Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26 июля 2019 г. N Ф06-50215/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
22 мая 2019 г. |
Дело N А06-507/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Веряскиной С.Г., Степуры С.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кожокарём А.П.
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Автотрейд" Любовощина В.С., действующего на основании доверенности от 18.01.2019, представителя общества с ограниченной ответственностью "АвангардАвто" и общества с ограниченной ответственностью "Транс Лайн" Терпугова С.Ю., действующего на основании доверенностей от 08.05.2019, от 07.05.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (414040, г. Астрахань, пл. Карла Маркса, д. 33, ОГРН 1173025006373, ИНН 3015111622), общества с ограниченной ответственностью "АстраханьПассажирСервис" (ОГРН 1193025001685, ИНН 3019026093), общества с ограниченной ответственностью "АвангардАвто" (414056, г. Астрахань, ул. Ю.Селенского, д. 13/5, литер А, оф. 304, ОГРН 1163025050693, ИНН 3019017684), общества с ограниченной ответственностью "Транс Лайн" (414004, г. Астрахань, ул. В.Ноздрина, д. 60, кв. 109, ОГРН 1153015001105, ИНН 3015105097)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 14 марта 2019 года по делу N А06-507/2019 (судья Ковальчук Т.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автотрейд" (414024, г. Астрахань, ул. Гоголя, д. 4, ОГРН 1113015005157, ИНН 3015094600) об отмене постановления Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (414040, г. Астрахань, пл. Карла Маркса, д. 33, ОГРН 1173025006373, ИНН 3015111622) от 24 января 2019 года N 001826,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Автотрейд" (далее - ООО "Автотрейд", заявитель) с заявлением об отмене постановления Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление, административный орган) от 24 января 2019 года N 001826 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 300000 руб.
Решением суда от 14 марта 2019 года оспоренное постановление признано незаконным и отменено.
Административный орган не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявления.
Общество с ограниченной ответственностью "АвангардАвто" (далее - ООО "АвангардАвто"), общество с ограниченной ответственностью "Транс Лайн" (далее - ООО "Транс Лайн"), не привлечённые к участию в деле, также не согласились с вынесенным судебным актом, обратились в апелляционный суд с жалобами, в которых просят рассмотреть дело по правилам суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
ООО "Автотрейд" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Волжское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлечённые к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
Учитывая положения части 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определение, вынесенное в виде отдельного судебного акта, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Кодексом.
По ходатайству указанных лиц копии определения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 09 апреля 2019 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционных жалоб ООО "АвангардАвто", ООО "Транс Лайн", ООО "АстраханьПассажирСервис" выслушав представителей ООО "Автотрейд", ООО "АвангардАвто", ООО "Транс Лайн", суд апелляционной инстанции считает, что производство по апелляционным жалобам указанных лиц, не привлечённых к участию в деле, подлежит прекращению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждому заинтересованному лицу предоставлено право обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Из приведённой нормы следует, что право на обращение в суд обусловлено, в первую очередь, наличием нарушенного права или охраняемого законом интереса.
Согласно части 1 статьи 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных Кодексом, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу.
Лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным Кодексом (статья 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В пунктах 1, 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что лица, не участвующие в деле, как указанные, так и не указанные в мотивировочной и/или резолютивной части судебного акта, вправе его обжаловать в порядке апелляционного производства в случае, если он принят об их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора. В случае, когда жалоба подаётся лицом, не участвовавшим в деле, суду надлежит проверить, содержится ли в жалобе обоснование того, каким образом, оспариваемым судебным актом непосредственно затрагиваются права или обязанности заявителя. Для возникновения права на обжалование судебных актов у лиц, не привлечённых к участию в деле, необходимо, чтобы оспариваемые судебные акты не просто затрагивали права и обязанности этих лиц, а были приняты непосредственно о правах и обязанностях этих лиц.
Обжалованное решение, принятое по результатам рассмотрения заявления ООО "Автотрейд" об отмене постановления административного органа от 24 января 2019 года N 001826 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 300000 руб., не затрагивает права и обязанности ООО "АстраханьПассажирСервис", ООО "АвангардАвто" и ООО "Транс Лайн", не принято в отношении прав и обязанностей указанных лиц. Апелляционный суд считает, что рассмотрение спора по настоящему делу не влияет на их права.
Изложенные в решении суда первой инстанции фактические обстоятельства дела нельзя признать обстоятельствами, порождающими (прекращающими или изменяющими) права и обязанности ООО "АстраханьПассажирСервис", ООО "АвангардАвто" и ООО "Транс Лайн", указанное решение не содержит выводов относительно их прав или обязанностей.
Согласно абзацу третьему пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по жалобе подлежит прекращению.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что ни одно из указанных лиц административным органом не признано потерпевшим по делу об административном правонарушении. Определением суда первой инстанции от 13 марта 2019 года ООО "АстраханьПассажирСервис", ООО "АвангардАвто" и ООО "Транс Лайн" отказано во вступлении в дело в качестве заинтересованного лица.
Указанное определение суда первой инстанции ООО "АвангардАвто" и ООО "Транс Лайн" не обжаловало.
Определением суда апелляционной инстанции производство по апелляционной жалобе ООО "АстраханьПассажирСервис" на определение суда первой инстанции от 13 марта 2019 года об отказе во вступлении в дело в качестве заинтересованного лица прекращено по правилам пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ по заявлению указанного лица.
Изложенный в апелляционных жалобах ООО "АстраханьПассажирСервис", ООО "АвангардАвто" и ООО "Транс Лайн" на решение суда первой инстанции довод, что ООО "Автотрейд" является конкурентом на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров и по настоящему делу разрешался вопрос о законности деятельности общества по перевозке пассажиров по маршруту "Астрахань-Москва" в результате которой указанными лицами понесены убытки, не опровергает вывода суда первой инстанции, что результат рассмотрения дела не влияет на их права и обязанности. Не исключает права обратиться с соответствующими требованиями в уполномоченный орган Федеральной антимонопольной службы России с заявлением о нарушении принципа конкуренции и не препятствует обратится с требованиями о возмещении убытков в случае их возникновения, избрав надлежащий способ защиты.
В связи с тем, что "АстраханьПассажирСервис", ООО "АвангардАвто" и ООО "Транс Лайн" не являются лицами, участвующими в деле, а также не являются лицами, не привлечёнными к участию в деле, о правах и об обязанностях которых суд первой инстанции принял судебный акт, производство по апелляционным жалобам ООО "АвангардАвто" и ООО "Транс Лайн" подлежит прекращению.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что обжалованное решение подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела. Предоставленные административным органом доказательства очевидным образом свидетельствуют, что автобус совершал перевозку по направлению Астрахань-Москва, которое является маршрутом регулярных перевозок пассажиров, допуск на него, соответственно, производится в определённом законе порядке и соответствующая деятельность подлежит контролю.
Заявитель фактически выпустил принадлежащее ему транспортное средство с целью осуществления пассажирской перевозки на данный маршрут. Будучи крупным профессиональным субъектом деятельности на рынке пассажирских перевозок, заявитель не мог не знать о порядке использования регулярных маршрутов.
Апелляционный суд пришёл к выводу, что попытка при помощи договоров фрахтования представить фактически осуществляемую деятельность на маршруте как не подлежащую соответствующему регулированию предпринята с целью обойти законом установленный порядок допуска на маршрут и избежать ответственности. Даже из содержания текстов самих договоров фрахта видно, что они заключены не ради единичной поездки, а именно для осуществления регулярных перевозок.
Согласно рейдовому заданию от 29.11.2018 N 313-П органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки транспортных средств в процессе их эксплуатации Волжским межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведена проверка автобусов, осуществляющих регулярные, заказные перевозки пассажиров (т.1 л.д.77-81).
Административным органом вынесено определение от 18 декабря 2018 года о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведении административного расследования. Определение направлено в адрес ООО "Автотрейд" и получено последним 22 декабря 2018 года (т.1 л.д.50-51).
19 декабря 2018 года в 12 час. 35 мин. на 1372 км автодороги Р-22 М6 "Каспий" административным органом в ходе рейдового задания было установлено, что водитель Чернов А.П. управлял транспортным средством ЮТОНГ 2К6122Н9, государственный регистрационный знак Т333МА/30, и совершал перевозку пассажиров в количестве 8 человек по маршруту "г. Астрахань - г. Москва" в отсутствие карты маршрута регулярных перевозок.
Установленные обстоятельства, по мнению управления, свидетельствуют о нарушении заявителем части 3 статьи 35 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации регулярных перевозок).
Допущенное нарушение квалифицировано управлением по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
15 января 2019 года административным органом в отношении ООО "Автотрейд" составлен протокол N 001826 об административном правонарушении. О времени и месте составления протокола заявитель извещён надлежащим образом (т.1 л.д.8-9, 45).
24 января 2019 года управлением вынесено постановление N 001826 о привлечении ООО "Автотрейд" к ответственности по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 300000 руб. (т.1 л.д.10-14). О времени и месте вынесения постановления заявитель извещён надлежащим образом. Дело об административном правонарушении рассмотрено при участии представителя общества по доверенности от 18.01.2019.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Автотрейд" оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, пришёл к выводу, что административным органом не представлено доказательств наличия в действиях заявителя события вменённого административного правонарушения. ООО "Автотрейд" не осуществляет регулярных перевозок. Заявителем осуществлялась перевозка пассажиров по договору фрахтования автобуса от 16 августа 2018 года N 5 по маршруту "г. Астрахань - г. Москва - г. Астрахань".
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, поскольку считает доказанными событие и состав вменённого административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным.
Согласно статье 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта) перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:
1) регулярные перевозки;
2) перевозки по заказам;
3) перевозки легковыми такси.
Определение вида перевозки (регулярные перевозки или перевозки по заказам) имеет существенное значение для квалификации совершённого ООО "Автотрейд" деяния и решения вопроса о наличии в его действиях события и состава административного правонарушения.
Правила осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа определены в главе 3 Устава автомобильного транспорта.
В целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (часть 1 статьи 14 Закона об организации регулярных перевозок).
В части 2 названной статьи установлено, что осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учётом положений Закона об организации регулярных перевозок.
В соответствии с частью 8 статьи 14 Закона об организации регулярных перевозок государственный или муниципальный заказчик выдаёт на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок.
Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдаётся на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту (часть 3 статьи 17 Закона об организации регулярных перевозок).
В соответствии с частью 1 статьи 19 Устава автомобильного транспорта регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.
В пунктах 3, 5, 42 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112 (далее - Правила перевозок пассажиров), предусмотрено, что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.
Анализ приведённых норм свидетельствует о том, что необходимым условием при осуществлении регулярных перевозок является наличие публичного договора как основания перевозки, системность деятельности по перевозке, наличие расписания движения.
Согласно статье 2 Устава автомобильного транспорта маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
В части 3 статьи 35 Закона об организации регулярных перевозок установлена обязанность водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
В пункте 20 части 1 статьи 3 Закона об организации регулярных перевозок карта маршрута регулярных перевозок определена как документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
Согласно пунктам 1 и 2 части 4 статьи 39 Закона об организации регулярных перевозок уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной указанным Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 данной статьи карт:
1) выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута. Юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, которые совместно осуществляют регулярные перевозки по данному маршруту, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута выдаются при условии заключения ими договора простого товарищества;
2) устанавливают отдельный маршрут в отношении регулярных перевозок, осуществляемых каждым юридическим лицом, каждым индивидуальным предпринимателем, в случае, если указанные в пункте 1 данной части регулярные перевозки осуществляются совместно не более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества, а также выдают таким юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим установленным маршрутам регулярных перевозок и новые карты соответствующих установленных маршрутов регулярных перевозок с учётом максимального количества транспортных средств, которые ранее использовались для совместных регулярных перевозок каждым из таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, карта маршрута регулярных перевозок является одним из основных документов, подтверждающих право соответствующего хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по определённому маршруту регулярных перевозок. Каждый субъект, осуществляющий перевозки пассажиров автомобильным транспортом, обязан иметь карту маршрута регулярных перевозок.
Вопросы перевозки пассажиров и багажа по заказам регламентированы главой 4 Устава автомобильного транспорта.
В силу статьи 787 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами, кодексами и иными законами.
В части 1 статьи 27 Устава автомобильного транспорта предусмотрено, что перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключённого в письменной форме.
Согласно частям 2 и 3 статьи 27 Устава автомобильного транспорта договор фрахтования, указанный в части 1 названной статьи, должен включать в себя:
1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе;
2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств);
3) маршрут и место подачи транспортного средства;
4) определённый или неопределённый круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство;
5) сроки выполнения перевозки;
6) размер платы за пользование транспортным средством;
7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учётом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определённого круга лиц). Договор фрахтования, указанный в части 1 названной статьи, может включать в себя иные не указанные в части 2 этой статьи условия.
При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в части 1 данной статьи, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров (часть 4 статьи 27 Устава автомобильного транспорта).
В соответствии с частью 5 статьи 27 Устава автомобильного транспорта в случае, если договором фрахтования, указанным в части 1 указанной статьи, предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределённого круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается.
В силу пункта 89 Правил перевозок пассажиров перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьёй 27 Устава автомобильного транспорта.
Договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определённого круга лиц или неопределённого круга лиц (пункт 90 Правил перевозок пассажиров).
Договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определённого круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 Правил перевозок пассажиров (пункт 91 Правил перевозок пассажиров).
В силу пункта 92 Правил перевозок пассажиров перевозки посадка лиц, определённых договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путёвки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем.
В пункте 94 Правил перевозок пассажиров установлено, что договор фрахтования или его копия должны находиться у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляться в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов.
В соответствии с пунктом 95 Правил перевозок пассажиров транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, должно быть оформлено табличками с надписью "Заказной", размещаемыми: над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; на заднем окне транспортного средства.
Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается краткое наименование фрахтовщика (пункт 97 Правил перевозок пассажиров).
Административным органом установлено, что ООО "Автотрейд" осуществляло регулярную перевозку пассажиров по маршруту "г. Астрахань - г. Москва" в отсутствие карты маршрута регулярных перевозок.
Доводы заявителя о том, что он осуществлял заказную перевозку пассажиров, опровергаются представленными в материалы деда доказательствами.
ООО "Автотрейд" осуществляет перевозки по маршруту: "Автовокзал г. Астрахань - Автостанция "Красногвардейская" г. Москва", совпадающему с регулярными межрегиональными маршрутами, внесёнными в реестр регулярных межрегиональных маршрутов, размещённый на официальном сайте Минтранса России https://www.mintrans.ru/documents, официальными перевозчиками по которым являются ООО "АвангардАвто" и ООО "Транс Лайн" (N 323, N 898, N 1494, N 1201, N 1618, N 1671, N 1672).
В материалы дела предоставлены копии кассовых чеков (билетов) с присвоением каждому уникального номера, в которых указаны: паспортные данные пассажира, маршрут, дата и время отбытия и прибытия и перевозчик ООО "Автотрейд" (т.1 л.д.61-62, 92-94).
Транспортное средство ЮТОНГ 2К6122Н9, государственный регистрационный знак Т333МА/30, оборудовано передним указателем маршрута "Астрахань - Волгоград-Москва" (т.1 л.д.73-75).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что при проведении административным органом осмотра транспортного средства, осуществляющего перевозку, 19 декабря 2018 года административному органу представлены путевой лист автобуса N 1138 (т.1 л.д.60), кассовый чек на покупку билета от 19.12.2018 N 00000009557017 (т.1 л.д.61), кассовый чек от 19.12.2018 на покупку билета N 00000009617018 (т.1 л.д.62), водительское удостоверение Чернова А.П., свидетельство регистрации на транспортное средство (т.1 лд.63-64), список 8 пассажиров от 19.12.2019 указанного транспортного средства с отметкой ООО "Автокасса Южная" (т.1 л.д.66), сведения о договоре обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика ООО "Автотрейд" (т.1 л.д.66), диагностическая карта (т.1 л.д.67), страховой полис ОСАГО, выданный АО "АльфаСтрахование" от 19.07.2018 N 5008992561 (т.1 л.д.68), форма уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности ООО "Автотрейд", копия договора фрахтования от 12.04.2018 N 01, заключенного между ООО "Автотрейд" (фрахтовщик) и ООО "ГолдСтар-Авто" (фрахтователь) (т.1 л.д.70-72).
Из пояснений пассажира Медведевой О.Д., отобранных административным органом 19 декабря 2018 года, следует, что указанное лицо пользуется услугами ООО "Автотрейд" регулярно три месяца (три поездки) (т.1 л.д.52).
Доказательств того, что договор фрахтования от 16 августа 2018 года N 5, заключённый ООО "Автотрейд" (фрахтовщик) и ООО "Автокасса Южная" (фрахтователь) находился у водителя и был предоставлен административному органу при рассмотрении дела об административном правонарушении, заявителем не представлено.
Обязательный список пассажиров (при отсутствии заказа-наряда) к договору фрахтования у водителя транспортного средства на момент проверки отсутствовал. Доказательств обратного заявителем не представлено.
В путевом листе имеется раздел "Билетный учётный лист", что не может быть при заказной перевозке пассажиров.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 21.05.2018 по делу N А12-36165/2017.
Установленные административным органом обстоятельства свидетельствуют о наличии волеизъявления и фактическом принятии ООО "Автотрейд" мер, направленных на организацию указанной перевозки пассажиров по маршруту.
Способ организации перевозок и публичный характер отношений между ООО "Автотрейд" и пассажирами позволяют сделать вывод о том, что фактически заявитель осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом по маршруту регулярных перевозок.
При этом для квалификации деяния по вменённой заявителю статье не требуется доказывать регулярность совершения им противоправных действий. Достаточно того, что административным органом достоверно доказано, что он использовал маршрут без карты маршрута, то есть не будучи допущенным для работы на маршруте.
Из самого текста предоставленного заявителем договора фрахтования (пункт 3.1.1) следует, что автобус фрахтуется с целью осуществления перевозок по маршруту Москва-Астрахань-Москва (т.1 л.д.70), то есть для маршрутной перевозки.
Целью заказной перевозки, осуществляемой по договору фрахтования, для фрахтовщика является предоставление фрахтователю в пользование всей либо части вместимости транспортного средства за плату, а для фрахтователя - получение за плату всей либо части вместимости транспортного средства. Услуги, оказываемые по такому договору, оплачиваются фрахтователем (заказчиком) фрахтовщику (перевозчику) за предоставление ему в пользование для перевозки всей или части вместимости транспортного средства.
Так, пассажиры, в интересах которых заказчик зафрахтовал часть вместимости транспортного средства, получая услугу их перевозки, не являются сторонами договора фрахтования и не оплачивают перевозчику свой проезд, то есть не заключают с перевозчиком ни договор фрахтования, ни договор перевозки.
В рамках публичного договора перевозки осуществляется оказание пассажиру платной услуги его перевозки по соответствующему маршруту от пункта отправления до пункта назначения. Оплата по данному договору взимается перевозчиком с пассажира за оказываемую им услугу перевозки. Сторонами данного договора являются перевозчик и пассажир, а заключение договора должно удостоверяться билетом.
Апелляционная коллегия пришла к выводу, что ООО "Автотрейд" осуществляет перевозку пассажиров по межрегиональному маршруту "г. Астрахань - г. Москва" и в обратном направлении под видом осуществления перевозок пассажиров по заказу.
В силу части 3 статьи 35 Закона об организации регулярных перевозок водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных маршрутных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органов государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
Административным органом установлен факт осуществления ООО "Автотрейд" перевозки пассажиров в количестве 8 человек по маршруту "г. Астрахань - г. Москва" в отсутствие карты маршрута регулярных перевозок.
Факт невыполнения заявителем установленных законодательством требований подтверждён материалами дела, в том числе актом осмотра транспортного средства от 19 декабря 2018 года, объяснениями пассажира от 19 декабря 2018 года, протоколом от 15 января 2019 года N 001826 об административном правонарушении, постановлением от 24.01.2018 N 001826 по делу об административном правонарушении.
Следовательно, установленные административным органом обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ООО "Автотрейд" события и состава вменённого правонарушения.
Суд апелляционной инстанции считает, что вина заявителя во вменённом правонарушении управлением доказана.
В отношении пассажиров ООО "Автотрейд" является лицом, осуществляющим перевозки по маршруту. Факт использования автотранспортного средства для перевозок пассажиров без карты маршрута установлен административным органом.
Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
ООО "Автотрейд" не принято всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено. С учётом требований статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обоснованно привлёк заявителя к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судом апелляционной инстанции. Существенных нарушений административным органом не допущено.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При указанных обстоятельствах имеются правовые основания для отмены решения суда первой инстанции в полном объёме.
Апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт, которым в соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказать ООО "Автотрейд" в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, 151, статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
прекратить производство по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью "АвангардАвто" (ОГРН 1163025050693, ИНН 3019017684), общества с ограниченной ответственностью "Транс Лайн" (ОГРН 1153015001105, ИНН 3015105097), общества с ограниченной ответственностью "АстраханьПассажирСервис" (ОГРН 1193025001685, ИНН 3019026093) на решение Арбитражного суда Астраханской области от 14 марта 2019 года по делу N А06-507/2019.
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 14 марта 2019 года по делу N А06-507/2019 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Автотрейд" (ОГРН 1113015005157, ИНН 3015094600) в удовлетворении заявленных требований.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.