Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 29 августа 2019 г. N Ф06-51005/19 настоящее постановление оставлено без изменения
гор. Самара |
|
21 мая 2019 г. |
Дело N А65-17608/2018 |
Резолютивная часть постановления оглашена 16 мая 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 мая 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Карпова В.В., Пышкиной Н.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ильиной Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 мая 2019 года в зале N 6 апелляционную жалобу Акционерного общества "Елабужское предприятие тепловых сетей" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 марта 2019 года, принятое по делу N А65-17608/2018 (судья Иванова И.В.)
по иску Акционерного общества "Елабужское предприятие тепловых сетей" (ОГРН 1061674038491, ИНН 1646020589), гор. Елабуга
к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Домуправ-3" (ОГРН 1091674001803, ИНН 1646026157), гор. Елабуга,
при участии третьего лица Общества с ограниченной ответственностью "ЕРЦ-Татэнергосбыт", гор. Казань,
о взыскании задолженности в размере 2 405 933 руб. 53 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьего лица - не явились, извещены надлежащим образом,
Установил:
Истец - Акционерное общество "Елабужское предприятие тепловых сетей" обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к ответчику - Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Домуправ-3" о взыскании задолженности в размере 6 295 382 руб. 49 коп.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 июля 2018 года принято уменьшение иска до 4 361 062 руб. 05 коп.
Определением суда от 21 августа 2018 года принято уменьшение иска до 3 716 312 руб. 59 коп.
Определением суда от 09 октября 2018 года принято уменьшение иска до 3 052 233 руб. 21 коп.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью "ЕРЦ-Татэнергосбыт".
Представитель истца в судебном заседании заявил об уменьшении исковых требований до 2 405 933 руб. 55 коп.
Судом первой инстанции уточнение принято в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 марта 2019 года суд принял уменьшение исковых требований до 2 405 933 руб. 53 коп. В иске отказал. Взыскал с Акционерного общества "Елабужское предприятие тепловых сетей" в пользу Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Домуправ-3" 48 000 руб. расходов по экспертизе. Взыскал с Акционерного общества "Елабужское предприятие тепловых сетей" в доход бюджета 35 030 руб. государственной пошлины. Возвратил Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Домуправ-3" с депозитного счета Арбитражного суда Республики Татарстан излишне оплаченные денежные средства в размере 7 000 руб., перечисленные по платежному поручению N 505 от 05 октября 2018 года.
Заявитель - Акционерное общество "Елабужское предприятие тепловых сетей", не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт, апелляционную жалобу удовлетворить.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2019 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 16 мая 2019 года на 15 час. 05 мин.
Представители истца, ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От ответчика в материалы дела поступил мотивированный отзыв, которым просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец в рамках заключенного договора от 01 февраля 2017 года N 2/ОГ (т. 1 л.д. 22 - 56) оказал ответчику услуги по поставке ресурса в целях обеспечения коммунальных услуг горячего водоснабжения, отопления и содержания общего имущества многоквартирных домов города Елабуга, находящихся в управлении ответчика.
В соответствии с пунктом 8.1 договора оплата по настоящему договору производится исполнителем до 30 числа месяца, следующего за расчетным.
За период с 01 января 2018 года по 28 февраля 2018 года оказано услуг на сумму 45 067 063 руб. 21 коп., из которых оплачено 38 771 680 руб. 72 коп.
Оказание услуг подтверждается актами оказанных услуг N 488 от 31 января 2018 года, N 489 от 31 января 2018 года, N 945 от 28 февраля 2018 года, N 944 от 28 февраля 2018 года (т. 1 л.д. 65 - 68), счетами-фактурами N 940 от 28 февраля 2018 года, N 941 от 28 февраля 2018 года, N 486 от 31 января 2018 года, N 485 от 31 января 2018 года (т. 1 л.д. 58 - 59, 60 - 61).
Направленные истцом в адрес ответчика претензии от 02 марта 2018 года исх. N 18/69, от 05 апреля 2018 года исх. N 18/50 (т. 1 л.д. 69 - 70) оставлены без исполнения, что явилось основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд в защиту нарушенных его прав и законных интересов.
Обосновывая решение, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения заявленного иска в силу отсутствия достоверных доказательств в подтверждение заявленных требований.
Обжалуя судебный акт, заявитель указывает, что суд первой инстанции необоснованно счел, что сверхнормативное потребление тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения и расходов на содержание общедомового имущества не подлежит оплате. Также суд не учел изменение судебной практики. Помимо этого, несостоятельны выводы суда относительно того, что задолженность за период января - февраля 2018 года погашена населением. Кроме того, суд необоснованно принял в качестве надлежащего доказательства экспертное заключение.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, мотивированного отзыва и изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Спорные правоотношения регулируются общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, специальными нормами материального права, предусмотренными статьями 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также нормами жилищного законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с нормами статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства.
В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 года N 129 (вступило в силу 28 февраля 2015 года) внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306.
Пунктом 38 Правил N 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к Правилам N 354, исходя из показаний приборов учета горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а при отсутствии такого прибора учета - исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме (далее - МКД), эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В целях учета всего объема (количества) коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, пунктом 40 Правил N 354 определено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
При этом в случае установления двухкомпонентного тарифа на горячую воду приходящийся на жилое или нежилое помещение, объем холодной воды, использованной на общедомовые нужды при потреблении коммунальных услуг горячего водоснабжения, распределяется в отношении коммунальных услуг по горячему водоснабжению на общедомовые нужды по формуле 11.2 приложения N 2 к Правилам N 354.
Вместе с тем, Правилами N 354 не предусмотрено применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Правилами N 354 предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В связи с этим соответствующими изменениями, внесенными в Правила N 306 предусматривается, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Так, согласно пункту 7 Правил N 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели: в жилых помещениях - куб.метр холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб.метра холодной воды или куб. метр горячей воды на 1 человека; на общедомовые нужды - куб.метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб.метра холодной воды на 1 кв.метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв.метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Данный принцип обеспечивает справедливое распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
В этой связи, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, установленный Правилами N 354, полностью соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации и установлен с учетом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.
Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Соответственно, при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.
Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами N 354 не предусмотрено.
Таким образом, в силу Правил N 354, количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Указанный порядок не противоречит Правилам N 124, а также пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины (Qiп, QiОДН) служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Данная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 15 августа 2017 года N 305-ЭС17-8232, в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017) от 29 декабря 2017 года, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 07 августа 2018 года N Ф06-34300/2018, определении Верховного суда Российской Федерации от 04 апреля 2018 года N 306-ЭС17-15156, от 20 марта 2018 года N 305-ЭС 17-20396.
Ссылка жалобы на то, что данная судебная практика не относиться к настоящему спору, судебной коллегией отклоняется, как несостоятельная.
Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 26 октября 2017 года N 189/о "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в Республике Татарстан" утверждены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в Республике Татарстан. Так, при расчете стоимости учитывается величина по многоквартирным домам с неизолированными стояками и полотенцесушителями (0,0678Гкалл).
Стоимость 1 Гкалл в соответствии с постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 14 декабря 2017 года N 10-117/кс, в спорный период составила 1 980,28 руб., то есть стоимость подогрева 1 кум.метра воды составила 134,26 руб.
Кроме того, в письме Минстроя РФ от 25 декабря 2017 года N 58291-ОГ/04 "Об учете тепловой энергии" рассмотрена методика учета тепловой энергии, имеется прямое указание на то, что в случае, если многоквартирный дом не оборудован индивидуальным тепловым пунктом и/или обслуживается центральным тепловым пунктом, то количество поставленной ресурсоснабжающей организацией тепловой энергии, используемой для отопления, определяется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а объем горячей воды - в соответствии с показаниями коллективного (общедомового) прибора учета горячего водоснабжения, который фиксирует объем поступившего коммунального ресурса и в соответствии с Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденная приказом Минстроя России от 17 марта 2014 года N 99/пр, не может быть отнесен к узлу учета тепловой энергии. При этом эксплуатация такого прибора учета горячей воды и ее коммерческий учет осуществляется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2013 года N 776.
Таким образом, правила учета тепла вместе с методикой N 99/пр не могут применяться для учета количества потребленных Гкалл, общедомовой прибор учета горячей воды не может являться узлом учета тепловой энергии, поскольку данные узлы учета имеют разные требования к единицам измерения. Это узел учета воды, а не тепла.
Позиция Минстроя РТ изложена в письме от 31 декабря 2017 года N 72736-АП "О начислении платежей за горячее водоснабжение", в котором указано, что Правила N 354 не предусматривают возможности начисления платежей за горячее водоснабжение в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду исходя из фактического объема тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению при оборудовании дома общедомовым прибором учета тепловой энергии.
Судом также учитывается, что в ответе на вопрос 27 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)" (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 декабря 2017 года) указано, что в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома.
Истец, предъявляя исковые требования, произвел расчет по показаниям общедомовых приборов учета, задолженность с учетом принятых уточнений составила 2 405 933 руб. 55 коп.
Управляющая компания считает верным определять объем того же ресурса расчетным способом как произведение объема потребленной горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, указывает на отсутствие задолженности перед истцом.
Для определения размера задолженности определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 октября 2018 года удовлетворено ходатайство ответчика о назначении экспертизы, проведение которой поручено эксперту ООО "Аудит-Информ" Биляеву Фанису Вагизовичу.
На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
1. В каком объеме должны быть начислены денежные средства АО "Елабужские ПТС" за фактически поставленное количество ресурса: тепловой энергии для отопления и подогрева холодной воды для нужд горячего, горячее водоснабжение, горячее водоснабжение в целях содержания общедомового имущества для ООО "УК Домуправ-3" за период с 01 января 2018 года по 28 февраля 2018 года?
2. Какова фактическая задолженность ООО "УК Управдом-3" перед АО "Елабужское ПТС", (общая, в разрезе услуг: тепловая энергия для отопления и подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения, горячее водоснабжение, горячее водоснабжение в целях содержания имущества) за период с 01 января 2018 года по 28 февраля 2018 года на дату подачи иска и дату составления заключения?
3. В каком объеме начислены и оплачены населением услуги по отоплению, подогреву холодной воды для нужд горячего водоснабжения (ИТП), горячее водоснабжение, горячее водоснабжение в целях содержания общедомового имущества за период с 01 января 2018 года по 28 февраля 2018 года?
28 января 2019 года экспертом представлено в суд экспертное заключение.
Согласно заключению судебной экспертизы, эксперт пришел к следующим выводам.
По первому вопросу: за анализируемый период всего должны быть начислены денежные средства АО "Елабужское предприятие тепловых сетей" за фактически поставленное количество ресурса: тепловой энергии для отопления и подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения, горячее водоснабжение, горячее водоснабжение в целях содержания общедомового имущества для ООО "УК Домуправ - 3" за период с 01 января 2018 года по 28 февраля 2018 года в сумме 43 831 707 руб. 08 коп.
По второму вопросу: величина задолженности ООО Управляющая компания "Домуправ-3" перед АО "Елабужское предприятие тепловых сетей" за период с 01 января 2018 года по 28 февраля 2018 года по состоянию на дату подачи иска и на дату составления заключения:
1) определённая по выставленным актам выполненных работ равна 0;
2) определенная по выставленным актам в соответствии с нормативом расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для нужд горячего водоснабжения, утвержденным Приказом 189/о от 26 октября 2017 года, равна нулю.
По третьему вопросу: за период с 01 января 2018 года - 31 января 2018 года населению начислено 21 446 004 руб. 94 коп., оплаты от населения не поступало; за период с 01 февраля 2018 года - 28 февраля 2018 года населению начислено 23 267 456 руб. 39 коп., оплачено населением 17 665 838 руб. 29 коп.; за период с 01 марта 2018 года по 31 марта 2018 года начислений населению не производилось, оплачено населением 21 437 019 руб. 16 коп.
Эксперт в своем заключении обращает внимание, что оплата за услуги, оказанные в феврале 2018 года, производится в марте 2018 года, поэтому экспертом принята во внимание оплата сальдовой оборотной ведомости (форма 5.10.2) в марте 2018 года.
Таким образом, за период с 01 января 2018 года по 28 февраля 2018 года всего было начислено 44 713 461 руб. 33 коп., из которых: по услуге "отопление" 37 482 015 руб. 60 коп.; по услуге "подогрев воды" 6 542 223 руб. 30 коп.; по услуге "холодная вода для нужд ГВС" 689 222 руб. 43 коп.
За период с 01 февраля 2018 года по 31 марта 2018 года было отплачено населением: по услуге "отопление" 32 948 374 руб. 32 коп.; по услуге "подогрев воды" 5 575 642 руб. 40 коп.; по услуге "холодная вода для нужд ГВС" 578 840 руб. 93 коп.
Эксперт пояснил и обосновал свои выводы, изложенные в заключении.
По ходатайству истца эксперт был вызваны судом для дачи пояснений.
В судебном заседании после перерыва 01 марта 2019 года эксперт, будучи предупрежденным об уголовной ответственности по правилам, предусмотренным статьей 55 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был опрошен по возникшим у сторон и суда вопросам. Эксперт дал подробные пояснения по проведенной экспертизе, повторно пояснил и обосновал свои выводы, изложенные в заключении.
Истец считает выводы эксперта, в частности по вопросу 2, противоречащими иным имеющимся в материалах дела доказательствам, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела.
В силу части 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта исследуется наряду с другими доказательствами по делу.
Все мотивы, по которым эксперт пришел к таким выводам, детально изложены в исследовательской части заключения эксперта.
В соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Арбитражный суд первой инстанции, изучив экспертное заключение, пришел к правомерному выводу, что выводы эксперта являются обоснованными и подтвержденными документально, а экспертное заключение с точки зрения полноты и обоснованности - соответствующим требованиям статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом в заключении отражены содержание и результаты исследований с указанием примененных методов и нормативных актов, оценка результатов исследований, выводы по поставленному вопросу и его обоснование.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе заключение судебной экспертизы, арбитражный суд первой инстанции обоснованно отметил, что заключение судебной экспертизы не содержит каких-либо противоречий, сомнений в его достоверности у суда не возникло, экспертиза проведена с предупрежденным экспертом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, в силу чего данное заключение признается судом надлежащим доказательством по делу.
Доводы жалобы относительно того, что данное экспертное заключение не может быть признано надлежащим доказательством, субъективны, основаны на несогласии со сделанными экспертом выводами и сами по себе не свидетельствуют о неправомерности данного экспертного заключения.
Учитывая, что расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в помещения и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду осуществляется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и не зависит от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, суд первой инстанции обоснованно согласился с выводами экспертизы и позицией об отсутствии задолженности за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
По смыслу части 1 статьи 64, частей 1, 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, с учетом представленных сторонами доказательств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Согласно положениям статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Таким образом, изучив в совокупности все материалы дела, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленного иска в силу отсутствия достоверных доказательств в подтверждение заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения. Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В связи с вышеизложенным Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 марта 2019 года, принятого по делу N А65-17608/2018 и для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 марта 2019 года, принятое по делу N А65-17608/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Акционерного общества "Елабужское предприятие тепловых сетей" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
В.В. Карпов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.