г. Вологда |
|
23 мая 2019 г. |
Дело N А66-1478/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 23 мая 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
при участии от общества Шаргуновой Ю.А. по доверенности от 17.11.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кальян-Тверь" на решение Арбитражного суда Тверской области от 25 февраля 2019 года по делу N А66-1478/2019,
установил:
Отдел организации применения административного законодательства Управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области (адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Советская, дом 37; далее - отдел) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Кальян-Тверь" (ОГРН 1146952011800, ИНН 6950183226; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, бульвар Радищева, дом 5; далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 25 февраля 2019 года заявленное требование удовлетворено - общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб. Продукцию, указанную в протоколе изъятия вещей и документов от 15.11.2018 N 006907, решено изъять и уничтожить.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В обоснование своей позиции указывает, что в совершении правонарушения отсутствует вина, поскольку реализации продукции осуществлена его работником без ведома общества. В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Отдела отзыв на апелляционную жалобу не представил, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителей в суд не направил, в связи с этим жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела, 15.11.2018 в 17 час 55 мин в помещении бара, принадлежащего обществу, расположенного по адресу: г. Тверь, бул. Радищева, д. 5, сотрудниками отдела выявлен факт розничной продажи алкогольной продукции 5 наименований (пивной напиток "Велкопоповицкий козел", 0,5 л, алк. 3,7%, в количестве 2 банок; пиво светлое "Велкопоповицкий козел", 0,5 л, алк. 4 %, в количестве 14 банок; пиво светлое "Старопрамен", 0,45 л, алк. 4,6 %, в количестве 6 банок; пиво светлое "Хейнекен", 0,45 л, алк. 4,8 %, в количестве 10 банок) при оказании услуг общественного питания.
При этом в нарушение пункта 1 статьи 10.2, пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) сопроводительные документы, удостоверяющие легальность производства и оборота перечисленной алкогольной продукции у общества отсутствовали.
Указанные обстоятельства зафиксированы отделом в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 15.11.2018, в отношении алкогольной продукции отделом составлен протокол изъятия вещей и документов от 15.11.2018.
По факту выявленного правонарушения отделом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 18.01.2019 N 191034/54, согласно которому в действиях общества имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Посчитав состав правонарушения установленным, отдел обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное требование.
Согласно части 2 статьи 14.16 КоАП РФ оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
На основании пункту 7 статьи 2 указанного Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
В силу пункта 16 статьи 2 названного Закона под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями данного Закона.
Из пункта 1 статьи 10.2 названного Закона (в редакции, действующей с 01.07.2018) следует, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, если иное не установлено настоящей статьей:
товарно-транспортной накладной (подпункт 1 пункта 1 указанного Закона);
справки, прилагаемой к таможенной декларации, для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также для алкогольной продукции, маркируемой в соответствии с настоящим Федеральным законом акцизными марками, информация об объеме оборота которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе по каждой единице алкогольной продукции. Такая справка не заполняется для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) (подпункт 2 пункта 1 названного Закона);
справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, импортированных и являющихся товарами ЕАЭС, в целях использования такой продукции в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенных на территории Российской Федерации или импортированных и являющихся товарами ЕАЭС, а также для алкогольной продукции, маркируемой в соответствии с настоящим Федеральным законом федеральными специальными марками, информация об объеме оборота которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе по каждой единице алкогольной продукции (подпункт 3 пункта 1 указанного Закона);
уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции) (подпункт 4 пункта 1 указанного Закона);
заверенной подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копии извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копии извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта из государств, не являющихся членами ЕАЭС) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта (подпункт 5 пункта 1 данного Закона);
копии договора о поставке за пределы Российской Федерации (в случае производства, закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза из Российской Федерации (экспорта) пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1 500 миллилитров) (подпункт 6 пункта 1 указанного Закона).
Согласно пункту 2 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
С учетом вышеизложенного алкогольная продукция считается находящейся в незаконном обороте в случае, если ее оборот (в том числе розничная продажа) осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ, то есть при отсутствии товарно-транспортной накладной, справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной или таможенной декларации.
С 01.07.2018 в статью 10.2 Закона N 171-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми пиво и пивные напитки не подлежат обязательной маркировке, следовательно, требования подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ не распространяются на пиво и пивные напитки.
В связи с этим с 01.07.2018 заполнение справок к товарно-транспортным накладным и таможенным декларациям при осуществлении оборота пива и пивных напитков не требуется.
Между тем внесенные изменения в Закон N 171-ФЗ не исключили обязанность лица, осуществляющего оборот пива и пивной продукции, иметь товарно-транспортные накладные на данную продукцию.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции.
В силу пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается в том числе оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Подтверждается протоколом осмотра от 15.11.2018, протоколом об административном правонарушении от 18.01.2019 N 191034/54, что обществом осуществлялась деятельность по розничной продаже алкогольной продукции без наличия товарно-транспортной накладной на указанную продукцию.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).
Доказательств того, что обществом принимались достаточные меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства, которые свидетельствовали бы об отсутствии его вины, а также наличия обстоятельств, препятствующих исполнению его обязанностей, доказательств, подтверждающих отсутствие у него реальной возможности принять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений законодательства, в материалах дела не имеется.
Доводы общества о том, что вменяемое ему правонарушение совершил бармен с целью извлечения личной выгоды, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку не свидетельствуют об отсутствии вины общества и принятии им всех зависящих мер для недопущения совершения правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.
Неисполнение юридическим лицом требований действующего законодательства вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от административной ответственности, а свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля со стороны общества за действиями своих работников.
Неосуществление юридическим лицом должного контроля за работой своих сотрудников, приведшее к нарушению правил продажи алкогольной продукции, влечет соответствующую ответственность этого юридического лица.
Кроме того, юридическое лицо вправе в установленном законом порядке предъявлять требования о возмещении ущерба, нанесенного ему по вине работника, что, в частности, подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14.12.2000 N 244-О.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ответчика состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Наказание назначено обществу в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, который в силу частей 1, 2 статьи 4.5 КоАП РФ составляет 1 год с момента обнаружения правонарушения.
При назначении наказания суд первой инстанции на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ учел отсутствие негативных последствий совершенного правонарушения, в связи с чем назначил обществу наказание в виде административного штрафа в сумме 100 000 руб., что вдвое меньше минимального размера штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Каких-либо нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности апелляционной коллегией не выявлено.
Доводы общества о том, что оно не извещалось о дате и времени судебного разбирательства, апелляционная коллегия отклоняет, поскольку из материалов дела следует, что определение суда от 04.02.2019 о принятии заявления отдела к производству направлено по единственному известному адресу общества, который является также адресом его государственной регистрации, и возвращено в связи с истечением срока хранения.
По данному адресу общество получало извещения отдела, а также решение суда первой инстанции о привлечении его к административной ответственности.
По смыслу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. По общему правилу лицо, участвующее в деле, должно принять все разумные и достаточные меры для получения судебных извещений по месту своего нахождения (жительства) и несет соответствующие риски непринятия таких мер.
Неполучение информации о начавшемся судебном процессе обусловлено действиями самого общества. Доказательств наличия объективных препятствий для получения корреспонденции обществом апелляционному суду не представлено.
Каких-либо доводов, не исследованных судом первой инстанции, обществом в апелляционной жалобе не заявлено.
Таким образом, на основании пункта 2 части 4 статьи 123 АПК РФ общество является надлежащим образом извещенным о дате и времени судебного заседания.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 25 февраля 2019 года по делу N А66-1478/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кальян-Тверь" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.