Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 3 октября 2019 г. N Ф10-4063/19 настоящее постановление оставлено без изменения
23 мая 2019 г. |
Дело N А83-7216/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Градовой О.Г.,
судей Малышевой И.А.,
Омельченко В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лесик А.В.,
при участии:
представителя компании "Роузвуд Эллей Эссетс Лимитед" - Завацкой Е.В.;
представителя Совета министров Республики Крым - Игнатьевой А.А.;
представителя Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым - Савич А.С.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу компании "Роузвуд Эллей Эссетс Лимитед" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 21 января 2019 года по делу N А83-7216/2017 (судья Лукачев С.О.)
по заявлению компании "Роузвуд Эллей Эссетс Лимитед" (номер компании БВО: 1655436 TridentChambersPOBox146; Роуд Таун, Тортола, Британские Виргинские острова; просп. Победы, 28А, каб. 308, г. Симферополь, Республика Крым, 295034)
к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым (ул. Кечкеметская, 198, г. Симферополь, Республика Крым, 295022),
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица: Совет министров Республики Крым (просп. Кирова, 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295005)
о признании недействительным приказа,
установил:
02.06.2017 компания "Роузвуд Эллей Эссетс Лимитед" (зарегистрирована 22.06.2011 на Британских Виргинских островах - л.д. 14 т. 1, филиал или представительство которой в Российской Федерации не аккредитовано, далее заявитель или Компания) подала в Арбитражный суд Республики Крым заявление о признании недействительным изданного 03.03.2017 Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым (ОГРН 1149102000860 - л.д. 102-107 т.3, далее Минприроды Крыма) приказа N 390 "О назначении временной администрации в компании "Роузвуд Эллей Эссетс Лимитед"" по тем основаниям, приказ нарушает права заявителя как собственника распоряжаться своим имуществом (л.д. 1-3 т.1).
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований по тем мотивам, что приказ издан во исполнение распоряжения Совета министров Республики Крым N 215-р/ДСП от 03.03.2017 о выкупе для нужд Республики Крым имущества, в признании недействительным которого вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Крым от 02.03.2018 по делу N А83-7222/2017 отказано; права заявителя оспариваемым приказом не нарушены (л.д. 125-132 т. 2).
Компанией "Роузвуд Эллей Эссетс Лимитед" подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит отменить решение суда по тем основаниям, что оно принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; при неправильном применении норм материального права; с нарушением норм процессуального права; изложенные в решении суда выводы не соответствуют обстоятельства дела (л.д. 142-147 т. 2).
Из отзыва Минприроды Крыма на апелляционную жалобу следует, что этот участник не согласен с ее доводами, поскольку ненормативный правовой акт был принят в пределах полномочий и в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (л.д. 171-172 т.2).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, представили Минприроды Крыма и Совета министров Республики Крым (ОГРН 1149102016414 - л.д. 11-13 т. 1, далее Совмин Крыма) с ее доводами не согласились по мотивам, приведенным в отзыве.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
03.03.2017 Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым издан приказ N 390 "О назначении временной администрации в компании "Роузвуд Эллей Эссетс Лимитед"" (л.д. 68- т. 1, 86, 123-129 т.3).
09.01.2017 в этот приказ внесены изменения относительно состава временной администрации, что следует из приказа Минприроды Крыма N 423 от 09.01.2017 (л.д. 67 т. 1, 122 т. 3).
Оспариваемым приказом предусмотрено:
пункты 1, 3 - с 04.03.2017 и до окончания мероприятий по выкупу имущества назначить в "Роузвуд Эллей Эссетс Лимитед" (организация) временную администрацию, функции и полномочия которой определены утвержденным Положением (приложение 1),
пункты 2, 3 - определен состав временной администрации, включая руководителя, имеющего права действовать от имени организации без доверенности с утверждением Приложения 2,
пункт 4 - на период деятельности временной администрации приостановлены полномочия исполнительных и иных органов организации,
пункт 5 - на период деятельности временной администрации отстранены от исполнения обязанностей руководитель и главный бухгалтер организации,
пункты 6-7 - на исполнительные органы и должностные лица организации возложена обязанность обеспечить беспрепятственный доступ временной администрации во все помещения и на всей территории организации, передать печати и штампы, учредительные, бухгалтерские, правоподтверждающие и договорные документы, а также материальные ценности,
пункты 8 - на временную администрацию возложена обязанность провести инвентаризацию имущества, указанного в распоряжении,
пунктами 9 и 10 - разрешены вопросы контроля и исполнения приказа (л.д. 68-73 т. 1).
Этот приказ издан во исполнение распоряжения Совета министров Республики Крым N 215-р/ДСП от 03.03.2017 "О выкупе для нужд Республики Крым имущества" (л.д. 10 т.2), которым был согласован выкуп принадлежащего "Роузвуд Эллей Эссетс Лимитед" имущества: земельного участка площадью 99.033 кв.м, зданий и сооружений, расположенных в пгт. Кореиз, Алупкинское шоссе, 52-б; и применена процедура назначения временной администрации, на Минприроды Крыма возложена обязанность осуществить мероприятия, связанные (в том числе) определением работы временной администрации (л.д. 10-11 т. 2).
14.08.2018 вступило в законную силу решение Арбитражного суда Республики Крым от 02.03.2018 по делу N А83-7222/2017, которым отказано в признании недействительным распоряжения Совета министров Республики Крым (далее - Совмин) от 03.03.2017 N 215-р/дсп. Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 16.11.2018 N Ф10-4739/2018 этот судебный акт и постановление суда апелляционной инстанции оставлены без изменения. Определением Верховного Суда РФ от 25.01.2019 N 310-КГ18-24209 Компании отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на названные судебные акты по делу N А83-7222/2017 (л.д. 179-180 т. 2).
Заявителем представлены свидетельства о государственной регистрации за ним по законодательству Российской Федерации права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные в г. Ялта, пгт. Кореиз, Алупкинское шоссе, 52-б:
3-этажное нежилое здание литера А, площадью 430,30 кв. м, с кадастровым номером 90:25:040201:2;
2-этажное нежилое здание литера В, площадью 153,10 кв. м, с кадастровым номером 90:25:040201:3;
иное сооружение терраса литера г, площадью 5,50 кв. м кадастровый номер 90:25:010201:3;
3-этажное нежилое здание, литера Б, площадью 240,50 кв. м, кадастровый номер 90:25:040201:4;
2-этажное нежилое здание баня литера Д, площадью 60,90 кв. м, кадастровый номер 90:25:040201:5;
3-этажное нежилое здание литера Г площадью 749,70 кв. м, кадастровый номер 90:25:040201:6;
иное сооружение (терраса) литера а1 площадью 14,00 кв. м, кадастровый номер 90:25:040201:7;
иное сооружение (площадка) площадью 265,00 кв. м, кадастровый номер 90:25:040201:8;
иное сооружение (терраса) площадью 9,60 кв. м, кадастровый номер 90:25:040201:9;
иное сооружение (терраса) литера д площадью 5,90 кв. м, кадастровый номер 90:25:040201:10;
иное сооружение (терраса) литера в1 площадью 43,40 кв. м, кадастровый номер 90:25:040201:11;
иное сооружение литера б1 площадью 22,40 кв. м, кадастровый номер 90:25:040201:12;
иное сооружение (терраса) литера б площадью 20,40 кв. м, кадастровый номер 90:25:040201:13;
иное сооружение (терраса) литера а площадью 18,70 кв. м, кадастровый номер 90:25:040201:14;
нежилое здание литера Р площадью 50,20 кв. м, кадастровый номер 90:25:040201:15;
нежилое здание литера М площадью 15,50 кв. м, кадастровый номер 90:25:040201:16;
нежилое здание литера Л площадью 7,90 кв. м, кадастровый номер 90:25:040201:17;
нежилое здание литера С площадью 20,00 кв. м, кадастровый номер 90:25:040201:18, приобретенного по договору купли-продажи от 26.02.2013 (л.д. 20-37 т. 1, 26-43 т. 3).
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 28.12.2016, действовавшей на 03.03.2017, далее Закон N 6-ФКЗ) Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Частью 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ предусмотрено, что до 01.01.2019 на территории Республики Крым особенности регулирования имущественных, земельных и лесных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В рамках реализации вышеуказанной компетенции 08.08.2014 был принят Закон Республики Крым "Об особенностях выкупа имущества в Республике Крым" N 47-ЗРК (далее - Закон N 47-ЗРК), в соответствии со статьей 1 которого действие настоящего Закона распространяется на общественные отношения, связанные с выкупом имущества для нужд Республики Крым, который осуществляется в случаях, связанных с необходимостью предотвращения угрозы жизни, здоровью населения Республики Крым, обеспечения функционирования объектов жизнедеятельности, эвакуации людей вследствие катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотии и других чрезвычайных обстоятельств, использования этого имущества в качестве объект имеющего особую социальную, культурную и историческую ценность.
Согласно статье 3 Закона N 47-ЗРК выкуп имущества осуществляется в порядке и сроки, установленные Советом министров Республики Крым, при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости имущества; перечень имущества, подлежащего выкупу, утверждается Советом министров Республики Крым.
Статьей 5 Закона N 47-ЗРК для обеспечения стабильного и безаварийного функционирования организаций, оказывающих влияние на жизнеобеспечение, оборону и безопасность Республики Крым, на период до завершения процедуры выкупа объекта может применяться процедура назначения временной администрации по управлению соответствующей организацией.
Таким образом, в соответствии с Законом N 47-ЗРК Совмину Крыма предоставлены полномочия по принятию решения о выкупе имущества и о применении процедуры назначения временной администрации по управлению соответствующим юридическим лицом на период до завершения процедуры выкупа объекта.
Как указано выше, соответствие распоряжения Совмина Крыма от 03.03.2017 N 215-р/дсп было проверено в судебном порядке по делу N А83-7222/2017, судебный акт вступил в законную силу, и потому в силу части 1 статьи 16 АПК РФ является обязательным для органов государственной власти, организаций и граждан.
При этом, судебными актами по делу N А83-7222/2017 были установлены обстоятельства, явившиеся основанием для принятия Совмином Крыма оспоренного распоряжения; в частности, самовольное занятие земельного участка возле водозабора Хаста-Баш в квартале 13 Алупкинского лесничества Ялтинского горно-лесного природного заповедника, этот земельный участок в дальнейшем использован для строительства туристической базы, предоставлен в аренду, а затем выкуплен.
В соответствии с частью 2 статьи 84 Конституция Республики Крым (принята Государственным Советом Республики Крым 11.04.2014) и части 6 статьи 41 Закона Республики Крым от 29.05.2014 N 5-ЗРК (ред. от 10.04.2018) "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 21.05.2014) распоряжения Совета министров Республики Крым, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Республике Крым.
Таким образом, оспариваемый приказ принят во исполнение обязательного для исполнения в Республике Крым распоряжения Совмина Крыма.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Заявитель не доказал, что оспоренный им приказ нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также свое право осуществлять такую деятельность на территории Российской Федерации, учитывая, что филиал или представительство заявителя в Российской Федерации не аккредитованы.
Предоставление правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества не является достаточным доказательством нарушения прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Избранный заявителем способ защиты его прав собственности путем обжалования приказа Минприроды Крыма не соответствует нарушенному, по мнению заявителя, праву, поскольку заявитель полагает, что он ограничен в своем праве собственности. Такой вид нарушения вещного права подлежит защите в порядке искового производства.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судебный акт принят без нарушений норм материального и процессуального права, иных оснований для его отмены (изменения) не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 21 января 2019 года по делу N А83-7216/2017 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу компании "Роузвуд Эллей Эссетс Лимитед" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.