г. Владивосток |
|
22 мая 2019 г. |
Дело N А51-26574/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 мая 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Т. Васильевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Дуб Юрий Никитович,
апелляционное производство N 05АП-2498/2019
на решение от 04.03.2019
судьи Н.А. Тихомировой
по делу N А51-26574/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Дуб Юрия Никитовича (ИНН 251400124634, ОГРН 304250610600073)
к Департаменту лесного хозяйства Приморского края (ИНН 2539085054, ОГРН 1072539005967)
о признании незаконным решения,
при участии:
от ИП Дуб Юрия Никитовича: Андриенко Т.В., доверенность от 15.11.2018, сроком на 3 года, паспорт,
от Департамента лесного хозяйства Приморского края: Политика А.А., доверенность от 22.04.2019, сроком до 31.12.2019 года, паспорт.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Дуб Юрий Никитович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента лесного хозяйства Приморского края (далее - ответчик, департамент) N 38-05- 56/5209 от 02.11.2018 об отказе в объединении двух лесных участков с кадастровыми номерами 25:02:000000:53 площадью 12 003 га кв.м., местоположение Приморский край, Дальнереченский район, Дальнереченское лесничество, Пожигинское участковое лесничество, кварталы N 134, 135, Боголюбовское участковое лесничество кварталы N 20-26, Мартыново-Полянское участковое лесничество N 1, 5, 10, 11, 12, 17-19, 26 и 25:02:000000:55 площадью 8 392 кв.м., местоположение Приморский край, Дальнереченский район, Дальнереченское лесничество, Боголюбовское участковое лесничество кварталы N 6-19; об обязании Департамент лесного хозяйства Приморского края принять решение об объединении двух лесных участков, заключить новый договор аренды лесного участка.
Решением суда от 04.03.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования.
Считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что спорные правоотношения сторон не подпадают под действие нормы ч.3 ст. 73.1, ч.1 ст. 74 Лесного кодекса РФ, допускающей заключение договора аренды лесного участка без проведения аукциона.
Приводит доводы о том, что порядок предоставления лесного участка, образованного путем объединения двух смежных лесных участков, предоставленных арендатору на праве аренды, должен определяться исходя из норм Земельного кодекса РФ. В соответствии с п. 4 ст. 11.8 ЗК РФ предприниматель имеет право на заключение договора аренды лесного участка, образованного путем объединения двух смежных участков, предоставленных ему по договорам аренды, без проведения торгов.
Кроме того, указывает, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, оценив договоры аренды N 9/29 от 12.05.2008, N24/29 от 20.06.2008 на предмет их ничтожности.
В заседании суда апелляционной инстанции лица, представитель предпринимателя доводы апелляционной жалобы поддержала, решение суда просила отменить, удовлетворить заявленные требования
Представитель департамента на доводы апелляционной жалобы возразил, решение суда считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что индивидуальный предприниматель Дуб Ю.Н. является арендатором следующих лесных участков: - площадью 12 003 Га, местоположение Приморский край, Дальнереченский район, Дальнереченское лесничество, Пожигинское участковое лесничество, кварталы N 134, 135, Боголюбовское участковое лесничество кварталы N 20-26, 45, Мартыново-Полянское участковое лесничество кварталы N 1, 5, 19, 11, 12, 17-19, кадастровый номер 25:02:000000:53 по договору N 9/29 от 12.05.2008; - площадью 8 392 Га, местоположение Приморский край, Дальнереченский район, Дальнереченское лесничество, Боголюбовское участковое лесничество кварталы N 6-19, кадастровый номер 25:02:000000:55 по договору N 24/29 от 20.06.2008.
23.08.2018 предприниматель обратился в Департамент лесного хозяйства Приморского края с заявлением об образовании из арендуемых по договорам N 9/29 от 12.05.2008 и N 24/29 от 20.06.2008 лесных участков одного с сохранением характеристик и передаче его предпринимателю для дальнейшего ведения лесопользования.
30.10.2018 предприниматель повторно обратился в департамент с заявлением об объединении арендуемых лесных участков и утверждении проектной документации объединенного лесного участка с приложением проектной документации и схемы расположения на КПТ.
По результатам рассмотрения заявлений предпринимателя департамент отказал в их удовлетворении, посчитав, что в случае образования нового лесного участка путем объединения двух лесных участков, предоставленных предпринимателю на праве аренды, основания для предоставления такого участка в аренду без проведения торгов, предусмотренных пунктом 3 статьи 73.1 Лесного кодекса РФ, будут отсутствовать.
Также департамент указал, что согласно действующему законодательству Российской Федерации объединение смежных земельных участков лесного фонда является правом собственника данных участков, а не его обязанностью.
Не согласившись с отказом департамента, посчитав его незаконным и нарушающим права предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с частью 1 статьей 3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения.
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 2 статьи 3 ЛК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с ГрК РФ;
2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 части 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
Общие требования к составу и содержанию проектной документации определены статьей 70.1 ЛК РФ. При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 70.1 ЛК РФ в проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков.
В силу части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 кодекса.
Из материалов дела судом установлено, что заявитель является арендатором двух смежных лесных участков, проектная документация на вновь образуемый участок подготовлена с учетом границ обоих лесных участков, находящихся в аренде у предпринимателя.
Соответственно проектная документация подготовлена с целью объединения двух смежных лесных частков.
Согласно части 1 статьи 73.1 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса (если участки ранее предоставлены без проведения торгов).
Согласно части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях: 1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса; 2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; 3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса; 4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
В соответствии с частью 1 статьи 74 ЛК РФ арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
Из материалов дела следует, что по договору N 9/29 от 12.05.2008 предпринимателю в аренду передан лесной участок площадью 12 003 Га, местоположение Приморский край, Дальнереченский район, Дальнереченское лесничество, Пожигинское участковое лесничество, кварталы N 134, 135, Боголюбовское участковое лесничество кварталы N 20-26, 45, Мартыново-Полянское участковое лесничество кварталы N 1, 5, 19, 11, 12, 17-19, кадастровый номер 25:02:000000:53. Срок действия договора установлен с 12.05.2008 по 20.09.2053.
По договору N 24/29 от 20.06.2008 предпринимателю в аренду передан лесной участок площадью 8 392 Га, местоположение Приморский край, Дальнереченский район, Дальнереченское лесничество, Боголюбовское участковое лесничество кварталы N 6-19, кадастровый номер 25:02:000000:55. Срок действия договора установлен в десять лет с момента государственной регистрации договора (дата регистрации 07.11.2008).
Из материалов дела также следует, что договор аренды лесного участка 20.06.2008 N 24/29 заключён с предпринимателем на основании решения органа государственной власти (Приказа администрации Приморского края от 15.12.2002 N 140.
Договор аренды лесного участка от 12.05.2008 N 9/29 действительно был заключен с предпринимателем на основании Протокола о результатах аукциона Управления лесным хозяйством от 16.04.2008 N 234.
Однако факт заключения договор аренды лесного участка от 12.05.2008 N 9/29 по результатам торгов, не свидетельствует о возникновении у предпринимателя права на получение в аренду вновь образуемого лесного участка без проведения торгов.
В рассматриваемом случае, обращаясь в уполномоченный орган с соответствующими заявлениями, предприниматель заявил о желании сформировать новый лесной участок из участков, на которые у последнего имеется право аренды по заключенным ранее договорам и получении в аренду вновь образованного, измененного лесного участка.
Согласно ч. 1 ст. 11.6 Земельного кодекса РФ при объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
В соответствии с п.10 Приказа Россельхоза от 13.04.2012 N 139 "Об утверждении Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда" при разделе, объединении, перераспределении лесного участка или выделе из лесного участка сведения о ранее учтенном лесном участке подлежат исключению из государственного лесного реестра с указанием номера учетной записи лесного участка, подлежащего разделу, объединению, перераспределению или выделу из лесного участка, делается соответствующая запись об исключении сведений с указанием причин, даты исключения и номеров учетных записей лесных участков, образующихся одновременно при разделении ранее учтенных лесных участков.
Соответственно в результате объединения лесных участков будет сформирован новый лесной участок, сведения о котором будут внесены государственный лесной реестр, следовательно, предоставление образованного участка должно осуществляться в соответствии со ст. 74 Лесного кодекса РФ.
Заключение нового договора аренды на образованный в результате объединения двух лесных участков, предоставленных предпринимателю на праве аренды 2008 года, будет свидетельствовать о совершении действий направленных на обход специальных норм Лесного кодекса РФ, предусматривающих порядок заключения договора аренды лесного участка, требующего соблюдения отсутствующих в рассматриваемом случае условий.
Оценивая доводы предпринимателя о том, что суд вышел за пределы заявленных требований, оценив договоры аренды N 9/29 от 12.05.2008, N24/29 от 20.06.2008 на предмет их ничтожности, коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным данным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Пунктом 2 статьи 168 ГК РФ предусмотрено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно пункту 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В силу абзацев 1 и 2 пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.
В связи с этим договор аренды от 20.06.2008 N 24/29 является ничтожным (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Данные выводы суда сделаны с учетом позиции изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 17.04.2017 N 302-ЭС17-2838 по делу N А19-233/2016.
Что касается вывода о ничтожности договора от 12.05.2008 N 9/29, то суд первой инстанции ошибочно указал, что указанный договор заключен без проведения аукциона на основании решения Управления лесного хозяйства.
Как установлено выше, договор аренды лесного участка от 12.05.2008 N 9/29 был заключен с предпринимателем на основании Протокола о результатах аукциона Управления лесным хозяйством от 16.04.2008 N 234.
Соответственно выводы суда первой инстанции о ничтожности указанного договор по указанным основаниям, признаются коллегией ошибочными.
Между тем, применительно к обстоятельствам данного спора, в котором не рассматривается вопрос о переоформлении или заключении договора 12.05.2008 N 9/29 на новый срок, данные выводы суда первой инстанции не привели к принятию неправильного судебного акта, как не имеющие существенного значения для рассмотрения настоящего спора.
Довод апелляционной жалобы о том, что право предпринимателя на приобретение образованного земельного участка без проведения торгов предусмотрено п.4 ст. 11.8 Земельного кодекса РФ, коллегия отклоняет.
Согласно пункту 4 статьи 11.8 ЗК РФ в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Между тем, в рассматриваемом случае данное правило не применимо к спорным правоотношениям, поскольку предприниматель заявил о желании сформировать новый лесной участок из участков, на которые у последнего имеется право аренды по заключенным ранее договорам, один из которых, в нарушением приведенных нормативных положений, заключен минуя обязательную процедуру проведения торгов.
Следовательно, образование лесного участка путем объединения двух лесных участков с кадастровыми номерами 25:02:000000:53 и 25:02:000000:55, один из которых предоставлен предпринимателю по договору, заключенному в нарушение требований ч.1 ст. 74 ЛК РФ не может порождать правовых последствий, в том числе и возникновение преимущественного права у арендатора на вновь образованный лесной участок в соответствии со 74 ЛК РФ, ст. 11.8 ЗК РФ.
Поскольку преимущественного права на получение образуемого лесного участка в аренду без проведения торгов у предпринимателя в силу закона не возникло, о намерении получения образуемого лесного участка по результатам торгов предпринимателем не заявлялось, законных оснований для заключения договора аренды вновь образованного лесного участка из лесных участков, находящихся в аренде у предпринимателя, без проведения торгов с ИП Дуб Ю.Н. у Департамента лесного хозяйства Приморского края не имелось.
При этом судом обоснованно принято во внимание, что обязанность по утверждению проектной документации с целью дальнейшего формирования и оформления прав на предполагаемый к образованию лесной участок по заявлению заинтересованного лица, в том числе арендатора, у органа государственной власти действующим законодательством как таковая не предусмотрена.
С учетом изложенного, при установленных судом обстоятельствах, законных оснований для объединения двух лесных участков с кадастровыми номерами 25:02:000000:53 и 25:02:000000:55, утверждения проектной документации образованного лесного участка и заключения договора аренды на образованный лесной участок, у Департамент лесного хозяйства не имелось, в связи с чем суд правомерно на основании части 3 статьи 201 АПК РФ принял решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ заявителю из федерального бюджета подлежит возврату излишне уплаченная государственная пошлина в размере 8 850 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.03.2019 по делу N А51-26574/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Дуб Юрию Никитовичу из федерального бюджета 8 850 (восемь тысяч восемьсот пятьдесят) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы по чеку-ордеру от 25.03.2019, операция N 8.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.