Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 сентября 2019 г. N Ф07-9216/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
22 мая 2019 г. |
Дело N А66-15448/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 мая 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.
при участии от федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации Густовой Ю.А. по доверенности от 19.12.2018, от Общественной организации Торопецкое районное общество охотников и рыболовов председателя Иванова В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тверской области от 30 января 2019 года по делу N А66-15448/2018,
установил:
федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (адрес: 119435, Москва, улица Пироговская Б., дом 21, строение 1; ОГРН 1107746633521, ИНН 7704761773; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Общественной организации Торопецкое районное общество охотников и рыболовов (адрес: 172840, Тверская область, Торопецкий район, город Торопец, улица Комсомольская, дом 7А; ОГРН 1026900010917, ИНН 6944000308, далее - Общество) о возложении на Общество обязанности прекратить право пользования и любую деятельность на земельном участке с кадастровым номером 69:34:0000019:355, площадью 1091 га, и 69:34:0000022:463, площадью 575 га, расположенных по адресу: Тверская обл., р-н Торопецкий, в/ч 11777, в лесных кварталах N 102 - 112, 114 - 118, входящих в состав охотничьих угодий в соответствии с охотхозяйственным соглашением от 06.12.2010 N 5 (с учетом уточнения исковых требований и состава лиц, участвующих в деле).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.
Решением суда от 30 января 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что земельный участок находится на территории охранной зоны военного объекта. Без специального разрешения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект, осуществлять хозяйственную деятельность запрещается.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал изложенные в жалобе доводы.
Министерство обороны Российской Федерации в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда отменить, иск удовлетворить.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и представитель в судебном заседании просят обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Дело рассматривается в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, Учреждению на основании постановления Главы администрации Торопецкого р-на от 03.02.1992 N 30 (по участку 69:34:0000019:355) и постановления Главы администрации Торопецкого р-на от 05.03.1993 N 59 (по участку 69:34:0000022:463), на праве постоянного бессрочного пользования принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 69:34:0000019:355 площадью 1091 га и 69:34:0000022:463, площадью 575 га, расположенные по адресу: Тверская обл., р-н Торопецкий, в/ч 11777, относящийся к землям обороны, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав.
На основании постановления администрации Тверской области от 07.12.2005 N 331-па, договора от 01.09.2000 N 423 и соглашения от 19.12.2003 N 926 Обществу 01.02.2007 выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира N 0000782, сроком действия по 31.07.2010.
Департаментом управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области (правопредшественник Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области) и Обществом 06.12.2010 заключено охотхозяйственное соглашение N 5 сроком действия двадцать лет с момента заключения соглашения, по которому Общество (охотпользователь) принял на себя обязательства обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, и создание охотничьей инфраструктуры, а Департамент обязался предоставить право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий согласно настоящему соглашению.
Согласно пункту 2.1.3 соглашения площадь охотничьих угодий составляет 160 тыс. га.
Пунктами 2.2.1 и 2.2.2 соглашения определено, что в границах охотничьего угодья расположены лесные участки Торопецкого лесничества, общей площадью 45 га.
В границы охотничьих угодий, предоставленных охотпользователю, вошли земельные (лесные участки), а именно: лесные кварталы N 102 - 112, 114 - 118, входящие в состав земельных участков с кадастровыми номерами 69:34:0000019:355, 69:34:0000022:463, отнесенных к землям обороны и безопасности Кушалинского участка Ворошиловского участкового лесничества Тверского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России.
Учреждение, ссылаясь на то, что в границы охотничьих угодий вошли лесные участки, входящие в состав земельных участков с кадастровыми номерами 69:34:0000019:355, 69:34:0000022:463, отнесенных к землям обороны, без соответствующего согласия Министерства, договор от 06.12.2010 N 5 в данной части является ничтожным, обратилось с иском в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
Согласно пункту 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным названным Кодексом, федеральными законами.
Охотничьи угодья - территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 01.04.2010, (далее - Закон об охоте) статья 93 ЗК РФ дополнена пунктом 5.1: допускается включать земельные участки, включенные в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в границы охотничьих угодий с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 Кодекса (пункт 2 статьи 4 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Федеральный закон N 209-ФЗ не содержит положений о его применении к правоотношениям, возникшим до дня введения его в действие.
Указанная правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.11.2016 по делу N А13-2433/2016.
Договор от 06.12.2010 N 5 заключен Департаментом управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области и Обществом в порядке, регламентированном статьей 71 Закона об охоте, в связи с чем, обязательство по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации включения в границы земельного участка охотничьих угодий, у Общества отсутствовало.
Оценивая возражения истца об отнесения спорного земельного (лесного) участка к запретной зоне, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пунктом 7 статьи 93 ЗК РФ установлено, что в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации, в частности, Постановлением N 405, согласно абзацу 4 пункта 2 которого "запретная зона" - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.
Согласно пункту 12 Постановления N 405 на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества. В пределах запретной зоны не допускается устройство стрельбищ и тиров, стрельба из всех видов оружия, а также использование взрывных устройств и пиротехнических средств.
Истец указывает, что на основании решения межведомственной комиссии (протокол от 03.11.2015 N 1/МК), в отношении спорного земельного участка установлена запретная зона военного объекта (том 2, листы 146-160). Между тем, право пользования охотничьими угодьями возникло у ответчика ранее.
Поскольку спорный договор и осуществляемые на его основании права на ведение охотхозяйственной деятельности не препятствуют реализации истцу принадлежащих ему прав на землю, последним не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии нарушения его прав, как не представлено и доказательств незаконного осуществления охотхозяйственной деятельности в границах спорных кварталов, оснований для запрета охотпользователю охотхозяйственной деятельности и использования спорного земельного участка не имеется.
Кроме того, судом учтено отсутствие установленного в соответствии с пунктами 22, 23 Постановления N 405 обозначения местоположения границ запретной зоны информационными ограничительными знаками, а также направленной информации в орган кадастрового учета для включения соответствующих сведений в схему территориального планирования.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Доводы, изложенные Учреждением в апелляционной жалобе, не опровергают правомерность выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном акте, основаны на иной оценке апеллянтом представленных в материалы дела доказательств и фактических обстоятельств дела, что не может служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права при рассмотрении спора не допущено.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Учреждения - без удовлетворения.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат распределению в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ.
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30 января 2019 года по делу N А66-15448/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.