Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 августа 2019 г. N Ф08-7391/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
21 мая 2019 г. |
дело N А32-25087/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Государственной жилищной инспекции Краснодарского края и Печерской Светланы Александровны, Печерского Евгения Михайловича, Пискулина Андрея Геннадьевича, Теплухиной Татьяны Васильевны, Теплухина Андрея Алексеевича, Теплухина Артема Алексеевича, Теплухина Глеба Алексеевича, Иушиной Екатерины Васильевны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.12.2018 по делу N А32-25087/2018 (судья Купреев Д.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Специалист"
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
при участии третьих лиц: Печерской Светланы Александровны, Печерского Евгения Михайловича, Пискулина Андрея Геннадьевича, Теплухиной Татьяны Васильевны, Теплухина Андрея Алексеевича, Теплухина Артема Алексеевича, Теплухина Глеба Алексеевича, Иушиной Екатерины Васильевны, Горбуновой Веры Александровны, Чурсиной Любови Михайловны Костынкина Андрея Александровича, Царева Виктора Анатольевича, Рожнева Михаила Владимировича,
о признании предписания частично недействительным
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Специалист" (далее - общество, ООО "УК "Специалист") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2 предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 04.05.2018 N 1188 (с учетом принятых судом первой инстанции уточнений первоначально заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Печерская Светлана Александровна, Печерский Евгений Михайлович, Пискулин Андрей Геннадьевич, Теплухина Татьяна Васильевна, Теплухин Андрей Алексеевич, Теплухин Артем Алексеевич, Теплухин Глеб Алексеевич, Иушина Екатерина Васильевна, Горбунова Вера Александровна, Чурсина Любовь Михайловна, Костынкин Андрей Александрович, Царев Виктор Анатольевич, Рожнев Михаил Владимирович.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.12.2018 пункты 1, 2 предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 04.05.2018 N 1188 признаны недействительными. В остальной части принят отказ от заявленных требований и производство по делу в указанной части прекращено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края, Печерская Светлана Александровна, Печерский Евгений Михайлович, Пискулин Андрей Геннадьевич, Теплухина Татьяна Васильевна, Теплухин Андрей Алексеевич, Теплухин Артем Алексеевич, Теплухин Глеб Алексеевич, Иушина Екатерина Васильевна обжаловали его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просили решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Апелляционная жалоба Государственной жилищной инспекции Краснодарского края мотивирована тем, что многоквартирный дом N 2 по ул. Красная в г. Сочи оборудован индивидуальной газовой котельной, входящей в состав общего имущества многоквартирного дома, в котором отсутствует централизованное горячее водоснабжение. Индивидуальная газовая котельная оснащена приборами учета газа, воды и электрической энергии, поступающих в котельную и используемых для оказания тепловых коммунальных услуг. Полотенцесушители в МКД подключены к отдельному стояку, не связанному с горячим водонабжением. Правила N 354 не указывают порядок начисления за тепло, используемое на обогрев полотенцесушителей. Согласно части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации цена договора является существенным условием договора управления. Порядок начисления за тепло, используемое на обогрев полотенцесушителей должен быть урегулирован в договоре управления, в соответствии с положениями статьи 162 ЖК РФ. Согласно представленному ООО "УК Специалист" в рамках проверки договору управления, порядок расчета платы за полотенцесушители также не урегулирован, соответствующие изменения в договор управления не внесены. Признание правомерным порядка начисления ООО "УК "Специалист" платы за обогрев полотенцесушителей и правильности применяемого расчета вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 05.07.2018 по делу N 2-2651/18 не влияет на вывод о необходимости урегулирования данного вопроса в договоре управления. Согласно пункту 80 Правил N 354, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения (пункт 81 Правил N 354). Абзацем 9 пункта 54 Правил N 354, установлено, что размер платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) при наличии в многоквартирном доме прибора учета тепловой энергии, установленного на оборудовании, входящем в состав общего имущества в многоквартирном доме, с использованием которого была предоставлена коммунальная услуга по отоплению, а также индивидуальных (квартирных) приборов учета во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома определяется за расчетный период пропорционально объему тепловой энергии, определяемому в соответствии с формулой 18(1) приложения N 2 к настоящим Правилам. Постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 N 232 внесены изменения в Правила N 354 в части отмены повышающих коэффициентов при начислении платы за услуги отопления с начала 2017 года. Кроме того, в соответствии с пунктом 59 Правил N 354, собственникам и пользователям многоквартирного дома, в помещениях которых вышли из строя индивидуальные тепловые счетчики, начисление платы за коммунальную услугу по отоплению производится первые три месяца исходя из среднемесячного объема потребления данной коммунальной услуги по 'показаниям индивидуального прибора учета тепловой энергии. По истечении трех месяцев, если индивидуальный прибор учета тепловой энергии повторно не введен в эксплуатацию, то расчет начисления платы за коммунальную услугу по отоплению производится в соответствии с пунктом 54 Правил N 354. с применением формулы 18 Приложения N 2 к Правилам N 354, исходя из объемов коммунальных ресурсов, использованных за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению, распределяемых между всеми помещениями многоквартирного дома пропорционально занимаемой площади помещения.
В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 05.10.2006 N 861, Инспекция является органом исполнительной власти Краснодарского края (на правах управления), уполномоченным осуществлять государственный жилищный надзор на территории Краснодарского края посредством организации и проведения проверок соблюдения обязательных требований жилищного законодательства. Предметом жилищного надзора является соблюдение требований к определению платы за коммунальные услуги (часть 1 статьи 20 ЖК РФ, пункт 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493, пункт 3.1 постановления главы администрации Краснодарского края от 05.10.2006 N 861). Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) регулируются Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ орган государственного контроля (надзора) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований обязан выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. Пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований. В соответствии с пунктом 4.2.3 Положения о государственной жилищной инспекции Краснодарского края, утвержденном постановлением главы администрации Краснодарского края от 05.10.2006 N 861, должностные лица Инспекции, уполномоченные осуществлять региональный государственный жилищный надзор и (или) лицензионный контроль в пределах возложенных полномочий, в установленном порядке имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований и (или) лицензионных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований и (или) лицензионных требований. Перечень должностных лиц государственной жилищной инспекции Краснодарского края, на которых возложены функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора определен в приложении N 4 к постановлению главы администрации Краснодарского края от 05.10.2006 N 861. Согласно пункту 10 Административного регламента исполнения государственной жилищной инспекцией Краснодарского края государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора, утвержденного приказом Инспекции 09.11.2015 N 109, уполномоченные должностные лица Инспекции при исполнении государственной функции вправе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований. Таким образом, принятие мер в отношении фактов нарушений, выявленных в результате проверки, в виде выдачи предписания должностными лицами Инспекции о прекращении нарушении прав потребителей предусмотрено законом. В связи с этим у Инспекции имелись законные основания для проведения проверки заявителя в связи с поступлением жалобы собственников помещения о нарушении их прав при расчете платы за коммунальные услуги и коммунальные ресурсы, Инспекцией выдано предписание заявителю в рамках предоставленных полномочий и надлежащим должностным лицом, по своему содержанию предписание соответствует предъявляемым к нему требованиям. Право органов государственного жилищного надзора выдавать субъектам проверки предписаний, содержащих требование о перерасчете неоднократно была предметом рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации, который в своих судебных актах указывал на законность таких предписаний (Определения Верховного Суда РФ от 05.03.2019 N 305-ЭС19-946 по делу N А41-94522/2017, от 05.03.2019 N 304-ЭС19-865 по делу N А75-5287/2018, от 19.02.2019 N 307-КП 8-26345 по делу N А21-10680/2017, от 14.02.2019 N 307-КП8-25883 по делу N А21-12804/201 7. от 29.01.2019 N 307-КП 8-24685 по делу N А321-12206/207, от 23.01.2019 N 309-КГ18-23546 по делу N А47-11913/2016, от 11.01.2019 N 305-КГ18-23220 по делу N A4I-78037/2017, от 11.01.2019 N 309-КГ18-23161 по делу N А76-37447/20! 7.. от 14.12.2018 N 307-КП 8-20849 по делу N А21-7553/2017, от 31.10.2018 N 301-КП8-17481 по делу N А43-37266/2017, от 21.09.2018 N 310-КГ18-14159 по делу N А48-4492/2017, от 20.02.2019 N 303-ЭС19-9 по делу N А04-4716/2017, от 25.07.2018 N 308-КГ18-10021 по делу N А32-29161/2017). Выданное предписание направлено на устранение рушений законодательства, допущенных обществом, содержит указание на период времени, за который необходимо осуществить перерасчет, предписание является исполнимым. Оспариваемое предписание соответствует нормам законодательства, выдано инспекцией в пределах предоставленных полномочий и при наличии достаточных фактических оснований, необоснованных обязанностей на общество не возлагает.
Апелляционная жалоба Печерской Светланы Александровны, Печерского Евгения Михайловича, Пискулина Андрея Геннадьевича, Теплухиной Татьяны Васильевны, Теплухина Андрея Алексеевича, Теплухина Артема Алексеевича, Теплухина Глеба Алексеевича, Иушиной Екатерины Васильевны мотивирована тем, что акт проверки ГЖИКК N 1433 от 04 мая 2018 года и предписание IK N 1188 от 04.05.2018 года являются обоснованными в части вывода о том, что поскольку действующим законодательством не урегулирован порядок расчета платы за полотенцесушитель, данный порядок должен быть урегулирован в договоре управления. В действующем договоре управления, порядок расчета за начисления платы за полотенцесушитель не согласован. Данную услугу УК начисляет повторно как плату за отопление с помощью полотенцесушителей и выносит в квитанцию дополнительную услугу отопления отдельной строкой, исходя из расчета удельных затрат коммунальных ресурсов на обогрев полотенцесушителей и циркуляционные потери, сумма которых распределяется также как сумма, полученная при отоплении, то есть еще раз распределяется пропорционально площадям помещений. Суду 1 инстанции были представлены сведения Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации ода Сочи 28.08.2018 года в ответ на адвокатский запрос, а именно копии извлечения из положительного заключения государственной экспертизы 23-1-2-0554-08, где в разделе (п.6.8) что принятая в проекте система с параллельными кольцами практически не регулируемая и не применяется. Таким образом, очевидно, что полотенцесушители присоединены к системам горячего водоснабжения, и оснований для начисления платы за них отдельной строкой не имеется. Заявитель не доказал факт действующего подключения полотенцесушителей к системе отопления как обособленной внутридомовой дополнительной системы отопления, регламентированной строительными нормами, утвержденными постановлениями Правительства закрепленной нормативно-правовой и нормативно-технической базой эксплуатации МКД в ФЗ 28.11.2011 N 337-ФЗ и СНиП 31-01-2003, и отраженной в Технической документации длительного пользования на МКД. МКД оснащен автономной крышной автоматизированной газовой котельной блочно-модульного или встроенно-пристроенного типа. Тепловой пункт передает горячую воду в систему отопления (зависимая схема), в систему горячего водоснабжения. Подача горячей воды осуществляется по 2-х трубной системе (прямая и обратка) закрытой схемы посредством теплообменника. Ссылки суда 1 инстанции на решение Центрального районного суда г.Сочи от 05.07.2018 года в данной части неправомерны, так как данным решением какой-либо оценки правомерности действий заявителя в части применения повышающего коэффициента 1,5 при начислении платы за отопление не дано.
В отзывах на апелляционные жалобы ООО "УК "Специалист", Горбунова Вера Александровна, Чурсина Любовь Михайловна, Костынкин Андрей Александрович, Царев Виктор Анатольевич, Рожнев Михаил Владимирович указали на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просили в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.
От Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, ООО "УК "Специалист" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 11.04.2018 N 820л Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края в отношении ООО "Управляющая компания "Специалист" (наименование до 18.06.2018 - ООО "УК Специзол") проведена внеплановая документарная проверка по вопросу соблюдения обязательных требований жилищного законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки контролирующим органом выявлены нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Специалист" требований Жилищного кодекса Российской Федераций, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
По итогам проверки, уполномоченным должностным лицом Государственной жилищной инспекции Краснодарского края обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Специалист" выдано предписание от 04.05.2018 N 1188, в соответствии с которым заявителю необходимо в срок до 13.08.2018 обеспечить устранение выявленных правонарушений.
Общество, не согласившись с пунктами 1, 2 предписания контролирующего органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта "а" пункта 3 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение N 493), государственный жилищный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (пункт 10 Положения N 493).
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт;
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно пункту 22 Приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20.
В соответствии с абзацем 1 пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Конкретизируя данное правило, пункт 54 указанных Правил предписывает определять размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) в соответствии с формулой 20 как сумму двух составляющих:
произведения объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
стоимости коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенной на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
Согласно абзацу 2 пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, согласно формуле 20 в состав платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению потребитель оплачивает объем потребленной горячей воды по тарифу на холодную воду (объем определяется по общим правилам: исходя из показаний индивидуального прибора учета либо в его отсутствие по нормативам потребления горячей воды) и стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды (газ, электроэнергия), отнесенную на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в таком помещении, и определенную исходя из тарифа на этот ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на условиях решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, утвержденного протоколом от 01.07.2016 (в редакции протокола от 31.10.2016 N 1-2-2016) управление многоквартирным домом N 2 по ул. Красная в г. Сочи осуществляет ООО "Управляющая компания "Специалист" (наименование до 18.06.2018 - ООО "УК Специзол").
На основании распоряжения от 11.04.2018 N 820л Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края в отношении ООО "Управляющая компания "Специалист" проведена внеплановая документарная проверка по вопросу соблюдения обязательных требований жилищного законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки контролирующим органом выявлены нарушения обществом Жилищного кодекса Российской Федераций, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
По итогам проверки, уполномоченным должностным лицом Государственной жилищной инспекции Краснодарского края обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Специалист" выдано предписание от 04.05.2018 N 1188.
Согласно пункту 1 указанного предписания заявителю необходимо в срок до 13.08.2018 привести с соответствие договор управления многоквартирным домом, а именно, утвердить порядок расчета начисления платы за "полотенцесушитель".
Вместе с тем, как установлено судом и не оспаривается сторонами, многоквартирный дом N 2 по ул. Красная в г. Сочи оборудован индивидуальной газовой котельной, входящей в состав общего имущества многоквартирного дома, в котором отсутствует централизованное горячее водоснабжение. Индивидуальная газовая котельная оснащена приборами учета газа, воды и электрической энергии, поступающих в котельную и используемых для оказания тепловых коммунальных услуг.
Вывод суда первой инстанции о том, что особенностью указанного многоквартирного дома является подключение полотенцесушителей к отдельным стоякам, не связанным с горячим водоснабжением и отопление, т.е.фактически, непрерывная работа полотенцесушителей представляет собой отопительный прибор с обособленной системой циркуляции теплоносителя, подтверждается проектной документацией индивидуального теплового пункта N 8010-Х.2007.2 от 2008 года, согласно которой присоединение систем теплоснабжения предусмотрено по следующим схемам: контур циркуляции полотенцесушителей по зависимой схеме. Кроме того, данный факт подтверждается также Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края, а также обстоятельствами установленными вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 05.07.2018 по делу N 2-2651/18 и привлеченными к участию в деле собственниками помещений МКД Горбуновой В.А., Чурсиной Л.М., Костынкиным А.А., Царевым В.А., Рожневым М.В. В связи с этим, в многоквартирном доме предусмотрен учет тепловой энергии, вырабатываемой в котельной и расходуемой не только на отопление и горячее водоснабжение, но и в циркуляционной системе полотенцесушителей.
В представленной апеллянтами копии извлечения из положительного заключения государственной экспертизы 23-1-2-0554-08, в разделе 6 (п.6.8) указано следующее замечание: полотенцесушители следует присоединять к системам горячего водоснабжения. Исключение составляют системы отопления круглогодичного действия. Следует подтвердить (СНиП 0.04.01-85 п. 5.6 прим.1). в графе "Результаты экспертизы" указано: принятая в проекте система с параллельными кольцами практически не регулируется и не применяется. В связи с этим указано на снятие данного замечания и оставление его на усмотрение заказчика (л.д.40 т.3). Т.о. содержание данного пункта не свидетельствует о том, что заказчиком изменено проектное решение о схеме подключения полотенцесушителей.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, не указывают порядок начисления за тепло, используемое на обогрев полотенцесушителей.
Применение управляющей компанией формулы 18 Приложения N 2 Правил 354 к расчету платы за обогрев полотенцесушителей обусловлено отсутствием индивидуальных приборов учета тепловой энергии, расходуемой в полотенцесушителях.
В пункте 1 оспариваемого предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края обществу указано на необходимость приведения в соответствие договора управления многоквартирным домом, путем утверждения порядка расчета платы за обогрев полотенцесушителей.
Вместе с тем пункт 1 оспариваемого предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края подлежащим признанию недействительным, поскольку законность взимания обществом платы за обогрев полотенцесушителей и правильность применяемого расчета подтверждена вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 05.07.2018 по делу N 2-2651/18.
В связи с чем, отсутствие утвержденного порядка расчета платы за обогрев полотенцесушителей в договоре управления многоквартирным домом при наличии судебного акта, подтверждающего правильность применяемого обществом расчета, не влечет для заявителя безусловной обязанности по утверждению порядка расчета на общем собрании жильцов многоквартирного жилого дома.
Пунктом 2 предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 04.05.2018 N 1188 обществу также предписывается в срок до 13.08.2018 произвести перерасчет начисления платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме всем собственникам и пользователям многоквартирного дома, в помещениях которых вышли из строя индивидуальные тепловые счетчики, в соответствии с пунктом 59 Правил, первые три месяца исходя из среднемесячного объема потребления данной коммунальной услуги по показаниям индивидуального прибора учета тепловой энергии. По истечении трех месяцев, если индивидуальный прибор учета тепловой энергии повторно не введен в эксплуатацию, то расчет начисления платы за коммунальную услугу по отоплению производить в соответствии с пунктом 54 Правил, с применением формулы 18 Приложения N 2 к Правилам, исходя из объемов коммунальных ресурсов, использованных за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению, распределяемых между всеми помещения многоквартирного дома пропорционально занимаемой площади помещения. В дальнейшем соблюдать данные требования.
Вместе с тем, суд считает правовую позицию контролирующего органа ошибочной ввиду следующего.
Согласно пункту 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения (пункт 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
Применение повышающих коэффициентов при определении размера платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленные потребителям в жилых помещениях в многоквартирном доме, предусмотрено также в пункте 60 Правил N 354: при выходе из строя индивидуального (квартирного или комнатного) прибора учета, его утраты, либо истечения срока его эксплуатации, - в расчетные периоды, превышающие 3 месяца невосстановления работоспособности прибора учета
При этом, Правила N 354 не содержат случаев применения повышающих коэффициентов при определении в соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размера платы за коммунальные услуги горячего водоснабжения, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета горячей воды, при нецентрализованной системе теплоснабжения, горячего водоснабжения в многоквартирном доме (с применением пункта 54 Правил N 354), а также размера платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения в коммунальных квартирах, а также жилых домах, не оборудованных квартирными приборами учета воды, электрической энергии (с применением пункта 50 Правил N 354).
Согласно пункту 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс. Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения. Общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии на цели отопления или горячей воды на цели горячего водоснабжения рассчитывается по показаниям фиксирующих такие объемы приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнитель произвел коммунальную услугу по отоплению или горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии или горячей воды, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, и объемов потребления тепловой энергии или горячей воды, определенных по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению или горячему водоснабжению теми потребителями, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета. Данный расчетный способ применяется при определении объема использованного при производстве коммунального ресурса как в случае, когда такой коммунальный ресурс используется исполнителем лишь при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, так и в случае, когда коммунальный ресурс того вида, который используется исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, также используется исполнителем для предоставления потребителям коммунальной услуги соответствующего вида.
При этом, Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 в п. 54 Правил N 354 введен абзац следующего содержания: размер платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) при наличии в многоквартирном доме прибора учета тепловой энергии, установленного на оборудовании, входящем в состав общего имущества в многоквартирном доме, с использованием которого была предоставлена коммунальная услуга по отоплению, а также индивидуальных (квартирных) приборов учета во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома определяется за расчетный период пропорционально объему тепловой энергии, определяемому в соответствии с формулой 18(1) приложения N 2 к настоящим Правилам, и в случае, если выбран способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, 1 раз в год корректируется в соответствии с формулой 18(3) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Из формулы 18(1) следует, что она применяется для расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную за расчетный период в i-ом жилом помещении (квартире) или нежилом помещении, оборудованном индивидуальным (квартирным) прибором учета тепловой энергии (распределителем) в многоквартирном доме, в котором прибор учета тепловой энергии установлен на оборудовании, входящем в состав общего имущества в многоквартирном доме, с использованием которого была произведена коммунальная услуга по отоплению, и индивидуальные (квартирные) приборы учета тепловой энергии (распределители) установлены во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, с использованием которого была произведена коммунальная услуга по отоплению, и индивидуальные (квартирные) приборы учета тепловой энергии (распределители) установлены во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме.
Согласно правовой позиции Верховного Суда российской Федерации, изложенной в Определении от 11.09.2012 N АПЛ12-522 по общему правилу размер платы за коммунальные услуги определяется прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Вместе с тем пункт 2 оспариваемого предписания содержит требование к управляющей компании о проведении перерасчета платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД по истечении 3 месяцев всем собственникам помещений пропорционально занимаемой площади с применением формулы 18 приложения N 2 к Правилам N 354.
Вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание содержит гражданско-правовое требование к исполнителю договора, касающееся возврата полученных им денежных средств за оказанные по договору услуги, которое не может быть обличено в форму предписания государственного органа, носящего обязательный характер, неисполнение которого влечет публично-правовые санкции для исполнителя, является неверным, что однако не является основанием для отмены судебного акта.
Оспариваемые в рамках настоящего дела пункты 1, 2 предписания не соответствуют закону и нарушают права и интересы заявителя. Учитывая изложенное, заявленные обществом уточненные требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.12.2018 по делу N А32-25087/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить Печерской Светлане Александровне из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 2850 руб. Выдать справку.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.