вопрос о социальной опасности деяния.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (абзац 3 пункта 21 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Таким образом, применение данной нормы является правом, а не обязанностью административного органа и, следовательно, неприменение административным органом этой нормы не влечет за собой незаконность постановления о привлечении к административной ответственности.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В пункте 18.1 названного Постановления Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в частности указал, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Вменяемое Обществу административное правонарушение относится к административным правонарушениям с формальным составом.
Ответственность за указанное деяние наступает независимо от возникновения или не возникновения общественно опасных последствий. Наступление общественно опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия
Более того, отношения в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежат особому регулированию в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции.
Следовательно, в рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, в связи с чем основания для применения по данному делу статьи 2.9 КоАП РФ у суда отсутствуют.
Доводы подателя жалобы о наличии оснований для снижения размера назначенного административного штрафа с учетом положений пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ниже низшего предела судом апелляционной инстанции отклоняются в силу следующего.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При этом, исходя из содержания статьи 4.2 КоАП РФ, перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, является открытым.
Именно с учетом этого в части 3 статьи 14.16 КоАП РФ установлен дифференцированный по размеру штраф с определением его минимального и максимального пределов, что позволяет правоприменителю назначать меру наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения правонарушителя, а также обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 и 4.2 КоАП РФ).
Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (вступил в силу с 11.01.2015) предусмотрена возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, в частности, статья 4.1 КоАП РФ дополнена частями 3.2 и 3.3.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При этом, вопреки доводам подателя жалобы, установление возможности снижения штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ связывается не только и не столько с отсутствием негативных последствий совершения правонарушения сколько с исключительными обстоятельствами его совершения.
Снижение назначенного административным органом штрафа является правом, а не обязанностью суда, а реализация данного права не должна осуществляться безосновательно, в отсутствие к тому необходимых предпосылок.
Обществом не представлены документы, свидетельствующие о том, что его финансовое состояние таково, что назначенный штраф приведет к избыточным (чрезмерным) ограничениям его деятельности, создаст существенные материальные обременения.
Поскольку общество не обосновало наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного им административного правонарушения, тяжелым финансовым положением, суд апелляционной инстанции в данной ситуации не усматривает оснований для снижения штрафа.
Кроме того, как верно указано судом первой инстанции, 14.03.2017 постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области N 45 АО "Тандер" уже привлекалось к ответственности за совершение административного правонарушения по части 3 статьи 14.16 КоАП (дело N А32-15454/2017).
Общество обжаловало указанное постановление в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.08.2018 по делу N А32-15454/2017 в удовлетворении требования общества отказано, постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции по делу N А32-15454/2017 оставлено без изменения.
Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела общество являлось подвергнутым административному наказанию.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не разрешает вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу акционерного общества "Тандер" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 01.02.2019 по делу N А46-20654/2018 - без изменения.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.